Научная статья на тему 'Использование элементов экономической теории предложения в реформировании Российской налоговой системы'

Использование элементов экономической теории предложения в реформировании Российской налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / КРИВАЯ А. ЛАФФЕРА / НАЛОГИ И ГОСУДАРСВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зябкина С. А., Пономарёва Д. А., Сироткин В. А.

В статье рассматривается взаимосвязь теории экономики предложения и кривой американского экономиста А. Лаффера. При этом основное внимание отдается воздействию налогов и налоговой политики на активность экономики России, корректировке системы регулирования, анализу целей, расстановке приоритетов экономической политики и методов достижения этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов экономической теории предложения в реформировании Российской налоговой системы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы

1. https://dvizhok.su/business/ryinok-avtozapchastej-%E2%80%94-2016-smena-prioritetov

2. http://info-parts.ru/market-news/item/3365-ryinok-zapchastey-v-rossii-komplektuyuschie-podorozhali-na-55.html

3. http://koreetc.ru/market-zp-2016

4. http://www.kolesa.ru/article/podorozhanie-jekonomija-i-kontrafakt-kak-obstojat-dela-na-rynke-zapchastej-2016-02-24

© Дымченко Е.В., Рыжкова Д.Д., 2017

УДК: 336.025

С.А. Зябкина

студентка

Email: [email protected], г. Краснодар, РФ

Д.А. Пономарёва студентка г. Краснодар, РФ В.А. Сироткин канд. экон. наук г. Краснодар, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь теории экономики предложения и кривой американского экономиста А. Лаффера. При этом основное внимание отдается воздействию налогов и налоговой политики на активность экономики России, корректировке системы регулирования, анализу целей, расстановке приоритетов экономической политики и методов достижения этих целей.

Ключевые слова

Экономика предложения, теория экономики предложения, кривая А. Лаффера, налоги и государсвенный бюджет, налоговая политика.

В конце 70-х - начале 80-х годов двадцатого столетия в экономической науке Запада стала формироваться концепция «экономики предложения». Это течение представляет некую разновидность неоклассицизма, и оно значительно повлияло на этап становления экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана. Именно Американскому институту предпринимательства принадлежит большая роль в формировании экономической теории предложения. По мнению ее сторонников, такие явления как нестабильность темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, прежде всего, были спровоцированы ростом государственных расходов. В них они видят причину дефицита бюджета страны, расстройства кредитно-денежной системы, и считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения провоцирует неблагоприятное воздействие на экономику. Но, в настоящее время такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается лишь осуществлением политичеких мер, способствующих свободной деятельности в хозяйстве, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению расходов в социальной сфере[3].

Вместе с тем следует отметить, что неоклассики все же полностью не отвергают факта вмешательства

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

государства в экономику. Но оно ограничивается узкими рамками и допускается для всемерного оживления механизма рыночной системы, устранения всех ограничений, которые препятствуют деятельности крупного бизнеса. Как утверждает А. Лаффер, «теория предложения - это по сути дела та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах». Именно неограниченная частная инициатива при условиях максимальной свободы действия рыночного механизма является тем принципом, который взят за основу экономики предложения. Большое место в работах авторов этого течения занимает проблема инфляции. Исходя из основ монетаристского учения они считают, что ее рост обусловлен прежде всего с высоким налоговым ставкам на предпринимателей, расходами на социальные программы, ограничивающим и ущемляющим свободное предпринимательство административным мерам, а также не забывают упомянуть о громадном росте дефицита бюджета. Опираясь на эти факты, теория предложения предусматривает меры, которые несут антиинфляционный характер, затрагивая и снижение налогов, и сокращение государсвенных расходов на социальные нужды населения, и устранение бюджетного дефицита, а так же отмену административных ограничений, мешающих свободной деятельности предпринимателей. Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения опирается на «эффект Лаффера», который базируется на математической модели, рассматривающий соотношение и взаимосвязь государственных доходов и налогов[2].

Под термином «кривая Лаффера» понимается теоретическое понятие, которое показывает взаимосвязь между скоростью налоговых поступлений и доходами государственного бюджета за счет части налогов. Согласно построению А. Лаффера, государственные доходы растут лишь до определённого уровня налоговых ставок. После он постепенно замедляется, а достигая критической отметки начинает идти на спад. В качестве примера рассмотрим современную Россию и ее систему налогообложения. Налоговая система этой страны предусматривает взимание 20% налога с прибыли предприятий, с дивидендов на ценные бумаги - 15% и с доходов инвестиционных организаций - 35%. Но даже сейчас многочисленно вносят поправки и изменения в систему налогового обложения, которые делают ее громоздкой, менее гибкой. В России самые высокие налоги на потребление, которые включают в себя косвенные налоги плюс акцизы. НДС взимается по закону в размере 18% от вновь созданного продукта. Нигде, кроме РФ, нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, на уборку территории и т. д., выплачиваемые вне зависимости от доходов предприятия. Аккордные налоги забирают до 5,7% их доходов. В общей сложности российские предприятия выплачивают до 50% своей прибыли. Российская налоговая система, стремясь пополнить государственную казну набрасывает налоговую петлю на шею производства, тормозит его возможности накопить прибыль и, как следствие, инвестировать ее. Именно кривая Лаффера, которая отражает зависимость доходов госбюджета от ставок по налогам, очень хорошо показывает, что высокие налоги снижают доходы бюджета (рис. 1).

