КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
УДК 811.161.Ї38
Н. С. Болотнова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКЕ ТЕКСТА
В статье дан обзор разных видов экспериментов, использованных в работах по коммуникативной стилистике текста. Определены эвристические возможности экспериментальной методики, основанной на показаниях языкового сознания информантов, для изучения структуры, семантики и прагматики текста, а также идиостиля автора и его картины мира.
Ключевые слова: эксперимент, виды экспериментов, коммуникативная стилистика текста, идиостиль.
Эксперименты разной направленности, включающие изучение различные явлений в контролируемый и управляемый условиях, широко исполызуются в разных областях знания. В филологии это научно поставленный опыт, позволяющий следигы за функционированием языкового явления в точно учитываемый условиях на основе показаний языкового сознания субъектов-участников эксперимента и рефлексии исследователя. Выделяется 2 вида экспериментов: 1) «ориентированию на языковую компетенцию одного лица (обычно исследователя)»; 2) «предполагающие обращение к множеству лиц, носителей данного языка» [1, с. 121].
Эксперименты первого типа разработаны1 А. М. Пеш-ковским [2, с. 133-134] и Л. В. Щербой [3, с. 32], для которых стилистический эксперимент заключался «в искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту». В резулытате подстановки синонимов и различных трансформаций, включая изменение порядка слов, выявлялся вариант, наиболее отвечающий авторскому замыслу.
Эксперименты второго типа, основанные на учете показаний языкового сознания носителей языка и их рефлексии, активно исполызуются в психолингвистике, психопоэтике, филологической герменевтике, лингвистике, социолингвистике, лингвокулытуроло-гии. Отбор информантов зависит от типа эксперимента и целей и задач, на которые он ориентирован. Так, в ассоциативном эксперименте обыгано проводится опрос от 200-500 до 1000 испытуемыгс. В других экспериментах чаще всего ограничиваются показаниями языкового сознания 60-100 информантов, в пилотажных экспериментах обыгчно участвуют 1520 человек. В одних экспериментах принимает участие однородная группа информантов среднего возраста (20-30 лет), обладающих достаточной языковой
и коммуникативной компетенцией, в других есты не-обходимосты привлекаты людей разного возраста, пола, имеющих разный уровены образования. В любом случае целесообразно опиратыся прежде всего на показания языкового сознания компетентной аудитории, особенно имеющей филологическое образование (не случайно в качестве информантов чаще всего привлекаются студенты).
Эксперименталыная методика открытает новые перспективы филологических исследований художественной речи. Это связано, во-первых, с ее спецификой: художественная речы отличается образностыю, т. е. спо-собностыю вызываты в сознании читателя цепы ассоциаций и представлений о явлениях действителынос-ти. Данную особенность отмечали В. В. Виноградов, Ш. Балли, Д. Н. Шмелев и др. Знание ассоциативнык возможностей слов, выявленных в процессе эксперимента, позволяет судиты об их образном потенциале и характере стилистических функций в тексте.
Во-вторыгс, эксперименты, основанные на показаниях языкового сознания носителей языка, отвечают целям и задачам филологии, основной проблемой которой является проблема понимания. В связи с этим особую значимосты приобретают вопросы адекватности кодирования автором смысла текста и декодирования его адресатом. Не случайно возникло целое направление - стилистика декодирования. «Стилистика получателя речи концентрирует внимание не на том, что автор, возможно, хотел сказаты, а на том, что действителыно сказано, и как убедитыся в полноте и правилыности восприятия, т. е. в отсутствии искажений при декодировании» [4, с. 15].
Новые направления в современной лингвистике и стилистике текста, отличающиеся антропоцентризмом, стимулировали внимание к языковой личности и ее текстовой деятелыности, к процессам усвоения и пе-
реработки знания, полученного в процессе общения. В связи с этим возникла особая необходимость в широком использовании активных методов исследования, основанных на показаниях языкового сознания носителей языка: опросе, анкетировании, эксперименте. Используются разные виды экспериментов: 1) ассоциативные эксперименты (как свободные, предполагающие фиксацию свободных ассоциаций при восприятии определенной языковой единицы, так и направленные); 2) что значит х в контексте? 3) эксперименты на членение текста в соответствии с исследовательской задачей; 4) эксперименты по количественной оценке связанности словесных пар; 5) эксперименты на группировку слов; 6) эксперименты на соответствие слова контексту и т. д.
