Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожохина Светлана Константиновна

В статье представлена арт-педагогическая программа «Окно моей души», основанная на использовании представлений и техник экогуманитарного подхода. Программа сообразуется с целями образования в интересах устойчивого развития. Особое внимание было обращено на творческое взаимодействие школьников с природной и антропогенной средой. Важным механизмом, используемым в процессе реализации программы, являлась персонализация среды. Это было связано с поддержкой педагогом разных видов прагматической и непрагматической активности, связанных с преобразованием среды в соответствии с интересами школьников, ориентируясь при этом на экологичные способы взаимодействия со средой. Показаны примеры выполнения творческих заданий и основные результаты программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37.033

DOI 10.24412/2713-1831-2023-1-40-49

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

КОЖОХИНА Светлана Константиновна

старший педагог дополнительного образования, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (Ярославль, Российская Федерация)

Аннотация. В статье представлена арт-педагогическая программа «Окно моей души», основанная на использовании представлений и техник экогуманитарного подхода. Программа сообразуется с целями образования в интересах устойчивого развития. Особое внимание было обращено на творческое взаимодействие школьников с природной и антропогенной средой. Важным механизмом, используемым в процессе реализации программы, являлась персонализация среды. Это было связано с поддержкой педагогом разных видов прагматической и непрагматической активности, связанных с преобразованием среды в соответствии с интересами школьников, ориентируясь при этом на экологичные способы взаимодействия со средой. Показаны примеры выполнения творческих заданий и основные результаты программы.

Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, экогуманитарный подход, экогуманитарные технологии, арт-педагогика, персонализация.

Введение

Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие обучающихся с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В качестве стратегических направлений модернизации отечественного и зарубежного образования в последние годы оформляются педагогика окружающей среды и образование в интересах устойчивого развития (ОУР). ОУР позволяет объединить «множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды» [1, с. 178].

Культура устойчивого развития базируется на новых коэволюционных ценностях, рассматривающих человека в его единстве с экосферой, во взаимодействии с жизненной средой, включая ее природные

и социокультурные компоненты. «Имея проектный, междисциплинарный характер, образование в интересах устойчивого развития ориентирует личность на адаптацию, осмысление и творческое созидание в окружающей среде. Формируемая на основе ОУР культура устойчивого развития требует разработки новых инновационных технологий, способствующих преодолению отчужденности человека и природы, формированию опыта культу-рообусловленных взаимоотношений между ними, взаимного единения и ценностного отношения» [3].

В соответствии с современными методологическими подходами, используемыми в педагогике окружающей среды и ОУР, в целях воспитания обучающихся понятия «жизнь», «безопасность», «здоровье» и «качество жизни» человека, с одной стороны, и благополучие окружающей среды, с другой стороны, рассматриваются как взаимосвязанные.

Значительным потенциалом для решения задач воспитания и социализации обучающихся в контексте развития ОУР обладают новые экогуманитарные технологии, развиваемые на основе полидисциплинарного экогумани-тарного подхода [2; 5], связанного с общими тенденциями развития разных гуманитарных сфер и областей научного знания, актуализирующих задачи устойчивого развития. В качестве основного предмета экогуманитарного подхода выступают сущность человека и его субъектность в процессе его самопознания и в системе его отношений с окружающей средой как части целостного образования «человек — жизненная среда». Экогуманитар-ный подход как система гуманитарных знаний, концепций, способов мышления включает теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются построение, обобщение и эксперименты, изучающие и отражающие сущность, свойства и проявления человека в его отношениях с жизненной средой [5, с. 5].

Как отмечает А. И. Копытин, «Экогуманитар-ный подход может быть использован не только для обогащения и развития концепции человека как «экологического субъекта», но и создания и реализации новых экогуманитарных технологий во всем комплексе гуманитарных дисциплин — педагогике, психологии, антропологии, искусствознании и других. Экогуманитарные технологии — это технологии формирования экологического сознания и экологической культуры, культуры устойчивого развития на основе использования тех методов, которые характерны для гуманитарных наук» [5, с. 6]. Особая роль в разработке экогуманитарных технологий — технологий будущего — принадлежит таким новым научно-практическим дисциплинам и направлениям, как экопсихология, экофилософия, экоэстетика, экологическое искусство.

