Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСУЛЬТНОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСУЛЬТНОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ИНСУЛЬТ / ИНСУЛЬТНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Адильбеков Е.Б., Сахипова А.Г., Медуханова С.Г., Жумабаева Г., Адильбекова Б.Б.

Введение. В данной статье представлено описание использования дистанционных технологий в инсультной службе РК. Проанализированы данные по телемедицинским консультациям, проведенным в 2019 и 2020 годах Республиканским координационным центром по проблемам инсульта. Цель исследования: анализ телемедицинского экспертного консультирования в рамках инсультной службы в РК за 2019 и 2020 годы. Материалы и методы. В 2019 г. было 142 телемедицинских видеоконсультаций, в 2020 г. - 95. Проанализирована структура видеоконсультаций по РК с учетом административно-территориального деления, половозрастного состава. Результаты. Среди пациентов преобладали молодые женщины, а среди них в свою очередь беременные и женщины в послеродовом периоде. Заключение. Консультации с помощью дистанционных технологий экономически эффективны, зачастую являясь оптимальным решением в рамках пандемии SARS-Cov2 из-за невозможности очных консультаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Адильбеков Е.Б., Сахипова А.Г., Медуханова С.Г., Жумабаева Г., Адильбекова Б.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE STROKE SERVICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Introduction. This article describes the use of remote sensing technologies in the stroke service of the Republic of Kazakhstan. Analyzed data on telemedicine consultations conducted in 2019 and 2020 by the Republican Coordination Center for Stroke Problems. Objective of the study: analysis of telemedicine expert consultation within the stroke service in the Republic of Kazakhstan for 2019 and 2020. Materials and methods. In 2019, there were 142 telemedicine video consultations, in 2020 - 95. The structure of video consultations in the Republic of Kazakhstan was analyzed, taking into account the administrative-territorial division, gender and age composition. Results. Among the patients, young women predominated, and among them, in turn, pregnant women and women in the postpartum period. Conclusion. Remote consultations are cost effective and are often the optimal solution in the SARS-Cov2 pandemic due to the inability of face-to-face consultations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСУЛЬТНОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Ц 19

*f*-

УДК 616.8-005

Е.Б. Адильбеков (к.м.н.)1, А.Г. Сахипова (к.м.н.)1, С.Г. Медуханова1, Г. Жумабаева1, Б.Б. Адильбекова (PhD)2, Х.А. Мустафин1

1 АО «Национальный центр нейрохирургии», г. Нур-Султан, Казахстан

2 Кафедра внутренних болезней №2, НАО «Медицинский Университет Астана», г. Нур-Султан, Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСУЛЬТНОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Введение. В данной статье представлено описание использования дистанционных технологий в инсультной службе РК. Проанализированы данные по телемедицинским консультациям, проведенным в 2019 и 2020 годах Республиканским координационным центром по проблемам инсульта. Цель исследования: анализ телемедицинского экспертного консультирования в рамках инсультной службы в РК за 2019 и 2020 годы.

Материалы и методы. В 2019 г. было 142 телемедицинских видеоконсультаций, в 2020 г. - 95. Проанализирована структура видеоконсультаций по РК с учетом административно-территориального деления, половозрастного состава.

Результаты. Среди пациентов преобладали молодые женщины, а среди них в свою очередь беременные и женщины в послеродовом периоде.

Заключение. Консультации с помощью дистанционных технологий экономически эффективны, зачастую являясь оптимальным решением в рамках пандемии SARS-Cov2 из-за невозможности очных консультаций.

Ключевые слова: телемедицина, телемедицинская консультация, инсульт, инсультная служба.