Особенно большое значение в связи с коммуникативно-деятельностным подходом к тексту и его единицам приобретают ассоциативные эксперименты разной направленности. За последние годы их роль в лингвистических и стилистических исследованиях резко возросла. Это объясняется не только антропоцентризмом современной парадигмы лингвистического знания, но и текстоцентризмом. Общение автора и адресата осуществляется через текст на основе ассоциативной деятельности.
Методологическая база коммуникативной стилистики текста как нового направления исследований, в задачи которого входит изучение эффективности диалога автора и читателя на основе текста и анализа организации их коммуникативной деятельности (первичной и вторичной), включает, наряду с другими методами, эксперименты разного типа. Это связано с тем, что учет коллективного опыта, проверенного в речевой практике и закрепленного в сознании коммуникантов, объективирует результаты исследования.
Особая роль отводится ассоциативным экспериментам. Это связано с ключевой ролью слов в общении и тем, что ассоциативные связи слова имеют текстообразующую сущность, потенциально направлены на порождение и восприятие текста [5, 6]. Именно поэтому коммуникативный потенциал слова связывают с его ассоциативными связями [7, 8]. А. П. Клименко было убедительно доказано «отражение в психолингвистических экспериментах всех аспектов плана содержания слова - сигматики, семантики, синтактики и прагматики, активизируемых при производстве текстов и при их восприятии» [6, с. 9]. А. П. Клименко
[6] и Ю. Н. Караулову [9] удалось на материале специально проведенных экспериментов показать зависимость реакций от грамматической формы стимула и объяснить это стремлением информантов «к обычной речевой деятельности - к производству текстов».
В ряде исследований по коммуникативной стилистике сопоставительный анализ ассоциативных полей ключевых слов в тексте и узусе (на основе данных ассоциативных экспериментов и ассоциативных словарей) позволил определить индивидуально-автор-
ские особенности мировосприятия поэтов и образных трансформаций слов в тексте, значимых для определения идиостиля авторов [8, 10, 11]. В некоторых работах ассоциативные эксперименты дали возмож-носты раскрыты лингвистический механизм ассоциирования, важный для изучения текстовый: ассоциативных связей слов и основных направлений ассоциирования, стимулированнык: лексической структурой поэтических текстов автора [11, 12]. Направленный ассоциативный эксперимент позволяет уточниты разные представления носителей языка о концепте на уровне узуса, необходимые для последующего дискурсивного анализа соответствующего художественного концепта в творчестве разных авторов в аспекте идиостиля [11].
Какого типа эксперименты, основанные на показаниях языкового сознания информантов, наряду с уже названными экспериментами, исполызуются в работах по коммуникативной стилистике при изучении текста и его элементов?
1. Ассоциативный эксперимент, в котором в качестве стимула выступает целый текст. В ходе эксперимента информантам предлагается зафиксироваты ассоциации, возникшие в сознании после знакомства с текстом, как правило, неболышого объема. Целыю этого эксперимента может быты последующая систематизация реакций и моделирование ассоциативного поля текста на основе учета частотности полученных ассоциаций и выделения ядра и периферии. Как показали исследования, моделы ассоциативного поля текста обладает болышими информативными возможностями для изучения процесса восприятия текстов разными читателями, для изучения роли различных уровней текста и элементов его системы в регулировании ассоциативной деятелыности адресата, для анализа роли языковых средств всех уровней в этом процессе, для выявления прагматики текста, его макроструктуры и отделыных микроструктур и т. д. (см. подробнее об этом [13-15]).
Приведем пример текста-стимула стихотворения И. А. Бунина «Вечер»: О счастье мы всегда лишь вспоминаем, /А счастье всюду. Может быть, оно / Вот этот сад осенний за сараем /И чистый воздух, льющийся в окно. // В бездонном небе легким белым краем / Встает, сияет облако. Давно / Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, / А счастье только знающим дано. // Окно открыто. Пискнула и села / На подоконник птичка. И от книг / Усталый взгляд я отвожу на миг. //День вечереет, небо опустело, / Гул молотилок слышен на гумне... / Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. //
Ассоциативное поле этого текста было смоделировано нами на основе компыютерной обработки полученных эксперименталыных данных, включающих 318 реакций 60 информантов. К ядерной зоне ассоциативного поля текста были отнесены реакции, имеющие наиболышую частотносты: счастье - 16, спо-
койствие - 13, природа - 11, умиротворение, деревня - 7, покой, печаль, грусть - 6, любовь, вечер, чистота, усталость, тоска, тишина, свежий воздух, осень, одиночество, легкость, закат - 4.