В отечественном и зарубежном образовании с целью повышения эффективности воспитания и социализации отмечается все более активное использование методов и технологий арт-педагогики и арт-терапии, основанных на объединении науки (прежде всего, педагогики и психологии) и искусства. Значительным потенциалом арт-педагогика и арт-терапия обладают в реализации ОУР. Однако формы и технологии психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса с использованием средств арт-педагогики и арт-терапии в контексте педагогики окружающей среды и ОУР остаются слабо разработанными.

Арт-педагогика и арт-терапия обладают значительным ресурсом исследовательской, интерактивной деятельности, опирающейся на проявление личной позиции и творческой активности обучающихся. Они в значительной степени отвечают требованиям ОУР, являются системами разносторонних психолого-педагогических воздействий на личность, основанных на ее включении в межличностное взаимодействие и взаимодействие со средой на основе использования средств искусства и творческой деятельности.

Общая характеристика арт-педагогической экогуманитарной технологии и программы «Окно моей души»

Основным адресатом программы занятий являются дети, начиная с 7-летнего возраста, а также подростки и молодежь. Определенный акцент сделан на работе с природной и культурной средой с использованием разных видов творческой активности. В качестве основной цели предлагаемая программа имеет формирование культуры устойчивого развития, экологической культуры, воспитание и социализацию обучающихся в таких сферах, как отношение к окружающей культурной и природной среде, своему здоровью, развитие экологического сознания на основе применения экогуманитарного подхода.

Основные задачи программы:

• формирование у обучающихся активной жизненной позиции в отношениях со средой (природной и культурной);

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

• овладение современными оздоровительными технологиями, связанными с субъект-средовыми взаимодействиями на основе искусства и творческой активности;

• развитие экологического сознания;

• осознание связи здоровья человека и состояния окружающей среды, роли культуры устойчивого развития, экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

Программа предполагает занятия не только в учебной аудитории, но и различной среде за ее пределами — как на прилегающей территории образовательной организации, так и в разных точках города, в его культурных и природных ландшафтах, позволяя участникам программы постигать природу, культуру, социальную жизнь. В ходе занятий учащиеся исследуют и творчески взаимодействуют с разными культурными и природными ландшафтами. Они изображают, фотографируют, описывают эти ландшафты и свой опыт взаимодействия с ним, ведут дневник самонаблюдений.

Образовательная составляющая программы также предполагает получение обучающимися комплекса знаний, касающихся устойчивого развития, современной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, влияния среды на здоровье человека и разных видов взаимодействия со средой в интересах сохранения здоровья.

Важное значение при использовании экогу-манитарной технологии и программы «Окно моей души» имеет работа с визуальной метафорой окна как имеющей значительный потенциал для выражения и осознания индивидуально-личностных особенностей отношения участников занятий к жизненной среде, включая ее природный и социокультурный компоненты.

Технология предполагает использование авторских коллекций фотографий различных окон, включая следующие категории:

• окна в разное время года и разное время суток;

• окна жилых и нежилых построек и помещений;

• деревенские окна с наличниками;

• окна в современных городских домах;

• окна заброшенных зданий и домов;

• окна, сфотографированные в других странах;

• окна с присутствием животных;

• окна подвальных и чердачных этажей.

Метафора окна близка и понятна детям и подросткам разного возраста, а также взрослым, она затрагивает отношения человека с жизненной средой. Поскольку окно обозначает своеобразную границу и, в то же время, связь между внутренней средой жилых и нежилых помещений и внешней средой,

его изображения могут актуализировать и способствовать выражению отношений как к тому, так и к другому, то есть отношения индивида к внешней среде, открывающейся при взгляде из окна, с одной стороны, и внутренней среде помещения, в частности, жилища, с другой.

Используемые в программе различные формы творческой активности как формы освоения действительности и выражения субъективного отношения к ней личности ребенка и подростка способствуют чувственному постижению и пониманию окружающего мира в единстве с разными проявлениями собственной личности.

Программа с использованием технологии «Окно моей души» задействует педагогический потенциал метафор. Метафора активизирует сферу творческого воображения, процессы эффективной переработки личностной информации. В процессе прохождения программы общение с ее участниками осуществляется в значительной степени на основе работы с образными метафорами окна как обеспечивающими богатые возможности для опосредованного выражения отношений индивида с миром и самим собой.

