Научная статья на тему 'Использование дозированных физических нагрузок в повышении физического здоровья и функционального состояния кардиореспираторной системы организма студентов 18-19 лет'

Использование дозированных физических нагрузок в повышении физического здоровья и функционального состояния кардиореспираторной системы организма студентов 18-19 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
338
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / КРОВООБРАЩЕНИЕ / ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ 18-19 ЛЕТ / СТЕП-АЭРОБИКА / ФУНКЦіОНАЛЬНИЙ СТАН / КРОВООБіГ / ЗОВНіШНє ДИХАННЯ / ФіЗИЧНЕ ЗДОРОВ'Я / СТУДЕНТИ 18-19 РОКіВ / СТЕП-АЕРОБіКА / FUNCTIONAL STATE / CIRCULATION OF BLOOD / EXTERNAL BREATHING / PHYSICAL HEALTH / STUDENTS 18-19 YEARS / STEP-AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова Ольга Валентиновна

Показаны изменения функционального состояния систем кровообращения, внешнего дыхания и физического здоровья студентов при занятиях степ-аэробикой. В эксперименте принимали участие студенты 18-19 лет. Проведено обследование 114 студентов (61 девушка и 53 юноши). Включение в программу физического воспитания студентов этого вида физических упражнений способствует существенному повышению уровня функционального состояния их организма и физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the dosed physical loadings in the increase of physical health and functional state of the cardiorespiratory system of organism of students 18-19 years

The changes of the functional state of the systems of circulation of blood, external breathing and physical health of students are rotined at employments by a step-aerobics. In an experiment students took part 18-19 years. The inspection of 114 students is conducted (61 girl and 53 youths). Plugging in the program of physical education of students of this type of physical exercises is instrumental in the substantial increase of level of the functional state of their organism and physical health.

Текст научной работы на тему «Использование дозированных физических нагрузок в повышении физического здоровья и функционального состояния кардиореспираторной системы организма студентов 18-19 лет»

------------------------------------------------- Педагогіка, психологія та медико-біологічні

Использование дозированных физических нагрузок в повышении физического здоровья и функционального состояния кардиореспираторной системы организма студентов 18-19 лет

Соколова О.В.

Запорожский национальный университет

Аннотации:

Показаны изменения функционального состояния систем кровообращения, внешнего дыхания и физического здоровья студентов при занятиях степ-аэробикой. В эксперименте принимали участие студенты 18-19 лет. Проведено обследование 114 студентов (61 девушка и 53 юноши). Включение в программу физического воспитания студентов этого вида физических упражнений способствует существенному повышению уровня функционального состояния их организма и физического здоровья.

Ключевые слова:

функциональное состояние, кровообращение, внешнее дыхание, физическое здоровье, студенты 18-19 лет, степ-аэробика.

Соколова О.В. Використання дозованих фізичних навантажень в підвищенні фізичного здоров’я та функціонального стану кардіореспіраторної системи організму студентів 18-19 років. Показано зміни функціонального стану систем кровообігу, зовнішнього подиху й фізичного здоров'я студентів при заняттях степ-аеробікою. В експерименті брали участь студенти 18-19 років. Проведено обстеження 114 студентів (61 дівчина й 53 юнака). Включення в програму фізичного виховання студентів цього виду фізичних вправ сприяє істотному підвищенню рівня функціонального стану їхнього організму й фізичного здоров'я.

функціональний стан, кровообіг, зовнішнє дихання, фізичне здоров’я, студенти 18-19 років, степ-аеробіка.

Sokolova O.V. Use of the dosed physical loadings in the increase of physical health and functional state of the cardiorespiratory system of organism of students 18-19 years. The changes of the functional state of the systems of circulation of blood, external breathing and physical health of students are rotined at employments by a step-aerobics. In an experiment students took part 18-19 years. The inspection of 114 students is conducted (61 girl and 53 youths). Plugging in the program of physical education of students of this type of physical exercises is instrumental in the substantial increase of level of the functional state of their organism and physical health.

functional state, circulation of blood, external breathing, physical health, students 18-19 years, step-aerobics.

