Научная статья на тему 'Использование фонда оценочных средств для проверки уровня знаний по дисциплине Безопасность жизнедеятельнсти'

Использование фонда оценочных средств для проверки уровня знаний по дисциплине Безопасность жизнедеятельнсти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕСТ / LIFE SAFETY / TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернецкая Мария Дмитриевна, Блохин Андрей Александрович

Разработаны тестовые задания различного уровня сложности по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Контрольные тесты используются при проведении входного контроля к лабораторному практикуму на кафедре «Безопасности жизнедеятельности» в РХТУ им. Д.И. Менделеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернецкая Мария Дмитриевна, Блохин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CONTROL AND MEASURING MATERIALS FOR CHECKING THE LEVEL OF KNOWLEDGE IN THE DISCIPLINE SAFETY LIVING

Developed test items of different difficulty levels for the course "Life Safety». Benchmarks are used in a control input to the laboratory at the Department of the workshop "Safety" in MUCTR. DI Mendeleev.

Текст научной работы на тему «Использование фонда оценочных средств для проверки уровня знаний по дисциплине Безопасность жизнедеятельнсти»

УДК 378:658.345

М.Д. Чернецкая*, А. А. Блохин

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20 , корп. 2 * - e-mail: mdcher@rambler.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ

Разработаны тестовые задания различного уровня сложности по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Контрольные тесты используются при проведении входного контроля к лабораторному практикуму на кафедре «Безопасности жизнедеятельности» в РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Ключевые слова: Безопасность жизнедеятельности, тестовые задания, тест

Любой образовательный процесс, так или иначе, со временем претерпевает какие-либо изменения. Меняются дидактические единицы, приемы и методы обучения. Так же меняются системы оценивания и способы контроля.

Продолжающаяся реформа высшей школы должна окончательно изменить систему образования согласно подписанному Россией Болонскому соглашению. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов - ФГОС 3 и ФГОС 3+ одни из шагов по этому пути.

Согласно федеральным стандартам все большая роль отводиться самостоятельному обучению студентов, приобретение ими общекультурных и профессиональных

компетенций и навыков.

Подготовка учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности, всегда будет оставаться актуальной особенно сейчас, в период индустриализации, который характеризует рост числа предприятий, автоматизация

технологических процессов, усложнение конструкций, машин и механизмов соответственно возрастает число промышленных аварий и катастроф, масштабы которых напрямую зависят от укрупнения предприятий.

Кроме того возрастает вероятность опасных ситуаций социального и природного характера. Специалисты отмечают увеличение стихийных бедствий, причем показатели растут как по количественным показателям, так и по масштабам нанесенного ущерба.

Одновременно снижается уровень

профессиональной подготовки специалистов, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за их подготовку по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы могут быть изучены в курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), которая является обязательной дисциплиной

базовой части образовательных программ согласно требованиям ФГОС 3+, объем которой, по мнению экспертов должен составлять 3 зачетные единицы (ЗЕТ).

Дисциплина БЖД входит в программы прикладного и академического бакалавриата, а следовательно студенты должны приобрести совокупные знания, умения и навыки для решения вопросов безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Возрастает роль контроля в образовательном процессе. Меняются его формы в сторону передовых разработок. Происходит отход от устной формы контроля, как промежуточного, так и итогового. Наиболее передовой формой контроля на текущий момент является тестирование.

Тестирование как понятие имеет широкое толкование.

- в теории - метод выявления и оценки уровня учебных достижений обучающихся, осуществляемый посредством стандартизированных тестовых материалов -тестовых заданий, тестов, банков тестовых заданий.

- на практике - технологический процесс, реализуемый в форме алгоритмически упорядоченного взаимодействия индивида с системой сертифицированных тестовых заданий и завершающийся оцениваемым результатом. [1]

Для интенсификации учебной деятельности, структурирование знаний и контроля их усвоения в рамках дисциплины БЖД тестовые технологии целесообразно использовать в лабораторном практикуме, как при вводном, так и при итоговом контроле.

Из курса БЖД в лабораторном практикуме изучаются разделы по производственной санитарии, практические вопросы по пожарной безопасности и электробезопасности. Учебный материал отражен в учебных пособиях

«Безопасность труда в химической промышленности» [2], а так же лабораторных практикумов [3,4].

