Научная статья на тему 'Использование эксплерентной стратегии для развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования'

Использование эксплерентной стратегии для развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ / РАЗВИТИЕ / ЭКСПЛЕРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. TEACHER'S RESEARCH POTENTIAL / DEVELOPMENT / RUDERAL STRATEGY / THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севрюкова Алла Александровна

В статье рассматривается использование эксплерентной стратегии для развития необходимого качества современного учителя его исследовательского потенциала в системе дополнительного профессионального образования. Автором дана характеристика компонентов эксплерентной стратегии, обоснована её исключительная роль в осуществлении успешного процесса развития учителя-исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Ruderal Strategy for the Development of the Research Potential in the System of Additional Professional Education

The article discusses the use of ruderal strategy for the development of the necessary quality of a modern teacher its research potential in the system of additional professional education. The author gives characteristic of components of ruderal strategy, proves its exceptional role in the successful development of teacher-researcher.

Текст научной работы на тему «Использование эксплерентной стратегии для развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования»

Исследования молодъхученъх ЧИППКРО

Исследования мюлодъхученъх

УДК 371.12

ББК 74.204.2+74.584(2)738.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЛЕРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Севрюкова А. А.

Аннотация. В статье рассматривается использование эксплерентной стратегии для развития необходимого качества современного учителя - его исследовательского потенциала в системе дополнительного профессионального образования. Автором дана характеристика компонентов эксплерентной стратегии, обоснована её исключительная роль в осуществлении успешного процесса развития учителя-исследователя.

The article discusses the use of ruderal strategy for the development of the necessary quality of a modern teacher - its research potential in the system of additional professional education. The author gives characteristic of components of rud-eral strategy, proves its exceptional role in the successful development of teacher-researcher.

Ключевые слова: исследовательский потенциал учителя, развитие, эксплерентная стратегия, система дополнительного профессионального образования.

Teacher’s research potential, development, ruderal strategy, the system of additional professional training.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве главного результата школьного образования указывается «его соответствие целям опережающего разви -тия» [5]. По сути, это означает то, что «изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем», а значит, целесообразно вовлечь учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать

новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать на себя ответственность [5].

Естественно, такая школа требует и новых учителей, которые, как отмечается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (рассчитанной на 2000 - 2025 гг.), Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, владеют психологопедагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в других областях деятельности, способны помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми [4; 5; 8].

Последнее обстоятельство, а именно восприимчивость нового, готовность к исследовательской деятельности, является особенно важным с точки зрения развития школы. Сегодня учителю следует не только продемонстрировать использование новых моделей обучения и воспитания, но и обосновать педагогическую целесообразность их применения. Поэтому многие педагоги включаются в серьезную исследовательскую деятельность, осваивают теоретические концепции, опираются на положения педагогической теории при проектировании педагогического процесса.

Вместе с тем, образовательная практика позволяет констатировать факт отсутствия оперативной помощи, достаточной поддержки, необходимого сопровождения учителей, осуществляющих педагогические исследования.

Севрюгова А- А-

Использование эксплерентной стратегии...

В этих условиях на передний план выдвигается система дополнительного профессионального образования, мощные ресурсы которой могут быть эффективно использованы для развития исследовательского потенциала учителя.

Мы полагаем, что одним из педагогических условий успешного осуществления развития исследовательского потенциала педагога в системе дополнительного профессионального об -разования является следующее: реализация

эксплерентной стратегии в обеспечении непрерывного повышения квалификации учителя в процессе курсовой и межкурсовой подготовки;

В данной статье мы охарактеризуем это условие и обоснуем его роль в обеспечении ус -пешной реализации процесса развития исследовательского потенциала учителя.

Очевидно, что, прежде всего, нам необходимо рассмотреть содержание категории «стратегия». В литературе, посвящённой стратегическим исследованиям, встречаются различные трактовки данной категории.