Введение.

В последние годы целым рядом авторов отмечено существенное ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи [1-3, 5-9].

В связи с известной ролью кардиореспираторной системы организма в обеспечении оптимального функционального состояния организма, его адаптивных возможностей и состояния здоровья в целом можно предполагать, что снижение уровня физического здоровья студентов различного пола и возраста связано с ухудшением функционального состояния именно данных физиологических систем организма.

В соответствии с этим достаточно перспективным направлением в практическом решении проблемы оптимизации физического здоровья студенческой молодежи представляется использованием в программе их физического воспитания в ВУЗе физических упражнений общеоздоровительной направленности, характе-ризирующихся также простотой, доступностью, популярностью среди молодежи, высоким эмоциональным фоном и т.д.

По мнению многих специалистов в области физической культуры и спорта в наибольшей степени данным требованиям соответствуют различные виды аэробики, в частности, степ-аэробика [1-7].

Актуальность и несомненная практическая значимость указанной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Запорожского национального университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования стало изучение особенностей изменения функционального состояния кардиореспи-раторной системы и физического здоровья студентов 18-19 лет в процессе систематических занятий степ-аэробикой.

© Соколова О.В., 2010

Результаты исследования.

В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 114 студентов в возрасте 18-19 лет Запорожского национального университета (61 девушка и 53 юноши). Все студенты были разделены на контрольную (31 девушка и 25 юношей) и основную (30 девушек и 28 юношей) группы. Представители контрольной группы занимались по традиционной программе физического воспитания, используемой в настоящее время для студентов высших учебных заведений, а представители основной - с включением в данную программу систематических занятий степ-аэробикой.

В процессе занятий использовались комплексы базовых шагов (высота платформы составляла 20 см, интенсивность нагрузки - 60-75% от величины максимального потребления кислорода, оптимальные величины частоты сердечных сокращений в процессе выполнения нагрузки составляли от 127 уд/мин до 137 уд/мин, продолжительность основной части занятия - 35-40 минут, частота занятий - 2 раза в неделю).

В начале, середине и в конце учебного года у юношей и девушек обеих групп проводили оценку уровня функционального состояния систем кровообращения (УФСссс, баллы), внешнего дыхания (УФСвд, баллы) и физического здоровья (УФЗ, баллы) с помощью современной компьютерной программы экспресс-диагностики «Обер^-2» [4]. В качестве исходных данных для этой программы у всех студентов определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолическое (АДс, мм рт. ст.) и диастолическое (АДд, мм рт. ст.) артериальное давление, жизненную емкость легких (ЖЕЛ, мл), время задержки дыхания на вдохе (Твд, с) и выдохе (Твыд, с), количество подъемов туловища в положении лежа за 60 с, а также регистрировали значения длины (ДТ, см) и массы (МТ, кг) тела.

Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использовани-

проблеми фізичного виховання і спорту № 3 / 2010

ем статистического пакета Microsoft Exell.

В таблице 1 представлены результаты предварительного обследования студентов и студенток 18-19 лет контрольной и основной групп.

Как видно из приведенных данных в начале исследования нам не удалось зарегистрировать статистически достоверных различий в отношении величин уровней функционального состояния систем кровообращения, внешнего дыхания и физического здоровья, отмеченных у представителей контрольной и основной групп. Значения УФСссс колебались от 53,35±1,52 баллов до 64,87±2,10 баллов, УФСвд - от 55,84±1,88 баллов до 65,04±3,42 баллов, а УФЗ - от 40,90±2,60 баллов до 44,03±1,55 баллов.

Независимо от пола у всех студентов наблюдались «средние» значения уровней функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем их организма и «ниже среднего» - физического здоровья.

Результаты повторного, через 4 месяца после начала эксперимента, обследования юношей и девушек контрольной и основной групп позволили установить следующее.

