Научная статья на тему 'Использование электронной технологии в органах государственного управления Кыргызской республики'

Использование электронной технологии в органах государственного управления Кыргызской республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВНЕДРЕНИЕ СЭД / СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА / ELECTRONIC DOCUMENTS / ELECTRONIC TECHNOLOGIES. ELECTRONIC GOVERNMENT / IMPLEMENTATION OF SED / E-BUSINESS SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баетова Толкунай Бактыбековна

В странах СНГ все активнее идет информатизация и внедрение электронных технологий в органах государственной власти. Во многих государствах постсоветского пространства внедряются системы электронного документооборота. Ведется эта работа и в Кыргызской Республике. 10 марта 2002 г. Указом Президента страны была утверждена Национальная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики». Принятие этого документа во многом стало отправной точкой для развития информационных технологий, в частности, для использования их в органах государственной власти республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баетова Толкунай Бактыбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTRONIC TECHNOLOGY IN STATE BODIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC

IN THE CIS COUNTRIES, INFORMATIZATION AND THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN PUBLIC AUTHORITIES ARE BECOMING MORE ACTIVE. IN MANY STATES OF THE POST-SOVIET SPACE, ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT SYSTEMS ARE BEING INTRODUCED. THIS WORK IS BEING CARRIED OUT IN THE KYRGYZ REPUBLIC. ON MARCH 10, 2002, THE NATIONAL STRATEGY "INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC" WAS APPROVED BY THE PRESIDENT'S DECREE. THE ADOPTION OF THIS DOCUMENT HAS LARGELY BECOME THE STARTING POINT FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, IN PARTICULAR, FOR THEIR USE IN GOVERNMENT BODIES OF THE REPUBLIC.

Текст научной работы на тему «Использование электронной технологии в органах государственного управления Кыргызской республики»

УДК 651.011.42

Баетова Толкунай Бактыбековна, магистр, Уральский Федеральный университет имени Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, магистратура «Государственная служба РФ»

e-mail: Tolkunay77@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: в странах СНГ все активнее идет информатизация и внедрение электронных технологий в органах государственной власти. Во многих государствах постсоветского пространства внедряются системы электронного документооборота. Ведется эта работа и в Кыргызской Республике. 10 марта 2002 г. Указом Президента страны была утверждена Национальная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики». Принятие этого документа во многом стало отправной точкой для развития информационных технологий, в частности, для использования их в органах государственной власти республики.

Ключевые слова: электронные документы, электронные технологии. Электронное правительство, внедрение СЭД, системы электронного делопроизводства.

Bayetova Tolkunay of Baktybekovn, master, Ural Federal university of a name of the First Russian President B. N. Yeltsin, magistracy "Public service of the Russian Federation"

e-mail: Tolkunay77@gmail.com

USE OF ELECTRONIC TECHNOLOGY IN STATE BODIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017

Summary. in the CIS countries, informatization and the introduction of electronic technologies in public authorities are becoming more active. In many states of the post-Soviet space, electronic document management systems are being introduced. This work is being carried out in the Kyrgyz Republic.

On March 10, 2002, the National Strategy "Information and Communication Technologies for the Development of the Kyrgyz Republic" was approved by the President's Decree. The adoption of this document has largely become the starting point for the development of information technologies, in particular, for their use in government bodies of the republic.

Keywords: Electronic documents, electronic technologies. Electronic government, implementation of SED, e-business systems.

В 2004 г. был принят Закон Кыргызской республики «Об электронной цифровой подписи» [1]. Основными целями издания закона было обеспечение правовых условий для использования электронных цифровых подписей в процессах обмена электронными сообщениями, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается равнозначной собственноручной подписи, и обеспечение правовых условий предоставления услуг по удостоверению электронных цифровых подписей. В Законе были определены такие важные понятия как «электронное сообщение», «документ в электронной форме отображения (электронный документ)», «электронная цифровая подпись (ЭЦП)», «средство ЭЦП», «открытый ключ ЭЦП», «закрытый ключ ЭЦП», «владелец сертификата ключа подписи (владелец сертификата)», «подписывающее лицо» и ряд других. Документ в электронной форме отображения (электронный документ) трактовался Законом как электронное сообщение, имеющее атрибуты для идентификации его как документа; а электронная цифровая подпись (ЭЦП) как последовательность символов, полученная в результате преобразования исходной информации с использованием закрытого ключа ЭЦП, которая позволяет пользователю

открытого ключа ЭЦП установить целостность и неизменность этой информации, а также владельца закрытого ключа ЭЦП [1].

Закон обеспечил правовую основу использования электронных документов и ЭЦП и создал предпосылки для создания национального центра по выпуску ЭЦП в республике. В рамках реализации Закона «Об электронной цифровой подписи» в 2007 г. было создано Госпредприятие "Инфоком" при Госагентстве информационных ресурсов и технологий. Госпредприятие получило статус национального корневого удостоверяющего центра (КУЦ). В конеце 2008 г. состоялось открытие Корневого удостоверяющего центра электронной цифровой подписи, за которым последовала поставка программно-аппаратного комплекса «КриптоТри» (российской компании "КРИПТО-ПРО") для организации рабочих мест [2].

В 2009 г. выявилась необходимость внесения изменений в Закон об ЭЦП, поскольку его положения уже не удовлетворяли требованиям практики. В связи с этим в ноябре 2009 г. издается Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об электронной цифровой подписи» [3]. Этим документом было уточнено название закона, оно было изложено в следующей редакции: «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». В соответствии с требованиями практики расширились цели издания Закона. Они были изложены в следующей редакции:

- установление правовых основ применения электронных документов;

- определение основных требований, предъявляемых к электронным документам;

- обеспечение правовых условий для использования электронных цифровых подписей в процессах обмена электронными сообщениями, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается равнозначной собственноручной подписи;

- обеспечение правовых условий предоставления услуг по удостоверению электронных цифровых подписей;

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 - установление прав, обязанностей и ответственности участников правоотношений, возникающих в сфере электронного документооборота.

