Научная статья на тему 'Использование физического движка Unity 3d для создания контрольно-обучающего программного комплекса «Система трёхступенчатого контроля за охраной труда»'

Использование физического движка Unity 3d для создания контрольно-обучающего программного комплекса «Система трёхступенчатого контроля за охраной труда» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
269
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование физического движка Unity 3d для создания контрольно-обучающего программного комплекса «Система трёхступенчатого контроля за охраной труда»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДВИЖКА UNITY 3D ДЛЯ

СОЗДАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПРОГРАММНОГО

КОМПЛЕКСА «СИСТЕМА ТРЁХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА»

А.С. Дичковский, Д.А. Бурминский, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Использование программного обеспечения (ПО) для решения задач управления охраной труда, дает возможность осуществлять сбор, обработку, анализ и представление значительного объема разнообразной информации, которая затем может храниться и накапливаться.

В настоящее время с использованием гибких программных технологий были разработаны универсальные программные платформы и структура баз данных, которая в настоящий момент используется в МЧС по различным направлением деятельности.

Проблемы обеспечения здоровых и безопасных условий и охраны труда нанимателями, в нашем случае руководителями ОПЧС, являются весьма актуальными, а их всестороннее изучение приобретает всё большее значение во всех формах профессиональной подготовки. В связи с этим возникает необходимость разработки программного обеспечения специального назначения, для обучения работников ОПЧС по вопросам соблюдения норм и правил охраны труда в подразделениях [1].

Программа состоит из трёх блоков:

1. Сборник данных о пожарной аварийно- спасательной технике

2. Блок обучения

3. Система контроля полученных знаний

Остановимся подробнее на каждом из блоков.

(Блок 1) В программе будут скапливаться данные об оборудовании, используемом при ликвидации ЧС: технические данные, анимированные 3D модели, правила работы с оборудованием и т.д. Возможно обновление и дополнение данного блока в случае изменения либо выхода новых технических средств. Выписки из данного блока будут использоваться во втором, обучающем блоке данного ПО.

(Блок 2) Данный блок является основным элементом предлагаемого нами ПО. В нём реализованы широкие возможности обучения, за счёт эффекта присутствия обучаемого в смоделированной ситуации. В этом блоке обучаемому будут предложены несколько 3d моделей различного пожарного аварийно -спасательного оборудования. Обучаемый имеет возможность свободно изучать предложенное техническое средство. Однако обучаемый, сможет не только осматривать предложенное ему оборудование, но и одновременно ознакамливаться с правилами пользования, соответствующим оборудованием осматриваемым обучающимся. В программе эта возможность реализована с

помощью анимации и всплывающих окон, появляющихся при наведении курсора на интересующую часть технического средства.

(Блок 3) Контроль знаний в виде решения тестов после прохождения блока

№ 2.

ПО создаётся с помощью таких программ, как: 3d studio max, Adobe Photoshop CS5 Extended, Unity 3d. Рабочие ситуации моделируются в 3d studio max, а отдельные элементы, такие как всплывающие окна, диалоги, различные меню создаются в Adobe Photoshop CS5. Отдельные составляющие ПО компонуются в одно целое с помощью физического движка Unity 3d.

Unity 3d - это инструмент для разработки двух- и трёхмерных приложений и игр, работающий под операционными системами Windows и OS X. Созданные с помощью Unity 3d приложения работают под операционными системами Windows, OS X, Windows Phone, Android, Apple iOS, Linux, а также на игровых приставках Wii, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One. Есть возможность создавать приложения для запуска в браузерах с помощью специального подключаемого модуля Unity (Unity Web Player), а также с помощью реализации технологии WebGL. Модели, звуки, текстуры, материалы, скрипты можно запаковывать в формат .unityassets и передавать другим разработчикам, или выкладывать в свободный доступ. Этот же формат используется во внутреннем магазине Unity Asset Store, в котором разработчики могут бесплатно и за деньги выкладывать в общий доступ различные элементы, нужные при создании программ. Чтобы использовать Unity Asset Store, необходимо иметь аккаунт разработчика Unity. Unity имеет все нужные компоненты для создания многопользовательского режима. Также можно использовать подходящий пользователю способ контроля версий.

На основе всех вышеперечисленных достоинств нами было принято решение, что именно Unity 3d необходимо использовать при создании контрольно-обучающего программного комплекса.

С целью формирования исходных данных для разработки трёх блоков задачами первого этапа исследования будут являться:

1. Определить руководящие документы и литературные источники по теме исследования. Провести анализ их актуализации.

2. Изучить основные термины и определения.

3. Провести анализ интернет материалов по данной тематике.

4. После выполнения п.1 изучить основные компьютерные программы.

В настоящее время авторами ведётся работа по моделированию прикладной программы: готовится техническое задание, эскизный проект.

Список использованной литературы

1. Чупругин К.В., Бурминский Д.А. Моделирование контрольно-обучающего программного комплекса «Система трёхступенчатого контроля за охраной труда в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям» / Актуальные вопросы охраны труда на современном этапе: сб. материалов международной науч.-практ. on-line конф. курсантов, студентов, магистрантов и

адъюнктов, Гомель, 24 апр. 2013 г. / М-во по чрезвычайн. ситуациям Респ. Беларусь [и др.]. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2013. - 119-122 с.

2. Unity (игровой движок) [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Umty_%28игровой_движок%29;

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.В. Добрынина, преподаватель, к.б.н., Д.Ю. Атаманенко, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Поражающее действие биологического оружия основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств (ББС). В качестве последних выступают микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, способные размножаться в живых организмах и на поверхностях различных натуральных и синтетических материалов. К ним относятся патогенные вирусы, бактерии, грибки, риккетсии, а также простейшие. ББС подразделяются на особо опасные и выводящие из строя. Контагиозные (поражающие при различных видах контакта) и неконтагиозные. Они могут применяться в виде жидких или сухих рецептур путем заражения приземного слоя воздуха биологическим аэрозолем, а также распространением зараженных переносчиков: насекомых, клещей, грызунов.

Биологическое оружие одно из самых жестоких по своим последствиям средств ведения войны. Несмотря на подписание большинством стран мира Конвенции 1972 года о запрещении разработки, испытаний и производства биологического и токсинного оружия. Во многих зарубежных государствах продолжались исследования, запрещенные Конвенцией. Это обусловлено, прежде всего, тем, что Конвенция 1972 года эффективного международного контроля все-таки не предусматривает. Кроме того, усложняется выявление скрытной наработки биологических агентов, так как достаточно сложно определить предназначение (военное или гражданское) мощностей по их производству.

Технологическая революция создаст не только блага для человечества, но увеличит потенциальные угрозы. Так, прогнозируется активное использование достижений прогресса террористическими организациями для противозаконной деятельности.

В связи с глобализацией огромное значение приобретает углубление международного сотрудничества в ряде областей, таких как:

- разработка вакцин и лекарств против важнейших инфекционных болезней, таких как ВИЧ/СПИД или малярия;

- надзор за инфекционными болезнями;

- противодействие терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.