В соответствии с материалами, представленными в таблице 2, в середине учебного года у юношей основной группы, занимавшихся на занятиях по физическому воспитанию степ-аэробикой, регистрировались статистически значимо более высокие, чем у их сверстников из контрольной группы, величины уровня функционального состояния системы кровообращения (соответственно 73,25±2,37 балла и 66,25±2,34 балла) и уровня физического здоровья (соответственно 52,37±1,87 балла и 45,40±1,60 балла).

Статистически значимых различий в величинах уровня функционального состояния системы внешнего дыхания не отмечалось, хотя тенденция к более высоким значениям была характерна именно для представителей основной группы.

Более того, анализ качественных характеристик использованных в исследовании показателей свидетельствовал о том, что если у юношей контрольной группы значения УФСссс, УФСвд и УФЗ оставались к середине учебного года в тех же функциональных классах, что и в начале эксперимента, то для юношей основной группы был характерен их переход в более благоприятные структурные подразделения (УФСссс и УФСвд из «среднего» в «выше среднего», а УФЗ из «ниже среднего» в «средний».

Существенных количественных и качественных различий между девушками контрольной и основной групп к середине учебного года зарегистрировать не удалось, хотя для представительниц основной группы была характерна тенденция к более высоким значениям УФСвд и УФЗ.

Как и предполагалось наиболее выраженные меж-групповые различия были отмечены нами к окончанию исследования.

В соответствии с данными, приведенными в таблице 3, к окончанию учебного года у юношей основной группы отмечались статистически достоверно более высокие, в сравнении с контрольной группой, значения не только УФСссс (соответственно 79,33±2,57 балла и 68,77±2,42 балла) и УФЗ (54,95±1,96 балла и 47,04±1,66 балла), но и уровня функционального состояния системы внешнего дыхания (соответственно 78,57±4,13 бал-

Таблица 1

Величины изученных показателей у юношей и девушек 18-19 лет основной и контрольной групп в начале эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа

УФСссс, баллы 62,96±2,22 средний 64,87±2,10 средний 56,54±1,93 средний 53,35±1,52 средний

УФСвд, баллы 63,33±3,68 средний 65,04±3,42 средний 53,92±2,80 средний 55,84±1,88 средний

УФЗ, баллы 44,03±1,55 ниже среднего 43,01±1,53 ниже среднего 40,90±2,60 ниже среднего 43,14±1,81 ниже среднего

Таблица 2

Величины изученных показателей у юношей и девушек 18-19 лет основной и контрольной групп в середине эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа

УФСссс, баллы 66,25±2,34 средний 73,25±2,37* выше среднего 58,97±2,01 средний 58,30±1,66 средний

УФСвд, баллы 65,18±3,79 средний 72,75±3,82 выше среднего 55,64±2,89 средний 59,96±2,02 средний

УФЗ, баллы 45,40±1,60 ниже среднего 52,37±1,87** средний 42,08±2,67 ниже среднего 47,98±2,02 ниже среднего

Примечание: здесь и далее - * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - * - p < 0,001 по сравнению с контрольной группой.

87

-------------------------------------------------------------- Педагогіка, психологія та медико-біологічні

Таблица 3

Величины изученных показателей у юношей и девушек 18-19 лет основной и контрольной групп в конце эксперимента (М±м)

Показатели Юноши Девушки

Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа

УФСссс, баллы 68,77±2,42 средний 79,33±2,57** выше среднего 61,02±2,08 средний 66,58±1,90* средний

УФСвд, баллы 68,13±3,96 средний 78,57±4,13* выше среднего 57,07±2,96 средний 69,73±2,35** выше среднего

УФЗ, баллы 47,04±1,66 ниже среднего 54,95±1,96** средний 43,73±2,78 ниже среднего 56,23±2,36** средний

Таблица 4

Изменения величин изученных показателей у юношей и девушек 18-19 лет основной и контрольной групп к

окончанию эксперимента (в % к исходным значениям)

Показатели Юноши Девушки

Контрольная группа Основная группа Контрольная группа Основная группа

УФСссс, баллы 9,23±1,48 22,29±1,58*** 7,93±1,47 24,79±1,60***

УФСвд, баллы 7,58±1,47 20,8±1,57*** 5,84±1,46 24,88±1,60***

УФЗ, баллы 6,83±1,46 27,76±1,62*** 6,9±1,46 30,33±1,64***

ла и 68,13±3,96 балла).

