Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дезинформация / фейк / информационная политика / новые технологии / общественное мнение / disinformation / fake / information policy / new technologies / public opinion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А А. Марков, Е А. Скородумова

В настоящей статье рассматривается эффективность использования фальсифицированных материалов в информационном противоборстве, которые приводят к формированию соответствующего общественного мнения, создавая устойчивую негативную позицию в интересах конкретного субъекта информационного противостояния. Особое внимание уделено анализу ряда резонансных инфоповодов, повлекших за собой существенные последствия в общественных настроениях, а также развитию технологий создания фейковых материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FALSIFIED MATERIALS IN INFORMATION CONFRONTATION

This article considers the effectiveness of the use of falsified materials in information confrontation, which lead to the formation of appropriate public opinion, creating a sustainable negative position in the interests of a particular subject of information confrontation. Particular attention is paid to the analysis of a number of high-profile infoprovods that had significant consequences in public sentiment, as well as to the development of technologies for creating fake materials.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ

А.А. Марков, д-р социол. наук, профессор Е.А. Скородумова, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-67-71

Аннотация. В настоящей статье рассматривается эффективность использования фальсифицированных материалов в информационном противоборстве, которые приводят к формированию соответствующего общественного мнения, создавая устойчивую негативную позицию в интересах конкретного субъекта информационного противостояния. Особое внимание уделено анализу ряда резонансных инфоповодов, повлекших за собой существенные последствия в общественных настроениях, а также развитию технологий создания фейковых материалов.

Ключевые слова: дезинформация, фейк, информационная политика, новые технологии, общественное мнение.

Современное постиндустриальное общество в динамичной прогрессии подпадает под диктат информационных новшеств - от технологий до контентов, - все чаще сокращая когнитивные способности верного понимания и распознавания информации во всем ее многообразии. Однако не стоит считать, что использование заведомо лживой информации - это прерогатива нынешнего века.

Самым первым фейком в истории принято считать статью во французской «Земледельческой газете», опубликованной в 1776 году, в ней рассказывалось об открытии нового способа ловли диких уток при помощи желудей. По одной из многочисленных версий, после этого случая фейки в СМИ до последнего времени называют «газетными утками».

XXI век является периодом, когда человечество перегружено различными материалами. Люди «поглощают» одновременно слуховую и зрительную информацию. Как следствие, мышление перестало концентрировать все свое внимание на одном предмете (источнике), что приводит к потери понимания информации. Часто фей-ковая информация трансформируется в сознании человека как правдивая, это происходит из-за того, что мозг не может правильно сконцентрироваться и обрабатывать информацию. Принять информацию

без понимания намного проще, чем взаимодействовать одновременно с логической, мыслительной и аналитической способностью нашего мышления для понимания прочитанного или услышанного.

Следовательно, мы вправе заявить о возникновении психологической и социальной зависимости от глобальной информации [1].

В современном мире ребенок живет с самого рождения с интернетом: мультики, игры, аудио уроки. И конечно же выход в интернет, где ему предоставлен свободный доступ к любой информации. Иными словами, человек является и создателем, и потребителем информации, вследствие чего создается информационное пространство, обеспечивающее информационно-

коммуникационные интересы [1].

Очевидно, что в условиях различных противоборств, от экономических до военных, особенно усиливающихся в современной геополитической обстановке, характеризующейся вследствие тектонических политических изменений на планете, прежде всего - ослаблением однополярно-го и медленным рождением многополярного миров, - возможности и эффективность информационного оружия становятся важным средством для достижения выгодного результат, будь то гибридная вой-

на, политические выборы, экономическая конкуренция и пр.

Среди наиболее распространенных информационных технологий, используемых в таких противоборствах, первенство принадлежит так называемым фейковым сообщениям. Фейковые новости являются универсальным источником информации, прежде всего, для пользователей интернета. Благодаря хэштегам, которые используют любые каналы передачи информации, новость быстро распространяется по пользователям интернета. Обычно хэште-ги делятся по распространенным категориям: семья, мода, отдых и т.д. Этот способ можно назвать универсальным ключом к каждому человеку. Таким образом, этот метод становится вирусом, так как новость начинают обсуждать все, и никто не будет узнавать, является ли это правдой.

Известным случаем распространения политической идеи в социальных сетях с использованием хэштега является президентская кампания Дональда Трампа. #MAGA-Make America Great Again, использовавшийся в президентских кампаниях американскими политиками Р. Рейганом в 1980 и в выборах 2016 и 2024 годах в продвижении Дональда Трампа. Это высказывание часто используется в новостях не только в политике Трампа, но оно вошло в обиход общего пользования. Таким образом, этот способ стал распространяться по разным социальным платформам, и о политических идеях кандидата Америки узнал весь мир, хэштег стал использоваться под разными публикациями, которые не имели значения для предвыборной компании. А также выпуск брен-дированных кепок, футболок, чашек стал частью распространения этого политического хэштега.

