УДК 796.42
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-РАНЖИРОВАННОГО МЕТОДА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 11-13 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ольга Николаевна Эшкинина, кандидат педагогических наук, мастер спорта, тренер высшей категории, Спортивная школа олимпийского резерва «Дмитров М.Б.М.», Дмитров; Ульяна Юрьевна Эшкинина, аспирант, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва; Юрий Егорович Эшкинин, мастер спорта, тренер первой категории, Спортивная школа олимпийского резерва «Дмитров М.Б.М.», Дмитров; Елена Викторовна Шустова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи; Сергей Сергеевич Пугачев, мастер спорта, тренер высшей категории, Клинская спортивная школа олимпийского резерва
имени М.В. Трефилова, Клин
Аннотация
Одной из наиболее важных задач многолетней спортивной подготовки на начальном этапе является общая физическая подготовка подрастающих легкоатлетов. Трудоемкость, цикличность и малая эмоциональность процесса закладки атлетического фундамента на этапе начальной подготовки юных спортсменов вызывает затруднения в работе тренера и в выполнении тренировочного плана. Целью данного исследования явилось изучение эффективности использования экспериментального индивидуально-ранжированного метода в процессе общей физической подготовки. В работе представлена технология, основанная на применении в общей физической подготовке юных легкоатлетов индивидуально-ранжированного метода, который предполагает индивидуальное выполнение классических для легкой атлетики упражнений ОФП в каждом тренировочном занятии в мезоциклах подготовительного периода. Апробация данной технологии продемонстрировала его высокую эффективность. Использование индивидуально-ранжированного метода будет уместно в практике подготовки юных спортсменов не только в легкой атлетике, но и в других видах спорта.
Ключевые слова: индивидуально-ранжированный метод, легкая атлетика, общая физическая подготовка, начальный этап подготовки, легкоатлеты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p530-536
USE OF INDIVIDUALLY-RANKED METHOD IN INCREASING THE LEVEL OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF 11-13 YEAR OLD ATHLETES AT THE INITIAL STAGE OF LONG-TERM SPORTS TRAINING
Olga Nikolaevna Eshkinina, the candidate of pedagogical sciences, master of sports, coach of the highest category, Sports School of Olympic Reserve "Dmitrov MBM", Dmitrov, Moscow Region; Uliana Yurievna Eshkinina, the post-graduate student, Lomonosov Moscow State University, Moscow; Yuri Egorovich Eshkinin, the master of sports, coach of the first category
of Sports School of Olympic Reserve "Dmitrov MBM", Dmitrov, Moscow Region; Elena Viktorovna Shustova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region; Sergey Sergeevich Pugachev, the master of sports, coach of the highest category, Trefilov Klin Sports School of Olympic Reserve, Klin, Moscow
Region
Abstract
General physical training of young athletes is an important stage of sports preparation. This is a laborious, cyclical and low-emotional process for athletes. It also caused difficulties in coaching. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of using the experimental individually-ranked method in the process of general physical training. The article presents the technology based on the application of the individually-ranked method in the general physical training of young athletes. The method implies the in-
dividual execution of classical athletic exercises in each training in the mesocycles of the preparatory period. The approval of this technology has shown its great effectiveness. The individual-ranked method will be relevant for training young athletes in various sports.
Keywords: individually-ranked method, athletics, general physical training, initial stage of training, athletes.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день спортивная подготовка на начальном этапе юных легкоатлетов, мотивированных на высокий результат в данном виде спорта, имеет некоторые трудности, требует пересмотра и дополнения [7]. Легкая атлетика - массовый вид спорта, имеющий прикладное значение и требующий больших усилий спортсменов. Соревновательная и тренировочная деятельность легкоатлетов представляет собой мало эмоциональный и трудоемкий процесс, характеризующийся индивидуальным выполнением упражнений и заданий [3, 4]. Ряд исследователей отмечает необходимость в индивидуальном подходе к тренировочной деятельности юных легкоатлетов уже на этапе начальной подготовки при условии небольшой наполняемости групп, в которых у тренера есть возможность уделить достаточно внимания каждому спортсмену: поправить ошибки, дать соответствующие установки, замотивировать на следующее занятие [3, 4, 5].
