ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Панина Елена Юрьевна
канд. пед. наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Пермь E-Mail: epanina@list.ru
Левчегова Светлана Михайловна
студентка гр. Zm723 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Пермь E-Mail: levchegova. sveta@yandex. ru
USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Elena Panina, Ph. D,
Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-Mail: epanina@list.ru
Svetlana Levchegova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group Zm723, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-Mail: levchegova.sveta@yandex.ru
Аннотация. Предметом исследования в данной статье является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке иностранного языка. Рассматривается целесообразность применения видеоматериалов на уроке иностранного языка как средства интенсификации учебного процесса и придания ему максимальной коммуникативной направленности. Предлагается методика работы с ИКТ, типология упражнений и заданий с их использованием на каждом этапе обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, модернизация образования; средства ИКТ, обучение иностранному языку; оптимизация учебного процесса.
Abstract. The paper investigates the usage of ICT in foreign language classes. The author discusses the practicability of using ICT in foreign language classes as a means of academic activity intensification and of making it more communication oriented. The paper provides the methodology for working with ICT and a classification system of exercises and tasks for every stage of course.
© Панина Е.Ю., Левчегова С.М., 2021
Keywords: information-communication technology, education modernization, means of the new information technologies, foreign language training, training optimization.
Одной из проблем обучения иностранному языку является удаленность ученика от страны изучаемого языка. Ранее обучение иноязычному общению строилось таким образом, что ученики вынуждены были инсценировать коммуникацию на иностранном языке посредством ролевых игр, диалогов и т.д. Использование ИКТ решает эту проблему, расширяя рамки классной комнаты и впуская туда иноязычную действительность посредством Интернета. Коммуникация с носителями языка становится проще и доступнее, становится видимой и слышимой. Получаемая информация актуальна и аутентична. Все это повышает мотивацию к изучению иностранного языка и способствует достижению цели обучения.
Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ [15: 7].
На сегодняшний день ИКТ являются важной составляющей процесса обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.
Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:
^ повышение качества обучения на основании использования
в образовательном процессе ИКТ; ^ повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся,
посредством применения активных методов обучения; ^ осуществление интеграции различных видов учебной деятельности; ^ осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии
с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся; ^ осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении;
^ разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного
обучения на основе ИКТ; ^ осуществление совершенствования программного и методического
обучения образовательного процесса; ^ повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства [15: 8]. Можно выделить основные цели, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:
✓ развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
✓ расширение активного и пассивного словарей;
✓ расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
✓ формирование культуры общения;
✓ формирование элементов глобального мышления;
✓ формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
✓ формирование навыков работы в группе.
Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности, а также представим ряд источников, которые можно использовать на данном этапе обучения:
При обучении фонетике. С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Микрофон и автоматический контроль произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.
https://speakenglishwell.ru/fonetika-anglijskogo-yazyka-dlya-detej/ https://lim-english.com/
https://englishfull.ru/fonetika/foneticheskie-stixi.html https://www.native-english.ru/pronounce
При обучении грамматике. Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке -исчезнет необходимость записывания материала на доске.
С помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). https://www.homeenglish.ru/ http://englishvoyage.com/exercises https://elt.oup.com/ https://www.englishgrammar.org/
При обучении лексике. На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности, оказания справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов) возможны такие виды работы, как упражнения на заполнение пропусков; упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква выделяется другим цветом; упражнения в виде игры на составление предложений; упражнения "Найди ошибку", в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией. http://members.learningplanet.com/teachers/index.asp https://study-english.info/vocabularies.php https://myenglishclassroom.com/list-of-glossaries
При обучении чтению. ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как:
✓ варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста;
✓ закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения;
✓ овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей);
✓ обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;
✓ оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);
✓ контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.
https://breakingnewsenglish.com;
https://busyteacher.org;
https://readingcomprehensionconnection.com;
https://www.readinga-z.com/ .
При обучении аудированию. Использование ИКТ позволяет формировать фонетические навыки аудирования и контролировать правильность понимания прослушанного текста. На данном этапе очень популярно использование видеоматериалов, некоторые из них представлены ниже в ссылках. https://puzzle-english.com/
https://www.youtube.com/playlist?list=PLUG1Gr2qk35AkoNnppsxkq7kNK6 G16cQ
https://www.youtube.com/playlist?list=PLTyvAtj9OYb1vr-gESA7 YyCQ2Bj Q9twqP
При обучении говорению. ИКТ на уроке предоставляет возможность формировать фонетические навыки говорения, а также позволяет организовать общение в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. http://www.learn-english.ru/ http ://learningapps.org http ://en.educaplay.com
http://www.visitlondon.com/discover-london/london-virtual-tour http://www.tagxedo.com
При обучении переводу. На данном этапе с помощью ИКТ можно:
✓ формировать лексические и грамматические навыки перевода;
✓ осуществлять контроль правильности перевода, овладения умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;
✓ оказать справочно-информационную поддержку, то есть применить автоматические словари, глоссарии, системы подбора антонимов и синонимов [16, 87].
https://www.deepl.com/ru/translator
https://www.multitran.com/
https://context.reverso.net/
Благодаря использованию информационных технологий на уроках иностранного языка, обучающиеся способны применять знания, полученные на уроке для решения практически-познавательных задач и проблем, владеют практическими навыками анализа информации, навыками самостоятельной работы, навыками самоорганизации, являются активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.
Список литературы
1. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2006. 45 с.
2. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филомантис, 2010. 188 с.