Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХ - НОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / GAMIFCATION / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / GAME FORM OF TRAINING / DIGITALIZATION / COMPUTER TECHNOLOGY / COMMUNICATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луговая Анастасия Андреевна

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы современного образования, которые имеют перспективы развития и могут широко применяться на практике. Они интересны как для опытных преподавателей, так и для молодых специалистов. В статье анализируются методы применения цифровых технологий и их влияние на педагогический мир, а также приводятся аргументы в пользу применения игровых подходов в классических методиках обучения иностранным языкам. Речь идет об использовании современных компьютерных средств, которые на данный момент приобрели большую актуальность, но, к сожалению, применяются не достаточно широко. Использование игр в процессе обучения является дискуссионным вопросом. В статье приведены взгляды ряда исследователей, которые обосновывают преимущества использования игр в образовании, и доказывают полезность применения как командных игр, так и компьютерных технологий и онлайн игр для лучшего усвоения материала. Также мы описываем методы повышения мотивации к изучению языковых аспектов, возможность улучшения запоминания сложного материала, преобразуя его в игровую и, следовательно, более легкую форму. Такой подход позволяет снять разговорный и психологический барьеры, которые обычно усложняют изучение иностранного языка. На основании проведенного нами опроса в статье приводятся данные, подтверждающие мнение ряда исследователей о целесообразности применения метода использования игр и современных технических средств, позволяющих расширить и разнообразить занятия и вовлечь студентов в учебный процесс, активно заинтересовывая их предметом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луговая Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF GAMES AS A MEANS OF INCREASING STUDENTS’ MOTIVATION TO LEARN FOREIGN LANGUAGE IN NONLINGUISTIC UNIVERSITY

This article deals with latest issues of modern education, which have great prospects for development and wide application in practice, and are able to open new milestones in teaching. This view can be interesting for either experienced teachers or young professionals. The article reveals the processes of digitalization and its impact on the modern pedagogical world, as well as provides arguments in favor of the introduction of game approaches to teaching foreign languages using both classical techniques and modern computer tools, which are currently the most relevant, but not widely applicable. Due to the fact that the use of games in learning is still a controversial issue, the article presents the views of researchers supporting the benefits of gamification in education, namely, the feasibility of team games, and computer technologies and online games for better absorption of the material, increasing motivation to study aspects of language, improve memorizing of complex material by converting it to game and therefore easier form, and removing the language and psychological barriers, able to add difficulties in learning a foreign language. Based on the survey, the article provides statistics confirming the opinion of a number of researchers on the feasibility of using the method of gamification with the use of modern technical means to expand and diversify classes, to involve students in the educational process, to interest them in subject.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №4

использование игр в целях повышения мотивации обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе

А. А. Луговая

(Департамент языковой подготовки ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при правительстве РФ»; e-mail: nastyalugovaya7@mail.ru)

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы современного образования, которые имеют перспективы развития и могут широко применяться на практике. Они интересны как для опытных преподавателей, так и для молодых специалистов. В статье анализируются методы применения цифровых технологий и их влияние на педагогический мир, а также приводятся аргументы в пользу применения игровых подходов в классических методиках обучения иностранным языкам. Речь идет об использовании современных компьютерных средств, которые на данный момент приобрели большую актуальность, но, к сожалению, применяются не достаточно широко. Использование игр в процессе обучения является дискуссионным вопросом. В статье приведены взгляды ряда исследователей, которые обосновывают преимущества использования игр в образовании, и доказывают полезность применения как командных игр, так и компьютерных технологий и онлайн игр для лучшего усвоения материала. Также мы описываем методы повышения мотивации к изучению языковых аспектов, возможность улучшения запоминания сложного материала, преобразуя его в игровую и, следовательно, более легкую форму. Такой подход позволяет снять разговорный и психологический барьеры, которые обычно усложняют изучение иностранного языка. На основании проведенного нами опроса в статье приводятся данные, подтверждающие мнение ряда исследователей о целесообразности применения метода использования игр и современных технических средств, позволяющих расширить и разнообразить занятия и вовлечь студентов в учебный процесс, активно заинтересовывая их предметом.

Ключевые слова: метод использования игр, организация учебного процесса, игровая форма обучения, цифровизация, компьютерные технологии, коммуникативный подход.

