Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ОТКЛОНЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / REJECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаев Виктор Дмитриевич, Полежаева Людмила Николаевна, Корзинова Елена Игоревна

В статье представлена технология обеспечения содержательной доступности дисциплин естественно-научного цикла основной образовательной программы для студентов c ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного двухуровневого интегрированного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рассмотрены особенности образовательно-реабилитационного комплекса по графическим дисциплинам. Исследуется влияние современной образовательной среды с использованием инновационных информационных и коммуникационных технологий на возможности развития профессиональных и личностных компетенций, а также адаптации к условиям последующего обучения вместе с обычными студентами, что имеет большое значение с точки зрения социальной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полежаев Виктор Дмитриевич, Полежаева Людмила Николаевна, Корзинова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE TEACHING OF STUDENTS WITH DISABILITIES TO GRAPHICAL DISCIPLINES

In the article presents the technology of ensuring availability of disciplines of science cycle for the basic educational program for students with disabilities in conditions of continuous two-level integrated education in the Bauman Moscow State Technical University. It viewed the features of the educational-rehabilitation complex for graphical disciplines. It researched the influence of the modern educational environment with use of innovative information and communication technologies on the opportunities of development of professional and personal competences as well as adaptation to the conditions of subsequent training with normal students, that is very important from the point if view of social integration.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

УДК 377:741.76

ПОЛЕЖАЕВ В.Д., ПОЛЕЖАЕВА Л.Н., КОРЗИНОВА Е.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, информационно-образовательная среда, информационные и коммуникационные технологии, учебный процесс, коррекция, отклонения, адаптация.

В статье представлена технология обеспечения содержательной доступности дисциплин естественно-научного цикла основной образовательной программы для студентов c ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного двухуровневого интегрированного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рассмотрены особенности образовательно-реабилитационного комплекса по графическим дисциплинам. Исследуется влияние современной образовательной среды с использованием инновационных информационных и коммуникационных технологий на возможности развития профессиональных и личностных компетенций, а также адаптации к условиям последующего обучения вместе с обычными студентами, что имеет большое значение с точки зрения социальной интеграции.

POLEZHAEV, V.D., POLEZHAEVA, L.N., KORZINOVA, E.I.

USAGE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE TEACHING OF STUDENTS WITH DISABILITIES TO GRAPHICAL DISCIPLINES

Keywords: disabilities, information-educational environment, information and communication technologies, educational process, correction, rejection, adaptation.

In the article presents the technology of ensuring availability of disciplines of science cycle for the basic educational program for students with disabilities in conditions of continuous two-level integrated education in the Bauman Moscow State Technical University. It viewed the features of the educational-rehabilitation complex for graphical disciplines. It researched the influence of the modern educational environment with use of innovative information and communication technologies on the opportunities of development of professional and personal competences as well as adaptation to the conditions of subsequent training with normal students, that is very important from the point if view of social integration.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на многие годы вперед определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

МГТУ им. Н.Э. Баумана - первый в мире университет общего типа и единственный национальный исследовательский университет техники и технологий, который в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования успешно реализует и эффективно развивает специальные образовательно-реабилитационные программы (ОРП) инженерного образования глухих и слабослышащих лиц. Реализацию ОРП осуществляет действующий с 1994 года на правах факультета «Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху)» (ГУИМЦ).

Центр образован для разработки научно-методических основ и практической реализации моделей комплексной реабилитации инвалидов, а также предоставления реабилитационных услуг, технических и программно-аппаратных средств для создания этому контингенту граждан равных возможностей и благоприятных условий для их интеграции в общество.

Генеральная Стратегия университета в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает:

• подготовку высококлассных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке интеллектуального труда, экономически независимых профессионалов, с развитыми лидерскими качествами, которые смогут внести свой вклад в развитие России.

• доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет.

• интеграцию в среду университета - от изолированных групп первого года обучения через совместные лекционные занятия на втором и третьем году обучения (базовое высшее образование) к тотальной интеграции в общие группы на этапах бакалавриата, магистратуры, специалитета.