Данный этап спортивной подготовки включает большое количество занятий, направленных на общую физическую подготовку (ОФП), которые воспринимаются юными легкоатлетами без интереса и желания самопреодоления - такие тренировки психологически утомительны и выполняются недобросовестно. В результате происходит потеря драгоценного времени, необходимого для закладки фундаментальной базы физической и двигательной подготовленности начинающих спортсменов, на основе которой выстраивается дальнейшее многолетнее спортивное совершенствование спортсменов [2, 3, 4]. Существующие программы и методики спортивной подготовки не предусматривают определения посильного объема выполняемых упражнений индивидуально для каждого спортсмена, а предлагают усредненный вариант для всей группы, что ведет к недополучению нагрузки одними спортсменами и завышенными требованиями к другим учащимся группы [2, 6].
Для повышения интереса, мотивации и вовлечения в тренировочный процесс юных спортсменов, с удовольствием выполняющих упражнения общей физической подготовки, было предложено ранжирование занимающихся в общем списке в соответствии с индивидуальными возможностями и показанным результатом тестирования в классических легкоатлетических упражнениях ОФП в каждом мезоцикле [1, 6]. Так и возникла идея разработки индивидуально-ранжированного метода. Его использование в общей физической подготовке юных легкоатлетов с последующим теоретико-практическим обоснованием эффективности стало целью нашего исследования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании эффективности индивидуально-ранжированного метода приняли участие легкоатлеты 11-13 лет двух спортивных школ олимпийского резерва Московской области: «Клинская спортивная школа олимпийского резерва имени М. В. Трефилова» (г. Клин), в которой занималась контрольная группа, и «Дмитров М.Б.М.» (г. Дмитров) с участием экспериментальной группы. Каждая группа состояла из 30 человек - 15 мальчиков и 15 девочек. Занятия в течение года проходили три раза в неделю по 2 часа. Годовой план тренировочной нагрузки и тематическое планирование занятий в обеих группах носили единый характер. Перед началом эксперимента и после его окончания обе группы были протестированы (сдача контрольно-переводных нормативов) в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки (легкая атлетика) по 8-ми испытаниям: челночный бег 3х10 м; сгибание и разгибание рук в упоре; прыжок в длину с места; прыжки через скакалку в течение 30 с; метание мяча весом 150 г; бег на 60 м; бег
на 300 м; подъем туловища из положения лежа на спине. Полученные в начале и по завершении педагогического эксперимента результаты тестирования мальчиков по данным упражнениям были проанализированы, статистически обработаны и представлены в данной статье.
Основой эксперимента стало выполнение обеими группами в подготовительной части занятий классических легкоатлетических упражнений общей физической подготовки:
1. Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой, с одновременным разноименным подтягиванием согнутого колена к локтю.
2. Упражнение «Лодочка» с удержанием в вытянутых руках мяча весом 500 грамм и фиксированием в верхней позиции до счета «три».
3. Смена ног в упоре лежа с постановкой стопы между рук.
4. Поднимание таза в упоре сзади с поочередным отрывом пятки то правой, то левой ноги от пола.
5. Упор присев - упор лежа.
6. Упражнение «Гусеница», стоя, продвижение вперед за счет пальцев ног, одновременно поднимая их вверх и опуская вниз, приближая к пятке.
7. Поднимание прямых ног до угла 90° в положении сидя, руки сзади в упоре, и удержание в верхней позиции до счета «три».
8. Стоя носками стоп на ступени или гимнастической стенке, поднимание и опускание на носках с фиксированием в крайних позициях на счет «три».
9. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа от пола (отжимания).
10. Выпрыгивания вверх из полуприседа (упражнение «Лягушка») с продвижением вперед.
Контрольная группа представленные 10 упражнений выполняла по общепринятой методике, когда тренер называет одинаковое количество повторений каждого упражнения для учащихся всей группы, без индивидуального контроля. В соответствии выше указанной нумерации упражнений испытуемые контрольной группы выполняли следующее количество повторений: первое упражнение - 20 раз, второе - 20 раз, третье - 20 раз, четвертое - 20 раз, пятое - 20 раз, шестое - 80 раз, седьмое - 10 раз, восьмое - 20 раз, девятое -10 раз, десятое - 15 раз.
В экспериментальной группе использовался индивидуально - ранжированный метод. Суть его состояла в следующем: в начале эксперимента у спортсменов экспериментальной группы в каждом упражнении определяли индивидуально-предельную меру нагрузки - «максимальный тест» («МТ»). Затем, из полученных данных высчитывалось 75% от «МТ» каждого упражнения для каждого учащегося отдельно. И следующие 3 месяца (мезоцикл) занятий участники эксперимента в подготовительной части тренировки выполняли эти 10 упражнений - каждый свое индивидуальное количество повторений, соответствующее уровню его физической подготовленности на данный момент.
