Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОСФОГИПСА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОСФОГИПСА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА / СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ / ФОСФОГИПС

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Довыденко Анастасия Вадимовна, Лунёв Александр Александрович

Введение. В России остро стоит проблема с накоплением фосфогипса (ФГ) - отхода производства минеральных удобрений, которого в отвалах складировано порядка 300 млн т. Занимаемые этими отвалами площади более рационально применять в иных целях. Решением данной проблемы может быть многотоннажное использование ФГ в области строительства автомобильных дорог, что потенциально позволит снизить дефицит дорожно-строительных материалов в России. Материалы и методы. Выполнены обзор исследований, посвященных возможности использования ФГ, и анализ литературных источников за последние 45 лет. Представлены выводы о перспективах использования ФГ. Результаты. Установлено, что использование ФГ в строительстве не только возможно, но и подтверждено опытом. Полученные данные говорят о возможности многотоннажной утилизации ФГ при рекультивации карьеров, засыпки полигонов ТБО, а также применении для устройства земляного полотна автомобильных дорог в стабилизированном виде и в комбинации с неорганическим вяжущим для строительства укрепленных оснований дорожных одежд. Имеется и ряд сдерживающих факторов применения этого материала, таких как радиоактивность, содержание примесей и высокая растворимость, которая ведет к низкой водостойкости материалов на его основе. Выводы. Требуется совершенствование рецептур вяжущих на основе ФГ (в основном для повышения водо- и морозостойкости) с целью их использования в дорожно-климатических зонах с наиболее суровыми климатическими условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Довыденко Анастасия Вадимовна, Лунёв Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING PHOSPHOGYPSUM IN ROADBUILDING: THE POTENTIAL AND PROBLEMS

Introduction. This article discusses the global environmental problem of phosphogypsum and its storage. Phosphogypsum is waste generated in the course of making mineral fertilizers. In Russia, the amount of this material in waste piles is about 300 million tons. It is more rational to use large areas, occupied by these dumps, for other purposes. The solution is its largescale use in highway construction, that will solve the problem of shortage of roadbuilding construction materials in Russia. Materials and methods. Our task was to analyze the current research into the applicability of phosphogypsum. Towards this end, a brief review and analysis of literary sources, published over the past 45 years, was performed, and conclusions were drawn about the prospects for using this material. Results. As a result it was found that phosphogypsum is used in construction, and its applicability is confirmed by its practical application. The data obtained as part of the review confirm that stabilized phosphogypsum is widely used to reclaim quarries, fill landfills, and construct embankments. Besides, phosphogypsum, with an inorganic binder added, is used to build reinforced foundations of roadbeds. Conclusions. It is necessary to improve formulations of phosphogypsum binders (mainly to improve their water and frost resistance) to use them in the climate zones having the most severe climatic conditions. Numerical modeling of structures, made of phosphogypsum dihydrate, is needed, and phosphogypsum dihydrate stabilization methods are to be developed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОСФОГИПСА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ»

СТРОИТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ / REWIEV PAPER

УДК 625.7/.8, 631.821.2

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.2.254-269

Использование фосфогипса в сфере дорожного строительства:

потенциал и проблемы

Анастасия Вадимовна Довыденко, Александр Александрович Лунёв

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ); г. Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. В России остро стоит проблема с накоплением фосфогипса (ФГ) — отхода производства минеральных удобрений, которого в отвалах складировано порядка 300 млн т. Занимаемые этими отвалами площади более рационально применять в иных целях. Решением данной проблемы может быть многотоннажное использование ФГ в области строительства автомобильных дорог, что потенциально позволит снизить дефицит дорожно-строительных материалов в России.

Материалы и методы. Выполнены обзор исследований, посвященных возможности использования ФГ, и анализ литературных источников за последние 45 лет. Представлены выводы о перспективах использования ФГ. Результаты. Установлено, что использование ФГ в строительстве не только возможно, но и подтверждено опытом. Полученные данные говорят о возможности многотоннажной утилизации ФГ при рекультивации карьеров, засыпки полигонов ТБО, а также применении для устройства земляного полотна автомобильных дорог в стабилизированном виде и в комбинации с неорганическим вяжущим для строительства укрепленных оснований дорожных одежд. Имеется и ряд сдерживающих факторов применения этого материала, таких как радиоактивность, содержание примесей и высокая растворимость, которая ведет к низкой водостойкости материалов на его основе.

Выводы. Требуется совершенствование рецептур вяжущих на основе ФГ (в основном для повышения водо-(О (О и морозостойкости) с целью их использования в дорожно-климатических зонах с наиболее суровыми климатическими

условиями.

N N О О СЧ N

(У (У КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: строительство, автомобильные дороги, стабилизация земляного полотна, стабилизация

И ф грунтов, фосфогипс

и 3

с ¡п ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Довыденко А.В., Лунёв А.А. Использование фосфогипса в сфере дорожного строительства:

3 ~ потенциал и проблемы // Вестник МГСУ. 2023. Т. 18. Вып. 2. С. 254-269. йО!: 10.22227/1997-0935.2023.2.254-269

Ш оо

. г

оо ш Автор, ответственный за переписку: Анастасия Вадимовна Довыденко, [email protected].

I!

Ф О)

Using phosphogypsum in roadbuilding: the potential and problems

S. ¥ Anastasiya V. Dovydenko, Aleksandr A. Lunev

Siberian State Automobile and Highway University (SibADI); Omsk, Russian Federation

to <

o § ABSTRACT

™ o Introduction. This article discusses the global environmental problem of phosphogypsum and its storage. Phosphogypsum

0) "S is waste generated in the course of making mineral fertilizers. In Russia, the amount of this material in waste piles is about

22 .t 300 million tons. It is more rational to use large areas, occupied by these dumps, for other purposes. The solution is its

£= largescale use in highway construction, that will solve the problem of shortage of roadbuilding construction materials in Russia.

^ o Materials and methods. Our task was to analyze the current research into the applicability of phosphogypsum. Towards this

g end, a brief review and analysis of literary sources, published over the past 45 years, was performed, and conclusions were

co drawn about the prospects for using this material.

0 E Results. As a result it was found that phosphogypsum is used in construction, and its applicability is confirmed by its practical fj § application. The data obtained as part of the review confirm that stabilized phosphogypsum is widely used to reclaim quarries, cn '^ fill landfills, and construct embankments. Besides, phosphogypsum, with an inorganic binder added, is used to build reinforced z H foundations of roadbeds.

OT g Conclusions. It is necessary to improve formulations of phosphogypsum binders (mainly to improve their water and frost

— 2 resistance) to use them in the climate zones having the most severe climatic conditions. Numerical modeling ofstructures,

^ • made of phosphogypsum dihydrate, is needed, and phosphogypsum dihydrate stabilization methods are to be developed.

£ W

S o KEYWORDS: building, highway engineering, roads, soil stabilization, phosphogypsum

es

£ ^ FOR CITATION: Dovydenko A.V., Lunev A.A. Using phosphogypsum in roadbuilding: the potential and problems.

1 c Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(2):254-269. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.2.

h M

o tfl

О tn 254-269 (rus.).

ф m

Corresponding author: Anastasiya V. Dovydenko, [email protected].

254 © А.В. Довыденко, А.А. Лунёв, 2023

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

ВВЕДЕНИЕ

При получении фосфорной кислоты, фосфорных и комбинированных минеральных удобрений в Российской Федерации в качестве сырья преимущественно используют апатиты. Главной разновидностью апатита в большинстве горных пород являются фторапатит Са5Р(Р04)3 и фтор-гидроксилапатит Са10Р(Р04)60Н [1]. Побочным продуктом переработки фосфатных пород кислотным методом для производства фосфорной кислоты и удобрений служит фосфогипс (ФГ).

Образование 1 т основного продукта приводит к получению 4-5 т ФГ (в пересчете на сухое вещество) влажностью 15-56 % [1, 2]. В мире объекты складирования ФГ расположены в 52 государствах.

Общий объем ФГ в отвалах составляет порядка 5,6-7,0 млрд т. Только на территории России, по разным данным, хранится в отвалах от 300 до 500 млн т ФГ, а в странах СНГ — 140 млн т [1, 3].

Процесс кислотной переработки фторапатита с образованием ФГ описывается реакцией [4]:

Са5Б(Р04)3 + 5Н2804 + 10Н20 ^ ^ 3Н3Р04 + 5Са804 • 2Н2О + НЕ

Однако наличие в апатитах включений прочих минералов приводит к появлению в составе ФГ примесей неразложившихся фосфатов, остатков фосфорной кислоты, полуторных оксидов, соединений стронция, фтора, микропримеси редкоземельных элементов и проч. [2]. Примерный химический состав ФГ представлен в табл. 1.

Табл. 1. Химический состав фосфогипса по данным работ [1, 2, 4-6] Table 1. Chemical composition of phosphogypsum according to [1, 2, 4-6]

Главные компоненты Main components Содержание, % по массе [1, 2, 4] Content, % by weight [1, 2, 4] Тяжелые металлы Heavy metals Миллионные доли [4] Parts per million [4]

SiO2 0,82-2,87 Ba 98 ± 23

AI2O3 0,19-0,93 Cd 6 ± 1

Fe2O3 0,21-1,74 Cr 20 ± 2

CaO 30,20-39,2 Cu 21 ± 2

SO3 41,10-59,15 Ga 1 ± 0,2

K2O 0,01-0,10 La 86 ± 19

Na2O 0,04-0,42 Nb 1 ± 0,2

P2O5 0,69-1,56 Ni < 1

TiO2 0,01-0,4 Pb 6,2 ± 1,7

Потери при прокаливании Ignition loss 17-22 Rb 2 ± 0,1

< П

tT

iH О Г

О w

n S

У

J to

U -> i

П о

§ 3

о §

О? о n

)

It —

u м

§ 3

§ 6

>6 t (

In

• )

f!

f «

л ' ! DO

■ T

(Л У

с о <D Ж

1°1°

О О 10 10 u w

Радионуклиды Radionuclides

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Country Активность распада компонентов, Бк/кг Component decay activity, Bk/kg

238U 226Ra 40K 232Th

Хорватия [5] / Croatia [5] - 811 13 8

Северная Африка [4] North Africa [4] 35 ± 18 515±150 < 20 < 15

Египет [6] / Egypt [6] 150 466 66 18

Россия [7] / Russia [7] - 600 110 5

Как видно из табл. 1, основу ФГ составляет сульфат кальция Са8О4, содержание которого достигает 98 %. Сульфат кальция в зависимости от количества воды в соединении может существовать в трех разновидностях:

• ангидрит (Са804);

• полугидрат сульфата кальция (Са804 • 0,5Н20);

• дигидрат сульфата кальция (Са804 • 2Н2О).