В ГУИМЦ развивается и реализуется совокупность всех известных в настоящее время и постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

• профессиональное образование и профессиональная реабилитация;

• профессиональная ориентация;

• социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);

• медицинская реабилитация и профилактика;

• реабилитационный спорт и физкультура;

• социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция.

Вся работа Центра строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных непосредственно специалистами Центра и лучшими зарубежными специалистами в области образования инвалидов по слуху с применением современных компьютерных и информационных технологий. Центр сотрудничает со многими организациями, занимающимися аналогичной деятельностью, как в России, так и за рубежом.

Сотрудники ГУИМЦ разрабатывают и реализуют специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов с нарушениями слуха в условиях двухуровневого интегрированного высшего профессионального образования. Основу реабилитационного компонента программ составляют циклы технологических дисциплин, реализованных на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) обучения, повышающих доступность образовательной и социокультурной среды вуза для студентов.

На первом и втором курсах в учебном плане преобладают физико-математические дисциплины, которые не только являются фундаментом будущей профессии, но и формируют инженерное мировоззрение, умение понимать физическую сущность явлений и владеть навыками их математического описания. Кроме этого в учебный план первого года обучения включён специальный цикл дисциплин профадаптационного, профориентационного и профдиагностического характера, а также цикл дисциплин обучения жизни с инвалидностью.

Учебные планы второго и третьего годов обучения содержат ряд дисциплин учебных планов будущей специальности. В них также остается цикл дисциплин «Обучение жизни с инвалидностью», количество часов по которым постепенно уменьшается. Таким образом, общеуниверситетский двухлетний цикл для студентов ГУИМЦ рассчитан на три года обучения. Затем осуществляется перевод на третий курс в общие группы и обучение по общим учебным планам в интегрированной группе студентов.

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья в техническом университете по индивидуальной образовательной траектории требует внедрения особых методик обучения и создания образовательного пространства, объединяющего профессиональные знания, навыки и реабилитационное сопровождение для подготовки кадров с мировым уровнем профессиональной компетентности. Бауманская традиция сочетания серьёзного практического обучения и высокого уровня теоретического преподавания унаследована и в специальной образовательной программе для студентов ГУИМЦ. Для этого контингента студентов осуществляется комплекс поддержки, включающий в себя техническую поддержку (радиоклассы), специальную поддержку (проведение аудиологического обследования и мониторинга слуховой функции, другие виды поддержки); сурдоперевод; записывание лекций; тьюторинг (индивидуальные и групповые консультации и занятия со студентами); социально-бытовую и правовую поддержку.

В настоящее время в МГТУ им. Н.Э. Баумана в ГУИМЦ обучаются более 200 студентов с ОВЗ из регионов РФ и стран СНГ. Организация учебного процесса по форме приближена к индивидуальной: занятия проводятся в группах с наполняемостью не более 12 человек; сроки изучения базовых фундаментальных дисциплин основной образовательной программы (ООП) удлиняются при сохранении их содержания; для каждого студента ГУИМЦ по результатам мониторинга функционального состояния формируется индивидуальный пакет специального ресурсного обеспечения;

В этот пакет входят индивидуальные и групповые технические средства и дополнительные услуги поддержки, реабилитации и коммуникации: радиоклассы, специальные устройства, специальное программное обеспечение, специальные программно-аппаратные комплексы, тьюторинг, записывание лекций, сурдоперевод и услуги медико-социального характера; в учебные планы включены предметные коррекционные курсы по базовым, наиболее трудоемким дисциплинам ООП, а также изучение технологий профессиональной адаптации и коммуникации.

Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Для реабилитации студентов-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана используется следующее программно-аппаратное обеспечение:

> Рабочее место аудиолога;

> Индивидуальные слуховые аппараты;

^ Тренажеры слухоречевого коммуникативного мастерства ^и7 с аксессуарами);

^ Модифицируемые компьютерные рабочие места студентов инвалидов на основе тренажеров DU7;

> Оборудование для проведения лабораторных работ на основе тренажеров DU7.