На сегодняшний день инновационные методы обучения студентов имеют ключевое значение в развитии образования . Современный мир ставит ранее неизвестные и трудные задачи в сфере высшего образования, освоение которых может дать зарождение новым вехам в преподавании и подготовке будущих специалистов . Переход общества на цифровые технологии происходит бурными темпами . Мы уже не представляем нашей жизни без использования компьютеров и разных видов гаджетов . Растут сетевые ресурсы, используются электронные помощники и устройства, которые активно стимулируют появление новых форм обучения

К . М . Заречнева и О . В . Ушакова отмечают, что эпоха цифровизации является определяющей в перспективах современного общества и находит свое отражение и реализацию в сфере образования [11]. Внедрение цифровых образовательных технологий влечёт за собой формирование нового опыта, а также позволяет подготовить гарантированно востребованных специалистов для разных отраслей . Также отметим, что современные образовательные учреждения высшего образования должны готовить высококвалифицированных выпускников, для которых ведущими моментами профессиональной деятельности являются конкурентоспособность и высокое качество работы

На 12-й Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование в России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития» (17 мая 2018 г. , Институт стратегии развития образования РАО) говорилось о необходимости пересмотра подходов к организации традиционного учебного процесса, а также отмечалось, что очень важно повышать эффективность освоения той или иной дисциплины путём введения интерактивных форм при проведении занятий [15]. Кроме того, в ходе вышеназванной конференции подчеркивалось, что интерактивные способы проведения занятий включают коммуникативный подход, вовлекая в процесс общения как студентов между собой, так и преподавателя [15] Развитие системы высшего образования является важным моментом в успешном переходе отечественного образования на качественно новый путь развития Модернизация данной сферы позволит решить задачу построения эффективной модели обучения студентов . По словам А . Р . Габитовой и И . А . Фроловой, современные молодые люди представляют собой особую социальную группу, обладающую нестандартным мышлением, высокой адаптивностью к быстро меняющейся окружающей среде, имеющую высокий образовательный уровень и желание реализовывать полученные знания на практике [1]

Мы полностью согласны с тем, что современные студенты в совершенстве владеют различными технологиями и информационными ресурсами, которые позволяют им в кратчайшие сроки находить необходимые им сведения и данные, а также обладают острым умом и оперативностью Можно предположить, что обучение таких молодых людей исключительно по классическим методикам не всегда будет эффективно Задачей современного преподавателя высшей школы является совмещение традиционных методов преподавания с инновационными

В настоящее время появилась реальная необходимость в совершенствовании методов обучения в целом, а иностранному языку в частности . Изучение иностранного языка - непростое, но благодарное занятие, отлично повышающее самооценку и уверенность в себе Одним

из относительно новых методов преподавания иностранного языка является метод использования игр для обучения навыкам овладения языком Актуальность и проблематичность понятия игровых методов обучения в образовательной сфере связаны с тем, что это направление является относительно новым и не до конца изученным В связи с этим у многих преподавателей эта область вызывает сомнение в ее целесообразности В статье на основании личного опыта будут указаны факты применения игровых методов обучения в образовательной среде, а также приведена подробная информация и обоснование, доказывающие эффективность и перспективность данного направления

С целью привлечения внимания к обсуждаемой теме и повышению мотивации к её применению на практике, нами использовались игровые методы вовлечения в учебный процесс, что вызвало очень живой интерес студентов к рассматриваемому вопросу на занятиях Не секрет, что многие студенты регулярно прогуливают пары в университете, и этим сегодня никого уже не удивишь . Многие преподаватели игнорируют такие систематические пропуски занятий, а это уже неправильно . Игровая форма обучения студентов является мощной стимулирующей силой, вызывающей большой интерес к овладению изучаемого предмета, а азарт, возникающий в процессе обучения, позволяет направить энергию студентов в полезное для них русло . По мнению Л . П . Варени-ной, в игровых методах обучения используются такие элементы, как формулировка целей и задач, обратная связь и реакция, а также творческий подход, что не может не заинтересовать студентов [2] С вышеназванной точкой зрения соглашаются и О В Орлова, В Н Титова, говоря, что «ключевой считается такая особенность игры, как способность увлечь, захватить все внимание и не отпускать от себя долгое время», привлекая участников психологически погрузиться в процесс [3]. По мнению А . Р . Габитовой и И . А . Фроловой, эту методику можно применять в любой образовательной области, где нужно «применить творческий подход, свежие идеи» [1] Следовательно, игровой метод обучения в образовательной сфере дает широкое поле деятельности как для преподавателя, так и для студента, не ограничивая их какими бы то ни было рамками . В . П . Горшенин, А . Н . Короленко, А . Б . Степичева отмечают в своей статье, что «только увлеченность процессом дает выдающиеся результаты» в той или иной сфере деятельности, а также оказывает большое влияние на развитие образного мышления [4].