В местах хранения ФГ обычно находится в форме дигидрата [8] (гранулометрический состав представлен в табл. 2 [9]). При нагревании гипса он может быть преобразован в полугидрат сульфата кальция, который имеет а- и р-модификации. Отличие модификаций в том, что а-модификацию получают нагреванием дигидрата сульфата кальция в растворах хлорида натрия, азотной кислоты

и др., а Р-модификацию — в результате нагревания а-полугидрата в растворе гидроксида натрия 2%-ной концентрации [10].

В естественном виде фосфодигидрат сульфата кальция, как правило, вяжущими свойствами не об-

Табл. 2. Гранулометрический состав фосфогипса [9] Table 2. Granulometric composition of phosphogypsum [9]

ладает, поэтому перед применением материал подвергается полной или частичной дегидратации [11]. Самые высокие вяжущие свойства имеет ангидрит, однако энергозатраты на производство делают этот вид ФГ малоиспользуемым [12].

Материал Material Полный остаток, %, на сите с размером ячейки, мм Total residue, %, in a sieve with the cell size in mm

0,63 0,28 0,14 0,071 Мельче 0,071 Smaller than 0.071

Фосфодигидрат Phosphogypsum dihydrate 2 72 88 96 100

Фосфополугидрат Phosphogypsum semihydrate 8 28 60 85 100

(О (О

N N

О О

СЧ СЧ

СЧ~СЧ~ It (V U 3 > (Л

с и

U 00 . г

« (U

I!

<U О)

О %

(Л (Л

Е о

DL° ^ с

ю о

s !

о ЕЕ

fee

СП ^ т- ^

Si

О И

В настоящее время ФГ используют для снижения эмиссии парниковых газов в сельском хозяйстве [8], в качестве добавки или наполнителя в составе комплексных вяжущих веществ, а также в производстве материалов для промышленного и гражданского строительства, таких как декоративные и облицовочные плитки, стеновые блоки, сухие строительные смеси и др. [9]. Ежегодный объем его образования превышает производственные мощности предприятий, изготавливающих материалы на его основе (лишь 1,5 % всей массы получаемого фосфогипса находит применение в вышеупомянутых отраслях [13]).

В связи с этим возникает проблема хранения ФГ: отвалы занимают большие площади, которые можно использовать в наиболее рациональных целях. Н. А. Кутепова в статье [14] отмечает, что при хранении материала на сравнительно небольшой для его объема площади ФГ в отвалах имеет свойство деформироваться, это влечет за собой существенные осадки и оползневые смещения. В результате оползневых смещений может происходить нарушение целостности гидроизоляционного слоя на подошве отвала, что потенциально способно привести к загрязнению грунтовых вод и окружающих земель тяжелыми металлами [15].

Только расширение областей применения ФГ поможет справиться с данной проблемой. Результаты многолетних исследований СоюзДорНИИ [9] показали, что этот материал имеет свойства, позволяющие использовать его в сфере дорожного строительства, однако многими авторами отмечаются негативные аспекты его применения, такие как: радиоактивность, содержание примесей и высокая растворимость, которая ведет к низкой водостойкости материалов на его основе [9, 16], а также низкой прочности вяжущих на основе фосфогипса.

Цель данного обзора — обобщение имеющихся разработок и опыта полезного использования побоч-

ных продуктов производства фосфорных удобрений (фосфогипса) в строительной отрасли для поиска наиболее перспективных направлений его многотоннажного использования, а также их краткий анализ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведен литературный поиск отечественных и англоязычных источников информации с 1980 г. по настоящее время. Одновременно выполнялся анализ литературных источников с целью выявления проблематики использования ФГ и осуществлялся поиск наиболее удачных решений для его дальнейшего применения в дорожном строительстве.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе анализа литературных источников установлено, что особое внимание специалисты уделяют нескольким основным направлениям:

• получение вяжущих на основе ФГ с повышенной прочностью и водостойкостью;

• разработка рецептур укрепленных природных малокондиционных грунтов для строительства дорожных одежд на дорогах с низкой интенсивностью движения (НИД);

• использование фосфогипса в качестве техногенного грунта в составе земляных сооружений.

В поисках наиболее рационального применения ФГ именно получение гипсовых вяжущих является самой распространенной темой исследования. Однако такие вяжущие имеют ряд недостатков, связанных как со свойствами самого ФГ, так и наличием в нем примесей, влияющих на характеристики получаемого вяжущего.

В России и за рубежом выделяют три способа производства, с помощью которых можно получить обжиговое, автоклавное или ангидритовое вяжущее [17]. Благодаря этим методам возможно получить

очищенное от примесей гипсовое вяжущее. Но самый главный недостаток — денежные и трудовые затраты [17].

Кроме того, согласно П.Ф. Гордашевскому [18], при тепловой обработке, происходящей в каждом из всех вышеуказанных способов, за счет повышения кислотности под влиянием высоких температур из ФГ начинают выделяться фтористые газы, приводящие к повышению кислотности, что приводит к усилению коррозии оборудования. Автор предлагает изменить технологии производства за счет внесения добавок в вяжущее. Так, было установлено:

• повысить прочность вяжущего возможно с помощью внедрения в его состав 0,5 % растворимых фосфатов;

• добавки, содержащие соединения фтора (МаБ и №281Р6), при внесении их в вяжущее в количестве 0,1 % снижают его прочность, если увеличить содержание до 0,4 % прочность снижается практически вдвое. Объясняется это тем, что фосфорная и серная кислоты, содержащиеся в ФГ, в реакции с данными добавками создают кислую среду;

• незначительно ускоряют сроки схватывания вяжущего 0,1-0,3 % ортофосфорной кислоты или двузамещенный фосфат кальция, ускоряющий реакцию гидратации [18].

Работа [19] посвящена обзору методов получения вяжущих из ФГ путем их обжига и обработки в автоклавах. Особо отмечается необходимость нейтрализации кислотных остатков при помощи 1-3 % негашеной извести перед приготовлением вяжущего для улучшения его физико-механических свойств. В публикации [17] также указывается на необходимость проведения нейтрализации кислых соединений, однако большее внимание уделяется методам промывки ФГ или комбинации этого способа с химической нейтрализацией вредных примесей и связыванием их в малорастворимые вещества.

Предлагается внесение добавок №С1, Mg804, №281Б6, Ре(Ш3)3, Са(Ш3)2, А1(Ш3)3 №2804, СДБ для улучшения свойств вяжущих из ФГ [20]. Авторами экспериментально доказано, что внесение 1,0 % №С1 и 0,5 % сульфитно-дрожжевой бражки (СДБ) позволяет повысить прочность такого вяжущего до четырех раз. Этот эффект во многом связан со снижением водовяжущего отношения при внесении СДБ, а кроме того, в работе не проведена оценка водо-и морозостойкости вяжущего.

Э. А. Карпович и соавт. в патенте 8и 1723066А1 [21] предлагают прототип известного способа получения гипсового вяжущего из ФГ путем его нейтрализации в водной суспензии известковым молоком с отделением от жидкой фазы и последующей дегидратацией. Особенность способа по сравнению с указанным в труде [19] заключается в введении кварцевого песка в соотношении с фосфодигидратом 1:0,05-1,7. Данное нововведение дает возможность улучшить качество гипсового вяжущего.

Повышать водостойкость гипсового вяжущего предлагается и посредством прессования фосфогип-са, модифицированного добавками микрокремнезема (6,7 %) и гидроксида алюминия (1,7 %) [22]. Было отмечено, что, во-первых, с увеличением давления в ФГ имеется тенденция к повышению рН, которое способствует лучшим условиям твердения. Во-вторых, добавки способствуют образованию в ходе твердения нерастворимых соединений — гидрогранатов кальция. Однако итоговая прочность составляла всего порядка 3,5 МПа.

А.В. Волженский и соавт. [23] для повышения водо- и морозостойкости рекомендовали использовать вместо чистого гипса смесь гипса, портландцемента и активной минеральной добавки (пуццолано-вой), т.е. гипсоцементнопуццолановые вяжущие (ГЦПВ). Аналогичным образом в статье [24] было разработано ГЦПВ, состоящее из таких компонентов, как портландцемент, фосфогипс полугидрат, карбонат щелочного металла, силикагель + гидроксид кальция, вода и ПАВ. Это вяжущее показало высокие значения коэффициента водостойкости, прочность до 30 МПа и скорость ее набора.

Для повышения водостойкости [25] в гипсовое вяжущее марки Г7 из фосфодигидрата внедряли ла-тексные порошки до 1,6 % по массе вяжущего с целью повысить водостойкость и выявить оптимальное количество данной добавки. Эксперимент проводился для сухих и водонасыщенных образцов. По результатам испытаний можно сказать о том, что:

• при внесении в вяжущее 0,7-1,2 % латексного порошка наблюдается значительное увеличение показателей прочности: для сухих образцов — от 8 до 10,9 МПа, для водонасыщенных образцов — от 5 до 9,2 МПа;

• латексный порошок в содержании от 1,2 до 1,6 % массы вяжущего также дает высокие показатели прочности, но с меньшей динамикой их роста: разница показателей прочности сухих образцов равна 0,9 МПа. Прочность водонасыщенных образцов остается на данном участке неизменной, что говорит о снижении водостойкости этого вяжущего;

• в интервале 0,2-0,7 % содержания добавки отмечено падение свойств вяжущего. Так, минимальное значение прочности на указанном промежутке составило 5,1 МПа для сухих образцов и 3,8 МПа для водонасыщенных. При отсутствии добавки эти образцы имели показатели прочности соответственно 7,1 и 4,9 МПа.