Лабораторный практикум состоит из следующих работ:

• Определение запыленности воздуха производственных помещений

• Исследование производственного шума и эффективности звукоизолирующих устройств

• Измерение и нормирование естественной освещенности на рабочих местах

• Измерение и нормирование искусственной освещенности на рабочих местах

• Определение параметров метеорологических условий в рабочей зоне производственных помещений

• Оценка эффективности работы вентиляционных установок

• Определение группы трудногорючих и горючих твердых веществ и материалов

• Определение температуры вспышки горючих жидкостей

• Определение концентрационных пределов распространения пламени газовоздушных смесей

• Определение типа и количества огнетушителей для производственных помещений. Расчет максимального количества горючих жидкости для производственных помещений

• Исследование опасности поражения человека током в трехфазных электрических сетях

По материалу данных тем студенты, прежде чем приступать к лабораторным работам должны знать основные понятия и определения, понимать порядок проведения предстоящей лабораторной работы, а так же принципы, на которых она основана.

В системе общего (Единый государственный экзамен) и профессионального (тестирование при аттестации и аккредитации вузов) образования принято использовать три уровня сложности -базовый, повышенный и высокий [5].

К заданиям базового уровня сложности (простым) относятся задания закрытого типа с единственным правильным вариантам ответа. Эти задания применяются для выявления степени усвоения дидактических единиц, образующих эмпирический и теоретический базис, основу учебной дисциплины. Задания этого уровня позволяют оценить:

а) знание содержательного ядра дисциплины -основных понятий, утверждений, правил, приемов и операций, связанных с качественным и количественным описанием принципиальных свойств изучаемого в дисциплине предмета;

б) знание отношений и связей между дидактическими единицами, входящими в базис дисциплины и ее содержательное ядро.

Условием образования названного содержательного ядра может быть принято требование усвоения входящих в него

дидактических единиц всеми без исключения студентами данной специальности (данного направления).

Пример:

В течение какого срока на предприятии хранится акт по форме Н-1:

1) 5 лет

2) 10 лет

3) 15 лет

4) 25 лет

5) 45 лет

Ответ:_

Повышенный уровень сложности - задания закрытой формы с несколькими вариантами правильных ответов, заданиями на соответствие и на установление правильной последовательности. Используются для выявления степени усвоения дидактических единиц - разделов (подразделов, тем), развивающих и дополняющих базис учебной дисциплины и ее содержательное ядро. Задания второго уровня трудности позволяют оценить:

а) знание и понимание значения, смысла основных теоретических и/или практических положений, образующих особенность каждого из таких разделов;

6) знание и понимание наиболее важных, существенных связей и отношений между базисом дисциплины и данными разделами;

в) умение решать типовые (стандартные) учебные задачи с использованием знаний, входящих в базис дисциплины и дополняющих его разделов.

Примеры:

В качестве звукоизолирующих материалов применяются (укажите несколько вариантов ответа):

1) вата

2) дерево

3) войлок

4) акустическая штукатурка

5) бетон

б) металлы

Ответ:

Соостнесите класс пожара и его характеристику:_

А 1. Пожар на электроустановках, находящихся под напряжением

В 2. Горение газообразных веществ

С 3. Горение твердых веществ

Д 4. Горение жидких веществ

Е 5. Горение металлов

Ответ:

А Б С Д Е

Отклассифицируйте пыль антрахинонового синего красителя «К», диаметр частиц которой составляет 1 мкм,

образовавшуюся при измельчении его агрегатов:

Способ образования Происхождение Дисперсность

I. Дез- 1. Органическая а. Микро-

интеграция 2. Растительная скопическая

II. Конден- 3. Животная б. Ультра-

сация 4. Неорганическая микроскопическая

5. Металлическая в. Видимая

6. Минеральная

7. Смешанная

Ответ:

Назовите последовательность действий персонала и обучающихся при пожаре в образовательном учреждении

а) вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции;

б) эвакуация из учебного заведения;

в) тревога (включение звуковой сигнализации);

г) перекличка;

д) сбор персонала и обучающихся в отведенном месте;

Ответ:_

Особое место занимают графические вопросы

По схеме устройства порошкового огнетушителя укажите его составные части

3 а. - баллон для хранения рабочего газа или газогенератор

б. - шланг

в. - стальной корпус

г. - крышка с запорно-пусковым устройством

д. - трубка подвода рабочего газа

е. - заряд (порошок)

ж. - сифонная трубка

з. - ствол - насадок_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7 8

Высокий уровень сложности - это обычно

различные задания открытого типа, с ручным вводом числа или слова.