Специальные аудитории ГУИМЦ, где проходит большинство занятий младших

курсов, оснащены разнообразным оборудованием и приспособлениями, которые облегчают восприятие материала предметов студентам, имеющим ослабленный слух. Крайне важным является использование студентами индивидуальных ТСР - слуховых аппаратов, и их совместимость с комплексом средств (наличие режимов «Т» или «МТ», «^М», слухопротезирование высокотехнологичными цифровыми слуховыми аппаратами). При переходе в общие потоки студенты также продолжают пользоваться мобильными беспроводными радиосистемами, и остаются в зоне пристального внимания специалистов центра.

Сочетание вспомогательных технических средств (радиоклассов, представляющих приемо-передающие устройства, индукционных петель, акустических систем, в том числе систем звукового поля), специальных реабилитационных технологий, применение преподавателями мультимедиа и электронного контента, создает особую образовательную среду, способствующую полноценному слухоречевому развитию и формированию компетенций у студентов - будущих инженеров, менеджеров, исследователей, ученых.

Для обеспечения обучения студентов-инвалидов в ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана используются следующие технологические устройства в качестве элементов для функционирования безбарьерной образовательно-реабилитационной среды:

^ Радиоклассы отечественные и импортные;

> Мультимедийное устройство сопровождения учебного процесса - «экран сурдопереводчика»;

^ Заушный индуктор моноуральный и биноуральный;

^ Специализированное автоматизированное рабочее место студента;

> Зеркальное устройство проецирования для аудиторной доски;

^ Индукционная петля в учебной аудитории;

^ Звуковая колонка для учебной аудитории;

^ Индукционная рамка.

Изучение геометро-графических дисциплин является важной частью профессиональной подготовки инженера, поэтому необходима разработка методов преподавания, дающих максимальный положительный эффект от их реализации. Обучение глухих и слабослышащих студентов математике отличается от обучения обычных студентов в силу многих причин. Выделим несколько основных проблем глухих и слабослышащих студентов, связанных с их некоторыми специфическими психофизиологическими особенностями, влияющими на образовательный процесс:

К трудностям, нередко проявляющимися у студентов данного контингента и обусловленным их психофизиологическими особенностями, относятся: более ограниченные возможности восприятия информации, чем у большинства студентов, ограниченный словарный запас, недоразвитость фонематического восприятия и анализа, приводящая к затруднению понимания устной и письменной речи; интравертность, инфантилизм, слабо развитая и нестабильная эмоционально-волевая сфера; низкий уровень коммуникабельности; отсутствие навыков сотрудничества с преподавателем; сложности перехода с конкретно-образного мышления на словесно-логическое; плохое запоминание учебного материала (текстового и графического), слабая развитость долговременной памяти; ограниченная способность переформулировать любую информацию в речевую форму (устную и письменную); недоразвитие навыков самостоятельной работы; недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей и отношений между математическими объектами; слабость навыков актуализации знаний; трудности в сосредоточении на задании; заторможенность при соотнесении объемных и плоских фигур и др.

Наличие специфических психофизиологических особенностей у студентов с нарушением слуха, влияющих на восприятие информации, требует специальной организации учебного процесса. Для помощи слабослышащим и глухим студентам в ГУИМЦ используются технические средства реабилитации (ТСР) и технические средства обучения (ТСО), работают специалисты-реабилитологи (сурдопереводчики, психологи, медики), используются слуховые системы, радиоклассы, лекции и занятия проводятся в специализированных аудиториях. Но в обучении главное значение имеют методы и приемы преподавания. При этом ставятся задачи, которые для рассматриваемого контингента студентов носят специфический характер. Все они, помимо специальной цели, имеют общую цель - организацию обратной связи в процессе обучения.

Традиционные для высшей школы методики и технологии проведения занятий опираются, в основном, на вербальную передачу учебной информации, что создает труднопреодолимые барьеры в восприятии и усвоении графического и текстового учебного материала во время лекций и семинаров для глухих и слабослышащих студентов при интегрированном обучении в техническом университете.

