Научная статья на тему 'Использование игровых форм деятельности при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»'

Использование игровых форм деятельности при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомякова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых форм деятельности при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»»

3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

4. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение / Г. К. Триандис. - М.: Форум, 2007. - 384 с.

5. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. - М.: Народное образование, 1999. -432 с.

Использование игровых форм деятельности при изучении дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Хомякова В. С.,

Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является начальным этапом в единой системе подготовки будущих сотрудников МЧС России и составляет фундамент профессионального образования. Приобретенные в процессе изучения данного курса знания необходимы для последующего освоения содержания «Медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности», «Организации защиты населения и территорий от ЧС», «Безопасности труда» и ряда других специальных дисциплин.

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов пожарной безопасности и бакалавров техносферной безопасности влечет за собой обновление используемых образовательных технологий и предполагает ответственность педагога за их выбор. В связи с этим, в основу процесса обучения безопасности жизнедеятельности, должны быть положены базовые принципы интерактива: переживание опыта в деятельности; диалогичность; рефлексия. Учебная деятельность курсантов организованная по схеме: теория - практика -рефлексия, будет иметь практическую направленность в оценке собственной жизнедеятельности, качества окружающей среды и условий различных чрезвычайных ситуаций. Это будет способствовать развитию у обучаемых мышления, памяти, внимания, способности к анализу и синтезу, развитию конструктивных умений, обоснованности суждений и привычки к самопроверке.

Одним из вариантов решения проблемы может рассматриваться использование игровых форм деятельности при проведении семинарских и практических занятий по дисциплине. Игра - это метод познания действительности, который учит обучаемых подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Игровая деятельность формирует целенаправленность действий, ее отличительной чертой является активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. В результате игры у обучаемых рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и

реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой и учебной деятельности.

В методической литературе выделено несколько групп игр, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активность обучаемых:

I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами.

II группа - игры творческие, деловые и сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, используется как средство развития познавательной активности - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими.

IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные.

V группа игр, интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу обучаемых.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется использовать деловые и сюжетно-ролевые игры, в процессе которых обучаемые осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении поставленных задач. Кроме того данные игровые формы позволяют развивать интеллектуальную, познавательную и творческую активность курсантов.

В деловой игре, так же как и в сюжетной, обучаемые выполняют конкретные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог, с интересом и вниманием следят и участвуют в ней.

Творческая активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием курсантов. Сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием, это способ организации познавательного процесса. В ходе обучения могут быть использованы интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие». Игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности обучаемых, их фантазии. В ходе таких игр курсанты учатся быстро и логично рассуждать, получают знания, испытывая при этом удовольствие. В качестве примера, можно привести деловую игру, которая может быть использована при изучении темы: «Аварии на радиационно-опасных объектах».

Деловая игра «Атомные электростанции - польза или угроза». Основная проблема занятия: Радиационная безопасность населения.

Цели занятия:

— учебные: изучение особенностей развития и последствий для населения и территорий аварийных ситуаций на радиационно-опасных объектах.

— воспитательные: формирование навыков анализа функционирования радиационно опасных объектов, распознания и оценки возможных последствия аварий на предприятиях ядерно-топливного цикла.

— развивающие: развитие самостоятельности и логики мышления.

Самостоятельная подготовка к занятию: на предшествующем занятии обучаемых следует разделить на группы - участников предполагаемой дискуссии:

представители различных политических партий, физики-ядерщики, экологи, медики, экономисты. Каждая группа готовит аргументы в защиту утверждения: «Атомные электростанции - польза обществу» или «Атомные электростанции -угроза обществу».

Игра организуется по аналогии с популярной телепрограммой «Пусть говорят». Ход игры: В самой игре условно выделяют следующие этапы:

1. Преподаватель знакомит участников игры с ситуацией: на телевидении проводится программа «Пусть говорят», предлагаемая проблема для обсуждения «АЭС - польза или угроза». Среди участников программы: представители партий, группа физиков-ядерщиков, группа экологов, группа медиков, экономисты.

2. Выбирается человек на роль ведущего программы «Пусть говорят». Желательно, чтобы это был лидер группы или активный, эрудированный курсант с хорошей логикой и грамотной речью.

3. Учебная группа делится согласно участникам программы. Инструкция «участникам программы»: Сейчас каждая группа в течение 5 минут готовит аргументы в защиту своей позиции: «АЭС - польза или угроза?», затем излагает ее в процессе обсуждения, отстаивая с профессиональной точки зрения.

4. Пока «участники программы» готовятся, ведущий составляет план дискуссии, придумывает наводящие вопросы.