Так, английский учёный И. О. Энджел считает стратегическим любое явление, оказывающее длительное влияние на характер организации. Оно может быть как положительным, так и отрицательным, но в любом случае это решения и действия, принимаемые людьми, имеющие стратегический характер и пресле -дующие определённые цели [6, с. 452]. В этом случае стратегия рассматривается не как какой-либо план или метод действий, а как намерение, стремление оказать длительное воздействие на характер организации.

Другое понимание стратегии даётся в работах А. П. Градова, определяющих её как набор правил и приёмов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития системы [9].

Интересна позиция Ч. Макмиллана, согласно которой стратегия вовсе не означает тщательно продуманного, логически взаимосвязанного набора правил и процедур, а предполагает готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления [3].

Классическое понимание стратегии, описанное в работах И. Ансоффа, П. Друкера, М. Портера и др. [1; 2; 7 и др.], также сводится к стремлению оказать длительное воздействие

ЧИППКРО

на характер организации, что отличает их как сторонников первого подхода.

Стратегию представляют и как долговременный способ достижения целей системы, включающий распределение ресурсов между альтернативными траекториями её движения и характер перераспределения ресурсов при изменении внутренних и внешних факторов, определяющих это движение; как совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения, определяющих направления действий на долговременную перспективу, на основе которых разрабатывается генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения стратегических целей [6, с. 452].

Итак, обобщая вышеизложенные мнения уважаемых авторов, можно утверждать, что стратегия представляет собой модель воздействия на процесс, обуславливающую необходимость применения актуальных средств и приёмов, позволяющих быстро и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

В контексте нашей работы определение стратегии процесса развития исследовательского потенциала учителя является весьма важным, так как повышение эффективности этого вида деятельности напрямую связано с внедрением прогрессивных нововведений. В теории современного менеджмента существуют различные классификации стратегий [6, с. 455]. На наш взгляд, наиболее подходящей для процесса развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования является инновационная стратегия. Мы рассматриваем её как выражение целей перспективного развития исследовательского потенциала учителя, реализуемых посредством взаимосвязанных действий по определению приоритетов этой сферы и их достижению. Следствием этих действий будет новое положительное качество учителя - его исследовательский потенциал. Таким образом, инновационная стратегия лежит в основе будущих изменений исследовательского потенциала учителя.

Рассмотрев варианты типологий видов инновационных стратегий [6, с. 456-465], мы обнаружили, что в практике используют различные определения для характеристики одного и

Исследования молодъхученьх

того же вида стратегии, сохраняя при этом единую точку зрения на его содержание и условия выбора. Это относится к названию классов инновационных стратегий, когда наравне с понятием «оборонительной» стратегии используется понятие «адаптационная», «пассивная», а синонимами понятия «наступательная» служат понятия «активная», «творческая», «экспле-рентная» («пионерная»).

Нам импонирует название «эксплерентная стратегия». Эксплеренты считаются первопроходцами в поиске и реализации революционных решений. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они являются двигателями прогресса. Эта стратегия используется в учреждениях системы дополнительного профессионального образования, стремящихся быть первыми на рынке об-

Сущность эксп

разовательных услуг. Для этого они должны обладать высоко подготовленными работника -ми, а также научно-техническим заделом в сфере производства нового продукта (в нашем случае - учителя-исследователя), сильной маркетинговой службой, т. е. всеми теми характеристиками, которые позволяют добиться лидерства в течение короткого промежутка времени (2-3 года).

Далее остановимся на представлении сущности эксплерентной стратегии в процессе развития исследовательского потенциала учителя. Основными элементами любой стратегии, обеспечивающими в конечном итоге их взаимосвязь, согласованность и эффективность, выступают цели, задачи, ресурсы, методы и средства реализации, формы, сфера реализации.

Таблица

рентной стратегии

Элементы эксплерентной стратегии Необходимые факторы для развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования

Цели Основой целеполагания служит собственно положение учреждения системы дополнительного профессионального образования во внешней среде.