В программе также используется повествовательная активность детей и подростков в форме ведения авторского дневника самонаблюдений. Он предоставляет большие возможности для самопознания путем создания и осмысления историй, описывающих значимые события и их уроки, связанные с отношениями участников программы с природной и социокультурной средой. Повествовательная активность помогает детям и подросткам оформлять представления о себе и окружающем мире. Это согласуется с разными заданиями изобразительного характера, когда дети и подростки выбирают образы окна из коллекции фотографических изображений, а затем на их основе создают рисунки, дополняя их повествованиями. Обучаясь создавать авторские повествования и их иллюстрировать, а затем делиться своим опытом и продуктами творческой деятельности в группе, дети и подростки развивают свою способность к рефлексии и представлению своего субъективного восприятия реальности и отношения к жизненной среде.

Групповые занятия в рамках программы «Окно моей души» проводятся два раза в неделю по три академических часа. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия один раз в неделю по одному академическому часу для нуждающихся в дополнительной поддержке. Общее количество часов групповых занятий — 69.

Этапы реализации программы:

• Первый этап, «Фокусировка на целом — встреча», ориентирован на знакомство с культурным и природным ландшафтом, его чувственное познание.

• - Второй этап, «Фокусировка на части — диалог», предполагает выявление базовых отношений между компонентами ландшафта, осмысление их взаимовлияний друг на друга, что способствует постижению свойств ландшафта как целостного территориального комплекса, побуждает к диалогу со всеми компонентами ландшафта.

• - Третий этап, «Фокусировка на целом — синтез», представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации, своеобразный интегральный ландшафтный синтез. Осуществляется коэволюционный диалог, обобщающий в единое целое факты, информацию, полученные на предыдущей стадии [3].

Содержание программы выстроено в соответствии с положениями экогуманитарного подхода, требующего целостного рассмотрения культурного ландшафта в контексте развития всех его компонентов: природы, общества, культуры и внутреннего мира человека, проживающего на его территории.

Технологическая карта 2-4 занятий, «Окно моей души: ландшафты жизненного пути человека», входящих в первый этап программы (с. 44), ориентирована на актуализацию сенсорного и эмоционального опыта и чувственное познание ландшафта, событий и действий, которые в нем происходят.

Технологическая карта пятого (выездного) занятия с посещением природного ландшафта (парка, лесопарка или иной территории), включенного во второй этап программы (с. 45).

Значимое место в теории экогуманитарно-го подхода занимает концепция средовой

персонализации, с помощью которой могут быть обоснованы определенные виды творческой активности, характерные для программы «Окно моей души». Под персонализаци-ей среды [6] понимается ее индивидуальное структурирование человеком — субъектом или группой. Через акты персонализации среды выражается индивидуальность субъектов и групп в их пространственных и временных отношениях со средой. Концепция персонализации среды позволяет обосновать пути решения таких задач, как средовая социализация, экологическое воспитание, формирование экологической культуры, коррекция нарушенных отношений личности со средой, средовой (экологической) идентичности, совершенствование адаптивных моделей поведения, основанных на творческом взаимодействии со средой [4; 5]. Персонализация среды в нашей работе с детьми и подростками осуществлялась на основе использования разных видов средовой творческой активности, преимущественно в виде художественно-эстетической деятельности (непрагматическая средовая активность), а также в виде конкретных действий по оптимизации своей жизненной среды — ее украшения, перестановки мебели, уборки помещения, внесения в нее природных объектов и др. Благодаря персонализации среды в форме таких видов активности происходило опредмечивание («материализация») в пространстве детьми и подростками своей индивидуальности, де-ятельностное отождествление с окружающим пространством в процессе его творческого осмысления и преобразования.