Важнейшим элементом игровых методик, которые применяются на наших занятиях, является яркость образов, возникающая в процессе обучения и помогающая облегчить понимание иногда даже очень сложного материала Игровая методика является совместной деятельностью преподавателя и студента При составлении игры необходимо учитывать эрудированность и возраст студентов, а также специфику

юмора, применимую в данной социальной группе . По мнению Т . Е . Па-хомовой, применение игровых форм обучения усиливает конкуренцию внутри студенческой группы, так как предполагает награды в виде бонусов и баллов, а также помогает развивать когнитивную, эмоциональную и социальную компетенции, необходимые будущим специалистам для успешной реализации в профессиональной деятельности [5]. В игровых методиках обучения очень сильно повышается дух соперничества, и как следствие, возрастает эффективность усвоения материала Е . Е . Борякова, О . В . Штаюра рекомендуют вводить рейтинги, но использовать их корректно по отношению к студентам [6]. С . В . Титова и К . В . Чикризова называют тип игровых методов структурным, когда используются баллы и рейтинги для повышения эффективности данного процесса [8]. Такая наградная система и является одной из отличительных черт инновационного подхода к использованию игр в обучении иностранному языку . На наших занятиях даже малоактивные студенты становятся более инициативными и динамично включаются в учебный процесс .

А . Р . Габитова и И . А . Фролова приводят в пример известного ученого, занимавшегося вопросами современного образования, доктора Джеймса Джи, утверждавшего, что невозможно чему бы то ни было научить без мотивации, которая зачастую принимает вид какой-то награды . «Вы можете весело проводить время, зарабатывая игровые очки» и одновременно с этим усваивать те или иные дисциплины [1]. Однако следует особо подчеркнуть, что игровые методы в образовательной среде не является бездумным зарабатыванием баллов или рейтингов . Любая игровая технология нацелена на реализацию профессиональных целей По мнению л П Варениной, игровые методы обучения не исчерпываются лишь развлекательными целями, а представляют собой феномен, который способен трансформироваться в творчество, отработку профессиональных навыков и формирование межличностных отношений [2]. С . В . Титова и К . В . Чикризова отмечают, что при применении игровых практик реальность не превращается в игру, поскольку участникам даются лишь игровые установки для отработки тех или иных профессиональных навыков [8]. Затрагивая психологический аспект игровых практик, авторы подчеркивают, что целями их внедрения является повышение вовлечённости студентов в процесс обучения, а также замена внешней мотивации на внутреннюю [8].

По мнению Т . В . Бурдаевой и М . В . Жестковой, необходимо также учитывать тот факт, что студенты подчас чересчур проникаются азартом и духом соперничества, в то время как основной целью игровых приемов в образовании является познавательный аспект Однако при дозированном использовании игровых методов наблюдается существенный подъём мотивации студентов к изучению иностранного языка .

Возрастает эмоциональный интерес к занятиям, появляется стимул к познавательной деятельности На основании личного опыта можем отметить, что также существенно улучшилась посещаемость занятий Студентам стало интересно усваивать новый материал посредством использования игровых методик Таким образом, применение игровых методов в образовании вызывает мобилизацию и активизацию студентов, увеличивает их вовлеченность в изучаемый предмет, повышает мотивацию, способствует реализации их творческого потенциала, развивает дух соперничества и здоровой конкуренции, а также несет элементы удовольствия

А . Р . Габитова, И . А . Фролова утверждают, что потребность в игровых подходах в обучении была всегда, и сама идея внедрения игры в образовательный процесс не является новой [1]. Эту же мысль в своей статье высказывают О В Орлова и В Н Титова, приводя в пример выдающихся классиков образования, таких как Л . С . Выготский, Г . П . Ще-дровицкий, Д . Б . Эльконин, которые признавали универсальность и эффективность использования игр [3] С появлением целого поколения, характеризующегося подвижностью и эмоциональностью, которое выросло в эру Интернета и компьютеров, актуальность и потребность применения образовательных игр, как классических, так и онлайн, с каждым годом возрастает

Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе (финансовом или техническом) требует отдельного внимания, поскольку эти предметы не являются основными . Из-за этого мотивация обучения может существенно снизиться, а посещаемость семинаров снизиться Поэтому и возникает необходимость ввести в процесс обучения некую изюминку . Использование игровых методик всегда считалось эффективным и целесообразным методом обучения, поскольку именно в данной сфере образования существует обширное поле для ее реализации Как отмечают А . В . Скляренко и Д . И . Семёнова, игровую деятельность можно включать во все виды работы на занятии иностранному языку, так как любому человеку сложно концентрировать свое внимание дольше двадцати минут [7] В такой ситуации необходимо разнообразить деятельность с помощью игровых приемов . По мнению С . В . Титовой и К . В . Чикризо-вой, игровая методика позволяет развивать не только навыки общения на иностранном языке, но и критическое мышление, коммуникативные и профессиональные навыки, умение работать в команде, а также толерантность [8] В В Семина отмечает, что эффективность игры на иностранном языке напрямую зависит от доброжелательной обстановки и творческой атмосферы на семинаре, а также от тщательного планирования сюжета игры заранее [10] Кроме того, использование игры при изучении иностранного языка способствует снижению уровня напряженности, лучшему усвоению сложных лексико-грамматических

конструкций, а также повышает прочность усвоения иноязычного материала . По мнению С . В . Титовой и К . В . Чикризовой, часто в процессе обучения у студентов возникает распространённая психологическая трудность - боязнь сделать ошибку . Внедрение игровых методов способствует изменению организации учебного процесса, при котором студент начинает воспринимать учебный процесс не как сложный барьер, а как возможность приобрести новые знания [8]. Как следствие этого, студент становится более раскрепощённым, пробует говорить без боязни сделать ошибку при общении на иностранном языке, что позволяет преодолеть языковой барьер

На наших занятиях мы часто применяем метод кейсов Такой игровой метод существенно помогает справиться с психологическими трудностями у студентов По мнению О И Коваль, метод кейсов в формате игры имеет ряд преимуществ: развивается критическое мышление студентов, повышается их активность, расширяются коммуникации и навыки решения проблем, развивается партнерство [12]. Кейсы основаны на описании реальных ситуаций и позволяют студентам как индивидуально, так и в команде искать пути решения той или иной задачи Наш опыт показал, что наиболее эффективны и интересны кейсы, которые проводятся в двух соревнующихся командах Игроки получают баллы за наиболее логичные решения поставленных проблем . Это повышает общий интерес и способствует активному участию в процессе обучения Студенты общаются только на иностранном языке, совещаясь как на подготовительном этапе кейса в команде, так и впоследствии, обсуждая проблему между обеими командами и приводя аргументы в пользу своей О И Коваль считает, что вышеизложенный метод в формате игры позволяет развивать навыки активной работы в команде, успешной презентации, сбора и анализа информации, тайм менеджмента, поскольку игроки ограничены во времени [12].

Аналогичным действующим инструментом является метод ведения дебатов на английском языке, который мы широко применяем на семинарах Неоспоримым преимуществом вышеназванной технологии является возможность совместной языковой практики, а также изучение в команде той или иной спорной информации с последующим обсуждением «Дебаты представляют собой высказывания и аргументацию участниками различных точек зрения» [14]. Важно помнить, что в процессе этой игры участники приводят свои аргументы не споря, а лишь выясняя позицию оппонента . Наш опыт показал, что студенты настолько увлекаются заданной темой, что не замечают, как полностью переходят на общение только на иностранном языке Студенты не боятся сделать ошибку, начиная с помощью различных конструкций иностранного языка передавать свою идею друг другу Стоит отметить, что

даже малоактивные студенты очень заинтересовываются и начинают участвовать в игре

Идея дебатов также не является инновационной, но при этом не теряет своей актуальности . Как отмечают Л . Н . Юсупова и С . Д . Кирпу, эта технология позволяет не только развить критическое мышление и научить студентов формулировать собственное мнение, доказывая оппоненту свою позицию, но и в игровой форме активизирует работу всех видов иноязычной речи [14]. Как говорилось выше, психологический барьер снимается именно благодаря игровому подходу, а эффективность семинаров существенно повышается