Ряд исследований направлен на то, чтобы получать требуемые свойства гипсовых вяжущих путем их обжига в различных режимах. Установлено, что максимальные значения прочности на сжатие 28-34 МПа достигаются при обжиге ФГ при температуре 900-950 °С, продолжительность обжига — 1,2-1,5 ч, с добавкой известняка 10-15 % по массе [26].

Повышение прочности в указанном температурном интервале обжига происходит в результате

< п

О Г и 3

0 м

а СО

1 2 У 1

о со

u -

Г I

о 2 О?

о п

СО

со

п 3

2 6 >6

а §

•) [5

ю п

■ г

<л п

(Я у

с о

Ф Ж

о о 2 2 ы ы

(О (О

сч N

о о

N N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч сч

¡г <и

U 3

> (Л

с и

U 00

. Г

« (U

<D dj

о ё

(Л W

Е о

CL ° ^ с

ю о

s 1

о ЕЕ

fee

О) ^ т- ^

ел ел

■8 Е!

О (Я

уменьшения размера кристаллических блоков нерастворимого ангидрита (ангидрита II). При этом отмечается, что повышение температуры обжига приводит к «пережогу» и ухудшению эксплуатационных свойств ангидритового вяжущего. Показано, что при спекании ангидритового вяжущего с минерализующими добавками (пыль электрофильтров, стеклобой, природная соль) происходит активация формирования ангидрита II и цементных клинкерных фаз, в частности белита, алюмоферритов кальция. Повышению водостойкости гипсового камня при совместном введении добавок извести, керамзитовой пыли и суперпластификатора способствует образование труднорастворимых низкоосновных гидросиликатов кальция, а также карбоната кальция, уплотняющих поровую структуру гипсового камня [27].

В работе [28] рассмотрен рост эффективности производства водостойких композиционных гипсовых вяжущих (КГВ), отмечено, что этого можно достичь следующим образом:

• повысить эффективность КГВ возможно за счет поочередного помола компонентов, каждому из них дано оптимальное время помола;

• к повышению прочности и водостойкости может привести синтез дигидрата и гидроалюмосиликата кальция, что возможно при внедрении кремне-содержащих компонентов в КГВ;

• предел прочности КГВ возможно повысить на 24 %, если повлиять на его структуру и состав, а также условия его эксплуатации;

• при внедрении в состав КГВ армирующих волокон возможно получение строительного материала с классом по прочности В5-В30 и классом по морозостойкости Р20-Б50;

• под воздействием серной кислоты в фосфо-гипсе в дигидрате проходит реакция дегидратации, что позволяет получить гипсовое вяжущее безобжиговым способом.

Вопросам производства композиций укрепленных грунтов для оснований дорожных одежд посвящена целая линейка изобретений.

Н.Ф. Сасько и соавт. в патенте 8и 1470830А1

[29] используют ФГ как один из главных компонентов композиции для устройства оснований дорожных одежд. Композиция содержит (в процентах по массе): 5-10 % цемента, 2-4 % доломитовой пыли, 0,5-1 % кубовых остатков производства кремнийорганических соединений, 40-60 % горелой породы и 25-52,5 % ФГ. В патенте рассмотрено 5 различных процентных соотношений материала в композиции. Авторами экспериментально установлено, что представленные смеси позволяют повысить морозостойкость и прочность в водонасыщенном состоянии (1989).

С.Я. Азарова и соавт. (патент 8и 1551765А1

[30]) изобрели композицию для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, состоящую из 12-20 % ФГ, 5-8 % кислого гудрона, 8-12 % молотого доменного гранулированного шлака, оставшу-

юся массу составил грунт. Данное изобретение позволяет повысить водостойкость композиции по сравнению с аналогами за счет добавки кислого гудрона (1990).

В патенте SU 1652419A1 [31] М.И. Кучма и соавт. представили композицию из полугидрата (51,1-77,7 %), дигидрата (6,9-38,9 %) и ангидрита (13,1 %), в качестве увлажнителя применяли водный раствор поташа с пластификатором. Данная композиция обеспечила возможность выполнения работ по строительству дорожной одежды при небольших отрицательных температурах (1991).

Смешивать верхний слой грунта с фосфодиги-дратом в количестве 3-15 % от массы грунта и вводить в данную смесь лигносульфаты 3-5 % в пересчете на сухое вещество от массы грунта предложили И.В. Карпова и соавт. (патент SU 1698339A1 [32]). Такой подход привел к обеспыливанию и укреплению автомобильных дорог с дорожной одеждой низшего типа (1991).

Все эти работы направлены на использование ФГ в конструкциях оснований дорог с НИД, хотя возможности этого материала значительно шире, что доказывает опыт современных ученых.

Min Yang и соавт. [33] изучали возможность улучшения грунтов добавкой прогретого до 400 градусов и помолотого фосфогипса в комбинации с известью, золой уноса и добавкой 1,2 % NaOH. Ими были разработаны рецептуры, содержащие 6-9 % ФГ. При 6 % ФГ авторами отмечено лучшее сопротивление влиянию намокания-сушки, а при 9 % наблюдалась меньшая эрозия слоя из этих материалов (2010).

То, что фосфополугидрат является хорошей заменой другим материалам для земляного полотна и устройства конструктивных слоев дорожной одежды утверждают А.В. Кочетков и соавт. [34]. Авторы высказываются о преимуществах использования ФГ, однако в статье не представлены расчеты конструкций, данные испытаний, не проведена оценка экономической эффективности и т.д. В то же время ими приведен пример успешного практического опыта возведения участка автомобильной дороги в Бала-ковском районе Саратовской области (2019) с применением ФГ.

В.П. Кожухов и соавт. [35] изучили смесь фос-фогипса с добавкой 5-30 % золы уноса, вносимой с целью уменьшения вредного влияния фосфорной кислоты в составе ФГ. По результатам испытаний было подобрано рациональное количество добавки золы уноса в количестве 10 % (выступающей еще и как регулятор водопотребности ФГ) для изготовления вяжущего при строительстве оснований дорожных одежд.

В работе [36] Ling-Ling Zeng, Lun Zhao и соавт. исследовано влияние на глинистый грунт повышенной влажности, укрепленный цементом в количестве 7-21 %, добавок фосфогипсового порошка (0-8,6 %). Добавка ФГ способствует повышению плотности

и прочности материала, по данным испытании наиболее рациональное количество добавки фосфогипса в укрепленный грунт составляет 2-5 % (2021).

Автор статьи J. Mater [37] сравнивал механические характеристики (химический состав, стандартное уплотнение, предел прочности на сжатие, динамическое трехосное сжатие) полугидрата и диги-драта путем их смешивания с тропическим грунтом, известью и цементом. По результатам испытаний лучшие механические свойства показала смесь с тропическим грунтом, цементом (9 %) и полугидратом сульфата кальция (91 %) (2017).

Заменить минеральный порошок в составе ас-фальтовяжущего фосфогипсом в количестве 84 % по массе рекомендуют И.В. Голиков и соавт. (патент RU 2701007C1 [38]). В качестве связующего — битум с добавкой полиэтилентерефталата 15-20 % массы для повышения водостойкости. Такое вяжущее показало высокую прочность и водостойкость, а благодаря ФГ в составе снижается себестоимость смеси (2019).

Сходным образом Ю.Г. Борисенко и соавт. в патенте RU 2436819C1 [39] предлагают использовать в качестве минерального наполнителя в битумно-минеральной композиции смесь ФГ фракции менее 0,16 мм в количестве 3,7-3,9 % по массе. В композицию также входит битумное вяжущее 6,5-7 % и песок из плотных горных пород 74,3 % как минеральный заполнитель. Согласно сведениям авторов, данная смесь обладает повышенной прочностью, тепло-и трещиностойкостью (2010).

В.А. Кашлач и Т.Л. Лазарева [40] предложили композицию для укрепления грунтов и щебеночных смесей оснований дорожной одежды. В работе совершена попытка разработать КГВ на основе фосфо-гипса полугидрата, цемента, извести и золы уноса.

Полученные вяжущие показали коэффициент раз-мягчаемости (водостойкость) лучшей рецептуры всего 0,76. Однако прочность полученного вяжущего составляла практически 20 МПа, что может говорить о целесообразности использования таких вяжущих для стабилизации грунтов. По результатам испытаний было установлено, что композиция с применением полугидрата сульфата кальция имеет высокие показатели прочности и водостойкости. Авторы рекомендуют применять данную композицию для обработки слоев оснований, а также покрытий дорог IV-V категорий в III-V дорожно-климатических зонах (2019).

Помимо применения ФГ для производства вяжущих и в качестве компонента слоев дорожных одежд актуально его использование для земляного полотна и прочих земляных сооружений в первую очередь благодаря простоте технологии производства работ и большому объему утилизации материала.

Специалисты из Индии провели исследование [41] с целью оценить целесообразность использования ФГ, собранного компанией Paradeep Phosphates Limited, штат Орисса, для строительства насыпей земляного полотна. Выполнен анализ устойчивости откосов при различных условиях насыщения материала водой и учета влияния землетрясений. Для оценки устойчивости определены значения характеристик ФГ (табл. 3).

В результате авторами сделан вывод о том, что ФГ является потенциально пригодным материалом для строительства земляного полотна автомобильных дорог. Причем наилучшие результаты дает конструкция с откосом насыпи из фосфогипса, присыпанным грунтом (хотя различия в коэффициенте устойчивости составляют всего около 1 %, в то время как устойчивость откоса из местного грунта ниже на 2-4 %).

