Научная статья на тему 'Использование электронной учебной среды для организации образовательного процесса в Дальрыбвтузе'

Использование электронной учебной среды для организации образовательного процесса в Дальрыбвтузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнирук А. А.

Информатизация образовательного процесса вуза приводит к необходимости создания электронных поддерживающих сред обуче-ния. Этот путь признан всеми ведущими вузами мира. Среда дис-танционного обучения Moodle является современной, прогрессивной, постоянно развивающейся средой. Система в течение несколько лет используется преподавателями Дальрыбвтуза для поддержки учеб-ного процесса по отдельным курсам. Использование дистанционных технологий в очном обучении позволяет повысить эффективность процесса обучения и способствует развитию коммуникативных спо-собностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушнирук А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронной учебной среды для организации образовательного процесса в Дальрыбвтузе»

УДК 37(094)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДАЛЬРЫБВТУЗЕ

А.А. Кушнирук, Дальрыбвтуз, Владивосток

Информатизация образовательного процесса вуза приводит к необходимости создания электронных поддерживающих сред обучения. Этот путь признан всеми ведущими вузами мира. Среда дистанционного обучения Мооб!в является современной,

прогрессивной, постоянно развивающейся средой. Система в течение несколько лет используется преподавателями Дальрыбвтуза для поддержки учебного процесса по отдельным курсам. Использование дистанционных технологий в очном обучении позволяет повысить эффективность процесса обучения и способствует развитию коммуникативных способностей

студентов.

В настоящее время развитие любого российского высшего учебного заведения немыслимо без создания и использования вузом электронной поддерживающей среды обучения и привлечения к этой работе преподавателей и студентов. В Дальневосточном

государственном техническом рыбохозяйственном университете электронная среда создана на основе адаптации свободно

распространяемой системы Моос11е (http:www.moodle.org/).

Обучающая среда МооС1е стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса. Преимуществами МооС1е являются бесплатность, открытость, мобильность, переносимость, расширяемость, широкая распространенность и т.д. (Андреев, Андреева, 2008; Дьяченко, Цыганцов, 2008). Система функционирует в Дальрыбвтузе несколько лет и с успехом используется рядом преподавателей для поддержки учебного процесса по отдельным курсам. Для расширения перечня курсов, обеспечивающихся электронными ресурсами образовательной среды, и привлечения преподавателей и студентов в 2008 г. на кафедре «Функциональное питание» открыта ГБТ по теме «Разработка автоматизированных обучающих и контрольных тестовых систем по дисциплинам кафедры «Функциональное питание» с использованием средств СДО МооС1е». Цели работы: разработка и внедрение

современных инновационных технологий открытого образования в учебный процесс с использованием средств СДО МооС1е.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие схемы построения образовательного процесса с использованием электронных учебных сред:

1. Дистанционное обучение: образовательный процесс происходит преимущественно в среде дистанционного обучения (очно-заочное и заочное обучение), возможны очные консультации, очная аттестация.

2. Дистанционная поддержка очного обучения: преобладающая форма обучения - очная; в среде дистанционного обучения учащиеся могут найти дополнительные материалы, выполнить задания, пройти тесты и т.д. Работа в учебной среде происходит, как правило, за рамками аудиторного времени.

Внедрение дистанционных технологий в процесс различных форм обучения (очное, очно-заочное и заочное) обусловлено особенностями организации профильного обучения, которые предполагают отведение большого количества времени на самостоятельную работу. Использование в процессе такой подготовки дистанционных технологий позволяет сосредоточиться на контрольных заданиях, развивающих не только предметную, но и коммуникативную, и культурологическую компетенции студентов.

Среда Moodle ориентирована на обучение по определенным отдельным курсам, и разработчику учебно-методических комплексов она предоставляет возможность использовать все необходимые ресурсы и средства контроля.

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины в составе электронной обучающей среды Moodle разрабатывается согласно учебному плану для соответствующего направления подготовки дипломированных специалистов и содержит типовой набор функциональных средств: рабочую программу дисциплины,

государственный стандарт (при его наличии), курс лекций или учебное пособие по дисциплине, а также средства контроля знаний.