Описание отдельных видов деятельности с использованием технологии «Окно моей души». Примеры созданных работ

Выбор одной из фотографий и создание обложки арт-дневника с рисунком окна

Перед началом работы с коллекцией фотографических образов окон детям предлагается создать обложку своего арт-дневника. Для этого необходимо согнуть пополам плотный лист бумаги для акварели формата А3

Технологическая карта 2-4 занятий, «Окно моей души: ландшафты жизненного пути человека», входящих в первый этап программы

Этап Компоненты занятия. Деятельность ведущего заня- Деятельность учеников Формируемые УУД*

занятия Задания/упражнения тия (педагога)

Познава- Регулятивные Коммун ика-тив-

тельные ные, личностные

Введение Выбор одной из фотографий окон и ее ассоциирование с этапами развития и связанными с ними жизненными ситуациями

Основная Иллюстрирование и опи-часть сание одного из ландшаф-

тов внутренней среды помещения или того ландшафта, который открывается при взгляде из окна, сенсорных и эмоциональных реакций на среду

Заверше- Анализ и обобщение ние содержания рисунков

и текстов

Поясняет содержание понятия ландшафтов жизненного пути человека и порядок выполнения ряда заданий, связанных с текущим занятием

Организует выбор фотографий и последующую творческую работу с дальнейшим обсуждением и показом рисунков учеников, зачитыванием текстов, описывающих ландшафт. Анализирует рисунки и тексты и дает обратную связь. Побуждает к анализу компонентов ландшафта и их связи друг с другом

Организует подведение итогов занятия; обобщение и выделение особенностей отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

Осуществляют выбор одной из фотографий окон и ее ассоциирование с этапами развития

Иллюстрируют и описывают один из ландшафтов на основе его ассоциации с фотографией окна. Представляют или вспоминают сенсорные и эмоциональные реакции, события и действия во время пребывания в ландшафте.

Показывают рисунки и зачитывают тексты во время обсуждения.

Анализируют компоненты ландшафта и их связь друг с другом

Участвуют в подведении итогов занятия, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту

Фиксируют заданные модели в текстовой форме

Конструируют новый способ действия.

Проводят коллективное исследование

Формируют понятия. Анализируют и обобщают содержание рисунков и текстов

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Участвуют в показе примеров списка

Задают в случае необходимости вопросы уточняющего характера, связанные с выполняемыми заданиями

Участвуют в подведении итогов занятия, аргументируя свою точку зрения, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

о *

о

X 2 Я

О

о н а

Я

«

О Я

Технологическая карта пятого (выездного) занятия с посещением природного ландшафта (парка, лесопарка или иной территории),

включенного во второй этап программы

Этап занятия Компоненты занятия. Задания/упражнения Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД*

Познавательные Регулятивные Коммуникативные, личностные

Введение Предоставление информации о природном ландшафте (экологическая, культурологическая справка), актуализация темы отношения личности к ландшафту Дает экологическую и культурологическую справку объекта. Поясняет содержание ряда заданий, связанных с текущим занятием Фиксируют информацию и актуализируют опыт прежних отношений с ландшафтом Фиксируют заданные модели в текстовой форме Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Участвуют в показе примеров списка

Основная часть Творческое исследование ландшафта Организует творческое погружение в ландшафт, создание рисунков, фотографий и записей в дневнике и последующее обсуждение с показом рисунков учеников и зачитыванием текстов, описывающих их восприятие ландшафта. Анализирует рисунки и тексты и дает обратную связь Исследуют и описывают ландшафт и свое восприятие его, включая чувственные, эмоциональные, поведенческие и ценност-но-смысловые компоненты. Показывают рисунки и зачитывают тесты во время обсуждения Конструируют новый способ действия. Проводят коллективное исследование Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Задают в случае необходимости вопросы уточняющего характера, связанные с выполняемыми заданиями

Завершение Анализ и обобщение содержания рисунков и текстов Организует подведение итогов занятия; обобщение и выделение особенностей отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития Участвуют в подведении итогов занятия, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту Формируют понятия. Анализируют и обобщают содержание рисунков и текстов Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Участвуют в подведении итогов занятия, аргументируя свою точку зрения, делают обобщение, выделяют особенности отношения личности к ландшафту и влияние отношения на процесс развития

и на первой странице написать заголовок «Окно моей души». Далее участникам занятий предлагалось сделать рисунок своего окна, то есть наиболее интересного для них окна, возможно, напоминающего знакомое, связанное со значимыми событиями их жизни. Ведущая занятий давала детям и подросткам возможность рассмотреть всю коллекцию образов окон и на основе выбранного самого интересного, субъективно значимого окна создать рисунок. При желании участники занятия могли скопировать окно с фотографии либо внести в фотографический образ те или иные изменения.