К переходной зоне, находящейся между ядром и периферией, на основе частотности были отнесены реакции: раздумья, радость, задумчивость, гармония с природой, воспоминания - 3, уют, утро, уныние, теплота, сумрак, сумерки, солнце, скука, светлое, птички, полет, окно, облака, неопределенность, небо, мудрость, мир, мечты, мечтательность, мечтания, легкий ветерок, книги, дом, дождь, гармония - 2.
Периферия ассоциативного поля включала единичные реакции: ясный день, яркое небо, щебет птиц, шум сада, шум зелени, чувство тоски, чистый воздух, цветы, цветущий весенний сад, хорошо, хорошее, учеба, успокоение, улыбка, удовлетворенность жизнью, удовлетворение, тяжесть, туманность, трепетание души, торжество и др.
Очевидно, что опора на цифровые данные при моделировании ассоциативного поля текста недостаточна, необходимо учитываты семантику слов-реакций (ср.: свежесть 1 и свежо 1; печаль 6, грусть 6, чувство тоски 1 и т. д.), т. е. требуется семантический анализ полученных реакций, который призван внести соответствующие коррективы в моделы АСП текста. Его богатые информативные возможности помогают исследователю судиты о восприятии читателями разных элементов и уровней текста (об эмо-ционалыной тоналыности и прагматике, системе образов и их оценке, образе автора и осознании адресатом типа речи и стиля, теме и реалиях воплощенного в тексте художественного мира и т. д.).
2. Эксперимент на определение границ текстовых единиц прагматического и смыслового уровней -прагмем и информем (см. [16]). Проведенный нами эксперимент № 1 быш нацелен на определение объема и границ прагмем - регулятивов, соотносящихся в читателыском сознании с определенной «волевой задачей» автора [17, с. 358], его микроцелыю, отражающей эмоционалыное воздействие на адресата.
В данном эксперименте 130 информантам предла-галосы, последователыно знакомясы с текстом, выде-литы вертикалыной линией с нумерацией сверху текстовые фрагменты, характеризующиеся однородным эмоционалыным воздействием на них. Нужно было указаты, какое чувство они вызывают. Границы текстовых фрагментов, таким образом, определялисы рефлексией читателя об изменении его эмоционалы-ного состояния. По резулытатам пилотажного эксперимента бышо проанализировано 322 текстовый: фрагмента, которые соотносилисы с разными типами эмоций (см. подробнее [18]).
Другой эксперимент был нацелен на определение границ информем - регулятивных структур (они соотносятся в читателыском сознании с представлени-
ем об определенных микроцелях автора, отражают законченные текстовые смыслы, динамически сменяющие друг друга, соответствующие представлению об их новизне). Как и в предыдущем эксперименте, информантам предлагалось, последовательно знакомясь с текстом, выделить вертикальной линией с нумерацией сверху текстовые фрагменты, являющиеся смысловыми вехами, формирующими законченные текстовые смыслы в сознании. Необходимо было описать эти смыслы в свободной форме, выделить наиболее значимый концептуально фрагмент, отражающий важную информацию о художественном мире автора. Результаты компьютерной обработки полученных данных, связанные с анализом трех стихотворений М. И. Цветаевой «Моим стихам...», «Над городом, отвергнутым Петром.»; из цикла «Стихи к сыну», быши описанні в работе [19].
Подобные эксперименты позволяют судить о характере читательского восприятия текста, о единицах текстовой структуры, о типах смыслового развертывания текста в сознании читателя, об эффективности различных сигналов эстетической информации, имеющихся в тексте, о текстовых универсалиях и их индивидуально-авторском воплощении (при наличии соответствующих данных для сопоставления с текстовыми системами других авторов).
3. Возможен комплексный анализ восприятия информантами одного художественного произведения на основе серии экспериментов, отражающих интерпретацию потенциальными читателями разных аспектов текста, его ключевыгс единиц и уровней. Об исследовании стихотворения Е. Евтушенко «Идут белые снеги...» на основе экспериментов см. в работе
[7]. Данные эксперименты позволили не только глубоко раскрыть эстетический смысл одного из программных произведений поэта, но и выывиты ряд важных закономерностей в интерпретационной деятельности читателей, а также установить эвристический потенциал экспериментальной методики.
