ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИНГА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ РЕФЕРИРОВАНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ)
О.В. Пикуцкая
Предложено и обосновано включение элементов тренинга в систему традиционных способов обучения реферированию студентов высших учебных заведений профессионального образования. Разработана методика обучения реферированию устной речи на русском языке, родном для обучаемых, с использованием элементов тренинга. Эффективность методики подтверждена результатами экспериментального обучения.
Ключевые слова: обучение реферированию устной речи, тренинги, слуховая память, внимание.
Современные требования к качеству высшего образования предполагают формирование у студентов не только высокоразвитых профессиональных и коммуникативных навыков, но и всестороннее развитие их личностных качеств, интеллектуального и творческого потенциала. В связи с этим в процесс обучения должны быть вовлечены те формы и методы, которые в наилучшей степени способствуют решению указанных задач. К числу таких форм и методов, на наш взгляд, можно отнести тренинги.
В настоящее время существуют разные подходы к пониманию сущности тренинга. С одной стороны, тренинг рассматривается как форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении [1]. С другой стороны, сущность тренинга трактуется более широко: под тренингом понимается группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением [2].
Преимущества тренинга по сравнению с традиционными формами обучения заключаются прежде всего в том, что тренинги направлены на выработку определенных умений и навыков. В процессе тренинга облегчается восприятие нового материала; шире используется опыт учащихся; они приобретают новые знания и новые подходы к решению практических задач и получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного обучения [3]. При этом осуществляется психологическая коррекция учащегося, происходит развитие его различных психофизиологических качеств, что является основанием повышения эффективно-
сти обучения конкретному виду деятельности. Можно полагать, что включение в процесс традиционного обучения элементов тренинга способствует более качественному развитию умений и навыков той или иной деятельности. Экспериментальная проверка такого предположения была проведена нами в процессе обучения реферированию устной речи.
Реферирование представляет собой один из видов аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ), суть которой состоит в преобразовании содержания текстов с целью анализа, извлечения необходимых сведений, а также оценки, сопоставления и обобщения.
Современные методики обучения реферированию основываются на работе с конкретным текстом. У учащегося вырабатываются навыки работы с речевым материалом с целью выявления основного содержания, анализа, стратификации и т. д. Такой подход, безусловно, действенен, однако может быть интенсифицирован за счет включения в процесс обучения игровых элементов тренинга и упражнений для развития внимания и памяти.
Система обучения реферированию на родном языке (русском) разработана Т.М. Надеиной и изложена в учебнике «Теория и практика реферирования» [4]. Основываясь на методическом подходе этого автора, мы разработали специальную систему упражнений и заданий, нацеленных на развитие ментальных качеств и способностей, необходимых при реферировании устной речи (внимание, память, аналитизм мышления и т. д.). Наша система предполагает последовательное формирование умений и навыков, соответствующих трем основным этапам рефери-
рования (рецептивному, аналитическому, продуктивному), и представляет собой сочетание приемов, используемых в тренингах (задания-тесты и задания-игры), с традиционными речевыми упражнениями.
В систему обучения включены:
1) тестовые задания, используемые в психодиагностике для оценки познавательных процессов, протекающих в сознании индивида - интеллекта, памяти, внимания и мышления [5-7];
2) типы заданий, которые используются в психологических тренингах [8];
3) речевые упражнения [9].
Приведем в качестве примера упражнения и задания, нацеленные на совершенствование умений и навыков слухового восприятия речи (рецептивный этап реферирования).
1. Задания-тесты для развития познавательных способностей.
- «Слуховая память» (цель - определение объема слуховой памяти и последующая ее тренировка) [5];
- «Исключение лишнего» (цель - тренировка слуховой памяти и внимания в сочетании с оценкой способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки) [7];
- «Выделение существенных признаков» (цель - тренировка слуховой памяти и внимания в сочетании с исследованием особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков или явлений от несущественных, второстепенных) [7].
2. Задания-игры, используемые в тренингах.
- «Бабушка укладывает свой чемодан» (цель - тренировка памяти и способности к воспроизведению) [10];
- «Повторение» (цель - тренировка слуховой памяти и внимания в сочетании с отработкой умения дословно повторять сказанное партнером) [8];
- «Перефразирование» (цель - тренировка слуховой памяти и внимания в сочетании с отработкой умения передавать суть сказанного своими словами) [8].