Весь предметный курс в системе разбит на тематические модули, каждый из которых включает в себя методические указания по освоению дисциплины, лекции или учебное пособие, а также дополнительный материал, справочники по разделам дисциплины, перечень и содержание лабораторных практикумов и практических занятий (при их наличии), контрольные тесты и контрольные работы. Для заочного обучения предусмотрены рекомендуемые сроки выполнения всех этих видов учебной деятельности. Для студентов очной формы эти сроки регулируются балльно-рейтинговой системой, внедренной в 2008 г. в Дальрыбвтузе. Рассмотрим подробнее работу студентов с каждым из этих элементов.

Лекции, кроме обязательной информации, включают в себя интерактивные элементы, которые помогают студентам закрепить знания, приобретенные на занятии, а также дополнительный материал, на изложение которого на занятии у преподавателя зачастую просто не хватает времени. При этом чтение лекции не освобождает студентов от посещения занятия, оно помогает повторить пройденный материал и

расширить свои знания по той или иной теме курса. При этом освоение материала посредством электронной лекции отличается от простого прочтения, поскольку электронные лекции насыщенны различными элементами интерактива, что позволяет студентам постоянно сменять вид деятельности во время чтения лекции и помогает им более эффективно закрепить пройденный материал. Кроме того, в системе предусмотрена уникальная возможность для преподавателя: подробный анализ выполнения студентами того или иного вида работы.

Каждая лекция завершается вопросами самоконтроля, ответы на которые позволяют студенту определить полноту освоения лекционного материала. Это один из наиболее важных элементов работы, так как он помогает сконцентрировать внимание студентов на самых сложных вопросах темы.

Следующий вид деятельности студента в дистанционной форме -это тренировочный и контрольный тесты, которые состоят из 15-20 вопросов и ограничены по времени выполнения. Тест в системе Моо^е позволяет использовать 10 типов вопросов: 1 ) множественный выбор; 2) короткие ответы; 3) числовой; 4) верно/не верно; 5) на соответствие; 6) вложенные ответы; 7) случайный вопрос на соответствие; 8) случайный вопрос; 9) описание; 10) вычисляемый.

Процедура тестирования в системе Моо^е отличается от других систем тем, что список вопросов теста можно выдавать полностью, тестируемый может возвращаться к предыдущим вопросам и

исправлять ранее введенные ответы. Составляя такой тест,

преподаватель сам может настроить количество попыток, которое он предполагает дать студенту, оценку (высшую, среднюю, по первой или по последней попытке), которую получит учащийся в ходе выполнения этих попыток. Контрольный тест может быть использован

преподавателем в качестве формы аттестации студентов в рамках балльно-рейтинговой системы.

Выполнение этого вида работы в дистанционной форме позволит сохранить время преподавателя, которое он тратит на проверку и анализ тестов. Система предоставляет подробный анализ по каждому вопросу теста: сколько человек выполнило верно, сколько - неверно и т.п. Получив такой анализ, преподаватель может легко увидеть типичные ошибки отдельных студентов и всей группы в целом. Освободившееся время преподаватель может использовать для анализа типичных ошибок и адаптации лекционного материала, что гораздо плодотворнее отразится на знаниях студентов.

И последний вид деятельности - это контрольная работа. Преподаватель разрабатывает вопросы контрольной работы, которые охватывают одну или несколько тем курса, и предлагает студентам выполнить эту работу после самостоятельного освоения материала дисциплины. Студенты «скачивают» предложенный вариант контрольной работы и самостоятельно выполняют ее. Затем сдают на проверку преподавателю. Этот вид деятельности уже не предполагает проверки

системой, так как в основном задания требуют описания подробного решения поставленных задач, написания коротких рефератов и т.п. Этот вид также может являться видом контроля знаний студентов при аттестации в рамках балльно-рейтинговой системы, введенной в Дальрыбвтузе.

Таким образом, не вызывает сомнения то, что использование дистанционных технологий в очном обучении позволяет не только экономить время аудиторных занятий, трудозатраты профессорско-преподавательского состава на проверку различного рода заданий на бумажных носителях, но и помогает актуализировать лекционный материал, а также интенсифицировать весь процесс обучения, уделить больше времени на развитие коммуникативных и творческих способностей студентов.

Библиографический список

1. www.moodle.org - сайт разработчиков Моо^е.

2. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Использование дистанционных технологий в очном обучении. Таганрог: ЦДП ТТИ ЮФУ. Web-сайт: www.cdp.tsure.ru

3. Дьяченко А.А., Цыганцов Е.А., Мяэтос В.А. Среда дистанционного обучения 2008 Моо^е. М.: ГОУ «Центр образования "Технологии обучения"».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.