Введение. Начало телемедицины в ее современном виде было положено в 1960-х годах прошлого века. Впервые телевизионная консультация была проведена в 1959 г. в Соединенных Штатах Америки (США). Развитие телемедицины в значительной степени обусловлено развитием военной и космической техники, а также усилиями нескольких специалистов, использующих доступное на рынке оборудование. Так в СССР телеметрически регистрировали данные электрокардиографии в одном и двух грудных отведениях у первых космонавтов во время полетов Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. В 1965 г. американский кардиохирург М. ДеБейки с помощью спутниковой связи и интерактивных телевизионных систем, находясь в США, контролировал операцию на открытом сердце, проводившуюся в Женеве [1]. В настоящее время широко используются телемедицинские технологии в США, Канаде, Австралии, западноевропейских странах. В 1997 г. Всемирная организация здравоохранения ввела определение «телемедицина» как предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда

расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ [2].

Несомненно, что это инновационный подход, сочетающий в себе медицинские знания и оборудование в совокупности с информационными и коммуникационными технологиями, которые позволяют проводить обследование, наблюдение и лечение пациента удаленно. Телемедицина — прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

А.Г. Сахипова, email: aiym.sakhipova@ncn.kz

Телемедицина имеет четыре характерных черты:

1. Ее целью является предоставление клинической поддержки.

2. Она преодолевает географические барьеры, устанавливая связь между пользователями, физически находящимися далеко друг от друга.

3. Она включает в себя использование различных видов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

4. Ее целью является улучшение здоровья населения [2].

Таким образом, если обобщить все черты в единое целое, то целью телемедицины является предоставление качественной медицинской помощи любому человеку, независимо от его местонахождения и социального положения. Телемедицина позволяет поднять эффективность лечения и диагностики на качественно новый уровень.

В 2017 году был организован пилотный проект в Республике Казахстан по внедрению эффективной модели инсультной службы в РК с применением цифровых технологий «Те^гоке 24/7». В рамках проекта был создан единый консультативный «24/7 Те^гоке-центр» для ранней диагностики и определения дальнейшей тактики лечения пациентов с возможным инсультом. Был разработан проект программного обеспечения для работы «24/7 Те^гоке центра». Центр находился на базе АО «Национальный центр нейрохирургии» (НЦН). В проекте участвовали инсультные центры следующих городов: Астаны, Актобе, Шымкент, Коста-най. Проект длился 4 месяца. Сервер находился на базе АО «НЦН», инсультные центры имели программное обеспечение PACS. Единый консультативный «24/7 Те1е51:гоке-центр» представлен в ка-

ФуНКЦКОННрувТ 66 и^ по РК из расчета го коек на 250 тысяч населения согласно приказа £09 МЗ РК

честве интегрированном системы, включающей возможности онлайн-консультаций, координации медицинскими процессами между специалистами, обмен медицинскими данными, возможности просмотра и хранения данных, а также систему содействия экстренной транспортировки пациентов.

В 2017 году по инициативе Республиканского центра по проблемам инсульта АО «Национальный центр нейрохирургии» (РКЦПИ) была налажена телемедицина в рамках инсультной службы на постоянной основе. Специалисты РК-ЦПИ помогают врачу удаленного Инсультного центра поставить диагноз пациенту, и солидарно решить дальнейшею тактику ведения пациента. Все видеоконференции начали осуществляться за счет возможностей высокоскоростного интернета на основе оптоволоконного кабеля. Система для организации видео конференцсвязи представлена продуктами компании «Polycom».

Координатором консультаций регионов с ведущими центрами страны, является РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» МЗ РК. Специалист, в нашем случае врач-невролог любого инсультного центра (всего 66 инсультных центров на территории РК, рис. 1), отправляет запрос в центр экстренной медицины вместе с выпиской пациента для консультации врача РКЦПИ. Согласовав со специалистом РКЦПИ время консультации Центр экстренной медицины организовывает саму консультацию. Специалист РКЦПИ дает необходимые рекомендации, если нужна транспортировка, решается вопрос о доставке пациента силами центра экстренной медицины.

Б 2015 году

в 201 5 году дополнительно открыто - Э ИЦ в 201 7 году -13 ИЦ, в 201 в году открыто - 5 ИЦ, в 2019 году открыто - 7 ИЦ. в 2020 году открыто - 1 ИЦ.