Табл. 3. Общие геотехнические характеристики фосфогипса и местного грунта [46] Table 3. General geotechnical characteristics of phosphogypsum and local soil [46]

Характеристика Engineering properties Фосфогипс Phosphogypsum Грунт Soil

Максимальная плотность скелета грунта при стандартном уплотнении, г/см3 Maximum dry density, g/cm3 1,51 2,00

Оптимальная влажность, % Optimal moisture content, % 17,0 12,0

Предел текучести, % Liquid limit, % 49,0 28,0

Число пластичности Plasticity index Не обладает Doesn't have Не обладает Doesn't have

Калифорнийское число несущей способности (CBR), % California bearing ratio, % 26 8

Коэффициент фильтрации, м/сут Permeability coefficient, m/day 1,1 ■ 10-7 1,1 ■ 10-5

< П

tT

iH

0 «

t CO

1 z y 1

J to

U -

> I

n °

» 3

о »

о n

со со

м со о

»6 >6 о о

0)

о

c n

• )

[8

® 8

Ю DO

■ т

s У

с о

(D Ж

м 2 о о to M w w

(О (О сч N о о

N N

ci сч

К <D U 3 > (Л С И 2

U оо

. г

« (U

!!

Ф О)

О %

В работе специалистов из Греции [42] рассматривается возможность использования ФГ в качестве материала земляных насыпей (в том чсиле ядра насыпи второстепенных автомобильных дорог). Для этих целей были определены: зерновой состав, прочностные и деформационные характеристики материала в условиях трехосного сжатия, калифорнийское число несущей способности, максимальная плотность скелета грунта и оптимальная влажность (а также в сравнении с исследованиями других специалистов), особенности выщелачивания тяжелых металлов в процессе фильтрации воды (2020).

Данные, касающиеся механических свойств, показывают пригодность ФГ для сооружения любых насыпей, особенно при использовании методов гидроизоляции ядра из фосфогипса. Однако при анализе этой работы обнаружено, что пробоподготовка материала осуществлялась при температуре 105 оС, что несомненно вело к образованию полугидрата сульфата кальция р-модификации, это и объясняет высокие механические характеристики исследуемого фосфогипса. Следовательно, эти данные не могут быть применены к сырому ФГ, отобранному из отвала путем его экскавации без просушки.

Публикация [43] посвящена оценке устойчивости отвалов ФГ, размещенных в городах Туниса Сфакс и Сехира, без дамб обвалования по различным технологиям захоронения (сухой и влажной). Авторами установлено, что механические характеристики ФГ лучше проявляют себя при мокром способе удаления, но такой способ (используемый и в РФ) менее безопасен с точки зрения экологии, поскольку загрязняет грунтовые воды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от труда [42], в статье [43] для оценки устойчивости хранилища применялись данные проведенных ранее экспериментов по оценке механических характеристик ФГ без сушки, которая вы-

Табл. 4. Механические характеристики фосфогипса Table 4. Mechanical characteristics of phosphogypsum

зывает образование полугидрата. Полученные результаты говорят о допустимости использования ФГ мокрого хранения в насыпях с заложением откоса не менее 1:1,5 (2018).

Теми же авторами позднее были опубликованы работы [44, 45], которые содержат параметры ФГ сухого и мокрого хранения, подтверждающие неправоту выводов авторов из Греции [42], и показывают значения параметров прочности, сопоставимые с некоторыми видами глинистых грунтов (2019-2020).

Рассматривается исследование ФГ из отвала ООО «Производственная группа "Фосфорит"», расположенного в г. Кингисепп [46]. Группой авторов проанализированы свойства нейтрализованного строительной известью фосфогипса при различных степенях уплотнения (Ку от 0,80 до 0,95) и в интервалах влажности от оптимальной до полного водо-насыщения. Результаты, полученные авторами [46], сведены в табл. 4.

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что ФГ является слабоводопроницаемым грунтом с прочностными и деформационными характеристиками, позволяющим с некоторыми допущениями отнести его к супесям. В отличие от природных глинистых грунтов, наличие в составе сульфата кальция обуславливает необходимость полной защиты насыпных сооружений из ФГ от фильтрации воды и воздействия водных потоков на откосы сооружений из него.

В статье [47] рассматривается влияние на окружающую среду жизненного цикла дорожной насыпи с применением ФГ. Авторы не дали однозначного ответа на вопрос, какой из трех путей использования (строительство насыпей, захоронение в свалках или сбор для утилизации) наилучший, но отметили низкую перспективность захоронения ФГ в отвалах.

Тип испытания Type of test Условия Conditions Значения угла внутреннего трения, град / удельного сцепления, кПа, в зависимости от коэффициента уплотнения Values of the angle of internal friction, grad / cohesion, kPa, depending on compaction coefficient

Влажность Humidity 0,95 0,90 0,80

Одноплоскостной срез (КД) Direct Shear Test (CD) W "opt 35,2 / 6,7 34,1 / 7,2 32,4 / 7,6

W " sat 32,3 / 6,3 30,4 / 4,7 29,0 / 5,6

Одноплоскостной срез (НН) Direct Shear Test (UU) W "opt 32,9 / 6,0 32,0 / 5,8 29,0 / 7,4

W " sat 29,6 / 5,9 28,9 / 5,7 28,4 / 5,7

Компрессионное сжатие Oedometer test Влажность Humidity Значения модуля деформации Eoed, МПа Values of deformation modulus Eoed, MPa

0,95 0,90 0,80

W "opt 10,9 8,6 4,3

W sat 11,3 4,2 3,6

Е о

DL° ^ с Ю О

S 1

о ЕЕ

СП ^ т- ^

г

S1

О И

Окончание табл. 4 / End of the Table 4

Трехосное сжатие (НН) Triaxial compression (UU) Давление реконсолидации Reconsolidation pressure Сопротивления недренированному сдвигу cu, кПа в зависимости от коэффициента уплотнения Unconfined compression strength cu, kPa depending on compaction coefficient

0,95 0,90 0,80

100 110,8 53,0 24,4

200 147,4 74,0 24,6

300 185,6 88,1 39,5

ГОСТ 25584-2016 GOST 25584-2016 Давление на образец Pressure on the specimen Коэффициент фильтрации, м/сут Permeability coefficient, m/day

0,95 0,90 0,80

0 0,091 0,165 0,431

25 0,063 0,119 0,182

50 0,056 0,096 0,146

100 0,056 0,089 0,138

200 0,056 0,074 0,112

300 0,039 0,055 0,104

ГОСТ 12248.5-2020 GOST 12248.5-2020 Давление на образец Pressure on the specimen Относительная вертикальная деформация образца/ относительное суффозионное сжатие грунта в зависимости от коэффициента уплотнения/начального давления Relative vertical deformation of the specimen / relative suffusion compression of soil depending on compaction coefficient / initial pressure

0,95/>300 0,90/30 0,80/<25

25 0,001/0,004 0,002/0,006 0,035/0,022

50 0,001 0,003/0,011 0,037/0,028

100 0,003 0,007/0,018 0,043/0,035

200 0,003 0,020/0,020 0,044/0,046

300 0,003 0,027/0,021 0,049/0,058

Исходя из этого ФГ целесообразно применять в качестве материала насыпей земляного полотна и защитных слоев полигонов ТБО. Однако исследования С.И. Солдаткина и А.Е. Хохлова [48] показали, что дороги с использованием ФГ могут подвергаться несвоевременному разрушению при его применении без стабилизации. Поэтому при возведении насыпей земляного полотна из ФГ обязательным условием является обеспечение гидроизоляции слоя с помощью геосинтетических материалов.

В то же время имеется ряд работ, содержащих технические решения, позволяющие нивелировать негативные особенности ФГ и увеличить его прочность, необходимую для инженерных сооружений.

Так, специалистами из Institute of Geology and Geophysics of CAS [49] предложен способ строительства насыпи с использованием ФГ в смеси с цементом в соотношении 90:10, затворенной водным раствором силиката натрия (2-4 %). Смесь, приготовленную путем перемешивания в смесительных установках, рекомендуется применять в качестве ядра насыпи,

изолированного геосинтетическими материалами и защищенного с откоса слоями грунтов, которые препятствуют просачиванию фильтрата. Очевидно, что подобное решение за счет включения цемента с раствором силиката натрия и использования установок будет дороже, нежели природные грунты, однако эффективность этого решения невозможно оценить, поскольку в патенте не приведены свойства получаемого материала (2020).

Н.Ф. Сасько и соавт. поставили цель повысить прочность конструкции земляного полотна путем создания насыпи из дигидрата сульфата кальция и защитного слоя из дигидрата сульфата кальция, обработанного щелочью в количестве 1-3 % сухого вещества (рис. 1) (патент 8и 1700145А1 [50]). Данное решение было предложено авторами в качестве альтернативы приведенному в работе [51] с изолирующим слоем из суглинистых грунтов (рис. 1).

По данным испытаний сравнительных объектов первый вариант конструкции с защитным слоем из дигидрата, обработанного щелочью в количестве

< п

tT

iH

s, О Г

M 2

0 м nt

1 i y i

J со

u -ri

n

i s О

n

со со

M со о

i 6 >6 о о

0)

о

c n

• )

[m

m

Ю DO

■ Т

s S

s у

с о

(D *

о о

О О

10 10

U W

2 %, показал преимущество над вторым вариантом конструкции, так как имеет более высокие механические характеристики, а также обладает более низ-

кими значениями коэффициента фильтрации, следовательно, препятствует попаданию фосфорных и фтористых кислотных соединений в грунт (1991).