Наряду с игровыми видами деятельности в команде, существуют различные онлайн платформы, стимулирующие желание студентов к самообразованию . Примером одной из них является Google Classroom. При использовании вышеназванной образовательной платформы преподаватель создает свой класс и высылает учебные материалы своим студентам Мы можем оценивать и контролировать успеваемость и прогресс в обучении, а также предлагать различные виды заданий в зависимости от характера языковой группы . Вся информация о происходящем на курсе отображается в ленте Преподаватель может создавать объявления для студентов . Задания предлагаются любые, так как платформа Google Classroom является многофункциональной и позволяет создавать разнообразные виды упражнений, исходя из предпочтений обеих сторон: может быть любой документ компьютера или Яндекс диска, ссылка на видео, множественный выбор и т д Для контроля знаний преподаватель предлагает практическую работу или тест Совместно с прикреплённой ссылкой на видеозапись в Google Classroom, нами была использована онлайн платформа Kahoot для проверки усвоения информации из видео уже в аудитории . Эта образовательная платформа также дает возможность реализовать игровую технологию и посредством учебных практик . С помощью Kahoot преподаватель создает опрос, анкетирование или викторину на сайте, а студенты отвечают с помощью электронных устройств в режиме онлайн и получают баллы за правильные ответы Преподаватель видит статистику ответов и может сделать выводы относительно подготовки студентов и эффективности выполнения того или иного задания . Такой вид игровой и одновременно познавательной деятельности может проводиться как в аудитории, так и дистанционно

Н . Н . Денисенко считает, что онлайн сервис Kahoot характеризуется удобством в моделировании тестовых заданий, вследствие чего преподаватель имеет возможность определять их последовательность и вариативность [13]. Подобным ресурсом является сервис Quizlet, позволяющий также в игровой форме изучать иностранный язык. Основой данной платформы являются сеты слов, представленные в форме

ассоциативных картинок, фотографий, которыми студенты могут делиться друг с другом . Функции, представленные на Quizlet, дают возможность запоминать списки слов, грамматику и даже отрабатывать фонетический аспект языка с помощью различных игровых упражнений, которые направлены на тренировку памяти, что является одним из существенных плюсов данной программы . Групповое интерактивное обучение на Quizlet повышает интерес и вовлеченность студентов в процесс, а также, реализует развитие навыков работы в команде и здорового соперничества [8].

Внедрение вышеперечисленных компьютерных технологий в режиме игровых методик существенно улучшает качество усвоения материала . На основании нашего опыта использования данных программ в образовательном процессе, хотелось бы сказать несколько слов о преимуществах и недостатках вышеупомянутых сервисов Важнейшим преимуществом онлайн платформ является аспект визуализации, что существенно облегчает учебный процесс . Наглядность материала и красочное оформление программ позволяет привлечь в процесс как можно больше студентов, а также повысить мотивацию в изучении иностранного языка Нами было отмечено, что с помощью онлайн сервисов стимулируется активность студентов . Она возникает в результате быстрого оценивания их деятельности преподавателем . Так же появляется обратная связь между студентами, и они начинают оценивать друг друга . К существенным плюсам относится новизна вышеназванной системы обучения и ее тесная связь с компьютерными устройствами, которые очень популярны среди современных студентов

Из технических преимуществ Google Classroom, можно назвать возможность хранения всех используемых материалов на Google диске, что позволяет вернуться к нужной информации в любой момент В данном подходе реализуется принцип систематичности и последовательности . Эти сервисы являются бесплатными и доступными, и дают возможность отличной коммуникации между студентами и преподавателем . К сожалению, недостатки у этих методов тоже есть, но они носят чисто технический характер Не всегда удается всем одновременно зайти на платформу из-за возникающих время от времени проблем с Интернетом, когда преподаватель использует задание с той или иной платформы на занятии Однако, вполне очевидно, что преимущества данной формы обучения существенно перевешивают недостатки

В заключение хотелось бы обобщить приведенную выше информацию и сделать выводы о целесообразности применения игровых методик . Развитие умения учиться является основополагающим принципом современного образования Этот педагогический ориентир является одним из самых труднореализуемых, так как поколение современных студентов может найти любую информацию в интернете в кратчайшие