Выбор фотографии окна, создание рисунка и описание внутреннего пространства помещения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На следующем занятии участникам было предложено сделать выбор одной из фотографий окон, ассоциируя ее с текущим этапом своей жизни и связанными с ним жизненными ситуациями. На основе выбранной фотографии окна они должны были сначала представить, а затем изобразить внутреннее пространство дома (квартиры), которое может находиться за выбранным окном и соответствует либо реальной среде, либо той, в которой хотелось бы пребывать. При этом участники занятия старались как можно более ярко почувствовать разные предметы и части среды — не только визуальные, но и аудиаль-ные, тактильные и иные сенсорные свойства.

Когда рисунок на второй странице был закончен, участники переходили к созданию описания своего рисунка в виде личных воспоминаний, фантазий и ассоциаций, раскрывающих обстановку внутреннего пространства помещения, вспоминали и описывали какие-либо значимые события или занятия, которые происходили в этом пространстве, стараясь как можно более ярко почувствовать разные предметы и части среды с характерными для них сенсорными свойствами и описать их.

Текст также мог включать описание того, как дети и подростки представляют себя, а также людей и животных, возможно, также находящихся в данном помещении, их отношения и занятия.

Ниже приведены примеры рисунков и описаний внутренней среды помещения.

Рис. 1. «Окно моей души». Рисунок внутреннего пространства комнаты, созданный девочкой 12 лет

Создав изображение внутреннего пространства своей комнаты, дополнив признаки реального пространства тем, какой ей хотелось бы видеть свою комнату, девочка 12 лет сопроводила его следующим признанием: «Создавая свою работу с изображением окна и того, что находится в помещении за окном, я смогла лучше понять, как я могу оформить свою комнату, поместить в нее то, что мне нравится, чтобы все было красиво, все стояло на своем месте и чтобы я могла заниматься дома тем, что мне интересно. В этой комнате есть все, что мне нужно — кресло, удобный диван-кровать, телевизор, рабочий стол и полка с компьютером и моими книгами, картины в рамах, ковер. Здесь светло и уютно. Мне нравится то, как я оформила свою комнату. Из окна открывается красивый вид на зеленые деревья. Для меня очень важно, чтобы природа окружала мой дом. Она меня успокаивает».

Выбор фотографии окна, изображение и описание внешнего пространства

В процессе дальнейшей работы участникам занятий предлагалось на основе выбора одной из фотографий изобразить и описать внешнее пространство, открывающееся при виде из окна, стараясь увидеть как можно больше разных элементов среды в их отношениях друг с другом. Предлагалось определить и затем прокомментировать свое отношение к ландшафту.

Ниже приведены примеры рисунков и описаний внешней среды, открывающейся при взгляде из окна.

Рис. 2. Рисунок с изображением того, что открывается при взгляде из музейного окна. Работа выполнена мальчиком 9 лет

Мальчик 9 лет выбрал фотографию с изображением окна исторического дома и сказал, что оно похоже на окно музея. Вид из музейного окна мальчик описал следующим образом: «На моем рисунке изображена часть Москвы. Посмотрев в окно музея, можно увидеть два высоких здания, на обзорную площадку которых я хочу забраться. Я хочу погулять по мосту и хорошенько рассмотреть Москву. Рядом с мостом находится холм. Рядом течет река. Проплывая по реке, можно увидеть остров, на котором есть парк и церковь. Я хочу погулять по парку и подышать свежим воздухом. Хорошо, если будет колокольный звон. Еще можно увидеть старый деревянный дом, похожий на терем. Мне нравится московский простор. Здесь много всего, что связано с историей нашей страны. Есть и то, что связано с нашим временем и будущим. Есть родная природа».

Рис. 3. «Вид из окна на маленький парк». Рисунок создан девочкой 9 лет

Вид из окна девочка описала так: «Это маленький парк во дворе. Там растут березы и другие растения. В маленьком парке есть озеро. Я бы сидела около озера и читала бы книгу. Я бы наслаждалась красотой этого места. Рядом находится маленький прудик. На поверхности воды расположились кувшинки. Вдалеке — красивый лес. Я бы с удовольствием сходила туда за грибами и набрала бы очень много грибов. Я хочу в этом парке любоваться природой. Мне это очень нравится! Хорошо, когда рядом с моим домом есть природа».

