Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
индивидуальный стиль / способности / познавательная деятельность / репрезентативные системы / идентификация предпочтений

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Нина Васильевна, Баубекова Замира Джураевна, Курмангалиева Жанаргуль Курманбаевна

В статье отражены основные направления использования познавательного опыта обучающихся в развитии познавательных способностей. Сделан обзор использования индивидуального стиля деятельности в психологических работах ведущих психологов. Обращается внимание на существующие каналы приобретения учащихся познавательного опыта через доминирующие репрезентативные системы. Разработаны методические рекомендации по развитию познавательных способностей учащихся а процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власова Нина Васильевна, Баубекова Замира Джураевна, Курмангалиева Жанаргуль Курманбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

УДК 159

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ВЛАСОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Доцент, Университет «Туран-Астана»

БАУБЕКОВА ЗАМИРА ДЖУРАЕВНА

Профессор, Университет «Туран-Астана»

КУРМАНГАЛИЕВА ЖАНАРГУЛЬ КУРМАНБАЕВНА

Старший преподаватель «Университет-Туран-Астана»

Аннотация. В статье отражены основные направления использования познавательного опыта обучающихся в развитии познавательных способностей. Сделан обзор использования индивидуального стиля деятельности в психологических работах ведущих психологов. Обращается внимание на существующие каналы приобретения учащихся познавательного опыта через доминирующие репрезентативные системы. Разработаны методические рекомендации по развитию познавательных способностей учащихся а процессе обучения.

Ключевые слова: индивидуальный стиль; способности; познавательная деятельность; репрезентативные системы; идентификация предпочтений.

Человек находится в постоянном взаимодействии с обществом, социальной средой воздействует на нее, испытывает на себе ее воздействие. Это взаимодействие в значительной степени зависит от целого ряда факторов. В этот ряд входят социальная ситуация развития, уровень сформированности познавательных способностей, индивидуальный стиль деятельности личности.

В процессе обучения у каждого учащегося вырабатывается личный или индивидуальный способ организации своей познавательной деятельности. Уровень познавательной деятельности, представляет собой определенный набор учебных навыков и умений, характеризующие уровень учебной компетентности и объективных характеристик ученика.

Проблему изучения индивидуального стиля деятельности поставил впервые Е.А.Климов. Индивидуальный стиль различается по формальным признакам, в которые включены определенные компоненты: а) приемы и способы выполнения деятельности; б) личностные качества субъекта деятельности; в) адаптивная система личности к требованиям выполнения деятельности.

В значительной степени индивидуальный стиль деятельности зависит от типологических особенностей личности, который обладает своеобразными способами, направленными на успешное выполнение предстоящей деятельности. В познавательной деятельности это целый комплекс действий, куда входят, ориентировочные, поисковые, двигательные, исследовательские и другие действия направленные на успешное достижение цели. По сути, индивидуальный стиль, это комплекс психологических средств, применяемые личностью для выполнения планируемой деятельности, будь то сознательно или целенаправленно избранными для проявления своей индивидуальности и эффектности ее завершения. Определяя структуру стиля деятельности, Е.А.Климов отмечает ее проявления, в способах ее реализации, без особых усилий, иногда даже стихийно, в определенной обстановке на базе индивидуальных типологических особенностях. Они и составляют стержень индивидуального стиля, обеспечивая адаптивный эффект к окружающей его среде [1]

Как отмечают некоторые авторы, индивидуальный стиль формируется в познавательной деятельности. Он обеспечивает выполнения учебных задач, без особого напряжения и утомления (В.А. Рожина). В рассмотренной работе были выявлены основные направления формирования стиля деятельности младших школьников. В процессе формирования индивидуального стиля использовались критерии оценивания степени его формирования. Основные требования заключаются в соблюдении личностно-деятельностного подхода [2].

Вопросу формирования индивидуального стиля деятельности в психологической литературе уделено много внимания. Рассмотрены аспекты развития стиля деятельности в зависимости от развития способностей (С.Л. Рубинштейн), когнитивный стиль, природа индивидуального ума (М.А. Холодная), связь индивидуального стиля с типологическими свойствами нервной системы (Е.А. Климов), формирование индивидуального стиля в учебной деятельности (В.С. Мерлин) и др.