сроки Следовательно, мотивация учиться существенно сокращается Педагог в свою очередь должен приложить усилия, чтобы заинтересовать студента, стимулировать его желание учиться На сегодняшний день к выпускникам предъявляются высокие требования в связи с потребностью поиска активных личностей, способных критически мыслить, иметь творческий подход к решению той или иной задачи Одной из современных концепций в педагогике является личностно-ориентированный подход, а одной из технологий его реализации - игровая технология, «предусматривающая моделирование конфликтной или проблемной ситуации», которая помогает развить навык принятия нестандартных решений и реализовать творческий потенциал [16] Творческий подход к обучению вызывает большой интерес у студентов, предлагая широкий выбор различных заданий, в том числе и игровых

Одним из основных видов деятельности на занятиях по изучению иностранного языка является формирование речевых и разговорных навыков л С Выготский в своём труде обращает внимание, что существует корреляция между игрой и речью: речь начинает совершенствоваться под воздействием игры, а игра развивается в процессе речи [17]. Нами этот факт был подтвержден на практике посредством проведенного опроса среди студентов 3 курса направления «Экономика» . Цель опроса заключалась в выявлении проблемных зон при изучении иностранного языка . Выяснилось, что 60% студентов считают, что они мало говорят на занятии на английском языке по причине боязни сделать ошибку и обдумывают конструкции прежде, чем высказать мысль, что делает их внутренне и внешне «зажатыми» Однако, после внедрения заданий в формате игры, 98% студентов отметили, что изъясняться на иностранном языке им стало значительно проще Они чувствуют себя увереннее, их речь развивается и улучшается, психологический барьер становится менее напряженным или исчезает совсем. У студентов появляется живой интерес к занятиям и существенно улучшается посещаемость семинаров Мы увидели неподдельный энтузиазм студентов Безусловно, учёба - это не игра Традиционные классические задания ни в коем случае не должны отменяться преподавателем, а игровые методы следует вводить разумно и дозированно Игровой подход к обучению позволяет реализовывать творческие способности студентов, развить их критическое мышление, толерантность, умение работать в команде . Согласно проведенному нами исследованию, большинство ученых сходятся во мнении, что многие процессы учебной деятельности лучше усваиваются студентами в игровой форме, нежели в рамках только традиционных семинарских методов . Они улучшают их речевые навыки, развивают память, мышление, навыки межличностного общения, повышают мотивацию к самообучению и реализуют творческий потенциал

В заключение отметим, что игровые методы в обучении иностранному языку имеют существенное преимущество перед другими методами, так как они интересны и привлекают к себе повышенное внимание студентов В основе игры всегда заложены только положительные эмоции, способствующие созданию комфортной и приятной психологической обстановке и в учебном процессе Усвоение материала любой сложности проходит намного быстрее и эффективнее

Список литературы

1. Габитовa А.P., Фролова И.А. Геймификация в образовании как инновационный аспект развития научной деятельности молодых ученых // Вестник Казанского технологического ун-та. 2014, Т. 17, №16. С. 252254.

2. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль . 2014. Т. 6. № 6-2. С. 314-317 .

3. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). С. 60-64.

4. Горшенин В.П., Короленко А.Н., Степичева А.Б. Современный контекст глобального образовательного пространства и геймификация в дистанционном обучении . // Шумпетеровские чтения . 2015. Т. 1 . С. 89-95.

5. Пахомова Т.Е. Геймификация как средство подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач // Ученые записки Забайкальского государственного университета . 2015. № 6 (65). С. 31-39.

6. Борякова Е.Е., Штаюра О.В. Геймификация в образовательном процессе и ее использование при обучении английскому языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2015 № 10-3 С 6-10

7. Скляренко А.В., Семёнова Д.И. Игровая деятельность как активный метод в обучении иностранному языку в вузе // Иностранная филология Социальная и национальная вариативность языка и литературы. Материалы II Международного научного конгресса / Крымский Федеральный Университет имени В И Вернадского 2017 С 428-432

8. Титова С.В., Чикризова К.В. Геймификации в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования 2019 № 1 С 135-152

9. Бурдаева Т.В., Жесткова М.В. Геймификация в преподавании иностранных языков в техническом вузе // Наука и образование транспорту. 2018 № 2 С 242-245

10. Семина В.В. Использование геймификации в процессе обучения бизнес-английскому студентов вузов // Вестник Ленинградского государственного университета им . А. С . Пушкина . 2017, № 2. С . 306-315.