Защитный слой Protective layer

Дигидрат, обработанный щелочью 1-3 % Dihydrate treated with alkali 1-3 %

Изолирующий слой Insulating layer Суглинистый грунт Loamy soil

Ядро из дигидрата

фосфогипса фосфогипса

Phosphoqypsum Phosphoqypsum

^^^ dihydrate core dihydrate core

Вариант 1 Option 1

Вариант 2 Option 2

Рис. 1. Конструкции земляного полотна с применением фосфогипса Fig. 1. Roadbed constructions made using phosphogypsum

(0 (0 СЧ N О О

сч сч

сч сч К (V U 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> (Л

с и

U 00 . г

« (U Ф О)

o ё

от "

ОТ Е —

Е §

CL ° ^ с

ю о

S g

о ЕЕ

feo

а> ^

~z. £ £

от °

£ w

si г

El

О (Я

Рис. 2. Профиль карстовой воронки после рекультивации: 1 — карстовая воронка; 2 — траншея; 3 — площадки срезанного плодородного слоя; 4 — плодородный слой; 5 — плотная почва, не поддающаяся проседанию; 6 — сферическое дно; 7 — фосфогипс; 8 — скважины; 9 — слой песка

Fig. 2. Sink hole profile after reclamation: 1 — sinkhole; 2 — trench; 3 — sites of the cut fertile layer; 4 — fertile layer; 5 — dense soil that doesn't succumb to subsidence; 6 — spherical bottom; 7 — phosphogypsum; 8 — earth bores; 9 — sand layer

Применение фосфогипсу при рекультивации земель нашли В. Л. Звягинцев и соавт. в патенте SU 1605957A1 [52]. Сущность изобретения состоит в том, что слой ФГ толщиной не менее 1 м укладывают в траншею (позиция 2 на рис. 2) и уплотняют. Также сверлят скважины (позиция 8 на рис. 2) диаметром не более 10 мм с целью улучшения дренажа и предотвращения заболачивания. Этот способ ре-

культивации эффективен за счет повышения несущей способности фосфогипсового слоя. Существенным плюсом можно считать количество необходимого для рекультивации ФГ — на 1 га расходуется ориентировочно 2500 т материала.

Отдельно стоит описать экологический аспект применения этого материала, который является побочным продуктом производства. Статья [53] посвящена мониторингу удельной эффективной активности природных радионуклидов в фосфогипсе, производимом в Салониках (Северная Греция), за период с 1966 по 2006 гг. Авторами была отмечена неоднородность этого параметра, который менялся от 261 до 688 Бк/кг, а также то, что при внесении ФГ в почву полей ее радиоактивность повышается в 1,4-12,9 раз. Такое повышение, хотя и несет повышение естественного облучения при потреблении риса и прочих культур, выращенных на таких полях, но не позволяет выйти за пределы естественного уровня радиоактивного излучения.

Аналогично из результатов работы [42], сведенных в табл. 5, видно, что концентрации вредных веществ и тяжелых металлов в фильтрате на 2-3 порядка ниже величин ПДК, предложенных для безопасности окружающей среды агентством по охране окружающей среды США (US EPA).

В исследовании [54] определена возможность использования переработанного ФГ в качестве материала для насыпи с почвой путем проведения периодических и колоночных экспериментов по экотоксич-ности. Четыре вида организмов (A. salina, D. magna, O. latipes и S. capricornutum) были отобраны для эксперимента. Эффективная концентрация (EC50) D. magna была самой низкой и составила 1,29 мг/л. Выживаемость A. salina, D. magna и O. latipes составила более 90 % в присутствии фильтрата PG в колонке. Единица токсичности (TU) для трех ор-

ганизмов (A. salina, D. magna и O. latipes) составила менее 1, что указывает на отсутствие значительного эффекта экотоксичности. Соответствующее значение pH с PG было важным фактором для роста трех ор-

ганизмов. Эти результаты показали, что Рв можно перерабатывать для использования в качестве насыпи и материала для захоронения отходов в смеси с почвой (табл. 6).

Табл. 5. Концентрации тяжелых металлов и вредных веществ в фосфогипсе

Table 5. Concentrations of heavy metals and harmful substances in phosphogypsum

Параметр As, мг/л Ba, мг/л Cd, мг/л Cr, мг/л Pb, мг/л Se, мг/л Ag, мг/л

Parameter mg/l mg/l mg/l mg/l mg/l mg/l mg/l

По нормам США According to US standards 5,0 100,0 1,0 5,0 5,0 1,0 5,0

Фосфогипс Phosphogypsum 0,021 0,07 0,004 0,014 0,034 < 0,1 < 0,01

Табл. 6. Концентрации веществ в фосфогипсе и составе грунтовых смесей

Table 6. Concentrations of substances in phosphogypsum and composition of soil mixtures

Параметр Parameter TN, мг/л mg/l TP, мг/л mg/l pH Cd, мг/л mg/l Cr, мг/л mg/l As, мг/л mg/l U-238, пКи pCi Ra-226, пКи pCi

По норма США According to US standards - - - 1,0 5,0 5,0 - -

Грунт Soil 42,2 0,003 5,77 0,011 0,004 НО ND 0,567 0,783

ФГ 30 % PG 30 % 21,1 0,038 5,49 0,001 0,001 НО ND 1,188 4,131

ФГ 50 % PG 50 % 14,8 0,059 5,39 0,010 0,003 НО ND 1,485 7,965

ФГ 100 % PG 100 % - - 3,42 0,010 0,003 0,01 1,647 13,122

< П

tT

iH

О Г s 2

0 м t со

1 с

y i

J CD

U -

> i

n °

С 3

о СС

o n

Примечание: TN — общая концентрация азота; TP — общая концентрация фосфора; НО — не обнаружено. Note: TN is the total concentration of nitrogen; TP is the total concentration of phosphorus; ND is not detected.

Таким образом, можно утверждать, что ФГ хотя и имеет ограничения по применению для рекультивации земель, в чистом виде может быть безопасно применен для строительства автомобильных дорог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность использования ФГ для строительства автомобильных дорог подтверждается результатом анализа публикаций, представленных в настоящей работе. Исходя из этого, можно сказать о пригодности материала для строительства различных конструктивных слоев автомобильных дорог как в составе инертного материала, так и вяжущего.

Самое распространенное направление исследований — создание вяжущих из ФГ. Получить вяжущее из ФГ возможно несколькими способами, одним из которых является тепловая обработка с добавлением известняка для нейтрализации кислот, но большинство авторов считают проведение этой операции нецелесообразным. Помимо обжига, в ФГ вводят

добавки, приводящие к его самодегидратации, например, в качестве такой добавки может выступать серная кислота.

Для повышения водостойкости фосфогипсовых вяжущих можно использовать добавки 0,5 % растворимых фосфатов, от 0,7 до 1,2 % латексного порошка или кремнесодержащих компонентов (пыль электрофильтров, стеклобой, кварцевый песок) в количестве 5 %. Также можно обеспечить прочность до 30 МПа, используя ФГ в составе гипсоцементнопуццолано-вого вяжущего.

Фосфогипс возможно применять и в качестве материала для строительства дорожных одежд: чаще всего оснований или покрытий низшего типа на дорогах 3-4 (согласно СП 34.13330.2021) категорий. Этот материал обладает низкими показателями морозостойкости и прочностью в водонасыщен-ном состоянии, в связи с этим строительство дорог с применением ФГ допустимо только в 3-4 дорожно-климатической зоне, более суровые условия снижают эксплуатационные характеристики.

со со

м

СО

о

СС 6

>6 о о

0)

о

c n

• )

[8

® 8

Ю DO

■ т

s У

с о

(D X

м 2

о о

to 10

U W

Морозостойкость возможно повысить двумя способами: внесение водоотталкивающих добавок в ФГ (таких как лигносульфонаты, жировой гудрон или смесь битума с добавкой полиэтилентерефтала-та) или создание композиций из ФГ с другими дорожно-строительными материалами (молотый доменный шлак, цемент, зола уноса). Добавка ФГ к грунтам, укрепленных цементом, может повысить прочность материала в 1,7-9,4 раз. Смесь ФГ с золой уноса приводит к обеспыливанию, уменьшению эрозии, сопротивлению влияния намокания-сушки, а также позволяет уменьшить вредное воздействие фосфорной кислоты в составе ФГ.

Допускается использовать ФГ и в качестве материала насыпей земляного полотна. Но для обеспечения экологической безопасности необходимо предотвратить попадание в грунтовые воды вредных веществ, которые содержит ФГ. Поэтому при возведении насыпей земляного полотна из ФГ обязательным условием служит обеспечение гидроизоляции слоя с помощью геосинтетических материалов.

Гидроизоляции можно добиться, если смешать ФГ с гидроксидом натрия в количестве 1-3 %, благо-

даря этому увеличиваются показатели прочности и значительно снижается коэффициент фильтрации, не давая вредным веществам загрязнить окружающую среду. Земляное полотно возможно возвести из отвального ФГ мокрого хранения, задействованного в России, но при заложении откоса не менее 1:1,5. В противном случае земляное полотно следует возводить с ФГ, прошедшим термообработку. Водородный показатель рН материала позволяет применять его в большом объеме при рекультивации карьеров и в качестве материала для почв.

Результаты анализа показывают, что наиболее целесообразным является применение ФГ в комбинации с неорганическим вяжущим (и отходами производства) для стабилизации грунтов земляного полотна и строительства укрепленных оснований дорожных одежд. Однако в дальнейшем требуется усовершенствование рецептур вяжущих на основе ФГ (в основном повышение водо- и морозостойкости) с целью их использования в дорожно-климати-ческих зонах с наиболее суровыми климатическими условиями.

(О (О

N N

О О

N N

СЧ СЧ

¡É <D U 3 > (Л

с и

U оо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. г

« (U ф ф

О ё

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

(Л W

Е О

CL ° ^ с

ю о

S 1

о ЕЕ

feo

а> ^

W

ел

£ w

Е!

О (Я

1. Манжина С.А., Денисов В.В., Денисова И.А. Использование крупнотоннажного отхода фосфогип-са для снижения SOj-содержащих выбросов угольной теплоэлектростанции // Инженерный вестник Дона. 2014. № 1 (28). С. 77.

