Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Life Sciences and Agriculture
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INNOVATION / TECHNOLOGY / TELECOMMUNICATIONS / MULTIMEDIA EQUIPMENT / VIRTUAL LIBRARY / EDUCATIONAL PORTAL / MULTIMEDIA / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / INTEGRATION / COMPETENCE / МУЛЬТИМЕДИА УСКУНАЛАРИ / ВИРТУАЛ КУТУБХОНА / ТАЪЛИМ ПОРТАЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛ РИВОЖЛАНИШ / ВАКОЛАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова Мохигул

Дарс - ўқув жараёнининг асосий таркибий қисмидир. Бугунги кунда биология фани ўқитувчиларининг ишларида анъанавий ва инновацион ўқитиш усуллари қўлланилади. Ахборот ва коммуникация технологияларига эгалик қилиш ўқитувчига ўзига ишонч ҳис қилиш, ижодий, жамиятга керак бўлган комил инсонни шакллантиришга имкон беради ва муҳит яратади.Урок-является главной составной частью учебного процесса. На сегодняшний день в работах учителей биологии используются традиционные и инновационные методы обучения. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет учителю уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности, востребованной обществом.The lesson is the main component of the educational process. Today, traditional and innovative teaching methods are used in the work of biology teachers. Possession of information and communication technologies allows the teacher to feel confident, gives the opportunity and creates conditions for the formation of a creative, self-improving personality, in demand by society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимова Мохигул

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

DOI: 10.24411/2181- 0761/2021-10030 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Халимова Мохигул

Кокандский педагогический государственный институт

Урок-является главной составной частью учебного процесса. На сегодняшний день в работах учителей биологии используются традиционные и инновационные методы обучения. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет учителю уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности, востребованной обществом.

Ключевые слова: инновация, технология, телекоммуникация, мультимедийное оборудование, виртуальная библиотека, образовательный портал, мультимедиа, интеллектуальное развитие, интеграция, компетентность.

USE OF INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN BIOLOGY LESSONS

The lesson is the main component of the educational process. Today, traditional and innovative teaching methods are used in the work of biology teachers. Possession of information and communication technologies allows the teacher to feel confident, gives the opportunity and creates conditions for the formation of a creative, self-improving personality, in demand by society.

Key words: innovation, technology, telecommunications, multimedia equipment, virtual library, educational portal, multimedia, intellectual development, integration, competence

БИОЛОГИЯ ФАНИ ДАРСЛАРИДА АХБОРОТ КОММУНИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИДАН ФОЙДАЛАНИШ

Дарс - укув жараёнининг асосий таркибий кисмидир. Бугунги кунда биология фани укитувчиларининг ишларида анъанавий ва инновацион укитиш усуллари кулланилади. Ахборот ва коммуникация технологияларига эгалик ;илиш укитувчига узига ишонч х,ис килиш, ижодий, жамиятга керак булган комил инсонни шакллантиришга имкон беради ва мух,ит яратади.

Ключевые слова: инновация, технология, телекоммуникация, мультимедиа ускуналари, виртуал кутубхона, таълим портали, мультимедиа, интеллектуал ривожланиш, ваколат.

Актуальность: Последнее

десятилетие ознаменовалось введением в школьную программу большого количества новых учебных дисциплин. В связи с ограниченными, накладываемыми психолого-

физиологическими возможностями обучаемых, временными рамками

обучения, материальной базой школы и ее финансированием, расширение программы обучения происходит за счет уменьшения ресурсов на обучение традиционным дисциплинам. В

результате различного рода

нововведений особенно пострадала учебно-методическая база обучения

биологии. Глубокая информатизация соответствующих школьной биологии наук - биологии, экологии, медицины, сельскохозяйственных наук - требует расширения учебно-методической базы обучения биологии за счет включения средств новых инновационных технологий как средств изучения живого в различных его проявлениях.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-

ориентированное обучение..

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые

возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Урок является главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием

образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой.

Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых инновационные технологии. На сегодняшний день в работы учителей биологии используется традиционные и инновационные методы обучение. К традиционным методом использованию относятся: книги, справочники, энциклопедии, аудиозапись,

видеоматериалы, средств массовой информации.

К методу инновационного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. На сегодняшний день учителя средней школы используют новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование,

виртуальные библиотеки,

образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет конференций, проводят мультимедиа уроки, применяют анимационные модели в обучении.

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет учителю уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне.

Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-

коммуникационных технологий.

Информационные и коммуникационные технологии способствуют

качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой

здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития

новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.

Социальный заказ

предусматривает повышение

биологической грамотности

подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует

совершенствования биологического образования на всех уровнях.

При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе. Согласно школьной программе, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественно научной картины мира;

-методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;

-о строении, жизнедеятельности и среда образующей роли живых организмов;

-о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности

собственного организма;

-использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

-работать с биологическими приборами, инструментами,

справочниками;

-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических

экспериментов, работы с различными источниками информации;

Предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками. Таким образом, в преподавании биологии возникают определенные противоречия:

1. Особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. В то же время предмет биологии достаточно сложен, а базисный учебный план определяет время для изучения биологии в размере 2 часов в неделю.

2. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень облучённости при низкой мотивации учащихся.

Педагог на уроках биологии должен научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация

образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются

преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы -для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно-справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники -комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Можно использовать следующие ИКТ: компьютерное тестирование, метод проектов Intel "Обучение для будущего", уроки и игры с использованием интерактивной Smart-доски, Интернет-уроки, уроки или фрагменты к ним по биологии в программе Power Point, электронные учебники, энциклопедии и практикумы, презентации и буклеты.

Использование умений работать на компьютере при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, НПК способствует созданию ситуации успеха учеников, повышают их мотивацию. При изучении темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов" (9, 10 классы) можно использовать несколько видеофрагментов, анимации,

рисунков, позволяющих проследить, как происходит этот процесс в динамике в целом: от момента образования половых клеток до момента формирования организма.

Благодаря такому наглядному изложению материала учащиеся воспринимают эту деликатную тему очень серьезно и заинтересовано, как научный факт, раскрывающий важное свойство живых организмов.

Обширным иллюстративным и теоретическим материалом

располагают и учебные

мультимедийные пособия по анатомии и физиологии человека - "Биология" и электронные атласы для школьников: "Анатомия, физиология, гигиена", "Ботаника" 6 класс, "Зоология" 7-8 класс. В этих пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования и компьютерные технологии.

Выводы. Внедрение

информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную

деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать

обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных обще учебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке, решает стоящие перед образовательным

учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, а также внедрение информационных технологий дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, что создает дополнительные подходы к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-

коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Применение

информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить

социализацию обучающихся, развить их коммуникативные способности,

повысить собственную самооценку, что ведет к повышению уровня мотивационной готовности к обучению. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-

коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Булычева М. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология. - 2008, №16 (авг.).

2. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М., Центр "Педагогический поиск". - 2004.

3. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии: учебное пособие для вузов / А.И. Никишов. - М.: Колосс, 2007. - 303 с.

4. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера. // Биология в школе. -1995, № 6.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - Мн.: Университетское, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.