Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА GUI ПАКЕТА MATLAB ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА GUI ПАКЕТА MATLAB ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ / ДЕМОНСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лисов Олег Иванович, Лисовец Юрий Павлович, Бавин Эй

Представлена обучающая система по теме «Теория вероятностей и математическая статистика в среде MATLAB с помощью графического пользовательского интерфейса. Даны варианты обучения и формирования структуры представления теоретического материала. Система содержит теоретические сведения, демонстрационные примеры, тесты и контрольные вопросы. Для процесса обучения использована система адаптивной нейро-нечеткой сети (ANFIS).The training system for the topic «Probability theory and mathematical statistics in MATLAB using the graphic user interface» has been presented. The options of training and forming the structures of the theoretical material representation have been given. The system contains theoretical knowledge, demonstrational examples, tests and the control questions. For the training process the adaptive neuro-fuzzy inference system (AFNIS) has been used.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лисов Олег Иванович, Лисовец Юрий Павлович, Бавин Эй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА GUI ПАКЕТА MATLAB ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

УДК 681.518

Использование графического интерфейса GUI пакета MATLAB для обучения математическим дисциплинам

О.И.Лисов, Ю.ПЛисовец, Бавин Эй

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

В преподавании высшей математики в настоящее время успешно сосуществуют и дополняют друг друга два направления: традиционное обучение и применение новейших компьютерных технологий (пакеты MATLAB, MathCAD и др.). Последнее направление весьма актуально в связи с новыми требованиями к процессу обучения и позволяет резко повысить качество учебного процесса, в частности эффективность изучения некоторых разделов высшей математики, например, курса «Теория вероятностей и математическая статистика».

Курс «Теория вероятностей и математическая статистика» (ТВ и МС) стал одним из важнейших компонентов образования специалиста в области естественных наук, экономики, социологии и т.д. Целью работы является разработка алгоритмов, моделей и программных блоков обучающей системы (Тренажерно-обучющий комплекс - ТОК) по теме «Теория вероятностей и математическая статистика». Выбор MATLAB для построения ТОК обусловлен высокой мощностью вычислений, возможностью визуализации результатов расчетов, наличием встроенного языка программирования, удобным графическим пользовательским интерфейсом.

Для ТОК разработаны следующие компоненты: адаптированные к использованию на PC теоретические сведения (гипертексты), демонстрационные примеры, тренинг и контрольные задания. Материалы, тесты и контрольные вопросы созданы в среде MATLAB с помощью графического интерфейса пользователя (GUI).

Разработанную систему отличают следующие характеристики: надежность в эксплуатации, совместимость с другими системами, удобство использования, модульность, обеспечение доступа и учет результатов обучения. Каждый зарегистрированный пользователь имеет уникальные идентификационные данные (логин и пароль) для получения доступа к системе в индивидуальном режиме обучения. Такой подход позволяет пользователю иметь доступ только к предоставленным именно для него материалам, а также дает преподавателю возможность отслеживать ход и (или) метод обучения каждого отдельного студента.

Схема процедуры обучения по индуктивному методу

© О.И.Лисов, Ю.П.Лисовец, Бавин Эй, 2009

Краткие сообщения

При индуктивном методе обучения пользователь сначала должен изучить элементарные материалы ТВ и МС, а потом переходить к общей теории (рисунок); при дедуктивном методе сначала должен изучить общую теорию, а затем продолжить изучение практических элементов ТВ и МС. Система автоматически выбирает обучающий метод по следующим критериям: по тестовому опросу или предыдущей успеваемости. После выбора метода пользователь может начать изучать новый материал либо продолжить изучение пройденных шагов. В каждом тематическом разделе пользователю предоставляются материалы (теоретические сведения и практические навыки) и тесты (тест для самоконтроля, плановое контрольное задание).

При выходе пользователя из системы автоматически сохраняются данные (.dat и .txt) об изученном материале и пройденных тестах. Это позволяет системе оценить работу студента. При выставлении оценок используется нечеткая логика, которая содержится в Fuzzy Logic Toolbox пакета MATLAB.

Обучающая система успешно апробирована в МИЭТ для магистров и аспирантов в области естественных наук.

Литература

1. Lisa A. Petrides, Zane L. Berge. Case Studies on Information Technology in Higher Education: Implications for Policy and Practice. - 2000. - P. 275.

2. Вуколов Э. А . Лабораторный практикум по теории вероятностей и статистическим методам с использованием пакета STATISTICA. - М.: МИЭТ. - 2005. - 208 с.

3. Вуколов Э. А., Ефимов А. В., Земсков В. Н., Поспелов А.С. Сборник задач по математике для втузов. В 4 ч. Ч. 4: Учеб. пособие для втузов / Под общ. ред. А. В.Ефимова и АС. Поспелова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во Физико-математической лит-ры, 2003. - 432 с.

Поступило 12 февраля 2009 г.

Лисов Олег Иванович - доктор технических наук, профессор кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем МИЭТ. Область научных интересов: теория систем, системный анализ, искусственный интеллект.

Лисовец Юрий Павлович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики № 1 МИЭТ. Область научных интересов: интеллектуальные системы обучения в математике, компьютерное моделирование.

Бавин Эй - аспирант кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем МИЭТ. Область научных интересов: компьютерное моделирование, компьютерное обучение, архитектура системы программного обеспечения,

Опечатка

В № 6, 2008 в кратком сообщении «Емкостная методика сканирующей зондовой микроскопии в атмосфере воздуха» авторов И.И.Бобринецкий, В.В.Лосев допущена ошибка. На с. 86 во втором абзаце сверху следует читать: «Здесь учтено, что диэлектрическая проницаемость адсорбата в >> 1 и амплитуда колебаний зависит только от совокупной толщины адсорбата».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.