5. Ведущий приветствует участников и начинает программу, поочередно предоставляя слово каждой группе участников и моделируя дискуссию в аудитории. Когда до конца встречи остается 1 - 2 минуты, ведущий обобщает и делает основные выводы.

6. После этого все участники игры должны написать сообщение о первых впечатлениях от программы, аргументировано отразить свою позицию: нужны ли атомные электростанции современному обществу и оправдывается ли возможный риск при их эксплуатации.

После окончания игры каждое сообщение зачитывается, обсуждается и анализируется, подводятся итоги, оценивается работа каждого обучаемого.

Технология таких игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Кроме того, деловая игра, это вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, которая способствует развитию различных способов мотивации.

Совместно решая задачи, участвуя в игре, курсанты учатся общаться, учитывать мнение товарищей. В ходе игры, при решении коллективных задач, формируются мотивы общения. В практической деятельности, на опыте, приобретенном в ходе игры, обучаемые осознают полезность как быстро соображающих, и критически-оценивающих, так и тщательно работающих, и осмотрительных, а также рискованных товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

В процессе игры формируются и моральные мотивы: каждый обучаемый может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям и окружающей среде. Кроме того идет

активное развитие познавательных мотивов: каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды, или отдельные учащиеся, изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока или команды, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. Таким образом, обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в конкретную (инсценируемую) обстановку и ощущают себя частью изучаемого процесса.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, а неудача воспринимается не как личное поражение, а как поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность - неотъемлемая часть игры, очень притягательна для обучаемых, а удовлетворение или даже удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятии и усиливает желание учиться.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения учащегося его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством.

Стоит обратить внимание на сложность подготовки занятия с использованием игровых форм, поскольку преподавателю при разработке деловой игры важно продумать ее содержание, сценарий, основные цели и задачи. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии, степенью подготовленности участников. Традиционные задачи, которые решает педагог с использованием игрового метода обучения:

Образовательные: способствовать прочному усвоению учебного материала, расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

Развивающие: развивать у учащихся самостоятельность и логику мышления, осознанную сопричастность с происходящим событиям.

Воспитательные: способствовать формированию профессионально-значимых качеств сотрудника МЧС России, воспитанию саморазвивающейся самореализующейся личности.

При разработке игры преподавателю следует заранее определить

средства и методы решения каждой педагогической задачи, учебно-материальное обеспечение, методы организации работы учащихся при решении каждой задачи, а также критерии оценки работы учащихся.

При проведении игры необходимо следить, чтобы процесс передачи знаний, умений, навыков был эмоционально насыщен, а работа педагога направлена на активизацию и управление познавательной и учебно-практической деятельностью учащихся, в ходе которого выполняются программные требования.

Назначением игровой деятельности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а также развитие психологических и личностных качеств будущих сотрудников МЧС России. Игра способна изменить не только отношение обучаемых к тому или иному явлению, фак-

ту, проблеме, но и способ их мышления, а в конечном итоге и мировоззрение. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить курсантов осознавать мотивы своего учения, поведения в жизни, формировать цели и программы будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Воспитание в сотворчестве (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью): сб. науч. ст. вып. 2/ под ред. проф. В. В. Позднякова - Минск: РИВШ, 2010. - 208 с.

2. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А. Гин - М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.

Методические аспекты проведения лекций

в интерактивных формах

Худякова С. А., Контобойцева М. Г., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

В рамках переноса акцента с традиционно сложившейся модели планирования и реализации образовательного процесса, при которой результат образования оценивался по объему знаний, усвоенному студентом, на модель, ориентированную на формирование и развитие способностей человека действовать в различных ситуациях необходимо пересмотреть методические подходы к организации процесса обучения. Процесс обучения должен быть направлен не только на прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование умений применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, познавательных способностей обучающихся.

Необходимо отметить, что при этом усиливается значимость современных образовательных технологий, которые должны быть адекватны и эффективны в обеспечении ожидаемых результатов образования, обеспечивать формирование у обучающихся знаний на более высоком уровне их подачи и усвоения. К числу таких технологий относятся интерактивные технологии, посредством реализации которых создается среда образовательного общения, характеризующаяся открытостью, взаимодействием участников образовательного процесса, накоплением совместного знания.

Интерактивное обучение не изменяет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но при этом видоизменяет формы и методы проведения занятий. Процесс обучения строится на принципах диалога, постоянного обмена информацией, продуктивного взаимодействия преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой. Таким образом, в рамках традиционных форм проведения учебных занятий в высшей школе, таких как лекция,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.