В комплексе индивидуально-психологических свойств человека важное место занимают способности. Чем богаче способности человека, тем быстрее придет к человеку успех даже в не очень знакомой деятельности. Однако чем сложнее деятельность, тем выше ее требования к общим способностям, обобщенной системе конструирования идеальных моделей выполнения любой деятельности. Способности человека выражаются в его индивидуально-психологические особенности, выражающие готовность к овладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью. Основными показателями способностей являются: быстрота, прочность и легкость освоения деятельности при прочных равных условиях (С.Л. Рубинштейн).

Вопросы формирования индивидуального стиля деятельности не теряют своей актуальности. Современные исследования направлены на формирование учебных компетенций на всех возрастных этапах, с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности (И.И. Левина, Л.М. Павлова) [3].

Рассмотрены также аспекты использования проективных методик при диагностике индивидуального стиля деятельности в познавательной деятельности. Использованные проективные диагностики позволяют развивать репрезентативные системы учащихся при усвоении учебного материала (Э.В. Пустынская) [4].

В своей работе мы анализировали способности учащихся, стиль познавательной деятельности, проследили направленность его изучения по двум линиям развития: личностных качеств и характера учащихся как субъектов деятельности. Обычно в когнитивной психологии, данное направление, направлено на изучение познавательных стилей деятельности на стыке познавательных процессов и психологии личности. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что познавательные стили отражают различия между людьми в характере переработки информации. Учитывая тесную связь восприятия и мышления, в познавательном стиле, мы в процессе практики изучали успеваемости детей в начальной школе. Изучали уровень развития познавательных процессов. В изучение познавательных процессов мы включили изучение особенностей восприятия и элементов логического мышления. Изучение особенностей восприятия, было направлено, на выявления стилей поведения обучающихся в процессе восприятия учебного материла и выявления преобладающего канала получения информации. Учитывая, что каждый ученик получает информацию через пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, и вкус. Главными рецепторами являются зрение, слух и осязание. Вкус и обоняние попадают под кинестетическую категорию ощущений тела. По нашим наблюдениям, познавательные способности различаются по способу переработки и работы с информацией, получаемой из внешних источников. Известно, что большинство информации воспринимается через три главные каналы визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (ощущение тела).

В соответствии с доминирующим каналом восприятия подбирался и соответствующий метод обучения. Идентифицируя собственное предпочтение, получения информации, обучающиеся способны достичь более высоких результатов.

Учитывая эти условия, мы наблюдали, что некоторые учащиеся плохо усваивают знания, так как они поступают не через свойственные им каналы восприятия. Такие ситуации часто называются личностными различиями в получении информации. При обучении детей, заметили, что некоторые не понимают смысла объясненного понятия, особенно в математике. Детям необходимо объяснять суть много раз разными способами. Оказалось, что все причины низкой успеваемости обучающихся, кроются способах подачи информации, через доступные каналы.

Рассмотрим особенности усвоения знаний учащихся, по предпочтительным каналам их получения. У «визуалов» преобладает зрительный анализатор, предпочтения являются визуальным. Таких детей можно заметить, когда они припоминают информацию. В этот момент они смотрят в вверх, вычерчивая зрительные образы. Они отображают информацию в своих умах, чтобы помочь себе переработать входящую информацию и затем перевести ее в словесный вид. В учебной деятельности такие учащиеся предпочитают видеть что-либо нарисованным, написанным, нежели рассказанным. Они предпочитают информацию, представленную им любым способом через визуальные средства подачи: рисунки, карты, схемы, заметки, видео, плакаты. С такими учащимися в процессе обучения необходимо использовать эти средства, чтобы улучшить качество процесса презентации учебного материала. Результаты обследования показывают, что большинство учащихся (48%) относятся к категории визуалов. Им важно видеть написанную информацию для того, чтобы правильно ее перерабатывать. Таким учащимся необходимо записывать список дел, которые оны должны выполнить, начертить схему последовательности действий при выполнении задания, начертить план схему нахождения того или иного объекта и др. опорные зрительные сигналы. Им необходимо видеть мыслительные модели на бумаге. Это говорит о том, процесс обучения с этой категорией учащихся необходимо строить на основе наглядных методов. Это делается потому, что в младшем школьном возрасте преобладает у детей наглядно-образное мышление, период, когда формируются представления о мире вещей, их представления, назначение.

В современных условиях, большое подспорье в работе педагогов является использование информационных систем, проецирование информации на экраны при помощи проекторов или на интерактивных досках. Составление презентаций с красочными рисунками, графиками, схемами, помогают обучающимся образно представлять получаемую информацию, лучше ее запоминать. В младшем школьном возрасте наглядность играет важную роль в формировании представлений об окружающем мире, развивать наглядно образное мышление, которое способствует переходу к абстрактному мышлению.