I оо%

а, с, Ь, 100<Х

Ставки налогов

Рисунок 1 - Кривая Лаффера На графике, на оси ординат отображены государсвенные доходы, на оси абсцисс - поступаемые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

налоговые платежи. Заметим, что предприниматели при достаточно высоком уровне налогов не имеют возможности эффективно накапливать деньги, расширять производства, и как следствие, пропадает мотивация это делать.[4].

Если ставки налога уменьшить, то доходы государства будут небольшими, но лишь в кратковременном периоде. Через несколько лет из-за быстрого расширения базы налогообложения, если налоговые ставки не будут меняться, государственный бюджет будет расти, а главное, эти доходы будут гарантированными и прогнозируемыми. На графике отчетливо видно, что в точке с государственные поступления самые высокие. На графике она соответствует примерно 45% по налоговой ставке. А вот в точках а и b доходы госбюджета будут одинаковыми. В точке b ставка равна примерно 60%, но в силу причин, о которых говорится выше, доходы государства приравниваются к точке а, где ставка налога примерно 35%. При ставке налога доходы, поступаемы в бюджет страны должны быть на уровне доходов b'—b, на самом же деле они находятся на уровне а'. Отрезок а'—b на оси ординат указывает на потери государства от недополучения налогов, которым соответствует сокращение производства с точки b до точки а, на оси абсцисс - убытки производителей и потребителей. Таким образом, российскаяя система налогообложения перегружена недостатками на законодательном, экономическом и организационном уровнях. А это говорит о том, что появилась крайняя необходимость ее скорейшего реформирования. И в настоящее время такая работа над налоговой системой в действии. Конечно, система направленная на увеличение налогов и сборов в интересах Президента и Государственной думы, так как это дает возможность получать большую часть доходов предприятий в государственный бюджет, но работа над совершенствованием системы налогообложения продолжается. прежде всего она должна быть безупречной в плане законодательства и основательно проработана таким образом, чтобы могла дать толчок для процесса перехода страны к рынку, а не тормозить его.

Исходя из вышесказанного считаем, что самыми необходимыми элементами нововведений в систему должны стать:

1) упрощение налогообложения путем сокращения количества налоговых сборов, в том числе путем объединения налогов и платежей, имеющих равнозначную налоговую базу;

2) переход на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита в России, в том числе разработка с участием авторитетных зарубежных экспертов нормативных актов прямого действия до того, как они вступят в силу в полном объеме Налогового кодекса России;

3) общее снижение ставки налогообложения на производителей товаров и услуг, сокращение налога с текущих доходов на имущество, а так же на рентные платежи и доходы граждан;

4) внесение изменений в механизм амортизации, упрощающих ускоренную амортизацию и обеспечивающих возможность накопления предприятием ресурсов для инвестиций;

5) снижение уровня косвенных налогов, включая социальные, с целью предотвращения экономически необоснованного расширения налично-денежного оборота и связанных с ним криминальных явлений;

6) принятие более ответственных методов взыскания на имущество неплательщиков за неуплату налогов;

7) приведение уровня налогообложения банков в соответствие с налоговыми нормами[5].

В заключение можно сказать, что в таком варианте система налогового обложения будет работать на реформы в России, а не против них. Но, к сожалению, одной из проблем, с которыми сталкиваются политики государства в сфере экономики, является ограничение использования системы А. Лаффера, связанное с разницей показателей кривой в перспективе краткосрочного и долгосрочного периода. В краткосрочном не может быть быстрой отдачи от изменения налоговой ставки, учитывая, что она стремится в направлении максимального налогообложения. При разработке долгосрочной перспективы системы налоговых сборов кривая Лаффера действует более точно, и позволяет планировать бизнес всем субъектам экономики намного эффективнее. Однако, рационализация налоговой ставки на основе кривой Лаффера дается правительству не так легко и требует определенного подхода и правильного политического действия. Кратковременный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070

избирательный цикл в развитых странах часто принуждает правительства работать в краткосрочной перспективе, являясь весьма значительной преградой для применимости идей Лаффера в деловой практике[1].

Список использованной литературы:

1. Белых С. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации. - Litres, 2017.

2. Подмолодина И. М. и др. КОНТРОЛЛИНГ-МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА //Лесотехнический журнал. - 2017. - Т. 7. - №. 2 (26).

3. Романенко Е. В. и др. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики современного государства. - 2014.

4. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Современные тенденции развития экономической науки: курс лекций, практикум для студентов неэкономических специальностей. - Directmedia, 2015.

5. Ясин Е. Новая эпоха-старые тревоги: экономическая политика. - Litres, 2017.

© Зябкина С.А., Пономарева Д.А., Сироткин В.А., 2017

УДК 332.82

З.Ф. Ибрагимова

канд. экон. наук, доцент БашГУ, г. Уфа, РФ Е-тай: [email protected] А.Т. Файзуллин магистрант БашГУ г. Уфа, РФ Е-тай: [email protected]

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье проводится анализ применяемых инструментов жилищной политики, которые способствуют снижению экономических, политических, социальных рисков, негативно сказывающихся на пополнении жилищного фонда и социальном положении населения России.

Ключевые слова

Жилищная обеспеченность, доходы населения, жилищная политика, уровень благоустройства.

Одной из наиболее сложных в плане решения социально-экономических проблем, стоящих перед государством, является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Высокая потребность граждан в жилье состоит в том, что жилище является товаром особого рода, потребление которого вызывает различные экономические и социальные последствия. Это все говорит о том, что приобретение жилья тяжело осуществить без активного участия государства.

Для того чтобы у населения была возможность приобрести собственное жилье, государство разрабатывает различные инструменты.

Инструменты, государственной жилищной политики достаточно многообразны. Ссылаясь на мировой экономический опыт можно определить, что, несмотря на их определенное многообразие все средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.