А) Эксперимент на восприятие имени автора и его роли в познавательной деятельности читателя. Чтобы определить установку на восприятие текста, которую дает имя поэта, уточнить некоторые экстра-лингвистические особенности произведения с учетом этого фактора, информантам бышо предложено выфа-зить свое предположение о тексте, если известно, что его автор Е. А. Евтушенко. В задачи эксперимента входило также выявление того, какие аспекты текста, как наиболее характерные для долговременной памяти о нем, будут названы.
Б) Эксперимент на восприятие заглавия читателями. Чтобы конкретизировать требования к заглавиям на основе анализа их разныгс вариантов, придуманных реципиентами, было предложено дать наиболее подходящий, по их мнению, возможный вариант заглавия, мотивировав свою точку зрения (рассматриваемое произведение Е. Евтушенко не имело на-
звания). Кроме того, в связи с многократной актуализацией в тексте начальной строки стихотворения, информантам предлагалось подумать над вопросом: «Какой смысл вкладывает автор в повтор строки «Идут белые снеги...»? Анализ читательских вариантов заглавий и их мотивировок позволил конкретизировать важные признаки названий и требования к ним со стороны адресата.
В) Эксперимент на восприятие предметно-логического и тематического уровней текста. Чтобы выявить тематическую структуру текста, правомерность анализа темы художественного произведения на основе выделения микротем, уточнить представление о микротеме, ее границах и критериях выделения, быш проведен эксперимент, в ходе которого реципиентам предлагалось определить микротемы в каждой строке стихотворения Е. Евтушенко «Идут белые снеги. » и общую тему этого произведения.
Обработка полученного материала состояла из двух процедур. Во-первыгс, осуществлялся качественный и количественный анализ микротем и их связи с темой; выявлялось число микротем, выделенных каждым реципиентом, и частота их встречаемости; анализировались причины объединения в одну микротему наиболее частых, по показаниям языкового сознания реципиентов, смыгсловыгс объединений строф. Во-вторыгс, проводилось сопоставление тем, сформулированных информантами, с микротемами, а также устанавливалась частота актуализации отдельных микротем в ответах. Как показал эксперимент, представление о теме формируется в сознании читателя на основе актуализированных формально и содержательно микротем, объединяющих отдельные строки в ассоциатив но-смысловые комплексы по общности одного денотата.
Г) Эксперимент на восприятие сюжетно-композиционного уровня текста. В рамках данного эксперимента информантам предлагалось выделить границы вступления, основной части и заключения, отражающих традиционное представление о композиции текста. Последующая проекция полученных вариантов на представление реципиентов о тематическом и предметно-логическом уровнях текста позволила выявить закономерности их взаимосвязи в процессе познавательной деятельности читателей. По результатам этого эксперимента была установлена связь между логико-композиционным и тематическим членением текста.
Д) Эксперимент на восприятие эмоциональной тональности художественного текста. В ходе данного эксперимента было предложено определить варьирование эмоциональной тональности текста, мотивируя свою точку зрения, указать речевые средства, создающие эмоциональную тональность. Обработка полученных данных велась на основе фиксации видов эмоциональной тональности, определения частоты их представленности в ответах информантов
и последующего объединения по степени близости. При выявлении речевых средств, актуализирующих эмоционалыную тоналыносты стихотворения, ответы группировалисы с ориентацией на уровни языковой системы. Отделыно выявлялисы стилистические средства.
Данный эксперимент наглядно доказал, что, апеллируя к языковому сознанию читателей, можно объек-тивироваты процесс формирования эмоционалыной тоналыности текста. Была подтверждена связы эмо-ционалыной тоналыности художественного произведения с его содержанием, идейно-тематическими особенностями, структурно-композиционной спецификой и ритмикой. Доказана и ключевая ролы лексики в формировании эмоционалыной тоналыности произведения.
Е) Эксперимент на восприятие идейного уровня текста. В ходе данного эксперимента решалисы следующие задачи: 1) проверка гипотезы о значимости микроидей (главных мыслей отделыных композиционных частей текста) в выфажении общей идеи текста; 2) определение характера связи микротем и микроидей, темы и идеи по показаниям языкового сознания информантов; 3) выявление общности и различий в представлении читателей об идее произведения.