Рисунок 1 - Картограмма инсультных центров по РК

Воздушный парк службы санитарной авиации РК: 35 воздушных судов (24 самолета, 11 вертолетов). Вся территория РК поделена на зоны обслуживания воздушными судами. Ниже представлены схематичные рисунки 2 и 3.

Рисунок 2 - Оснащение вертолетами ЕС - 145

Рисунок 3 - Оснащение винтовыми и реактивными самолетами На рисунке 4 представлена видеоконференция, проходящая в режиме реального времени в специальном конференц-зале для телемедицины. На рисунке 5 непосредственно представлен экран монитора, конференция была с врачами из инсультного центра.

Рисунок 4 - Видеоконференция по проблемам инсульта

« л

Рисунок 5 - Экран монитора во время видеоконференции по проблемам инсульта Цель исследования: анализ телемедицинского экспертного консультирования в рамках инсультной службы в РК за 2019 и 2020 годы.

Материалы и методы: проанализированы все телемедицинские консультации, проведенные Республиканским координационным центром по проблемам инсульта за 2019 и 2020 годы в Республике Казахстан. В РК всего 14 областей и 3 города республиканского значения. Анализу подверглись только консультации, проведенные специалистами РКЦПИ с врачами инсультных центров по поводу пациентов, у которых требовалось дифференциация диагноза, или определение дальнейшей тактики лечения. Все консультации 100% проводились в режиме реального времени.

Мы проанализировали телемедицинские консультации с административно-территориальной точки зрения. В 2019 году всего было 142 телемедицинских консультации. На графике 1 представлено распределение количества консультаций по областям в рамках телемедицины. Больше всего обращений поступило из таких областей: Жам-былская, Туркестанская, Костанайская, и г. Шым-кент.

2019

г.Нур-Султан Атырауская Актюбинская г.Апматы ско

Павлодарская Мангистауская ВКО

Алматинская

кзо

Карагандинская Акмолинская ЗКО

Костанайская Туркестанская г.Шымкент Жамбыпская

4 4 5 5 5

17 17

21

25

г.Нур-Султан Карагандинская Акмолинская г.Апматы Атырауская КЗО СКО

Алматинская ЗКО ВКО

Актюбинская Мангистауская Павлодарская Жамбылская Костанайская г.Шымкент Туркестанская

2020

0

1

2 2 2

3

4 4 4 4

11 11

13

17

График 1 - Количество пациентов по областям РК в 2019 и 2020 гг. На графике 2 четко прослеживаются наиболее мые активные области в 2019 и 2020 годах совпа-активные области: Туркестанская, Костанайская, дают. Жамбылская, г.Шымкент. Примечательно, что са-

График 2 - Сравнение частоты консультирования по областям РК

В 2020 году количество консультаций уменьшилось (всего 95), в связи с тем, что многие медицинские организации, где расположены инсультные центры были перепрофилированы в провизорные центры, также снизилась госпитализированная заболеваемость (график 3) [3]. Снижение госпитализированной заболеваемости у нас

в стране объясняется двумя факторами: большая нагрузка на медицинские организации вследствие пандемии СOVID-19 и страхом пациентов с тран-зиторной ишемической атакой и малыми формами инсульта обращаться в лечебные учреждения, боязнью заразиться коронавирусной инфекцией [4].

324,5

300.5

■ ЯИ9Г

График 3 - Госпитализированная заболеваемос В результате проведенного исследования Всемирной организации по борьбе с инсультом ^БО), в нескольких странах, включая Чили, Колумбию, Иран, Грецию, Великобританию, Бельгию и Италию, выявлено резкое сокращение количества госпитализаций пациентов с острыми инсультами [5].

■ £020г.

ть (на 100 тыс. нас.) за 12 месяцев 2019-2020 гг.