2. Капустин Ф.Л., Афанасьева М.А., Митю-шов Н.А., Беднягин С.В. Особенности состава и свойства продукта переработки фосфогипса // Инновации в материаловедении и металлургии : мат. IV Междунар. интерактивной науч.-практ. конф. 2015. С. 401-404.

3. МтибааМ. Гипсовое вяжущее на основе фос-фогипса Туниса : дис. ... канд. техн. наук. Белгород, 2009. 203 с.

4. Tsioka M., Voudrias E.A. Comparison of alternative management methods for phosphogypsum waste using life cycle analysis // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 266. P. 121386. DOI: 10.1016/j. jclepro.2020.121386

5. Bituh T., Petrinec B., Skoko B., Babic D., Raseta D. Phosphogypsum and its Potential Use in Croatia: Challenges and Opportunities // Archives of Industrial Hygiene and Toxicology. 2021. Vol. 72. Issue 2. Pp. 93-100. DOI: 10.2478/aiht-2021-72-3504

6. Эль-ДидамониХ., Али М.М., Аввад Н.С., Ат-талла М.Ф., Фавзи М.М. Радиологические характеристики и переработка радиоактивно загрязненных отходов фосфогипса // Радиохимия. 2013. Т. 55. № 4. С. 378-383.

7. Едаменко А.С. К вопросу об экологической безопасности гипсовых вяжущих // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 1-1 (8). С. 55-56.

8. Kumar S.S., Kumar A., Singh S., Malyan S.K., Baram S., Sharma J. et al. Industrial wastes: Fly ash, steel slag and phosphogypsum- potential candidates to mitigate greenhouse gas emissions from paddy fields // Chemosphere. 2020. Vol. 241. P. 124824. DOI: 10.1016/j. chemosphere.2019.124824

9. Исаев В.С., Юмашев В.М., Гребеневич Н.П. Основные направления исследований СоюзДорНИИ по применению фосфогипса для строительства дорожной одежды // Сборник трудов СоюзДорНИИ. 1986. С. 5-13.

10. Копылев Б.А. Технология экстракционной фосфорной кислоты. Л. : Химия, 1981. 224 с.

11. Каганович Е.В., Асматулаев Б. Результаты исследований по применению фосфогипса в качестве компонента вяжущих для укрепления грунтов и каменных материалов // Сборник трудов СоюзДорНИИ. 1986. С. 35-44.

12. Герасимов Д.В., Игнатьев А.А., ГотовцевВ. Фосфогипс как компонент дисперсно-упрочненного композита на примере гранулированной асфальтобетонной смеси // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 5. С. 35.

13. Кукин Л.А., Околелова Э.Ю., Кукина О.Б., Волокитина О. А. Инновационный способ увеличения жизненного цикла использования фосфогипса как

фактор импортозамещения и экономического роста // Фундаментальные исследования. 2020. № 5. С. 95-99. DOI: 10.17513/fr.42753

14. Кутепова Н.А., Коробанова Т.Н. Особенности развития деформаций отвалов фосфогипса в г. Балаково Саратовской области // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 10. С. 132-140. DOI: 10.25018/0236-1493-2017-100-132-140

15. Tayibi H., Choura M., López F.A., Alguacil F.J., López-Delgado A. Environmental impact and management of phosphogypsum // Journal of Environmental Management. 2009. Vol. 90. Issue 8. Pp. 23772386. DOI: 10.1016/j.jenvman.2009.03.007

16. Сагдатуллин Д.Г. Высокопрочное гипсо-цементнопуццолановое вяжущее : дис. ... канд. техн. наук. Казань, 2010. 210 с.

17. Удалова Е.А., Габитов А.И., Шуваева А.Р., Недосеко И.В., Чернова А.Р., Ямилова В.В. Современное состояние и перспективные возможности использования фосфогипса для производства вяжущих материалов // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. С. 55-58.

18. Гордашевский П.Ф., Долгорев А.В. Производство гипсовых вяжущих материалов из гипсо-содержащих отходов. M. : Стройиздат, 1987. 105 p.

19. Деревянко В.Н., Тельянов В.А. Технологии производства гипсовых вяжущих материалов из фосфогипса // Вкник Придншровсь^' державноï академи будiвництва та архиектури. 2010. № 2-3 (143-144). С. 68-73.

20. Голик В.И., Разоренов Ю.И., Полухин О.Н. Использование композитных вяжущих в горном производстве // Сухие строительные смеси. 2014. № 6. P. 17-20.

21. Патент SU 1723066А1. Способ получения гипсового вяжущего из фосфогипса / Э.А. Карпович, Г.Л. Звягинцев, А.Г. Касьян, Р.А. Ващенкова. № 4854279/26; заявл. 26.07.90; опубл. 30.03.92. Бюл. № 12, 4 с.

22. Михеенков М.А. Прессование как способ повышения водостойкости гипсового вяжущего // Вестник MTŒ 2009. № 4. С. 158-166.

23. Галаутдинов А.Р., Мухаметрахимов Р.Х. Особенности гидратации модифицированного гипсо-цементно-пуццоланового вяжущего // Строительные материалы. 2019. № 10. С. 58-63. DOI: 10.31659/0585-430X-2019-775-10-58-63

24. Козлов С.Д., Коридзе В.Г. Водостойкие гипсовые вяжущие с применением промышленных отходов // Бюллетень науки и практики. 2017. № 4 (17). С. 135-138. DOI: 10.5281/zenodo.546276

25. Иващенко Ю. Г., Страхов А. В., Евстиге-неев С.А. Влияние наличия водорастворимых полимеров на водостойкость композиционного вяжущего // Техническое регулирование в транспортном строительстве. 2018. № 5 (31). С. 30-33.

26. Игленкова М.Г. Физико-химические закономерности получения композиционных материалов на основе фосфогипса : дис. ... канд. хим. наук. Саратов, 2013. 170 p.

27. Абишев А. Т. Композиционные ангидритовые вяжущие и бетоны из фосфогипса : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Алматы, 2010. 25 с.

28. Чернышева Н.В. Водостойкие гипсовые композиционные материалы с применением техногенного сырья : дис. ... д-ра техн. наук. Белгород, 2015. 434 с.

29. Патент SU 1470830А1. Композиция для устройства оснований дорожных одежд / Н. Ф. Сась-ко, И.П. Гаркавенко, А.А. Борисенко, Н.Г. Свинарен-ко, Е.С. Евстигнеева. № 4274917/29-33; заявл. 01.07.87; опубл. 07.04.89. Бюл. № 13. 2 с.

30. Патент SU 1551765A1. Композиция для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог / Ч.Я. Азарова, И.В. Глуховский, В.М. Ткачук, А.Н. Фещенко. № 4348295/31-33; заявл. 22.12.87; опубл. 23.03.90. Бюл. № 11. 2 с.

31. Патент SU 1652419А1. Способ устройства дорожной одежды / М.И. Кучма, Т.А. Мельник, И.А. Груздев, Н.Б. Гладкая. № 4660399/33; заявл. 10.03.89; опубл. 30.05.91. Бюл. № 20. 2 с.

32. Патент SU 1698339A1. Способ устройства дорожного покрытия / И.В. Карпова, Х.А. Аронович, А.Н. Аминов, М.Я. Гринберг. № 4751334/33; заявл. 23.10.89; опубл. 15.12.91. Бюл. № 46. 2 с.

33. YangM.,Xie Y., Pang Y. Durability of Lime-Fly Ash Stabilized Soil Activated by Calcined Phosphogyp-sum // Advanced Materials Research. 2010. Vol. 168170. Pp. 133-138. DOI: 10.4028/www.scientific.net/ amr.168-170.133

34. Кочетков А.В., Щеголева Н.В., Коротков-ский С.А. Устройство слоев транспортных сооружений из фосфогипса полугидрата (отхода побочного продукта производства азотно-фосфорных удобрений) // Транспортные сооружения. 2019. Т. 6. № 1. С. 1-10.

35. Кожухов А.Г., Коновалов С.В., Ратинов В.Б. Особенности использования смешанного вяжущего на основе фосфогипса в дорожном строительстве // Сборник трудов СоюзДорНИИ. 1986. С. 79-86.

36. Zeng L.-L., Bian X., Zhao L., Wang Y.-J., Hong Z.-S. Effect of phosphogypsum on physiochemi-cal and mechanical behaviour of cement stabilized dredged soil from Fuzhou, China // Geomechanics for Energy and the Environment. 2021. Vol. 25. P. 100195. DOI: 10.1016/j.gete.2020.100195

37. De Rezende L.R., da Silva Curado T., Silva M.V., dos Anjos Mascarenha M.M., Metogo D.A.N., NetoM.P.C. etal. Laboratory Study of Phosphogypsum, Stabilizers, and Tropical Soil Mixtures // Journal of Materials in Civil Engineering. 2017. Vol. 29. Issue 1. DOI: 10.1061/(asce)mt.1943-5533.0001711

< П

tT

iH

s, О Г

M 2

о

t СО

I i

y i

J со

u -

r i n

i s о

n

со со

n a g

i 6 >6

an

• )

[S

m

Ю DO ■ £

s S

s у с о (D X 0)0)

О О 10 10 U W

W (О сч N о о

N N

ci сч

¡É <D U 3 > (Л С И 2

U оо

. г

« (U Ф О)

О %

(Л (Л

Е о

£ ° ^ с

ю °

S 1

о ЕЕ

СП ^

т- ^

ел

г

Si

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О (Я

38. Патент RU 2701007C1. Способ получения гранулированного асфальтовяжущего на основе фос-фогипса / И.В. Голиков, В.М. Готовцев, А.А. Игнатьев, Д.В. Герасимов. № 2018124579; заявл. 04.07.18; опубл. 24.09.2019. Бюл. № 27. 10 с.

39. Патент RU 2436819C1. Битумно-минераль-ная композиция / Ю.Г. Борисенко, С. О. Яшин, А.А. Солдатов. № 2010121284/05; заявл. 25.05.2010; опубл. 20.12.2011. Бюл. № 35. 5 с.