Информантам предлагалосы определиты главную мыслы вступления, основной части и заключения в стихотворении Е. Евтушенко и сформулироваты общую идею произведения. Обработка материалов включала последователыный анализ различных вариантов микроидей вступления, основной части и заключения, а также общей идеи, формулировка которых была предложена реципиентами. Выявление общности и различия данных интерпретаций проводилосы на основе смыслового анализа и количественных подсчетов. Проведенный анализ подтвердил наличие логико-смысловой связи в сознании реципиентов между идеей произведения и представлением о главной мысли основной части стихотворения и особенно его заключения, часто подводящего итог размышлению автора.
В последние годы в исследованиях по коммуникативной стилистике в связи с разработкой теории регулятивности текста и его смыслового развертывания особенно популярными стали эксперименты, нацеленные на анализ различных средств речевого воздействия и определение их коммуникативного эффекта. Остановимся на данных экспериментах подробнее.
4. Эксперименты, направленные на изучение семантики и прагматики текста и его отдельных элементов. Для изучения коммуникативного эффекта текстов и их единиц, начиная с 90-х годов (см. [7]), в коммуникативной стилистике исполызуется методика шкалирования, представляющая собой модификацию методики семантического дифференциала Ч. Осгуда
(ср. [20-24] и др.). Так, Н. Г. Петрова [20], изучая поэзию К. Балымонта, исполызовала этот метод «для наиболее полного адекватного изучения эстетического и коммуникативного эффекта различных типов лексических регулятивов, а также их сопряженности в текстовой макроструктуре». Как было установлено, «в показаниях языкового сознания участников экспериментов, различавшихся как уровнем филологической подготовки, так и по половому признаку, наблюдается болыше сходства, чем различий в восприятии коммуникативной и эстетической сущности текста и текстовых фрагментов, содержащих лексические регулятивы разныгс типов» [20, с. 20-26]. Это дало основание утверждаты, что в лирике К. П. Балы-монта «выявленным типам и видам лексических ре-гулятивов, а также их сопряженности в текстовой макроструктуре присуща инвариантная регулятивная сила» [там же]. Кроме того, исследователем бышо эксперименталыно доказано, что наиболышей силой воздействия и связанной с этим надежностыю в плане объективной интерпретации концептуалыного содержания поэтического текста обладает регулятивная моделы, представляющая собой сопряженносты заглавия с лексической регулятивной структурой, основанной на принципе синтаксического параллелизма [20, с. 22].
С помощыю направленных психолингвистических экспериментов в работе И. А. Пушкаревой [25] быш выявлен уровены актуалыной для читателя связи слов в рамках смысловых лексических парадигм в лирике М. И. Цветаевой. В работе «определялся прагматический эффект этой связи, а также устанавливалосы соотношение смысловых лексических парадигм с текстовыми смыслами» [25, с. 5]. Эксперименты позволили также установиты особенности восприятия лексической организации лирических циклов М. И. Цветаевой [26], провериты и подтвердиты наблюдения и выводы исследователя.
На изучение прагматики эпистолярных текстов М. И. Цветаевой и ее лексической обусловленности были направлены эксперименты, проведенные А. В. Курыянович [21], в них особое внимание бышо привлечено к окказионализмам в эпистолярном наследии поэта.
В диссертационном исследовании И. Н. Тюковой [22], посвященном анализу индивидуалыныгс особен-
ностей воплощения универсальных принципов словесно-художественного структурирования текста в лирике Б. Пастернака, экспериментально определялся регулятивный статус различных тропов, стилистических приемов и типов выдвижения в творчестве автора. Исследователем была введена условная шкала регулятивности [22, с. 21], в соответствии с которой определены коэффициенты регулятивности некоторых поэтических текстов Б. Пастернака.
В работе Т. Е. Яцуга [23] на материале лирики
З. Гиппиус бышо проведено экспериментальное исследование регулятивных возможностей отдельных регулятивных средств и структур (сравнений, окказионализмов, оксюморона, анжабемана). Исследователем экспериментально доказано наличие особой регулятивной структуры в лирике поэта - ассоциативно-образной цепочки. Выывлены факторы, влияющие на прагматический эффект текстов и их фрагментов, включающих некоторые регулятивные средства, например: «перегруженность» текста окказионализмами, образованными по одной словообразовательной модели, снижает их прагматический эффект» [23, с. 19].
Ю. Е. Бочкаревой [24] проведен экспериментальный анализ силы регулятивного воздействия вариативных лексических повторов в лирике М. И. Цветаевой. Установлено, от чего зависит их регулятивная сила (от количества их употреблений в тексте, места расположения, а также от типа вариативных лексических повторов и их взаимосвязи в тексте).