Результаты и обсуждение. Все консультации проводились в рамках инсультной службы. Однако встречались и другие заболевания под «маской» инсульта [6]. В ходе телеконференций определялись планы диагностики и тактики дальнейшего лечения. Ниже представлен сравнительный график телемедицинских консультаций за 2019 и 2020 гг. в зависимости от нозологических форм.

Сравнительный график телеконсультаций за 2019 и 2020 гг. по нозологическим формам

50 45 40 35 30

График 4 - Сравнительный график телеконсульт Естественно наиболее частые консультации проводятся по таким клиническим диагнозам, как ишемический, геморрагический, венозный, смешанный инсульт. Встречались такие диагнозы как травма ЦНС, опухоли ЦНС, патология, связанная с беременностью, патология сосудов, менин-гоэнцефалит и осложнения, связанные с постреанимационной болезнью. В группу «другие» вошли единичные случаи нозологических форм.

В результате анализа выяснилось, что среди пациентов, консультируемых специалистами РК-ЦПИ преобладают женщины: 77,47% и 69,47%

й за 2019 и 2020 гг. по нозологическим формам в 2019 и 2020 годах соответственно (график 5). Преобладающим большинством всех консультируемых пациенток являлись беременные и женщины в послеродовом периоде: 61,82% и 77,27% в 2019 и 2020 годах соответственно (график 6). Данная категория женщин находится в группе риска по материнской и младенческой смертности. Эти показатели определяют глобальный индикатор, который оценивает уровень здравоохранения и уровень конкурентоспособности стран. Правительство РК уделяет большое внимание данным показателям.

2019 2020

■М "Ж ■ м ■ Ж

График 5 - Соотношение мужчин и женщин в 2019 и 2020 годах

График 6 - Структура пациенток в 2019 и 2020 годах На графике 7 представлена возрастная струк- 2020 годы. К сожалению, преобладают молодые тура пациентов, проконсультированных за 2019- пациенты в возрасте от 20 до 39 лет.

Возрастная структура пациентов

60 50 40 30 20 10

1019 V20-29 30-39 J 40-49 50-59 60-69 70-79 80-89

■ 2019 ■ 2020

График 7 - Возрастн Выводы. Консультации с помощью дистанционных технологий экономически эффективны, т.к. не требуют дорогостоящих затрат, в сравнении с очными консультациями. В связи с тем, что очные консультации в рамках пандемии SARS-Cov2 стали невозможными, использование цифровых технологий существенно облегчало задачу специализированного медицинского консультирования пациентов. Данные экспертные консультации в диагностике и лечении имеют вид солидарного решения, что в конечном итоге по-

структура пациентов

вышает своевременность и качество диагностики и лечения.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что преимущественно консультируются пациенты женского пола, молодые. Превалируют беременные и женщины послеродового периода с южных областей: Туркестанская, Жамбылская, г. Шымкент. Это объясняется тем, что в данных областях отмечается самая высокая рождаемость по РК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Вишнева Е.А., Намазова-Барано-ва Л.С. «Телемедицина - перспективы и трудности перед новым этапом развития» // Педиатрическая фармакология. - 2013. - 10(3). С. 6-11. https://doi.org/10.15690/pf.v10i3.691.

2. Telemedicine: opportunities and developments in Member States: report on the second global survey on eHealth 2010. (Global Observatory for eHealth Series, 2) World Stroke Organization.

3. Adilbekov Y., Akhmetzhanova Zh., Medukhanova S., Berdikhodzhaev M., Adilbekova B. / National Indicators of the Stroke System in Kazakhstan. 14th Asian-Australasian Federation of Interventional and Therapeutic Neuroradiology. October 5-7, 2020 virtual congress.P-263.

4. Qureshi A.I., Abd-Allah F., Al-Senani F., Aytac E., Borhani-Haghighi A., et al. Management of acute ischemic stroke in patients with COVID-19

infection: Report of an international panel // Int J Stroke. - 2020. - 5(5). - P. 540-554. doi: 10.1177/1747493020923234.