40. Кашлач В.А., Лазарева Т.Л. Исследование комплексных гипсовых вяжущих для устройства автомобильных дорог // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2019. № 1-3. С. 337-340.

41. Havanagi V.G., Sinha A., Parvathi G.S. Characterization of Phosphogypsum waste for Road construction // Indian Geotechnical Conference. 2018. Pp. 1-5.

42. Anagnostopoulos A., Gaidajis G. Laboratory investigation of the potential use of phosphogypsum as embankment construction material // The 9th International Concrete Conference, Environment, Efficienct and Economic Challenges for Concrete. 2020.

43. Maazoun H., Bouassida M. Phosphogypsum Management Challenges in Tunisia // Contemporary Issues in Soil Mechanics. 2019. Pp. 88-104. DOI: 10.1007/978-3-030-01941-9_7

44. Karoui H., Maazoun H., Bouassida M. Numerical simulation of wet deposited Phosphogypsum embankment resting on dry deposited one // Arabian Journal of Geosciences. 2020. Vol. 13. Issue 16. DOI: 10.1007/s12517-020-05783-z

45. Maazoun H., Bouassida M. Phosphogypsum Management Perspectives. Massive Valorization or Massive Storage // Acta Scientific Agriculture. 2019. Vol. 3. Issue 8. Pp. 184-189. DOI: 10.31080/ ASAG.2019.03.0584

46. Saenko Y.V., Shiranov A.M., Nevzorov A.L. Properties of phosphogypsum as technogenic soil // IOP

Поступила в редакцию 13 сентября 2022 г. Принята в доработанном виде 4 декабря 2022 г. Одобрена для публикации 6 февраля 2023 г.

Об авторах : Анастасия Вадимовна Довыденко — студентка, лаборант центра компетенций в сфере использования вторичных материальных ресурсов в строительной отрасли; Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ); 644080, г. Омск, пр. Мира, д. 5; ORCID: 0000-0003-0119-7127; [email protected];

Александр Александрович Лунёв — кандидат технических наук, директор центра компетенций в сфере использования вторичных материальных ресурсов в строительной отрасли; Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ); 644080, г. Омск, пр. Мира, д. 5; РИНЦ ID: 2836-4151, Scopus: 57198893763, ResearcherID: AAZ-4755-2021, ORCID: 0000-0001-5857-1891; [email protected].

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 945. Issue 1. P. 012067. DOI: 10.1088/1757-899X/945/1/012067

47. Broers J.W., Hoefnagels F.E.T., Roskamp H.L. Life Cycle Assessment of a Road Embankment in Phosphogypsum Preliminary Results // Studies in Environmental Science. 1994. Pp. 539-542. DOI: 10.1016/ s0166-1116(08)71486-9

48. Солдаткин С.И., Хохлов А.Е. К вопросу о возможности использования фосфогипса в дорожном строительстве // Недра Поволжья и Прикаспия. 2018. № 93. С. 73-76.

49. Patent US 11319676B2. Construction method for using phosphogypsum in embankment improvement / Li Zhiqing. 2019.

50. Патент SU 1700145A1. Дорожная насыпь / Н.Ф. Сасько, А.А. Борисенко, В.П. Любацкий, В.К. Вырожемский. № 4705850/03; заявл. 15.06.89; опубл. 23.12.91. Бюл. № 47. 3 с.

51. Schalffner M. Premiers resultats relatlfs aux conditions de stochage et d utjllsatlon du phosphogupse dans les remblals rentiers // Bulletin de liaison des laboratolres des ponts et chaussees. Numero special VII, 197. Pp. 80-90.

52. Патент SU 1605957A1. Способ рекультивации нарушенных земель / В.Л. Звягинцев, Г.Л. Звягинцев, Т.Г. Звягинцева. № 4659789; заявл. 07.03.89; опубл. 15.11.90. Бюл. № 42. 4 с.

53. Papastefanou C., Stoulos S., Ioannidou A., Manolopoulou M. The application of phosphogypsum in agriculture and the radiological impact // Journal of Environmental Radioactivity. 2006. Vol. 89. Issue 2. Pp. 188-198. DOI: 10.1016/j.jenvrad.2006.05.005

54. Park S.-H., Han B., Lee W.-B., Kim J. Environmental Impact of Phosphogypsum on the Ecoto-xicity of A. salina, D. magna, O. latipes, and S. capri-cornutum // Journal of Soil and Groundwater Environment. 2016. Vol. 21. Issue 2. Pp. 15-21. DOI: 10.7857/ jsge.2016.21.2.015

REFERENCES

1. Manzhina S.A., Denisov V.V., Denisova I.A. Using of large-scale waste phosphogypsum to reduce emissions of SO2-containing coal power plant. Engineering journal of Don. 2014; 13(28):1-11. (rus.).

2. Kapustin F.L., Afanas'eva M.A., Mityu-shov N.A., Bednyagin S.V. Features of the composition and properties of the phosphogypsum processing product. Innovations in materials science and metallurgy: materials of the IV International Interactive Scientific and Practical Conference. 2015; 401-404. (rus.).

3. Mtibaa M. Gypsum binder based on Tunisian phosphogypsum : thesis ... candidate of technical sciences. Belgorod, 2009; 203. (rus.).

4. Tsioka M., Voudrias E.A. Comparison of alternative management methods for phosphogypsum waste using life cycle analysis. Journal of Cleaner Production. 2020; 266:121386. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.121386

5. Bituh T., Petrinec B., Skoko B., Babic D., Raseta D. Phosphogypsum and its Potential Use in Croatia: Challenges and Opportunities. Archives of Industrial Hygiene and Toxicology. 2021; 72(2):93-100. DOI: 10.2478/aiht-2021-72-3504

6. El-Didamoni H., Ali M.M., Avvad N.S., Attal-la M.F., Fawzi M.M. Radiological characteristics and processing of radioactively contaminated phosphogyp-sum waste. Radiochemistry. 2013; 55(4):378-383. (rus.).

7. Edamenko A.S. On the issue of environmental safety of gypsum binders. International Research Journal. 2013; 1-1(8):55-56. (rus.).

8. Kumar S.S., Kumar A., Singh S., Malyan S.K., Baram S., Sharma J. et al. Industrial wastes: Fly ash, steel slag and phosphogypsum- potential candidates to mitigate greenhouse gas emissions from paddy fields. Chemosphere. 2020; 241:124824. DOI: 10.1016/j.che-mosphere.2019.124824

9. Isaev V.S., Yumashev V.M., Grebene-vich N.P. The main directions of research of Soyuzdor-nii on the use of phosphogypsum for the construction of pavement. Collection of works of Soyuzdornii. 1986; 5-13. (rus.).

10. Kopylev B.A. Phosphoric Acid extraction technology. Leningrad, Khimiya, 1981; 224. (rus.).

11. Kaganovich E.V., Asmatulaev B. Results of research on the use of phosphogypsum as a component of binders for strengthening soils and stone materials. Collection of works of Soyuzdornii. 1986; 35-44. (rus.).

12. Gerasimov D.V., Ignatev A.A., Gotovtsev V.M. Phosphogypsum as a component of a dispersed-rein-forced composite on the example of a granulated asphalt-concrete mix. Bulletin of Eurasian Science. 2020; 12(5):35. (rus.).

13. Kukin L.A., Okolelova E.Yu., Kukina O.B., Volokitina O.A. An innovative way to increase the life cycle of phosphogypsum use as an import substitution

and economic growth factor. Fundamental Research. 2020; 5:95-99. DOI: 10.17513/fr.42753 (rus.).

14. Kutepova N.A., Korobanova T.N. Features of deformation development in phosphogypsum dumps near the Balakovo town in the Saratov region. Gornyy infor-matsionno-analiticheskiybyulleten'. 2017; 10:132-140. DOI: 10.25018/0236-1493-2017-10-0-132-140 (rus.).

15. Tayibi H., Choura M., López F.A., Alguacil F.J., López-Delgado A. Environmental impact and management of phosphogypsum. Journal of Environmental Management. 2009; 90(8):2377-2386. DOI: 10.1016/j. jenvman.2009.03.007

16. Sagatullin D.G. High-strength gypsum cement puzzolan binder : thesis ... candidate of technical sciences. Kazan, 2010; 210. (rus.).

17. Udalova E.A., Gabitov A.I., Shuvaeva A.R., Nedoseko I.V., Chernova A.R., Yamilova V.V. Current status and perspective of using of phosphogypsum for producing of cementing materials. History and Pedagogy Natural Science. 2016; 4:55-58. (rus.).

18. Gordashevskii P.F., Dolgorev A.V. Production of gypsum binders from gypsum-containing waste. Moscow: Stroyizdat, 1987; 105. (rus.). f ®

(/) o

19. Derevaynko V.N., Telianov V.A. The methods Jh of high temperature porous heat-insulation materials k £

rUUUVL,V„. „J ^ ......gj g

of Civil Engineering and Architecture. 2010; 2-3(143- W C

144):68-73. (rus.). 0 f

20. Golik V.I., Razorenov Yu.I., Poluxin O.N. f ¿ The use of composite binders in mining. Dry Building h N Mixes. 2014; 6:17-20. (rus.). JJ 9

21. Patent SU 1723066A1. Method for obtaining | -gypsum binder from phosphogypsum / E.A. Karpovich, l 3 G.L. Zvyagintsev, A.G. Kasyan, R.A. Vashchenkov. ° ( No. 4854279/26; dec. 07/26/90; publ. 03/30/92. Bull. o 3 No. 12; 4. (rus.). | o

r —

22. Miheenkov M.A. Pressing as a way to increase C s the water resistance of gypsum binder. Vestnik MGSU n 2 [Proceedings of Moscow State University of Civil En- n 0 gineering]. 2009; 4:158-166. (rus.). d £

23. Galautdinov A.R., Mukhametrakhimov R.Kh. c 0

i o

Features of hydration of modified gypsum-cement-poz- e °

zolan binder. Construction Materials. 2019; 10:58-63. u i

DOI: 10.31659/0585-430X-2019-775-10-58-63 (rus.). • 1

24. Kozlov S., Koridze V. Water-resistant gypsum < H binders with the use of industrial wastes. Bulletin of Sci- ¡ | ence and Practice. 2017; 4(17):135-138. DOI: 10.5281/ 3 8 zenodo.546276 (rus.). 1 1

25. Evstigneev S.A., Strakhov A.V., Ivashchen- ™ ? ko Yu.G. Influence of availability of water-soluble $ y polymers on water resistance of composite binding. 1 £ Technical Regulation in Transport Construction. 2018; , 1 5(31):30-33. (rus.). 00

26. Iglenkova M.G. Physico-chemical regularities 3 3 of obtaining composite materials based on phosphogyp-

sum : dissertation ... candidate of chemical sciences. Saratov, 2013; 170. (rus.).

