Научная статья на тему 'Использование государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг как стратегическая задача экономического роста и увеличения благосостояния населения региона (на примере Волгоградской области)'

Использование государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг как стратегическая задача экономического роста и увеличения благосостояния населения региона (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Елена Александровна, Климкова Ксения Олеговна

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. В нынешних условиях формирования рыночных отношений при имеющемся снижении объемов государственной поддержки высших учебных заведений появляется необходимость привлечения альтернативных источников финансирования образовательных организаций. Особое место среди них занимает реализация механизмов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг как стратегическая задача экономического роста и увеличения благосостояния населения региона (на примере Волгоградской области)»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

Полянская Елена Александровна аспирант ФГБОУ ВПО, г.Волгоград, РФ E-mail: helenderbet@mail.ru Климкова Ксения Олеговна аспирант ФГБОУ ВПО, г. Волгоград, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И УВЕЛИЧЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. В

нынешних условиях формирования рыночных отношений при имеющемся снижении объемов государственной поддержки высших учебных заведений появляется необходимость привлечения альтернативных источников финансирования образовательных организаций. Особое место среди них занимает реализация механизмов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

Образовательная организация, источники финансирования образовательной организации, государственно-

частное партнерство, экономический рост.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере образования принимает форму стратегического альянса, который регулирует своеобразный поток интеграционного взаимодействия его участников: государства, бизнеса, образовательных учреждений на различных стадиях жизненного цикла образовательных услуг.

Для образовательных учреждений выгоды ГЧП проявляются в дополнительном финансировании образовательного процесса, доведении результативности образовательных услуг и научных разработок до коммерческого уровня реализации с целью получения новых конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг [1].

Особенно актуальна данная тема для российской экономики в условиях посткризисного периода, отличительными чертами которого стали финансово-экономическая нестабильность и недостаточные объемы бюджетных средств, необходимые для реализации социально значимых программ и проектов. [2]

На сегодняшний день, большую роль играют проекты ГЧП при создании и развитии университетских комплексов, объединяющих образовательные, исследовательские учреждения и организации. Созданная инновационная структура вуза способна позволить увеличить качество и эффективность образовательного процесса, развивать прикладную направленность полученных знаний, и на максимуме использовать информационные, материальные, человеческие и интеллектуальные ресурсы для подготовки будущих квалифицированных кадров, создания условий для исследований и разработок инновационных проектов.

Видами социальных инвестиций в сферу образования могут быть:

- финансовые инвестиции в виде пожертвований в фонды развития вуза, образовательные программы на основе грантов;

- прямые социальные инвестиции, целью которых является совершенствование или изменение рынка

труда;

- развитие совместных проектов на основе взаимной выгоды и софинансирования;

- продвижение интересов вуза посредством проведения совместных акций и мероприятий;

- безвозмездное предоставление услуг и товаров вузу.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

По мнению Кабанова В.А., во главу угла надо поставить те задачи, решив которые, станет возможным перевод региональной экономики на инновационный путь развития. С этой целью необходимо решить сложнейшую задачу - определить науку как основную движущую силу в формировании экономики и региональном развитии в целом. В этой связи надо найти ей «правильное место» в создаваемых министерствах и комитетах[4].

Вся система образования в нашей стране должна реформироваться под новые потребности инновационной экономики. Как следствие, обязательной трансформации и модификации должны быть подвергнуты все образовательные институты. [2]

Уже созданные профильные вузы готовят специалистов для соответствующих отраслей региона. Однако согласно приведенной статистике, на данный момент региону (Волгоградской области) требуются кадры, которых еще только предстоит обучить. Соответственно, является необходимым трансформация системы образования в наши дни.

Важным является детальный обзор высших учебных заведений, которым отводится ключевая роль в инновационной экономике, основанной на знании, на примере Волгоградской области. Основополагающим фактором становится капитализация знаний и стимулирование к образовательной и предпринимательской деятельностям. Для этого необходимо настроить прочную связь между государством, вузами и предприятиями региона посредством внедрения государственно-частного партнерства[3].

Учеными ВолгГТУ проведена серьезная работа по предложению возможной корректировки образовательных программ, включая практики и стажировки. Совершенно верно указано, что все предложения по совершенствованию подготовки в системе ВПО решаемы на уровне «предприятие-университет», и часть - можно решить только на региональном и федеральном уровнях.