Закон был дополнен понятием «электронный документооборот», который трактуется как совокупность процессов создания, обработки, отправки, передачи, получения, хранения, изменения, уничтожения электронных документов с применением информационных и коммуникационных технологий.

Закон существенно расширял сферу обращения электронного документа, устанавливая, что электронный документ может использоваться физическими и юридическими лицами во всех сферах деятельности, где применяются программные и технические средства, необходимые для создания, обработки, передачи, приема и хранения информации. С помощью электронных документов могут совершаться сделки, производиться финансовые расчеты, осуществляться переписка и передача документов и иной информации. Отдельными статьями Закона регламентировались основные требования, предъявляемые к электронному документу; структура электронного документа, формы представления электронного документа.

Чрезвычайно важным аспектом Закона было положение о юридической силе электронного документа. Закон установил, что электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

В 2011 г. была внедрена система электронного документооборота СЭД LanDocs (разработчик - Компания Ланит) в Министерстве экономического регулирования Кыргызской Республики. Система электронного документооборота (СЭД) [4] предназначена для автоматизации делопроизводства (согласование, учет и контроль исполнения входящих, исходящих, организационно-распорядительных и других документов, участвующих в документообороте). Преимущества работы в СЭД заключаются не только в высокой эффективности делопроизводства, но и в оперативности выполняемых задач и функций государственного органа. Министерство

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 считало важным показать пример для других государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики по внедрению электронного документооборота в качестве стандарта работы.

СЭД реализует учет различных типов документов, их рассылку исполнителям, контроль движения и исполнения документов, управление хранением электронных документов, интеграцию с офисными приложениями, электронной почтой, разграничение доступа пользователей к данным, подписание документов Электронной цифровой подписью (ЭЦП) и использование шифрования для защиты информации. С ноября 2011 г. Министерство перешло на электронный документооборот.

Внедрение данной системы позволило сэкономить и бюджетные средства в размере 1,4 млн сомов за счет сокращения почтовых расходов, затрат на покупку бумаги, картриджей, копировального оборудования, времени, потраченного сотрудниками на выполнение отчетов» [5].

В ряде министерств Кыргызской Республики также были внедрены системы электронного документооборота. Например, система LanDocs в Министерстве транспорта и коммуникаций.

Для обеспечения доступа к информации проводится работа по созданию Центров общественного доступа населения к информационно-коммуникационным технологиям и услугам в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах Кыргызской Республики.

Для реализации некоторых электронных государственных услуг межведомственной рабочей группой разработана Концепция предоставления услуг в сфере здравоохранения и социального развития с использованием информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике. В результате внедрены такие электронные услуги как подача заявления на социальную защиту через сайт социального фонда, отправка электронных сообщении и рассмотрение обращений граждан через Интернет [6].

Внедрение электронных технологий, построение «электронного правительства» и внедрение технологии ЭЦП в Кыргызстане позволит

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 обеспечить гражданам страны доступ к услугам госорганов, минуя различные преграды. По предварительным прогнозам, электронный документооборот сэкономит от 1,5 до 5 миллиардов сомов в год.

Системы электронного делопроизводства и документооборота способствуют созданию новой организационной культуры, сделав работу служащих более легкой, интересной и значимой. Информационные технологии позволяют служащим трудиться не только над выполнением внутриведомственных задач, но и совместными усилиями решать более широкий спектр проблем.

Список литературы:

1. Об электронной цифровой подписи: Закон Кыргызской республики от 17 июля 2004 г. № 92// [Электронный ресурс] URL: http://ca.gisca.ru/zakonodatelstvo/84-kirgistan.html (дата обращения 01.02.2017).

2. Закенаев К. Электронная цифровая подпись: с чем ее есть и как не подавиться // URL://http://www.uipdp.com/articles/2013-08/01.html (дата обращения 01.02.2017).

3. О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об электронной цифровой подписи»: Закон Кыргызской республики от 2 ноября 2009 г. № 290 // Централизованный банк данных правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203225 (дата обращения 01.02.2017).

4. Электронные офисные системы // Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http://www.eos.ru/; Программные решения на предприятии [Электронный ресурс] URL: http://www.asp.ru/docsvision.html; Автоматизированные системы управления предприятием [Электронный ресурс] URL: http://www.cmdsoft.ru/ (дата обращения 01.02.2017).

5. Министерство экономического регулирования переходит на электронный документооборот // КирТАГ Киргизское телеграфное агентство. [Электронный ресурс] URL:

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 http ://kyrtag.kg/news/s_10_noyabrya_ministerstvo_ekonomicheskogo_regulirovaniy a_perekhodit_na_elektronnyy_dokumentooborot_/ (дата обращения 01.02.2017).

6. Аналитическая справка о состоянии выполнения национальных программ информатизации, проектов построения информационного общества и развития ИКТ в государствах - участниках СНГ, включая вопросы обеспечения информационной безопасности. [Электронный ресурс] URL:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&ved=0ahU KEwjxx-

2c3dDSAhXHDywKHRmlDi04ChAWCDUwAA&url=http%3A%2F%2Fwww.rcc.o

rg.ru%2Fuserdocs%2Fdocs%2F49sovet%2F31_P_49_20_7_2_Analitich.%2520spra

vka.docx&usg=AFQjCNFrYSKNcKT-

2c9Y7vjxwxUI0oN4w&sig2=kx6NGXrPk1xiVxi0CNKUFg&bvm=bv.149397726,d. bGg (дата обращения 01.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.