5. Markus H.S., Brainin M. COVID-19 and stroke -A global World Stroke Organization perspective // International Journal of Stroke. - 2020. -Vol. 15(4). - P. 361-364. 2020 World Stroke Organization Article reuse guidelines: sagepub.com/journals-permissions DOI: 10.1177/1747493020923472 journals.sagepub. com/home/wso.

6. Barbosa M.M., Araujo E., Pereira M., Costa R.M., Ballve A., Rubiera M., Molina C.A. Psychiatric Symptoms and Benzodiazepine Use Mask a Patent Foramen Ovale-Related Stroke: A Cautionary Tale // Eur J Case Rep Intern Med. - 2019. -5;6(7):001120. doi: 10.12890/2019_001120.

Е.Б. Адильбеков (к.м.н.)1, А.Г. Сахипова (к.м.н.)1, С.Г. Медуханова1, Г. Жумабаева1, Б.Б. Адильбекова (PhD)2, Х.А. Мустафин1

1 «¥лттык нейрохирургия орталыгы» АК, Нур-Султан к, Казакстан

2 «Астана медицина университетi» КЕАК, Нур-Султан к., Казакстан

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ ИНСУЛЬТ КЫЗМЕТ1НДЕ К.АШЫК.ТЫК.ТЫК, ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ КОЛДАНУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kipicne. Бул мак,алада К,Р инсульт к,ызметнде к,ашык,тык,тык, технологияларын пайдаланудык сипат-тамасы берЫген. Инсульт проблемалары жеындеп республикалык, Yйлестiру орталыFы 2019 жэне 2020 жылдары жYргiзген телемедицина бойынша консультациялар туралы деректерге талдау жасалынды.

Зерттеудщ мак,саты: 2019 жэне 2020 жылдарFа арналFан Казахстан РеспубликасындаFы инсульт к,ы-зметi шекбершде телемедициналык, сараптамалык, кекес берудi талдау.

Материалдар мен тэсiлдер. 2019 жылы 142 телемедициналык видеоконсультация, 2020 жылы - 95. Эюмшмлк-аумак,тык, белiну, жыныстык,-жас курамын ескере отырып, КР бойынша видеоконсультация-лардык курылымы талданды.

Нэтижелер. Пациенттердщ басым кепшiлiгi - жас эйелдер, ал олардык арасында ез кезепнде жYктi эйелдер мен босанFаннан кейнп кезекдеп эйелдер басым.

Корытынды. Кашыктан консультациялар экономикалык, т¥рFыдан тиiмдi жэне кебнесе бетпе-бет консультациялардык мYмкiн емесппне байланысты SARS-Cov2 пандемиясында октайлы шешнм болып табылады.

Негiзгi сездер: телемедицина, телемедициналык консультация, инсульт, инсульт к,ызметК

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Ц 27

-

E. Adilbekov1, A. Sakhipova1, S. Meduhanova1, G. Zhumabaeva\ B. Adilbekova (PhD)2, H.A. Mustafin1

1 JSC "National Center for Neurosurgery", Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

2 JSC Medical University Astana, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

THE USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE STROKE SERVICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Introduction. This article describes the use of remote sensing technologies in the stroke service of the Republic of Kazakhstan. Analyzed data on telemedicine consultations conducted in 2019 and 2020 by the Republican Coordination Center for Stroke Problems.

Objective of the study: analysis of telemedicine expert consultation within the stroke service in the Republic of Kazakhstan for 2019 and 2020.

Materials and methods. In 2019, there were 142 telemedicine video consultations, in 2020 - 95. The structure of video consultations in the Republic of Kazakhstan was analyzed, taking into account the administrative-territorial division, gender and age composition.

Results. Among the patients, young women predominated, and among them, in turn, pregnant women and women in the postpartum period.

Conclusion. Remote consultations are cost effective and are often the optimal solution in the SARS-Cov2 pandemic due to the inability of face-to-face consultations.

Keywords: telemedicine, telemedicine consultation, stroke, stroke service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.