Хочется отметить, что психология человека устроена так, что ему интересно что-то новое. Таким образом, если новость включает в себя хэштеги, то само содержание не сильно интересует человека, нежели переход по хештегу, где находится похожая информация, позволяющая понять суть проблемы, освещенную в публикации.

В информационном пространстве все чаще стали встречаться fake новости. Специально написанные статьи или видео ролики с ложной информацией для людей. Хочется отметить, что ни один общественный социальный институт не может оказать такого давления на формирование развития общества и личности, как глобальная информация. Правительства разных стран начали специально вводить ложные новости о других государствах для формирования заведомо ложного мнения у общества против стран, на которые направлены фейковые материалы. Так, например, всего за два года соседка России Финляндия, с которой у России были многолетние добрососедские отношения, после целенаправленной антироссийской русофобской информационной политики сумела настроить против нашей страны 67% населения, которое на этом фоне легко согласилось на вступление Финляндии в НАТО.

Так или иначе, информационная политика государства нацелена на формирование мнения общества, иногда и путем навязывания интересов. Целью такой политики является проникновение в сознание слушателей и «визуалов» для создания массы одинакового мнения и мышления через средства массовой информации.

Использование фальсифицированных материалов может привести к серьезным последствиям, таким как распространение ложной информации, нарушение общественной стабильности, подрыв доверия к СМИ и политическим институтам. Кроме того, это может усугубить конфликт и создать дополнительные проблемы для мирного разрешения ситуации.

В 2018 году организация «Белые каски» опубликовали в «Твиттере» видео об хи-матаке. Желтый баллон с жидким хлором в сирийском городе Дума был инсценировкой. Организация намеренно вела ложные съемки с громкими заголовками, а потом продолжила съемку в больнице, где якобы спасает детей, пострадавших от атаки с применением хлора.

Как мы можем заметить, что в видео присутствует множество грубых ошибок: люди на видео актеры, изображавшие спа-

сение людей отравившиеся хлором; когда баллон якобы попадает в дом, то на кадрах можно увидеть, как аккуратно спилен потолок, куда попал баллон; стоящая рядом бочка, куда наливали воду, сделана из пластмассы и не повреждена после такого «взрыва»; в комнате, где лежит баллон, не тронута и не разбита посуда и мебель; сам баллон без вмятин, а кран аккуратно скручен.

Люди подверглись панике, так как на улицах начали кричать о химатаке, а режиссеры это использовали для массовой сцены для кадра.

Западные СМИ специально начали раскручивать это видео, чтобы был предлог как для США, так и для его союзников бомбить Сирию.

Технология создания post-truth заключается в том, что используются реальные факты, события, которые затем видоизменяются для создания фейковых новостей. Фейк нарративного содержания оказывает воздействие на эмоциональную составляющую индивида, разрушая устоявшиеся ценности, стереотипы. Под влиянием фей-ковых новостей и политики постправды, демократические права и свободы находятся под угрозой. В условиях технологического процесса перенасыщения информацией теряется способность распознавать реальные факты и новости, идентифицировать фейки [2].

Другими словами, человек выступает как субъект, одновременно генерирующий и потребляющий информацию. Таким образом, появляется необходимость формирования соответствующей информационной среды, способной удовлетворять информационно-коммуникационные потребности.

Использование фальсифицированных материалов в информационном противоборстве - это широко распространенная и опасная практика, когда стороны конфликта используют ложную или искаженную информацию для достижения своих целей. Это может быть связано с различными видами дезинформации, манипуляцией фактами, созданием искусственных новостей.

Для борьбы с использованием фальсифицированных материалов в информационном противоборстве необходимо развивать навыки критического мышления, анализировать источники информации, проверять факты и стимулировать общественный диалог. Также важно активно бороться с дезинформацией и пропагандой, осведомлять общественность о рисках и последствиях использования фальсифицированных материалов.

Фейковая новость, связанная с российскими войсками в городе Буча, находящимся рядом с Киевом, привела к серьезным последствиям.

30 марта 2022 года, после переговоров в Стамбуле, российские войска покинули территорию населенного пункта, на что 31 марта губернатор города Анатолий Федо-рук выкладывает ролик с заявлением о том, что этот день освобождения, является великой победой вооруженных сил Украины. В это время российских военных в городе нет.

1 и 2 апреля город уже находился под контролем украинской армии, и именно тогда появляется видео с телами убитых мирных граждан.