Тренировочный год делился на 4 мезоцикла по 3 месяца. Соответственно, после истечения каждого из 4-ёх мезоциклов экспериментально испытуемые определяли свой возросший индивидуальный «МТ» и новую 75% меру нагрузки от него.
Одновременно, после завершения очередного мезоцикла, участникам экспериментальной группы предоставлялся ранжированный список занятых мест в общем зачете по количеству повторений каждого упражнения. Данное ранжирование выявляло слабые и сильные стороны общефизической подготовленности каждого из спортсменов экспериментальной группы, мотивировало на проявление наибольших усилий в самопреодолении, давало установку на улучшение результата. Наглядная демонстрация использования индивидуально-ранжированного метода в научном эксперименте на примере результатов двух спортсменов (1-го и 15-го из общего списка занимающихся) представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Организация выполнения комплекса упражнений ОФП индивидуально-
__Спортсмены Мальчики Девочки
Задания Участник 1 Участник 15 Участник 1 Участник 15
max 28 16 15 12
Упр-е 1 75% 21 12 11 9
Задание на мезоцикл 21 12 11 9
Рейтинг (место) 6 13 4 16
max 18 20 20 17
Упр-е 2 75% 14 15 15 13
Задание на мезоцикл 14 15 15 13
Рейтинг (место) 7 6 6 8
max 22 17 18 20
Упр-е 3 75% 18 14 14 16
Задание на мезоцикл 18 14 14 16
Рейтинг (место) 3 5 5 4
max 20 16 17 15
Упр-е 4 75% 16 12 14 12
Задание на мезоцикл 16 12 14 12
Рейтинг (место) 4 6 5 4
max 15 12 15 17
Упр-е 5 75% 11 9 11 13
Задание на мезоцикл 11 9 11 13
Рейтинг (место) 10 12 10 8
max 159 117 134 129
Упр-е 6 75% 119 88 101 97
Задание на мезоцикл 119 88 101 97
Рейтинг (место) 10 29 23 25
max 6 4 4 4
Упр-е 7 75% 5 3 3 3
Задание на мезоцикл 5 3 3 3
Рейтинг (место) 4 6 6 6
max 15 16 11 10
Упр-е 8 75% 11 12 8 8
Задание на мезоцикл 11 12 8 8
Рейтинг (место) 9 8 12 12
max 13 7 9 6
Упр-е 9 75% 10 5 7 5
Задание на мезоцикл 10 5 7 5
Рейтинг (место) 4 9 7 9
max 16 15 16 13
Упр-е 10 75% 12 11 12 10
Задание на мезоцикл 12 11 12 10
Рейтинг (место) 5 6 5 7
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для определения эффективности использования индивидуально-ранжированного метода в общей физической подготовленности легкоатлетов-мальчиков 11-13 лет на начальном этапе многолетней спортивной подготовки анализировались результаты педагогического эксперимента. Проведенные расчеты показали, что в начале эксперимента достоверных различий в уровне общей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп нет (р>0,05). Результаты контрольно-переводных нормативов спортсменов в начале и по завершении эксперимента представлены в таблице 2.
После завершения исследования полученные расчеты носили достоверный характер различий в уровне общей физической подготовленности обеих групп (р<0,05, р<0,01).
Таблица 2 - Результаты тестирования легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп (мальчики)_
Тесты КГ ЭГ Различие КГ и ЭГ
2020 2021 р 2020 2021 р р
Х±б Х±б Х±б Х±б 2020 2021
Челночный бег 3х10м, с 8,88± 0,75 8,49± 0,75 <0,0 1 8,57± 0,33 7,63± 0,35 <0,0 1 >0,05 <0,01
Отжимания, раз 12,6± 4,53 15,07± 4,34 <0,0 1 10,93± 3,55 24,2± 7,92 <0,0 1 >0,05 <0,01
Прыжок в длину с места, см 169,73± 25,42 175,07± 26,55 <0,0 1 171,93± 18,31 196,73± 19,91 <0,0 1 >0,05 <0,05
Прыжки на скакалке, (кол-во раз за 30 с) 35,0± 6,11 39,73± 4,39 <0,0 1 35,0± 8,25 65,67± 15,25 <0,0 1 >0,05 <0,01
Метание мяча весом 150 г., м 23,37± 3,86 25,0± 4,34 <0,0 1 20,75± 3,65 28,96± 2,71 <0,0 1 >0,05 <0,01
Бег 60 м, с 9,63± 0,51 9,32± 0,59 <0,0 1 9,60± 0,86 8,67± 0,74 <0,0 1 >0,05 <0,05
Подъем туловища из положения лежа, (кол-во раз за 30 с) 26,87± 2,39 28,0± 2,83 <0,0 1 25,47± 1,45 31,87± 2,73 <0,0 1 >0,05 <0,01
Бег 300м, с 59,81± 4,67 58,38± 5,39 <0,0 1 59,9± 5,25 51,77± 4,64 <0,0 1 >0,05 <0,01
Результаты исследования в процентном и рейтинговом выражении представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Прирост результатов легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп (%) с распределением по рангу_
Мальчики
с с Ловкость Скоростно-силовые способности Силовые способности Скоростные способности Выносливость
и Челночный бег 3х10м Прыжки в дл. с места Метание мяча 150 г Прыжки на скакалке Упражнения на пресс Отжимания Бег 60 м Бег 300 м
ЭГ 12 12,2 27,6 46 22 54 10,7 15
Р 7 6 3 2 4 1 8 5
КГ 4,6 3 6,5 12,5 4 16 3,3 2,5
Р 4 6 3 2 7 1 5 8
Мальчики контрольной и экспериментальной групп в прыжках на скакалке за 30 с, в прыжках в длину с места, в метании мяча 150 г и отжимании показали одинаковую ранговую позицию.