«Аудиалам» или учащимся, у которых преобладает слуховой анализатор, необходимо слышать информацию и слова, так как для припоминания информации они повторяют диалог в своем уме. Учащиеся с аудиальным предпочтением, читают вслух написанную информацию для того, чтобы слышать написанные слова.

Для ученика, чье первичное предпочтение является аудиальным, важно понять, как звучит информация. Для этого он читает вслух, или дает кому-нибудь из знакомых прочитать ее, и только после этого понимают смысл сообщения. Обучающиеся, с преобладающими аудиальными репрезентативными системами на занятиях очень внимательно слушают педагога, переспрашивают недостаточно понятную информацию, просят еще раз пересказать своих коллег, что им говорил педагог.

Из обследованных учащихся, около 31% относятся к категории аудиалов. Это учащиеся, у которых сформирован более высокий уровень абстрактного мышления и у них сформировано логическое мышление. Соответственно в работе с такими учащимися должны подбираться методы обучения, опирающиеся на аудиальные (слуховые) каналы сообщения

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

знаний. В работе с ними можно широко использовать словесные методы обучения, предлагать им читать вслух задания, чтобы у них откладывались в уме образы описание которых они слушали.

«Кинестетики» или учащиеся с преобладанием тактильных каналов получения информации, характеризуются особым стилем деятельности. В ходе исследования, было выявлено около 21% учащихся. Такие учащихся предпочитают видеть в своем представлении результат продукта их деятельности или быть активно вовлеченными в процесс его создания. По сути, у этих обучающихся преобладает мышление руками. Им надо все задания дублировать через запись, рисунки, поделки из различных материалов.

Учащихся относящиеся к кинестетическому восприятию отличаются тем, что у них менее развито образное и абстрактное мышление, и относятся они к группе с преобладанием наглядно-действенного мышления, т.е. мышления руками. В работе с такими детьми необходимо проводить работу по развитию образного и логического мышления. Необходимо давать им возможность работать руками, через осязание формировать и развивать образы и представления.

Таким ученикам лучше всего дать возможность произвести самостоятельно вычисление на бумаге, действовать с изучаемыми предметами. Результаты обследования не только указывают как предпочтительный метод переработки входящей информации, но также показывает нам предпочтительный способ организации сенсорной информации для учащихся и способы ее выражения. Большинство людей не осознают, что они склонны отдавать предпочтение какому-то одному виду, потому что предпочтения подсознательны. Педагогам, необходимо понимать предпочтения, которые отличны от их собственных, и использовать все три вида получения информации так, чтобы не исключать любую группу из процесса максимизации информационного опыта. В зависимости от преобладания в классе учащихся с тем или иным типом восприятия, следует, и строить учебный процесс. Дать возможность каждому ученику получить знания на доступном им уровне.

Работая с учащимися всегда нужно учитывать особенности восприятия информации, имеющийся опыт работы с ней, который влияет на индивидуальный стиль познавательной деятельности. В психологии уже признанно, что предпочитаемые репрезентативные системы имеют обусловленность наследственностью, зависит от природных задатков, социальной среды, которые влияют в дальнейшем на развитие познавательных способностей. В тоже время нельзя упускать из виду, что на развитие индивидуального стиля познавательной деятельности влияет и реализация индивидуальной одаренности каждого учащегося.

Заключение. Результаты исследования, показывают, познавательный стиль учащихся, находится в тесно связи с познавательными способностями и индивидуально-типологическими особенностями личности. Любой когнитивный акт должен включать в себя приобретение, применение и преобразование когнитивного опыта. Способность, ответственную за приобретение опыта, рассматривается как обучаемость, продуктивность применения опыта, который определяется общим интеллектом, и познавательным стилем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 2.

3.

4.

5.

Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: М., 1995

Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников, Письма в emissia.ofline. Электронный научно-педагогический журнал, Сентябрь, 2006. Elibrary_12801706_13408181 2006.

Левина И.И., Павлова Л.М. Развитие учебных компетенций учащихся 9 классов на основе учета индивидуального стиля познавательной деятельности. В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления образования. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 293-298. Пустынская Э.В. Использование проективных методик в диагностике индивидуального стиля познавательной деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика. VI региональная научно-практическая конференция с международным участием. Сборник научных трудов. 2015. С. 146-148. Салли Диммик. Успешная коммуникация через НЛП. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.