Аналогичные результаты были получены нами и при обследовании девушек основной и контрольной групп.

В конце учебного года у студенток основной группы были отмечены достоверно более высокие, чем у их сверстниц из контрольной группы, значения УФСссс (соответственно 66,58±1,90 балла и 61,02±2,08 балла), УФСвд (69,73±2,30 балла и 57,07±2,96 балла) и УФЗ (56,23±2,36 балла и 43,73±2,78 балла).

Более того, если среди девушек контрольной группы к окончанию исследования качественных изменений изученных показателей не наблюдалось, то для студенток основной группы был характерен переход значений УФСвд из функционального класса «средний» в структурное подразделение «выше среднего», а УФЗ - из «ниже среднего» в «средний».

Убедительным подтверждением более выраженной оптимизации функционального состояния кар-диореспираторной системы и физического здоровья студентов, занимавшихся в течение учебного года степ-аэробикой, послужили также результаты сравнительного анализа величин относительного прироста значений УФСссс, УФСвд и УФЗ к окончанию эксперимента.

Как видно из таблицы 4 независимо от пола к окончанию учебного года для представителей основной группы было характерно 2-3 кратное преимущество перед своими сверстниками из контрольной группы в темпах прироста уровней функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и физического здоровья.

Выводы.

Представленные в данном исследовании экспериментальные материалы позволили констатировать, что использование в программе по физическому воспитанию студентов дозированных физических нагрузок в

виде степ-аэробики, способствует существенной оптимизации функционального состояния кардиореспира-торной системы их организма и уровня физического здоровья в целом. Очевидно, что широкое внедрение данного вида физических упражнений среди студенческой молодежи является одним из факторов повышения эффективности процесса их физического воспитания в ВУЗе.

Перспективы дальнейших исследований. Планируется дальнейшее изучение особенностей влияния занятий степ-аэробикой функциональное состояние организма студентов других возрастных групп.

Литература

1. Антипенко Е.Н. Приоритеты здоровья населения Украины / Е.Н. Антипенко // Медицина Украины. - 1996. - №2. - С. 214.

2. Кулаков В. Воздействие экологических факторов на здоровье населения / В. Кулаков, Н. Кирбасов, Л. Пономарева // Врач. дело. - 1993. - №3. - С. 57 -59.

3. Маликов Н.В. Адаптация: проблемы, гипотезы, эксперименты / Н.В. Маликов. - Запорожье: Изд-во Запорожского госуниверсите-та. - 2001. - 359 с.

4. Маліков М. В. Функціональна діагностика в фізичному вихованні та спорті / М.В. Маліков, Н.В. Богдановська, А.В. Сватьєв. - Навчальний посібник (під грифом МОН України). - Запоріжжя: ЗНУ, 2006. - 246 с.

5. Мухін В.Н. Фізична реабілітація / В.Н. Мухин - Київ: Олімпійська література, 2000. - 422 с.

6. Нагорна А.М. Сучасний стан здоров’я підлітків і молоді України та заходи щодо його збереження і покращення / А.М. Нагорна, Т.С. Грузєва, Т.К. Кульчицка // Лік. справа. - 1998. - №7. -С. 177-181.

7. Спитенко Ю.П. Здоровье Украины на современном этапе / Ю.П. Спитенко // Социальная гигиена, органы здравоохранения и история медицины / Республиканская межведомственная комиссия. - К., 1992. - Вып. 23. - С. 3-8.

Поступила в редакцию 03.03.2010г.

Соколова Ольга Валентиновна рекомендовано к печати: Маликов Н.В., д.б.н., проф.

nvmalikov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.