Задачи Выполняются с помощью нестандартных управленческих решений, принимаемых с учётом специфики деятельности системы дополнительного профессионального образования. Эти решения подкрепляются комплексом средств и методов, в том числе тактического характера, позволяющих выявить и учесть влияние изменений, происходящих во внутренней и внешней среде в процессе реализации инновационной эксплерентной стратегии и способных кардинально изменить её содержание.

Ресурсы Высокий профессионализм преподавателей имеет тенденцию к обогащению в процессе работы с учителями-исследователями, в том числе за счёт использования эффективных мотивационных механизмов. Постоянное накапливаются специфические компетенции в результате опыта, анализа внешних и внутренних меняющихся условий. Рационально используется материальная ресурсная база, в том числе возможности дистанционного обучения. Материальные вложения в процесс развития исследовательского потенциала учителя отвечают актуальным потребностям общества и принесут прибыль в ближайшем будущем. Повышается эффективность использования информационного потенциала.

Методы и средства реализации Совершенствуются ранее освоенные, а также создаются и применяются новые технологии, методы и средства, позволяющие максимально развить явный и скрытый исследовательские субпотенциалы каждого учителя. (Это означает, что для каждого учителя строится индивидуальная образовательная траектория, исходя из уровня развития его исследовательского потенциала и потребностей).

Формы реализации Предполагается использование разумного сочетания различных форм: очной, дистанционной, модульно-накопительной, заочной с использова-

Севрюкова А- А-

Использование эксплерентной стратегии...

нием консультаций.

Этапы реализации Пропедевтический, технологический, преобразующий.

Сфера реализации Стратегия реализуется в системе дополнительного профессионального образования учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области и других регионов России (в курсовой и межкурсовой периоды) как на базе учреждения повышения квалификации, так и на базе школ.

Руководство Используются гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для успешного развития исследовательского потенциала учителя, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организаций и функций соответствующих подразделений.

Очевидно, что выбор эксплерентной стратегии развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования обусловлен ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существую -щих приёмов и методов выбора стратеги в целом и отдельных проектов, профессионализмом сотрудников, потребителями и возможностями практического применения реальных исследований.

Назначение эксплерентной стратегии состоит в том, что она ориентирует развитие исследовательского потенциала на непрерывное повышение квалификации учителя в процессе курсовой и межкурсовой подготовки. Считаем важным отметить, что успех реализации экс-плерентной стратегии развития исследовательского потенциала учителя обеспечивается только в результате комплексного учёта всех вышеприведённых факторов. Суть факторов состоит в том, что они ориентируют процесс развития исследовательского потенциала учителя не на жёсткую регламентацию, а на вариативность, творческое применение их сочетания, каждый раз уникального в силу различных возможностей как системы дополнительного профессионального образования, так и обучающихся.

Таким образом, мы связываем использование рассмотренной инновационной экспле-рентной стратегии с созданием новых или радикальным преобразованием старых качеств исследовательского потенциала учителя.

Литература

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф, Э. Дж. Макдоннел. -СПб. : Питер, 1999. - 413 с.

2. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы [Текст] / П. Ф. Друкер. - М. : СП «Бук Чембер Инт», 1992. - 350 с.

3. Макмиллан, Ч. Японская промышленная система [Текст] / Ч. Макмиллан. - М. : Прогресс, 1988. - 400 с.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (рассчитанной на 2000 - 2025 гг.) [Текст] // Народное образование. -2000. - № 2. - С. 14-18.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.educom.ru /ги/па8Ьа_поуауа_8Ькоіа/.

6. Основы менеджмента [Текст] / под ред.

A. И. Афоничкина - СПб.: Питер, 2007. - 528 с.

7. Портер, М. Международная конкуренция : конкурентные преимущества стран

[Текст] / М. Портер. - М. : Международные отношения, 1993. - 896 с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект [Текст] / под ред.

B. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.

9. Экономическая стратегия фирмы [Текст] : учеб. пособие / под. ред. А. П. Градова. - СПб. : Специальная литература, 1995. -414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.