Вышеуказанные проблемы, влияющие на характер усвоения учебного материала студентами ГУИМЦ, возникают не только при изучении математических дисциплин, но и многих других изучаемых ими предметов. Из этого можно сделать вывод о том, что преподаватель должен уделять значительное внимание усвоению материала глухими и слабослышащими студентами, пробелам в их знаниях и помогать развивать способности к установлению и пониманию причинно-следственных связей и отношений между математическими объектами. Но у каждого студента свой объем знаний, свои пробелы и свой уровень подготовленности. Поэтому, идеальный вариант - индивидуальный подход к каждому. Но тогда преподаватель неизбежно столкнется с проблемой недостатка времени, он за установленный нормативный объём часов занятий не сможет изложить весь материал, предусмотренный учебным планом.

Отсюда следует, что студентам ГУИМЦ необходима дополнительная помощь в освоении материала, поскольку от преподавателя, читающего им лекции, либо проводящего семинарские занятия, не всегда удается получить помощь в той мере, в которой она

требуется. Одной из особенностей изучения математики студентами ГУИМЦ является возможность получения дополнительной консультации у волонтера, либо у тьютора.

Важным средством помощи студентам являются предметно-коррекционные курсы по математике, проводимые преподавателями. Под коррекцией понимается деятельность по устранению отклонений от заданных характеристик всех составляющих учебного процесса на каждом его этапе. Предметно-коррекционные курсы помогают студентам адаптироваться к новому материалу, корректируют его освоение с учетом проблем, указанных выше. Это действительно мощное средство помощи студентам в освоении математических дисциплин, но для них, как и для других дисциплин, существует учебный план, а, следовательно, ограничена продолжительность объяснения каждой темы.

Актуальным становится поиск путей оптимизации и совершенствования обучения математике. Обучения, основанного на разумном сочетании логического и наглядно-образного мышления. В настоящее время активно разрабатываются технологии обучения, в которых важную роль играет принцип наглядности. Считается, что именно наглядное обучение позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование математических знаний, поддерживает интерес и мотивацию обучения, приводит к более высокому уровню развития математического мышления. При обучении инвалидов по слуху желательно придерживаться принципа максимальной наглядности. Студентам с недостатками слуха это особенно необходимо. У студентов с ограниченными возможностями здоровья могут быть недостаточно развиты причинно-следственные связи, поэтому каждая иллюстрация теоретических положений, каждый чертеж к теореме или задаче помогают осваивать учебный материал и формировать причинно-следственные связи. Студент может забыть доказательство теоремы, но иллюстрацию к ней из-за её наглядности и образности забыть бывает труднее, чем запомнить.

Максимально возможные иллюстративность, образность, информативность сначала помогают студенту сами по себе, а потом помогают развитию памяти. При этом полноценная иллюстрация к задаче может помочь прогнозировать некоторые результаты и, тем самым, облегчить процесс её решения. Метод визуализации помогает найти путь решения, увидеть взаимосвязи понятий, оценить их роль и значение для задачи в частности и соответствующей теории вообще. Использование визуально-ориентированного обучения, основанного на широком использовании в учебном процессе компьютерных технологий и средств мультимедиа, позволяет оптимизировать учебный процесс.

Формирование информационно-образовательной среды актуально для изучения дисциплин графического цикла, таких как «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» - общеинженерных дисциплин, с которыми студенты встречаются на первом году обучения. В этой среде можно выделить следующие функции компьютерных технологий: информационную - учебно-методические материалы, коммуникационную - форумы, скайп и электронная почта и инструментальную - прикладные графические программы для автоматизации процесса выполнения графических работ. Применение современных компьютерных технологий и средств мультимедиа стимулирует познавательные процессы, активность студентов на занятиях

Профессиональная среда, научная работа, специальные условия благотворно влияют на качество профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что проходные баллы абитуриентов при зачислении не высоки, студенты ГУИМЦ успешно учатся, у них нет проблем с трудоустройством - они востребованы на рынке труда. Уникальный опыт МГТУ им. Н.Э.Баумана был востребован при реализации Программы по созданию инновационных продуктов и услуг, призванных улучшить условия жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, решить проблемы социальной адаптации и повышения их благосостояния.