Рис. 4. «Вид из окна на кота, смотрящего на луну». Рисунок создан мальчиком 13 лет

Вид из окна мальчик описал следующим образом: «Каждое полнолуние маленький рыжий кот приходит к моему окну и залезает на дерево. Он сидит там до самого утра. Я уже привык к нему и стал его подкармливать. Мне кажется, он сидит там и о чем-то мечтает. Наслаждается красотой луны. Я и сам похож на этого кота. Люблю наслаждаться природой и мечтать. Никуда не торопиться».

Мальчик описал вид из окна следующим образом (рис. 5): «Это — деревня моей мечты. Многим кажется, что она обычная, но для меня она необычная деревня. Возникает вопрос: «Почему?» Потому что я не люблю суетливость. И еще в деревне можно много чем заниматься, а не «сидеть в планшетах и телефонах». Справа вы увидите магазин, машину, которая едет по дороге, а также дома. Я бы очень там хотел побывать. Там красиво, и нет никакой суетливости. Я хотел бы там жить!»

Рис. 5. Скульптурное изображение окна и «Вид из окна на деревню мечты». Работы выполнены мальчиком 10 лет

Заключение

Представленная в статье авторская технология и программа «Окно моей души» опирается на использование представлений и техник экогуманитарного подхода в арт-педагогике,

служащего целям образования в интересах устойчивого развития, позволяющего объединить множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды. В соответствии с идеями этого подхода, в технологии и программе «Окно моей души» особое внимание обращено на творческое взаимодействие участников занятий со средой. Такое взаимодействие поддерживается и активизируется благодаря использованию средовой метафоры окна, как регулирующей процессы перехода субъекта из внутренней среды помещения во внешнюю природную и социальную среду, и наоборот.

Наиболее важными результатами использования авторской технологии «Окно моей души» в рамках соответствующей коррек-ционно-развивающей программы в работе с детьми и подростками явились:

• формирование у обучающихся активной жизненной позиции в отношениях со средой (природной и культурной);

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; укрепление их положительных связей с культурной и природной средой как важным условием сохранения здоровья;

• овладение современными оздоровительными технологиями, связанными с субъект-средовыми взаимодействиями на основе искусства и творческой активности;

• развитие экологического сознания.

Важным механизмом, используемым в процессе реализации программы, являлась пер-сонализация среды. Это было связано с поддержкой педагогом разных видов прагматической и непрагматической активности, связанных с преобразованием среды в рамках имеющихся у обучающихся возможностей для того, чтобы в большей степени согласовать среду со своими интересами, ориентируясь при этом на экологичные способы взаимодействия со средой.

Литература

1. Алексеев С. В. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография / С. В. Алексеев, Н. И. Корякина, Е. А. Рипачева; под общ. ред. С. В. Алексеева. — СПб: СПб АППО, 2015.

2. Алексеев С. В. Размышления о модели «образование в интересах устойчивого развития — через культуру» // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 03.10.2022).

3. Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А. Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 03.10.2022).

4. Копытин А. И. Средовой и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике: методическое пособие. — СПб: СПб АППО, 2017.

5. Копытин А. И. Арт-педагогика и арт-терапия: экогуманитарные технологии образования в интересах устойчивого развития: учебно-методическое пособие. — СПб: СПб АППО, 2021.

6. Heimets M. The phenomenon of personalization of the environment // Journal of Russian & East European Psychology. — 1994. — Vol. 32, No. 3. — P. 24-32.

Ссылка для цитирования

Кожохина С. К. Использование экогуманитарной арт-педагогической технологии «Окно моей души» в контексте образования в интересах устойчивого развития // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика: электрон. науч. журн. — 2023. — T. 4, № 1. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате чч.мм.гггг (число, месяц, год)] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Kozhohina S. K. The use of eco-human art-pedagogical technology "The window of my soul" in the context of education for sustainable development // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice [open access internet journal]. — 2023. — Vol. 4, No. 1. — URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.