По мнению Шаховской Л.С. при определении рациональной структуры образования в исследовательских технических университетах России, целесообразно опираться и на российский, и на мировой опыт, анализируя его и ориентируясь на различие в динамике развития. Такой подход способен облегчить задачу определения имеющихся положительных сдвигов, и наличие определенных «провалов» образовательных систем. [3]

Следовательно, одним из перспективных направлений реализации ГЧП также является совместное формулирование тем дипломных и курсовых проектов с ориентиром на специализированных заказчиков из числа возможных работодателей из частного или государственного секторов.

Другим направлением реализации эффективного ГЧП являются грантовые программы и гранты в виде безвозмездного финансирования конкретных направлений деятельности: научной деятельности, стипендиальных программ, проектов, академических курсов и программ и иных мероприятий и исследований. Активную деятельность в этом направлении проводят благотворительные фонды, что повышает доступность образования, способствуя его модернизации и предоставлению новых возможностей для потенциальных работников.

Развивающимся направлением ГЧП является создание ассоциации выпускников, которая представляет собой общественную организацию (добровольную общественную самоуправляемую организацию). В рамках такой организации выпускники содействуют поддержанию профессиональных и деловых контактов, создают совместные проекты, являются организаторами взаимодействия со студентами и администрацией вуза, инициируют совместные мероприятия, помогают друг другу в поиске работы и способствуют трудоустройству. [2]

Воплощение и развитие обозначенных направлений является актуальным и приоритетным, определяя эффективность функционирования системы образования в целом. Комплексное воздействие в виде качественной подготовки кадров в вузах (необходимая корректировка образовательных программ), активная реализация государственно-частного партнерства будет способствовать стимулированию инновационных разработок в сфере образовательных услуг и достижению стратегических целей социально-экономического развития и увеличению благосостояния населения в Российской Федерации.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№3/2015

ISSN 2411-717Х

Список использованной литературы:

1. Дмитриева Е.А. Развитие государственно-частного партнерства в образовательной сфере // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал ГОУВПО (Государственный университет управления). - 2011, №1.

2. Еремин В.Л. Государственно - частное партнерство в образовании / В.Л. Еремин //Актуальные проблемы социально-экономического развития России/Издательская Торговая Компания «Наука - Бизнес - Паритет». - Москва, 2010.- №3

3. Шаховская, Л.С. Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров в вузах: региональный аспект / Л.С. Шаховская, В.А. Пономарев, Е.Г. Гущина, И.В. Аракелова, Е.М. Витальева // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». Вып. 18 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 4 (131). - C. 6-12.

4. Как сделать инновационной региональную экономику?/ В.А.Кабанов//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- Волгоград, 2012.- № 3.- С. 123-127.

5. Сазонов, С.П. Increase in Efficiency of Activity of Educational Organization in System of Higher Professional Education under Current Management Technologies / С.П. Сазонов, E.E. Харламова // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 30, No. 10. - C. 1271-1275.

© Полянская E. А., Климкова К.О., 2015

Шадунц Ляман Иосифовна

Студентка 3 курса магистратуры «дизайн мультимедиа» Научный консультант по подготовке статьи: Ткалич Светлана Константиновна доктор педагогических наук, член корреспондент РАЕ кафедра дизайна Институт Искусств: МПГУ им. М.А. Шолохова

Эл. почта: Liaman_sh@mail.ru.

РЕБРЕНДИНГ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ФАБРИКИ «ПАРИЖСКАЯ КОММУНА»

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к теории и практике создания бренда в работах зарубежных и отечественных специалистов. Приведены примеры влияния ребрендинга на экономическое состояние предприятий. Рассмотрен хронологический срез технологии маркетинга «от логотипа к корпоративным брендам». Уточнены возможности модернизации бренда для потенциала развития у фабрики «Парижская коммуна».

Ключевые слова

бренд, ребрендинг, конкурентное положение, потенциал развития.

Целью статьи является попытка провести сравнительный анализ существующих подходов к системе маркетинга, где сегодня доминирующим компонентом является бренд. Уточним, что процессы изменений бренда по дизайн-программе называются в среде специалистов «брендингом». Процесс модернизации бренда формулируется как «ре-брендинг».

Ретроспекция: хронологический срез развития культуры предпринимательства в России. В годы перестройки (1990 - 1995) появилось огромное количество частных предприятий на основе государственных. Все предприятия стремились выйти на рынок и занять лидирующие позиции. Использовались различные средства конкурентной борьбы, вплоть до криминала. С нулевых годов (2001 -2015) в России установился порядок, определился ряд законов, ликвидирующих перестроечную (дикую)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.