Литература и источники

1. Волков А.А., Орешкина О.А. Информационно-коммуникационные технологии проектного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия «Естественные науки». 2013. № 3 (50) С.117-130.

2. Койфман К.Г. Решение проблем освоения математики студентами ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана // Молодежный научно-технический вестник № 07, июль 2013 С. 40.

3. Лунина И.Н. Роль образовательно - реабилитационного комплекса по инженерной графике в формировании профессиональных компетенций в условиях интегрированного обучения плохослышащих студентов в техническом университете // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2012. № 10. С. 78-81.

4. Морозов А.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Концепт, 2016. Т. 8. С. 1-5.

5. Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Задачи коррекционного курса математики // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. C. 48-58.

References and Sources

1. Volkov A.A., Oreshkina O.A. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii proektnogo obucheniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik MGTU im. N.EH. Baumana. Seriya «Estestvennye nauki». 2013. № 3 (50) S.117-130.

2. Kojfman K.G. Reshenie problem osvoeniya matematiki studentami GUIMC MGTU im. N.EH. Baumana // Molodezhnyj nauchno-tekhnicheskij vestnik № 07, iyul' 2013 S. 40.

3. Lunina I.N. Rol' obrazovatel'no - reabilitacionnogo kompleksa po inzhenernoj grafike v formirovanii professional'nyh kompetencij v usloviyah integrirovannogo obucheniya plohoslyshashchih studentov v tekhnicheskom universitete // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Mashinostroenie. 2012. № 10. S. 78-81.

4. Morozov A.V. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v inklyuzivnom i distancionnom obrazovanii pri obuchenii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. M.: Koncept, 2016. T. 8. S. 1-5.

5. Stanevskij A.G., Stolyarova Z.F. Zadachi korrekcionnogo kursa matematiki // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. № 2. C. 48-58.1.

ПОЛЕЖАЕВ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор Московского государственного технического университета им Н.Э. Баумана.

ПОЛЕЖАЕВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат технических наук, доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

КОРЗИНОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА - доктор педагогических наук, профессор института искусств Московского педагогического государственного университета

POLEZHAEV, VIKTOR D. - Doctor of Pedagogy, Professor, Bauman Moscow State Technical University (polej@mail.ru)

POLEZHAEVA, LIUDMILA N. - Ph.D. Sciences, Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics (lnpole@mail.ru)

KORZINOVA, ELENA I. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University.

УДК 378:371.38:7.07

ШАБАНОВ Н.К., ШАБАНОВА М.Н., СКВОРЦОВ К.А. КОМПОЗИЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ХУДОЖНИКА-

ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Ключевые слова: композиция, художник - педагог, деятельность, студенты.

В статье рассматривается роль предмета «Композиция» в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства, освещаются вопросы специфики, методов и приемов преподавания композиции на художественно-графических факультетах. Авторы отмечают, что занятия по композиции педагогу следует начинать с организации постановок натюрмортов. При этом \от студентов с самого начала обучения необходимо требовать в процессе организации, постановки и выполнения работ раскрывать методику, этапы выполнения задания, общие и специфические изобразительно-выразительные средства и приемы работы в разных материалах и техниках. По ходу объяснения они должны выполнять не только фор-эскизы, зарисовки, наброски и этюды, как это рекомендовано программой по композиции, но и педагогические рисунки, подробно раскрывая и анализируя с учетом детского восприятия такие понятия, как симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, контраст, колорит, пространство, плановость, композиционный центр. Занятия по композиции на художественно-графических факультетах вузов будут иметь профессионально-педагогическую направленность при условии, если преподаватель будет формировать у студентов коммуникативно -аналитические, прогностические, оценочные умения.

SHABANOV, N.K., SHABANOVA, М-N., SKVORCOV, K.A. COMPOSITION IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF THE ARTIST-PEDAGOGUE

IN THE UNIVERSITY

Keywords: composition, artist-pedagogue, activity, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.