Таким образом, метод эксперимента является весьма продуктивным в работах по коммуникативной стилистике для решения разных задач, касающихся изучения структуры, семантики и прагматики текста, а также для изучения идиостиля автора и его поэтической картины мира. Своеобразие экспериментальных заданий, отбор и количество информантов определяются конкретными целями и задачами, которые ставит перед собой исследователь.
Несмотря на трудность обработки полученных экспериментальных данных, результаты экспериментов дают достоверный материал, отражающий показания языкового сознания носителей языка - потенциальных читателей. Особенно эффективен этот метод в сочетании с моделированием, количественно-статистическими подсчетами и компьютерной обработкой полученных данных.
Список литературы
1. Черемисина М. И. О двух типах экспериментов в лингвистике // Изв. СО АН СССР. Сер.: Обществ. науки. 1978. № 11. Вып. 3 . С.120-125.
2. Пешковский А. М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., 1930. С. 133-161.
3. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24-39.
4. Арнольд И. В. Стилистика декодирования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 76 с.
5. Супрун А. Е., Клименко А. П., Титова Л. Н. Типология ассоциативных структур и изучения лексики // Рус. яз. в нац. школе. 1974. № 3. С.4-11.
6. Клименко А. П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск,1980. 41 с.
7. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992. 312 с.
8. Бабенко И. И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001. 25 с.
9. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993. 330 с.
10. Карпенко С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000. 26 с.
11. Болотнов А. В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000. 26 с.
12. Васильева А. А. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама: автореф. дис. .канд. филол. наук. Томск, 2004. 2000. 30 с.
13. Болотнова Н. С. Лексическая структура поэтического текста и его ассоциативное поле // Русский язык в современном культурном пространстве: Материалы юбилейных конференций, посвященных 100-летию Том. гос. пед. ун-та и 70-летию филологического ф-та Том. гос. пед. ун-та (2-3 ноября 2000 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск, 2000. С. 91-95.
14. Болотнова Н. С. Ассоциативное поле текста и слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте: Науч. тр. каф. совр. рус. яз. и стилистики Том. гос. пед. ун-та / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск, 2000. С. 9-22.
15. Болотнова Н. С. Структура и информативные возможности ассоциативного поля художественного текста // Актуальные проблемы русистики: сб. статей. / под ред. Т. А. Демешкиной. Томск, 2000. С. 245-256.
16. Болотнова Н. С. О соотношении прагмем и информем в поэтическом тексте как форме коммуникации (по данным экспериментов) // Художественный текст и языковая личность: проблема изучения и обучения: Мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (11-12 октября 2001 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. С. 16-28.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996. 416 с.
18. Болотнова Н. С. К вопросу о границах прагмем в поэтическом тексте // Говорящий и слушающий: Языковая личность, текст, проблемы обучения / под ред. проф. В. Д. Черняк. СПб., 2001. С. 353-362.
19. Болотнова Н. С. О границах информем в поэтическом тексте как форме коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2002. Вып. 1 (29). Томск, 2002. С. 3-9.
20. Петрова Н. Г. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К. Д. Бальмонта: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000. 23 с.
21. Курьянович А. В. Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М. И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001. 17 с.
22. Тюкова И. Н. Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в лирике Б. Пастернака (на материале книги «Сестра моя - жизнь»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004. 30 с.
23. Яцуга Т. Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З. Гиппиус: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2006. 30 с.
24. Бочкарева Ю. Е. Вариативные лексические повторы как средство регулятивности в лирике М. И. Цветаевой: автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 2007. 23 с.
25. Пушкарева И. А. Смысловые лексические парадигмы в лирике М. И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1999. 22 с.
26. Веселовская Е. В. Лексическая структура лирических циклов М. И. Цветаевой в коммуникативном аспекте: автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 2002. 22 с.
Болотнова Н. С., доктор филологических наук, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская областы, Россия, 634061.
Е-шаД: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.05.2010
N. S. Bolotnova
USE OF EXPERIMENT IN RESEARCHES UNDER COMMUNICATIVE STYLISCTICS OF TEXT
The article points to different types of experiments, which were used in research works concerning communicative stylistics of text. The possibilities of heuristic experimental methodology have been detected. This methodology is based on statements of language consciousness for examination of structure, semantics and pragmatics of text, and author’s idiostyle and world picture.
Key words: experiment, types of experiments, communicative stylistics of text, idiostyle.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
— 3В —