Западные СМИ моментально распространяют эту новость в своих новостных лентах, она моментально тиражируется и становится мировой, где в причастности обстрелов и смертей мирных граждан обвиняют Россию.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров подтверждает, что это очередная фейковая атака, так как все действия соответствовали плану вывода российских войск с территории Бучи 30 марта.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Вячеслав Володин, прокомментировал ситуацию в Буче, отмечая, что события в Буче - это часть политической игры, которую ведет Запад: «Совершенно очевидно, ситуация в Буче инспирирована Соединенными Штатами Америки, которая все это и организовала, и срежиссировала. А представители Украины лишь играли роль актеров. Так? Так! Коллеги, США будут воевать на Украине до по-

следнего украинца. К этому надо готовиться. И когда мы говорим о ситуации, предельно всем должно быть понятно: США, Вашингтон, Брюссель - вот основные участники конфликта на Украине, которые власть прибрали к рукам, приставили к должностям нацистов. Поэтому там будет еще не одна Буча, еще один мариупольский роддом, больница, там много еще что они организуют. Так же, как организовывали и в Ираке, и в Ливии, и в Сирии недавно, в Югославии. Это их пропагандистская машина, основанная на социальных сетях, которые распространяют эту ложь» [3].

Расследование этого события так и не выявило, кто виноват, но послужило хорошим поводом для очередного европейских и западных стран розжигом конфликта между Украиной и Россией. Судя по всему, решение воевать «до последнего украинца» было принято Западом как раз в это время.

Борьба с информацией начинает влиять на человека, создавая новый механизм понимания мира. Чаще всего, читатель запоминает поверхностную информацию, например заголовок или аннотацию к статье. Разработан механизм, цепляющий внимание не на содержании объекта (статьи, видео, публикации), а на название, тем самым субъект запоминает ложную информацию, дезинформируя окружающих людей.

Со своей стороны, Российская Федерация доказывает и проводит расследования, экспертиз для опровержения мировых фейков. Однако, существуют закрытые каналы, которые выпускают и поддерживают новости со стороны Запада, например социальная платформа «Telegram».

Все чаще начали использоваться фальсифицированные материалы в информационном противоборстве, направленные на информационно-психологическую борьбу, где главным объектом нападения и защиты

являются психическое и нравственное здоровье человека и общества. Мировые политики намеренно выпускают фальсифицированные новости для формирования общественного мнения, что приводит к зарождению ненависти, геноцида, войн.

В наше время мы все чаще стали встречать на просторах интернета дипфейки (используются методы генеративно-состязательной сети: обрабатывание тысячи снимков объекта, создание изображения и соединения голоса). Программа способна считывать мимику, артикуляцию и голос, создавая точную копию человека или предмета. Отличить такую технологию очень сложно, но все же возможно, так как это направление моделирования только развивается.

Именно такие технологии, как дипфей-ки, начинают новую эру фейковых войн. Развитие новых технологий в создании фейковых новостей не остановить, так как искусственный интеллект, изобретения, интеллектуальные боты начинают заполнять наш мир, и этим пользуются многие для выгодного решения своих целей.

Заключая, мы можем утверждать, что основная задача социума в условиях предельной информационной конфронтации заключается в умении распознать фальсифицированные материалы, понимая, что это - методы в информационном противоборстве. Но такое умение следует формировать в отлаженной государственной стратегии, начиная со школьного образования до выстроенных проектов с целевыми аудиториями - от студентов до пенсионеров, так как это является благоприятной средой для создания и распространения фейковых новостей. Пока что мы этого не видим, разве что несколько программ на федеральных телеканалах - Антифейк и Стопфейк. Но этого явно недостаточно. Речь должна идти о комплексной программе, сродни ликвидации безграмотности. В нашем случае - информационной.

Библиографический список

1. Марков А.А. Актуальные вопросы информационной безопасности в постиндустриальном обществе: монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 206 с. - ISBN 978-5-9978-00611.

2. Марков А.А. Информационное общество. Информационная безопасность. Информационные войны. монография / А.А. Марков, С.Б. Быстрянцев, Г.В. Краснова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - 124 с. - ISBN 978-5-7310-4577-3.

3. Вячеслав Володин прокомментировал ситуацию в Буче - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2022-04-05/425661-vyacheslav_volodin_prokommentiroval_situatsiyu_v_buche?ysclid=lzfuh7f55e360814124 -(Дата публикации: 5 апреля 2022, 14:04) (Дата обращения: 08.09.2024).

USE OF FALSIFIED MATERIALS IN INFORMATION CONFRONTATION

A.A. Markov, Doctor of Sociological Sciences, Professor E.A. Skorodumova, Student Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. This article considers the effectiveness of the use of falsified materials in information confrontation, which lead to the formation of appropriate public opinion, creating a sustainable negative position in the interests of a particular subject of information confrontation. Particular attention is paid to the analysis of a number of high-profile infoprovods that had significant consequences in public sentiment, as well as to the development of technologies for creating fake materials.

Keywords: disinformation, fake, information policy, new technologies, public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.