Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики'

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2272
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКА ФИЗИКА / ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ / ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Шохира Амонбоевна

В данной статье раскрыто использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Применение ИКТ не заменяет традиционные подходы в обучении, а значительно повышает их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики»

Список литературы

1. Иванов А.В. Пауки: их строение, образ жизни и значение для человека: учеб. для вузов / А.В. Иванов. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1965. 304 с.

2. Орлов Б.Н. Ядовитые беспозвоночные животные и их яды: учеб. пособие для студентов вузов / Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили, М.А. Кузнецова. Горький: ГГУ, 1981. 92с.

3. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов / И.Х. Шарова. Москва: ВЛАДОС, 2002. 592 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Ибрагимова Ш.А.

Ибрагимова Шохира Амонбоевна - учитель, школа № 41,

Бустанликский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыто использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Применение ИКТ не заменяет традиционные подходы в обучении, а значительно повышает их эффективность. Ключевые слова: урока физика, применение ИКТ, повышает эффективность.

В век развития компьютерных технологий современный урок невозможно представить без применения информационно -коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствуют самореализации, самораскрытию школьников, формируют их творческие способности, а также позволяют осуществлять контроль уровня учебных достижений учащихся. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира и целостное естественно -научное мировоззрение учащихся.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем, применение ИКТ не заменяет традиционные подходы в обучении, а значительно повышает их эффективность.

Использование информационных технологий на уроках физики расширяет возможности демонстрационного эксперимента через использование виртуальных образов, позволяет создать единое информационное пространство, реализовать непрерывное обучение через систему дистанционного образования, реализовать индивидуально-личностное обучение, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации и её критического отбора, а также показать, как практически используются компьютерные технологии в физической науке.

При организации урока с использованием информационных технологий необходимо определить методы, приемы, средства обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации обучающихся.

Работа учеников на уроке также является важными составляющими комплексного проведения урока с применением ИКТ. Необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности обучающихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и самостоятельная деятельность учащихся.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться и здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. На таких уроках желательно проведение физкультминуток и зарядки для глаз. Применение компьютера на уроке (15-20 минут) должно чередоваться с теоретическим материалом или опросом учащихся.

ИКТ могут использоваться на различных этапах урока:

- если это организационный момент, то целесообразно показать слайд с указанием темы и перечень вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование изучаемого материала учащимися;

- если проверка знаний учащихся, то её можно осуществить с помощью тестового контроля, в результате которого будет установлена степень усвоения материала;

- если изучение нового материала, то ИКТ позволяют наглядно, с опорой на зрительное восприятие учащихся более полно усвоить им изучаемый материал;

- если систематизация и закрепление материала, то повторение может сопровождаться демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.

В качестве показателей эффективности урока с использованием ИКТ можно рассматривать учебную мотивацию учащихся, затраты учебного времени на выполнение учебных заданий и на подготовку к уроку, качество обучения в классе.

Опыт использования компьютера и мультимедийных обучающих ресурсов на уроках позволяет предложить следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики [1]:

1. Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.

2. Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.

3. Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.

4. Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.

Таким образом, использование информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как субъекта образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе ИКТ позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников.

Исходя из того, что ИКТ-компетенция учителя физики основывается на знаниях о современных информационных системах, о физических основах создания средств ИКТ, умениях и навыках информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе средств ИКТ; наличии опыта компьютерного моделирования процессов

физического мира, проведения компьютерных экспериментов, построения на экране графиков и диаграмм, описывающих динамику изучаемых закономерностей и т.д.

Таким образом, использование ИКТ на уроках физики позволяет грамотно организовать подход к учебному процессу, а вместе с тем и повышает информационную грамотность всех участников учебного процесса.

Список литературы

1. Шамаева В.И. Современные информационные технологии на уроках физики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cctec.ru/shcool/singapai/ dok/Sovrem_informac_texnologii.doc/ (дата обращения: 19.11.2018).

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Урунбаев С.С.

Урунбаев Самат Сардарович - учитель, школа № 3,

Куйичирчикский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена новым подходам и методам обучения физике в современной школе. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Ключевые слова: метод, обучения, физика, современная школа.

Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в образование появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставится задача -пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Под этим понятием я подразумеваю, такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

В нашей школе имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Стараясь повысить эффективность уроков, использую инновационные технологии: проблемное обучение, зачетную систему, элементы технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.