Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
урок / экранизация / анализ / литература / lesson / film adaptation / analysis / literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарникова А.А.

В статье рассматривается эффективный способ использования экранизаций на уроках литературы в школе. Автор использует методические условия Т.В. Рыжковой для эффективной работы с экранизациями на уроках. Автор планирует повысить уровень читательской активности у учеников 10 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татарникова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FILM ADAPTATIONS OF WORKS OF ART IN LITERATURE LESSONS

The article discusses an effective way to use film adaptations in literature lessons at school. The author uses the methodological conditions of T.V. Ryzhkova to work effectively with film adaptations in the classroom. The author plans to increase the level of reading activity among 10th grade students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 372.882

Татарникова А. А.

магистрант,

Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье рассматривается эффективный способ использования экранизаций на уроках литературы в школе. Автор использует методические условия Т.В. Рыжковой для эффективной работы с экранизациями на уроках. Автор планирует повысить уровень читательской активности у учеников 10 класса.

Ключевые слова: урок, экранизация, анализ, литература.

Современный педагог на уроках в школе часто обращается к художественным, документальным, учебным, мультипликационным фильмам. Раньше мы встречали просмотр учебных фильмов только на уроках физики, химии и биологии, а документальные на уроках истории. Но сейчас учителя используют художественные фильмы на уроках литературы, так как они считают, что сравнительный анализ художественного произведения и его интерпретации развивает у учащихся навыки сопоставительного анализа, развивает мышление, память и речь, расширяет кругозор. Однако современному школьнику все труднее прочитать художественное произведение и намного проще посмотреть экранизацию этого произведения, даже если ничего общего с оригиналом она не имеет. Поэтому педагогу важно включить художественные кинофильмы в систему обучения на уроках литературы, чтобы потом ученик не рассказывал всем, что роман Д.Остин "Гордость и предупреждение" о зомби. Также использование киноверсий художественных произведений поможет

ученикам лучше понять образы героев, эпоху и конфликт произведения. И помимо всего прочего обращение к кинофильмам на уроках литературы помогает решить проблему приобщения к систематическому чтению школьников.

Однако для того, чтобы эффективно использовать кинофильмы, нужно придерживаться ряда методических условий, которые выделила Татьяна Вячеславовна Рыжкова:

необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности;

процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:

- подготовка учеников к восприятию кинофильма;

- обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;

- создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;

- сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого;

3. в процессе изучения произведения литературы читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью [2].

Опираясь на эти условия, мы разработали и провели ряд уроков с использованием экранизаций, направленных на развитие навыков сопоставительного анализа. Мы работали с такими произведениями и их экранизациями, как: М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" (восьмисерийный художественный фильм Александра Котта), Н.В Гоголь "Ревизор" (режиссер Владимир Петров), М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита" (сериал режиссера Владимира Бортко), Ф.М.Достоевский "Бесы" (сериал режиссера Владимира Хотиненко). Целью нашего эксперимента является повышение уровня читательской активности. Испытуемыми были ученики 10 класса.

На первых уроках мы познакомили учащихся с понятием «кинематограф» и его историей, с терминологией «киноискусства» и раскрыли тему «Взаимодействие литературы и кино». Когда был урок «Кинематограф и его история» мы использовали метод вопросительного знака для эффективного закрепления материала и для лучшего понимания темы. Также на этом уроке ученики посмотрели отрывки немого кино с Чарли Чаплином, посмотрели отрывок из фильма «Певец джаза».

Особое внимание мы обратили на средства выразительности кинематографа и это было темой следующего нашего урока. Познакомили с понятием общий, средний и крупный план, используя наглядные материалы (рис.1). И ученики попробовали сделать сами раскадровки любого придуманного ими кадра, нарисовав ее на листе а4. Также обратили внимание на роль музыки в фильмах. То, как она передает общую атмосферу, эпоху, настроение героев и их эмоциональное состояние. Также мы поговорили про эффекты, декорации, костюмы. По окончанию урока на тему «Язык кино», мы составили вместе с учениками интеллект карту с помощью сервиса MmdMeister (рис.2).

Крупный Деталь

Рис.1.

После знакомства с киноискусством мы непосредственно приступили к анализу экранизаций на тех уроках, где изучались произведения, перечисленные нами ранее. Ученики активно работали на уроках, прочитали произведение до просмотра и после, тщательно сравнивали оригинал и экранизацию, записывая свои мысли по ходу просмотра и последующего прочтения в «Облако мыслей» в тетрадях. Они сравнивали сюжетные линии, которые были показаны в фильме и которых там не было. Ученики на общем обсуждении пытались понять, почему ту или иную сцену в фильме показали иначе или же вовсе она отсутствовала. Например, сцена бала в экранизации романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» отличается от оригинальной тем, что на Маргарите не было туфлей из лепестков бледной розы, не было тяжелой цепи с изображением пуделя в овальной раме, не было алмазного венца. В фильме же героиня была с тяжелой железной короной на голове, носила железный корсет и туфли, болты которых впивались в ноги. Режиссер так хотел передать все страдания Маргариты на этом балу Сатаны. Ученики обратили внимание и на музыкальное сопровождение в этой сцене. В данном эпизоде прозвучала композиция «Воланд» Игоря Корнелюка, которая позволила прочувствовать мрачную атмосферу бала Сатаны.

Рис.2.

Также ученики сравнивали отдельно образы героев и их соответствие с оригинальными, составляя «Досье». Например, на уроке изучения произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» образ Печорина несмотря на нестыковки во внешнем облике героя, ученики заметили, как у Игоря Петренко Печорин действительно получился. Не «рыцарь печального образа», а нравственный максималист, который живет на "широкую ногу", жаден до новых впечатлений и рискованных приключений, которые развеивают скуку лишь на мгновенье. Игорь Петренко блестяще передал образ Печорина и раскрыл героя ученикам с другой стороны.

После нескольких уроков с использованием экранизаций мы провели анкетирование учащихся. Были следующие вопросы: Как часто Вы смотрите фильмы?; Как часто Вы читаете книги?: Каким книгам отдаете предпочтение?; Вы смотрите сначала фильм, а потом читаете?; Нравятся ли вам экранизации произведений?; Экранизация какого произведения вам больше всего понравилась?. По итогам анкетирования мы получили следующие результаты: 60% учеников смотрят фильмы каждый день, а книги читают несколько раз в месяц - 32%; 50% учеников отдают предпочтение приключенческим книгам и лишь 10% учеников любят поэзию; 20% учеников сначала смотрят фильм, 16% - читают сначала книгу и 63% - и так, и так; 93% учеников любят смотреть экранизации, но немногие назвали любимой экранизацией ту, которую мы анализировали на уроках.

Продолжая работу в данном направлении, мы собираемся экспериментально доказать, что использование экранизаций на уроках литературы приобщает учеников к систематическому чтению и тем самым повышает уровень читательской активности. Также развивает их творческие способности, мышление, память и расширяет их кругозор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 — 7-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2019. — 368 с;

2. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 380 с;

3. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм - Москва: Искусство, 1975 -128 с.

Tatarnikova A.A.

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

USE OF FILM ADAPTATIONS OF WORKS OF ART IN LITERATURE LESSONS

Abstract: the article discusses an effective way to use film adaptations in literature lessons at school. The author uses the methodological conditions of T. V.Ryzhkova to work effectively with film adaptations in the classroom. The author plans to increase the level of reading activity among 10th grade students.

Keywords: lesson, film adaptation, analysis, literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.