27. Abishev A.T. Composite anhydrite binders and concretes from phosphogypsum : thesis ... candidate of technical sciences. Almaty, 2010; 25. (rus.).

28. Chernysheva N.V. Water-resistant gypsum composite materials with the use of technogenic raw materials : thesis . candidate of technical sciences. Belgorod, 2015; 434. (rus.).

29. Patent SU 1470830A1. Composition for the device of pavement foundations / N.F. Sasko, I.P. Garkaven-ko, A.A. Borisenko, N.G. Svinarenko, E.S. Evstigneeva. No. 4274917/29-33; dec. 07/01/87; publ. 04/07/89. Bull. No. 13; 2. (rus.).

30. Patent SU 1551765A1. Composition for the device of coverings and bases of automobile roads / Ch.Ya. Azarova, I.V. Glukhovsky, V.M. Tkachuk, A.N. Feshchenko. No. 4348295/31-33; dec. 12/22/87; publ. 03/23/90. Bull. No. 11; 2. (rus.).

31. Patent SU 1652419A1. Way of the device of pavement / M.I. Kuchma, T.A. Melnik, I.A. Gruzdev, N.B. Smooth. No. 4660399/33; dec. 03/10/89; publ. 05/30/91. Bull. No. 20; 2. (rus.).

„ „ 32. Patent SU 1698339A1. Way of the device of © © a pavement / I.V. Karpova, H.A. Aronovich, A.N. Ami* * nov, M.Ya. Greenberg. No. 4751334/33; dec. 10/23/89; <v cv

x 0 publ. 12/15/91. Bull. No. 46; 2. (rus.). & ^ 33. Yang M., Xie Y., Pang Y. Durability of

E tfl

2 ~ Lime-Fly Ash Stabilized Soil Activated by Calcined ® ® Phosphogypsum. Advanced Materials Research. 2010; ? ® 168-170:133-138. DOI: 10.4028/www.scientific.net/ 2 J amr.168-170.133

I- 5 34. Kochetkov A.V., Shchegoleva N.V., Korot-^ kovsky S.A. Arrangement of layers of transport structures = £ from phosphogypsum semihydrate (waste-a by-product O .2 of the production of nitrogen-phosphorus fertilizers).

o Transport Structures. 2019; 6(1):1-10. (rus.).

35. Kozhuhov A.G., Konovalov S.V., Ratinov V.B.

^f cz

° ro Features of the use of a mixed binder based on phos-2 .2 phogypsum in road construction. Collection of works of $ | Soyuzdornii. 1986; 79-86. (rus.). — ! 36. Zeng L.-L., Bian X., Zhao L., Wang Y.-J., £ <S Hong Z.-S. Effect of phosphogypsum on physiochemical ^ o and mechanical behaviour of cement stabilized dredged

CO —

g 2 soil from Fuzhou, China. Geomechanics for Energy and

rj | the Environment. 2021; 25:100195. DOI: 10.1016/j.

gete.2020.100195 ^ ^ 37. De Rezende L.R., da Silva Curado T., Sil— J vaM.V., dos Anjos MascarenhaM.M., Metogo D.A.N., s* ^ Neto M.P.C. et al. Laboratory Study of Phosphogypsum, L? W Stabilizers, and Tropical Soil Mixtures. Journal of Ma® SE terials in Civil Engineering. 2017; 29(1). DOI: 10.1061/ | £ (asce)mt.1943-5533.0001711

¡3 | 38. Patent RU 2701007C1. The method of obtai-

OQ ¡§ ning granulated asphalt binder based on phosphogypsum / I.V. Golikov, V.M. Gotovtsev, A.A. Ignatiev,

D.V. Gerasimov. No. 2018124579; dec. 07/04/18; publ. 09/24/2019; Bull. No. 27; 10. (rus.).

39. Patent RU 2436819C1. Bitumen-mineral composition / Yu.G. Borisenko, S.O. Yashin, A.A. Soldiers. No. 2010121284/05; dec. May 25, 2010; publ. 12/20/2011. Bull. No. 35; 5. (rus.).

40. Kushluch V.A., Lazareva T.L. Research of complex gypsum binders for device car roads. Far East: Problems of Development ofArchitectural and Construction Complex. 2019; 1-3:337-340. (rus.).

41. Havanagi V.G., Sinha A., Parvathi G.S. Characterization of Phosphogypsum waste for Road construction. Indian Geotechnical Conference. 2018; 1-5.

42. Anagnostopoulos A., Gaidajis G. Laboratory investigation of the potential use of phosphogypsum as embankment construction material. The 9th International Concrete Conference, Environment, Efficienct and Economic Challenges for Concrete. 2020.

43. Maazoun H., Bouassida M. Phosphogypsum Management Challenges in Tunisia. Contemporary Issues in Soil Mechanics. 2019; 88-104. DOI: 10.1007/978-3-030-01941-9_7

44. Karoui H., Maazoun H., Bouassida M. Numerical simulation of wet deposited Phosphogypsum embankment resting on dry deposited one. Arabian Journal of Geosciences. 2020; 13(16). DOI: 10.1007/s12517-020-05783-z

45. Maazoun H., Bouassida M. Phosphogypsum Management Perspectives. Massive Valorization or Massive Storage. Acta Scientific Agriculture. 2019; 3(8):184-189. DOI: 10.31080/ASAG.2019.03.0584

46. Saenko Y.V., Shiranov A.M., Nevzorov A.L. Properties of phosphogypsum as technogenic soil. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020; 945(1):012067. DOI: 10.1088/1757-899X/945/1/012067

47. Broers J. W., Hoefnagels F.E.T., Roskamp H.L. Life Cycle Assessment of a Road Embankment in Phos-phogypsum Preliminary Results. Studies in Environmental Science. 1994; 539-542. DOI: 10.1016/s0166-1116(08)71486-9

48. Soldatkin S.I., Hohlov A.E. On the possibility of using phosphogypsum in road construction. The bowels of the Volga and Caspian regions. 2018; 93:73-76. (rus.).

49. Patent US 11319676B2. Construction method for using phosphogypsum in embankment improvement / Li Zhiqing. 2019.

50. Patent SU 1700145A1. Road embankment / N.F. Sasko, A.A. Borisenko, V.P. Lubatsky, V.K. Vyro-zhemsky. No. 4705850/03; dec. 06/15/89; publ. 12/23/91. Bull. No. 47; 3. (rus.).

51. Schalffner M. Premiers resultats relatifs aux conditions de stochage et d utjllsatlon du phosphogupse dans les remblals rentiers. Bulletin de liaison des labo-ratolres des ponts et chaussees. Numero special VII, 197; 80-90.

Environmental Radioactivity. 2006; 89(2):188-198. DOI: 10.1016/j.jenvrad.2006.05.005

54. Park S.-H., Han B., Lee W.-B., Kim J. Environmental Impact of Phosphogypsum on the Ecotoxicity of A. salina, D. magna, O. latipes, and S. capricornutum. Journal of Soil and Groundwater Environment. 2016; 21(2):15-21. DOI: 10.7857/jsge.2016.21.2.015

52. Patent SU 1605957A1. The methodofreclama-tion of disturbed lands / V.L. Zvyagintsev, G.L. Zvy-agintsev, T.G. Zvyagintsev. No. 4659789; dec. 03/07/89; publ. 11/15/90. Bull. No. 42; 4. (rus.).

53. Papastefanou C., Stoulos S., Ioannidou A., Manolopoulou M. The application of phosphogypsum in agriculture and the radiological impact. Journal of

Received September 13, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Adopted in revised form on December 4, 2022.

Approved for publication on February 6, 2023.

B i o n o t e s : Anastasiya V. Dovydenko — student, laboratory assistant of the Competence Center in the Use of Secondary Material Resources in the Construction Industry; Siberian State Automobile and Highway University (SibADI); 5 Mira ave., Omsk, 644080, Russian Federation; ORCID: 0000-0003-0119-7127; [email protected];

Aleksandr A. Lunev — Candidate of Technical Sciences, Director of the Competence Center in the Use of Secondary Material Resources in the Construction Industry; Siberian State Automobile and Highway University (SibADI); 5 Mira ave., Omsk, 644080, Russian Federation; ID RSCI: 2836-4151, Scopus: 57198893763, ResearcherlD: AAZ-4755-2021, ORCID: 0000-0001-5857-1891; [email protected].

Contribution of the author: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors have no conflicts of interest to declare.

< DO

ID <D

s О

t H

3 X

s

3 G) X 3

W С H о y

s _

о со

з со

t i z

y 1

j CD

о r CD —

о

03 CD

СО

o СП

*—*

C r

о 5'

t _

S

о со

i z

о 2

a со

О

Cl ■ en аз

r

о о

i о

о

t l

r 0'

y )

1 Т

О

с 3 3

3 <D i

00

1 ■

00 DO

J

s 3

s У

с О

<D X

1° 1°

2 2

О О

2 2

W W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.