Научная статья на тему 'Использование информационных технологий для обеспечения безопасности в практике кафедры транспортных средств и техносферной безопасности ФГБОУ ВПО ЧГУ'

Использование информационных технологий для обеспечения безопасности в практике кафедры транспортных средств и техносферной безопасности ФГБОУ ВПО ЧГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / INFORMATION TECHNOLOGIES / MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнев А.О.

Статья посвящена анализу современных информационных технологий в обучении студентов. Целью статьи служит выявление особенностей использования информационных технологий в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR SAFETY IN PRACTICE OF CHAIR OF VEHICLES AND THE TECHNOSPHERE SAFETY OF FGBOU VPO CHGU

The article is devoted the analysis of modern information technologies in training students. The purpose of this article is to identify specific use of information technology in higher education.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий для обеспечения безопасности в практике кафедры транспортных средств и техносферной безопасности ФГБОУ ВПО ЧГУ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАКТИКЕ КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ФГБОУ ВПО ЧГУ

А.О. Кочнев, канд. пед. наук, доцент Череповецкий государственный университет (Россия, г. Череповец)

Аннотация. Статья посвящена анализу современных информационных технологий в обучении студентов. Целью статьи служит выявление особенностей использования информационных технологий в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: информационные технологии, средства информационных технологий, безопасность, информация, мультимедиа.

Информация - это различные сведения, которым свойственно уменьшать степень неопределенности наших знаний о различных или конкретных объектах. Информация может быть преобразована и в дальнейшем использована с помощью информационных технологий.

Информационная технология - система определённых процедур переработки информации с определённой задачей сохранения, формирования, организации, обработки, распространения и использования.

Основную базу современных информационных технологий составляют:

- обработка информации по определённым алгоритмам;

- сохранение огромных объемов информации на различных носителях;

- передача информации на определённое расстояние в кратчайшее время.

Информационные технологии обучения - совокупная система методов и технических средств организации, сбора, хранения, обработки, передачи и представления различной информации, которая расширяет знания, умения, навыки человека и развивает возможности людей по организации управления различными процессами: социальными и техническими [1].

На наш взгляд, под информационной технологией обучения в профессиональной подготовке бакалавров, специалистов, магистров технических на-

правлений подготовки мы понимаем определённую систему общепедагогических, психологических, дидактических, частнометодических методов взаимодействия преподавателей и студентов с учетом технических и людских ресурсов.

Информационная технология обучения направлена на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам будущего профессионала.

Кроме того, необходимо отметить, что в информационных технологиях применяются различные средства. Под средствами новых информационных технологий понимается программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К новейшим средствам относятся: локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных

ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «Виртуальная реальность»); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Мультимедиа учебные технологии в области безопасной жизнедеятельности могут быть использованы в учреждениях общего, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования, учебных центрах и учебно-консультационных пунктах, в подразделениях различных министерств и ведомств, в различных общественных и коммерческих организаци-

ях [2, 3, 4, 5].

Комбинированное использование компьютерной графики, анимации, живого видеоизображения, звука, других медийных компонентов дает возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым.

В данный период времени чрезвычайные ситуации различного характера изучаются в основном теоретически, что на наш взгляд не способствует развитию компетенций. Наша основная и главная задача отойти от теоретических знаний к практическим умениям и навыкам с использованием информационных технологий.

Согласно данным ГидроМетеоБюро, на территории Вологодской области может быть до 16 опасных природных явлений, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям природного характера.

В городе Череповец, большая сосредоточенность промышленных производств таких как СеверСталь, ФосАгро, ФЭСКО, ФМК, которые могут привести

к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.

Высока вероятность конфликтных ситуаций в обществе, потому что не всегда общение имеет конструктивный характер, т.о. мы можем говорить о чрезвычайным ситуациям социального характера.

Таким образом, считаем актуальным, внедрение в процесс обучения интерактивных методов по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях

Цель программы: разработка и внедрение в образовательные учреждения Вологодской области интерактивных методов обучения по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.

Критерии достижения цели:

- не менее 75% положительной обратной связи по результатам итогового анкетирования;

- положительные результаты итогового тестирования - не ниже 80%.

Задачи программы:

- Разработать электронную версию спецкурса по чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера. (описание, основные характеристики, отличительные особенности).

- Обсудить версию разработанного курса на учебно-методических конференциях.

- Обеспечить информационную поддержку в Вологодской области.

- Внедрить версию разработанного курса в образовательные учреждения Вологодской области.

- Оценить обратную связь от участников проекта при помощи итогового анкетирования.

Создать информационный продукт, который в дальнейшем можно использовать в ССУЗах, СОШ, ВУЗах РФ

Характеристика учебного информационного продукта:

Наглядное представление о Ч.С. Природного характера с использованием видеороликов.

Поиск и нахождение алгоритмов действий человека из Ч.С. природного, техногенного, социального характера.

Таким образом, применение информационных технологий в процессе обучения студентов ВУЗа на наш взгляд повысит качество обучения, интерес к любому предмету, активность обучающихся.

Библиографический список

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

2. Кочнев А.О. Использование информационных технологий в области обучения, обеспечения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Череповецкие научные чтения - 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 81-83.

3. Кочнев А.О. Внедрение интерактивных методов в процесс обучения безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 3 (7). - С. 184-185.

4. Кочнев А.О. О проблеме познавательной активности обучающихся в киберпро-странстве // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 5 (13). - С. 216-217.

5. Кочнев А.О. Общенаучный уровень исследования развития познавательной активности студентов в контексте безопасной киберсоциализации // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6 (14). - С. 212-213.

Наглядное представление о Ч.С. техногенного характера с использованием видеороликов, наглядных ситуаций.

Наглядное представление о Ч.С. Социального характера с использованием видеороликов, наглядных ситуаций, фотографий и т.д.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR SAFETY IN PRACTICE OF CHAIR OF VEHICLES AND THE TECHNOSPHERE SAFETY

OF FGBOU VPO CHGU

A.O. Kochnev, candidate of pedagogical sciences, associate professor Cherepovets state university (Russia, Cherepovets)

Abstract. The article is devoted the analysis of modern information technologies in training students. The purpose of this article is to identify specific use of information technology in higher education.

Keywords: information technologies, means of information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.