Процент прироста в этих 4-ёх упражнениях составил 12,5% и 46%, 3% и 12,2%, 6,5% и 27,6%, 16% и 54% соответственно. Такое распределение подтверждает преимущественно одинаковое физическое воздействие выбранных для эксперимента упражнений ОФП на контингент обеих групп, но с различным уровнем прироста результатов.
Существенное доминирование экспериментальной группы над контрольной по результатам тестирования выражается в последовательном прогрессивном увеличении объема нагрузки в каждом выполняемом упражнении, определяемом индивидуально для каждого спортсмена. Среднее количество повторений группы в мезоцикле при 75%-ой нагрузке и средний показатель «МТ» в начале и в конце эксперимента с приростом за год представлен в таблице 4.
Таблица - 4. Количество повторений упражнений и показатель максимального теста (МТ) в начале и конце эксперимента_
Мезоциклы
Упражнение 1 2 3 4 1 4 Разность МТ 1 -4
X X X X МТ МТ ед. %
75% 75% 75% 75% 2020 2021
Пресс (кол-во раз) 17,5 22,7 29,6 33,7 23,0 45,0 22,0 48,9
«Лодочка» (кол-во раз) 15,7 20,4 24,8 35,5 20,8 47,1 26,3 55,8
Смена ног в упоре лежа (кол-во раз) 16,5 20,0 25,7 30,1 20,7 39,2 18,5 47,2
Упражнение Мезоциклы
1 2 3 4 1 4 Разность МТ 1 -4
5 75% 5 75% 5 75% 5 75% МТ 2020 МТ 2021 ед. %
Поднимание таза в упоре сзади (кол-во раз) 15,9 19,9 26,9 31,6 19,9 41,1 21,2 51,6
Упор присев упор лежа (кол-во раз) 13,9 17,0 22,0 27,3 18,5 36,3 17,8 49,0
«Гусеница» (кол-во раз) 104,9 131,2 148,1 167,5 146,1 223,3 77,2 34,6
Поднимание ног под углом 90° (кол-во раз) 5,2 6,7 8,2 11,3 6,7 14,7 8,0 54,4
Поднимание на стопах (кол-во раз) 13,5 16,8 21,7 25,3 17,9 33,7 15,8 52,5
Отжимания (кол-во раз) 8,3 11,2 14,5 18,3 11,3 24,9 13,6 54,6
«Лягушка» (кол-во раз) 11,9 15,7 22,1 26,1 15,5 34,6 19,1 55,2
Анализируя результаты таблицы 4, следует обратить внимание на то, что различия в «максимальном тесте» («МТ») в конце эксперимента у спортсменов экспериментальной группы в каждом упражнении составил от 34,6% до 55,8%. Объем нагрузки в ЭГ по сравнению с КГ в упражнениях с 1-5, 9, 10 - увеличился в два раза, в 6 упражнении - 2,6 раза, 7 упражнении - 1,74 раза, в 8 упражнении - в 1,17 раза. Следует отметить, что нагрузка, планируемая стандартным методом (КГ) в упражнениях 7,8,9 - была завышена, а в упражнении «Гусеница» была недостаточна. В упражнении «Поднимание прямых ног до угла 90° в положении сидя, руки сзади в упоре, и удержание в верхней позиции до счета «три»» у спортсменов экспериментальной группы в конце эксперимента количество выполнений не достигало значения требуемого в начале года - 20 раз по стандартному методу и по среднему значению было равно 14,7 раза. Эти данные поднимают проблему дозировки нагрузки для спортсменов этапа начальной подготовки.