11. Заречнева К.М., Ушакова О.В. Цифровизация в сфере образования // В сборнике: Непрерывное образование: теория и практика реализации материалы II Международной научно-практической конференции . Екатеринбург, 2019. С. 76-79.

12. Коваль О.И. Применение метода кейсов в преподавании иностранного языка в техническом университете // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018, Т. 12, № 7. С. 25-29.

13. Денисенко Н.Н. Использование образовательной web-платформы Kahoot! на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // В сборнике: Теория и практика языковой коммуникации Материалы X Международной научно-методической конференции . Под редакцией Т . М . Рогож-никовой 2018 С 87-92

14. Юсупова Л.Н., Кирпу С.Д. Технология открытых публичных межфакультетских дебатов на английском языке как средство реализации компе-тентностного подхода в образовании // В сборнике: Инновационные процессы в современной науке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции . Под общей редакцией А. И . Востре-цова. 2017. С. 542-553.

15. Высшее и среднее профессиональное образование в России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития // Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции . В 2-х книгах / Под общей редакцией Р . С . Сафина, Е . А. Корчагина . 2018 . Т 2.

16 . Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции // 2015, Том II 17. ВыготскийЛ.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии . 1966, № 6 . С . 62-76.

Сведения об авторе

Луговая Анастасия Андреевна - преподаватель Департамента языковой подготовки ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации». E-mail: nastyalugovaya7@mail.ru

usage of games as a means of increasing students' motivation to learn foreign language in nonlinguistic university

Lugovaya A.A. - Teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: nastyalugovaya7@mail.ru

This article deals with latest issues of modern education, which have great prospects for development and wide application in practice, and are able to open new milestones in teaching. This view can be interesting for either experienced teachers or young professionals. The article reveals the

processes of digitalization and its impact on the modern pedagogical world, as well as provides arguments in favor of the introduction of game approaches to teaching foreign languages using both classical techniques and modern computer tools, which are currently the most relevant, but not widely applicable. Due to the fact that the use of games in learning is still a controversial issue, the article presents the views of researchers supporting the benefits of gamification in education, namely, the feasibility of team games, and computer technologies and online games for better absorption of the material, increasing motivation to study aspects of language, improve memorizing of complex material by converting it to game and therefore easier form, and removing the language and psychological barriers, able to add difficulties in learning a foreign language. Based on the survey, the article provides statistics confirming the opinion of a number of researchers on the feasibility of using the method of gamification with the use of modern technical means to expand and diversify classes, to involve students in the educational process, to interest them in subject.

Key words: gamification, organization of the educational process, game form of training, digitalization, computer technology, communicative approach.

References

1 . Gabitova A. P . , Frolova I . A . Gejmifikaciya v obrazovanii kak innovacionny'j aspekt azvitiya nauchnoj deyatePnosti molody'x ucheny'x [Gamification in education as an innovative aspect of the development of scientific activity of young scientists] Vestnik Kazan, texnol . un-ta. 2014. T. 17. №16 . pp. 252254.

2. Varenina L . P . Gejmifikaciya v obrazovanii [Gamification in education] Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya my'sl\ [Historical and socio-educational thought] 2014, T . 6, № 6-2. pp . 314-317 .

3 . Orlova O . V . , Titova V . N . Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya [Gamification as a way of organizing training] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University] 2015, № 9 (162). pp . 60-64.

4. Gorshenin V . P . , Korolenko A . N . , Stepicheva A . B . Sovremenny'j kontekst globaPnogo obrazovatePnogo prostranstva I gejmifikaciya v distancionnom obuchenii [The modern context of the global educational space and the gamification in distance learning] Shumpeterovskie chteniya . 2015, T . 1. pp . 89-95.

5. Pahomova T. E. Gejmifikaciya kak sredstvo podgotovki studentov pedagogicheskogo kolledzha k resheniyu professional'ny'h zadach [Gamification as a means of preparing students of a teacher training college to solve professional problems] Ucheny'e zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientists of the note of the Transbaikal State University] 2015, № 6 (65) pp 31-39

6 . Boryakova E . E . , Shtayura O . V . Gejmifikaciya v obrazovatel'nom processe i

ee ispol'zovanie pri obuchenii anglijskomu yazy'ku [Gamification in the educational process and its use in teaching English] Aktual'ny'e problemy' gumanitarny'x i estestvenny'x nauk [Urgent problems of the humanities and natural sciences] 2015. № 10-3. pp. 6-10.