3. Речевые упражнения.
Цель - тренировка внимания и слуховой памяти.
- После двукратного прослушивания группы слов указать слова, пропущенные при повторном чтении.
- В процессе прослушивания выписать слова, относящиеся к заданной теме.
- Прослушать текст и сказать, сколько раз в нем употреблено слово «...».
- Прослушать два текста и определить, что в них общего и разного.
- Воспроизвести за диктором предложение (используются предложения разной размерности по принципу возрастающей сложности).
- Прослушать текст, расположить в нужном порядке пункты плана.
- Осуществить постепенное свертывание высказываний до уровня ключевых слов, а затем - постепенное обратное развертывание.
- Прослушать предложения и организовать их в логической последовательности [9].
Программа экспериментального обучения была составлена таким образом, что во время учебного занятия отрабатывались задания каждой группы (задания-тесты, задания-игры, речевые упражнения). Эта программа рассчитана на 20 академических часов (10 занятий) в системе обучения студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» по дисциплине «Теория и практика реферирования».
Эффективность разработанной системы упражнений оценивалась на основе сопоставления результатов предэксперименталь-ного и постэкспериментального контрольных срезов, в процессе которых учащиеся выполняли два задания.
Первое контрольное задание - тест, направленный на определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, а также способности к запоминанию содержания текста. Суть задания заключалась в письменном воспроизведении короткого рассказа - повествования, содержащего несколько цифровых данных [7].
Второе контрольное задание - написание реферата по тексту социально-культурной тематики (публицистический стиль, функционально-смысловой тип речи - рассуждение). Объем текста - около 300 слов. Учащиеся после однократного прослушивания текста, в процессе которого разрешалось делать краткие записи, должны были написать его информативный реферат, соответствующий стандартным требованиям.
Таблица 1
Средний балл по экспериментальной группе
Вид заданий Предэкспериментальный срез Постэкспериментальный срез
Тест 4,63 6,0
Реферат 3,62 6,64
Средний балл по группе Таблица 2
Вид заданий Контрольная группа Экспериментальная группа
Тест 3,94 6,0
Реферат 4,65 6,64
Средние баллы по экспериментальной группе (25 чел.), полученные во время контрольных срезов, приведены в табл. 1.
Приведенные в табл. 1 данные показывают, что характеристики слуховой памяти улучшились приблизительно в 1,5 раза, а качество рефератов - почти в 2 раза. Таким образом, в результате экспериментального обучения умения студентов составлять реферат устного текста проявляются более качественно. Это осуществляется прежде всего за счет развития характеристик слуховой памяти, а также за счет совершенствования умений анализировать содержание сообщения.
Сделанный вывод подтверждается и при сопоставлении результатов экспериментальной и контрольной групп. Контрольная группа студентов (25 чел.) обучалась по стандартной программе, не включавшей в себя элементы тренинга. Студентам контрольной группы было предложено выполнить задания постэкспериментального среза. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что в экспериментальной группе рассматриваемые показатели приблизительно в 1,5 раза выше, чем в контрольной. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальное обучение, включающее в себя элементы тренинга. способствует более качественному формированию умений и навыков, необходимых при реферировании устной речи.
По нашему мнению, система упражнений, включающих элементы тренинга, является действенным инструментом совершенствования речевых умений и навыков, а также способствует повышению эффективности обучения в целом.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д., 2005.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М., 2004.
4. Надеина Т.М. Теория и практика реферирования: Модульный рабочий учебник. М., 2004.
5. Немов Р.С. Практическая психология: Познай себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. М., 2001.
6. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. М., 2001.
7. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская, С. Римский. М., 1999.
8. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.
9. Кулик А.Д. Методика обучения иностранных студентов-нефилологов устному реферированию с использованием графов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
10. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов). М., 1989. С. 4-5.
Поступила в редакцию 14.04.2008 г.
Pikutskaya O.V. Training element using in teaching aimed at increasing effectiveness (exemplified by teaching oral speech abstracting). Training elements using in the traditional system of methods of teaching abstracting to students of higher educational establishments for professional training has been suggested and proved. Methods of teaching oral speech abstracting in the Russian language, native for Russian-speaking students using training elements have been worked out. The effectiveness of teaching methods has been proved by experimental training results.
Key words: teaching oral speech abstracting, trainings, auditory memory, attention.