Выбранный комплекс легкоатлетических упражнений ОФП и их выполнение индивидуально-ранжированным методом главным образом развивает силовые способности и силовую выносливость, что вносит свой вклад в повышение показателей скоростно-силовых тестов и беге на 300 м.
На рисунке наглядно представлен уровень прироста каждого тестового упражнения контрольно-переводных нормативов у мальчиков в контрольной и экспериментальной группах в процентном выражении. 70
60
50
40
30
20
10
0
Упр. 1
Упр. 2
Упр. 3
Упр. 4 КГ
Упр. 5 ЭГ
Упр. 6
Упр. 7
Упр. 8
Рисунок - Прирост результатов в % КГ и ЭГ у мальчиков
ВЫВОДЫ
Таким образом, внедрение инновационного индивидуально-ранжированного метода в процессе общей физической подготовки легкоатлетов на начальном этапе многолетней спортивной подготовки позволило эффективно воздействовать на повышение уровня физической подготовленности испытуемых, рост результатов контрольно-переводных нормативов, соответствующих уровню нормативов учебно-тренировочных групп, решило педагогические задачи мотивационного характера и заинтересованности в добросовестном выполнении неэмоциональных, трудоемких и утомительных упражнений общей фи-
зической подготовки.
Предложенный метод носит комплексно-универсальный характер, обеспечивает объективность и информативность, прост и доступен в использовании, адекватен нагрузке занимающихся, а также оценивает и дифференцирует уровень подготовленности каждого спортсмена. Метод может быть использован в тренировочном процессе различных возрастных групп спортсменов, в разных видах спорта, с вариативным комплексом упражнений ОФП, а также упражнений СФП.
Проведенное исследование не ограничивается предоставленными данными влияния индивидуально-ранжированного метода на уровень общей физической подготовленности юных легкоатлетов-мальчиков в данной статье. Предусматривается дальнейшая обработка полученных эмпирических данных по спортсменкам 11-13 лет, материал анализируется и будет обнародован в следующих публикациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - Москва : Советский спорт, 2009 - 200 с.
2. Зеличенок, В.Б. Подготовка легкоатлетического резерва: как исключить форсирование / В.Б. Зеличенок, И.А. Привалова // Спортивно-педагогическое образование. - 2019. - № 1. - С. 1628.
3. Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте : практическое руководство для тренера / С.А. Локтев. - Москва : Советский спорт, 2007. - 404 с.
4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва : Аст-рель, 2003. - 863 с.:
5. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов / В.Б. Попов. - изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Человек, 2011. - 224 с.
6. Эшкинина О.Н. Индивидуально-ранжированный метод общей физической подготовки легкоатлетов на начальном этапе многолетней подготовки / Ю.Е. Эшкинин, С.С. Пугачев // Актуальные вопросы теории и практики подготовки спортивных резервов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 2021г.). - Москва : Московский государственный областной университет, 2021. - 112-117 с.
7. Шустова, Е.В. Организация двигательных действий в фазе отталкивания у современных прыгунов в высоту / Е.В. Шустова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, - 2021. - № 10 (200). - С. 423-428.
REFERENCES
1. Zatsiorskiy, V.M. (2009), The physical qualities of an athlete: the basics of the theory and methods of education, 3d ed., Soviet sport, Moscow.
2. Zelichenok, V.B. (2019), "Preparation of athletics reserve: how to eliminate forcing", Spor-tivno-pedagogicheskoe obrazovanie, No. 1, pp. 16-28.
3. Loktev, S.A. (2007), Athletics in childhood and adolescence: practical guide for the coach, Soviet sport, Moscow.
4. Ozolin, N.G. (2003), Coach's Handbook: The Science of Winning, Astrel, Moscow.
5. Popov, V.B. (2011), 555 special exercises in the preparation of athletes, 2d ed., Chelovek, Moscow.
6. Eshkinina, O.N. (2021), "Individually-ranked method of general physical fitness of athletes at the initial stage of long-term training", Topical issues of the theory and practice of training sports reserves: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (Moscow, 2021), Moscow State Regional University, Moscow, pp. 112-117.
7. Shustova, E.V. (2021), "Organization of motor actions in the repulsion phase of modern high jumpers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200)., pp.423-428.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2022