7 . Sklyarenko A. V. , Semyonova D . I . Igrovaya deyatel'nost' kak aktivny'j metod

v obuchenii inostrannomu yazy'ku v vuze [Game activity as an active method in teaching a foreign language at a university] Inostrannaya filologiya Social'naya i nacional'naya variativnost' yazy'ka i literatury' Materialy' II Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa . Kry'mskij Federal'ny'j Universitet imeni V. I . Vernadskogo 2017. pp. 428-432.

8 . Titova S. V . , Chikrizova K. V. Gejmifikacii v obuchenii inostranny'm yazy'kam:

psihologo-didakticheskij i metodicheskij potencial [Gamification in teaching foreign languages: psychological, didactic and methodological potential] Pedagogika i psihologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education] 2019, № 1 . pp. 135-152.

9 . Burdaeva T . V . , Zhestkova M . V . Gejmifikaciya v prepodavanii inostranny'h

yazy'kov v tehnicheskom vuze [Gamification in teaching foreign languages at a technical university] Nauka i obrazovanie transport [Science and education transport] 2018, № 2 pp 242-245

10 SeminaV V Ispol'zovanie gejmifikacii v processe obucheniya biznes-anglijskomu studentov vuzov [The use of gamification in the process of teaching business English to university students] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A . S . Pushkina . [Bulletin of the Leningrad State University A . S . Pushkin] 2017, № 2. pp . 306-315.

11 Zarechneva K M , Ushakova O V Cifrovizaciya v sfere obrazovaniya [Digitalization in Education] V sbornike: Neprery'vnoe obrazovanie: teoriya i praktika realizacii materialy' II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Continuing education: Theory and practice of implementation Materials of the II International Scientific and practical Conference], Ekaterinburg, 2019 pp 76-79

12. Koval' O . I . Primenenie metoda kejsov v prepodavanii inostrannogo yazy'ka v texnicheskom universitete [Application of the case study method in teaching a foreign language at a technical university] Aktual'ny'e problemy' gumanitarny'h i social'no-e'konomicheskih nauk [Problems of the humanitarian and socio-economic sciences] 2018, T 12, № 7 pp 25-29

13 . Denisenko N . N . Ispol'zovanie obrazovatel'noj web-platformy' Kahoot! na zanyatiyax po inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovom vuze [Applicationof the Kahoot! Educational web platform in a foreign language class at a non-linguistic university] Teoriya i praktika yazy'kovoj kommunikacii Materialy' X Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Theory and practice of language communication Materials X International Scientific and Methodological Conference], (ed. ) T. M. Rogozhnikova. 2018. pp. 87-92.

14. Yusupova L. N. , Kirpu S. D. Texnologiya otkry'ty'h publichny'h mezhfakul'tetskih debatov na anglijskom yazy'ke kak sredstvo realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [The technology of open public inter-faculty debate in English as a means of implementing the competency-based approach in education] Innovacionny'e processy' v sovremennoj nauke Materialy' Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative processes in modern science Materials of the International (correspondence) scientific-practical conference], (ed. ) A. I . Vostreczova . 2017 pp 542-553

15. Vy'sshee i srednee professional'noe obrazovanie v Rossii v nachale 21-go veka: sostoyanie, problemy', perspektivy' razvitiya [Higher and secondary education in Russia at the beginning of the 21st century: state, problems, development prospects] Materialy' 12-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the 12th International Scientific and practical Conference], V 2-x knigax (ed. ) R . S. Safina, E . A . Korchagina . 2018 . Tom Kniga 2/ Vol 2

16 . Sovremenny'j vzglyad na problemy' pedagogiki i psixologii [A modern view

of the problems of pedagogy and psychology] Sbornik nauchny'x trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii . 2015, Vol 2.

17 • Vy'gotskij L S . Igra i eyo rol' v psihicheskom razvitii rebenka [A game and

its role in the mental development of a child] Voprosy' psixologii [Psychology issues], 1966. № 6 . pp . 62-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.