Примеры:

Назовите название прибора для измерения освещенности:

Ответ:_

Укажите вид инструктажа, который проводится при направлении работника на выполнение разовой работы или работы временного характера:

Ответ:

Определить коэффициент частоты травм на предприятии, где среднесписочное число работающих -2000 чел., за год произошло 10 несчастных случаев:

Ответ:_

Эмпирическим критерием при определении проектного уровня трудности каждого тестового задания целесообразно принять способность его успешного выполнения студентами

соответствующего уровня подготовки -«твердыми» троечниками, хорошистами и отличниками.

Банк вопросов необходимо формировать исходя из следующих рекомендаций [1 ]:

Условие является основным знаковым компонентом тестового задания - его содержательным ядром. Условие может выражаться текстовыми (слова, формулы, символы и др.), графическими (схемы, чертежи, их элементы) знаковыми средствами и их сочетаниями.

К условию задания предъявляются следующие требования:

• Содержание условия и его элементов должны быть понятными субъекту тестирования с заданным уровнем подготовленности.

• Условие должно содержать объем информации, необходимый и достаточный для нахождения верного решения.

• Условие должно быть сформулировано в соответствии с правилами и нормами построения знаковых систем, принятых и действующих в данной учебной дисциплине.

• Условие должно быть возможно более кратким при максимальной ясности, точности и полноте передачи субъекту тестирования значения и смысла содержащейся в нем условий.

• Структура (строение) условия должны соответствовать правилам и нормам синтаксиса (грамматики), действующим или принятым в данной области знаний.

• Условие должно быть сконструировано в полном соответствии с принятой логической структурой задания - его формой (открытая, закрытая, на соответствие, на установление правильной последовательности.

• Условие должно быть сформулировано в повествовательной форме.

К каждому варианту теста должна прилагаться таблица правильных ответов. Или же это может быть сводная таблица.

В зависимости от цели контроля - вводного или итогового, в билет включаются вопросы различной сложности. Так, для вводного целесообразнее использовать вопросы с выбором одного правильного варианта ответа. Остальные виды вопросов - при итоговом контроле, когда студент уже сделал практические работы и

необходимо проверить глубину усвоенного материала.

Таким образом, в целях стимулирования изучения предмета необходимо усиление контроля усвоения материала на различных стадиях обучения. Итоговый контроль традиционно проводится в форме экзамена. Однако в настоящее время ведутся работы по созданию базы данных для адаптивного

компьютерного тестирования, которое стало возможным с улучшением материально-технической базы высших учебных заведений. Тестовые технологии позволят помочь преподавателю более качественно определить уровень подготовки и знаний студента, убрав фактор личностного общения, а так же сократить время опроса, исключив устный ответ ученика.

Чернецкая Мария Дмитриевна - к.т.н., доцент кафедры техносферной безопасности РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Блохин Андрей Александрович - студент РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. В.Ф. Караушев, Л.В. Терентьева, Т.Н. Тягунова. Введение в разработку банков программно-дактических тестовых заданий Руководство. - М.: МГУП, 2005. - 52с.

2. Маринина Л.К., Блохина О.А., Васин А.Я., Софинский П.И., Торопов Н.И., Чернецкая М.Д. Безопасность жизнедеятельности в химической промышленности. Академия, 2006. -525 стр.

3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная санитария в химической промышленности. Лабораторный практикум: учеб. пособие / Л. К. Маринина, А. Я Васин, Л. Р. Шарифуллина, М. Д. Чернецкая, Е. Б. Аносова, Т. Е. Трифонова. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. - 76 с./

4. Безопасность жизнедеятельности. Пожарная профилактика и электробезопасность в химической промышленности. Лабораторный практикум: учеб. пособие / Л. К. Маринина, А. Я Васин, М. Д. Чернецкая, Е. Б. Аносова, Т. Е. Трифонова, Л. Р. Шарифуллина. - М. : РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. - 76 с.

5. В.В Щербаков, Ю.И. Капустин. Компьютерные тесты: разработка и апробация: РХТУ им. Мендлеева 2011. Стр. 15-25

ChernetskyaMaria Dmitrievna*, Blokhin Andrey Aleksandrovich D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: mdcher@rambler.ru

THE USE OF CONTROL AND MEASURING MATERIALS FOR CHECKING THE LEVEL OF KNOWLEDGE IN THE DISCIPLINE SAFETY LIVING

Abstract

Developed test items of different difficulty levels for the course "Life Safety». Benchmarks are used in a control input to the laboratory at the Department of the workshop "Safety" in MUCTR. DI Mendeleev.

Key words: life safety, test

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.