Правительство Республики Саха (Якутия) на данный момент проводит работу по внедрению Автоматизированной информационной системы «Профилактика», предназначенной для организации автоматизированного информационного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в едином информационном пространстве, так 29 ноября 2021 г. было заключено соглашение №ВС-41/2021 с Автономной некоммерческой организацией «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды».
Выводы. Разработка и внедрение единой комплексной структуры профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками девиантного поведения стала первоочередной задачей федерального уровня. Решение данной задачи возможно только при участии всех структур и ведомств, задействованных в работе с несовершеннолетними с момента постановки их на учет до полного и всестороннего восстановления, обеспечивая при этом непрерывность проводимой работы. Организация систематической психолого-педагогической работы с ребенком, с ближайшим окружением будет содействовать его скорейшему возвращению в общество и предотвращению совершения повторного правонарушения.
Таким образом, данное исследование в целом подтвердило выдвинутое нами предположение, и доказало эффективность разработанного нами проекта, позволило выработать практические рекомендации по организации и управлению системой профилактики правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне.
Проведенная нами работа в силу ряда обстоятельств таких как: многоаспектность механизмов и факторов организации профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые находятся в постоянной модификации с учетом современных реалий времени, не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы. Необходимы дальнейшие наработки по повышению эффективности системы взаимодействия субъектов профилактики с действенной нормативно-правовой базой, совершенствованию форм работы по повышению педагогической культуры родителей и др.
Литература:
1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография / Б.Н. Алмазов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 180 с. - (Актуальные монографии). - ISBN 9785-534-09759-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/494850 (дата обращения: 08.04.2022).
2. Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А.Беженцев. - М.: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 247 с.
3. Гинцяк, Л.Ф. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / Л.Ф. Гинцяк, В.Н. Ильченко; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т обществ. наук, Каф. права и методики его преподавания. -Екатеринбург: [б. и.], 2018. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11653.
4. Гусева, Е.В. Безнадзорность в среде несовершеннолетних: историко-теоретический аспект // Современные вопросы государства, права, юридического образования / Е.В. Гусева. - Тамбов: Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 199-204.
5. Дидык, А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / А.Н. Дидык // Вестник науки и образования. - 2019. - Т. 2. - № 12 (36). - С.76-77.
6. Коломытцев, Н.А. Борьба с особо опасным рецидивом преступлений: Теория и практика: диссертация ... д-ра. юр.наук: 12.00.08 / Коломытцев Николай Алексеевич. - Москва, 2000. - 433 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/borba-s-osobo-opasnym-retsidivom-prestuplenii-teoriya-i-praktika (дата обращения: 01.09.2022).
7. Мельникова, О.В. Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, на основе взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений / О.В. Мельникова // Работник социальной службы. - 2013. - № 5. -С. 65-71.
8. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. Пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева / М.: ИНФРА-М, 2007. - 185 с.
9. Приказ «О своевременном оповещении о происшествиях с участием обучающихся (воспитанников) муниципальных образовательных учреждений» УО ОА г. Якутска №01-10/154 от 20.02.2020 г. - URL: http://yaguo.ru/files/prikaz uo ob opoveshchenii - 0001 0.pdf
10. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка [Текст] / Н.Е. Харламенкова // 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.
Педагогика
УДК 37.378.1
старший преподаватель Васюхневич Ирина Александровна
Тюменский государственный медицинский университет (г. Тюмень); доктор педагогических наук, профессор Моложавенко Вера Леонидовна
Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Статья посвящена описанию современных методик дистанционного обучения профессиональной латинской медицинской терминологии. Проанализированы методы изучения профессиональной терминологии на занятиях по латинскому языку у студентов медицинского вуза. В работе проанализированы программы для создания терминологических карточек, позволяющих быстро запомнить необходимый лексический минимум. Дана классификация удобных для применения мобильных приложений. Раскрываются приёмы овладения латинским языком среди русскоязычных и иностранных студентов. Представлены примеры карточек некоторых программ, помогающих интенсивному запоминанию лексики латинского языка. Также приведены примеры методов освоения латинской терминологии, адаптированных под дистанционную форму обучения. Делается акцент на создание нового формата ведения занятия дистанционно. Обозначена перспектива развития темы исследования, на основе принципов создания учебного контента для студентов-медиков. Описан процесс внедрения в учебный процесс студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» комплекса дистанционных программ и приложений по дисциплине «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии».
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация образования, дистанционное обучение, речевые навыки, коммуникативная компетенция, медицинский вуз, латинский язык.
Annotation. The article is devoted to the description of modern methods of distance learning of professional Latin médical terminology. The methods of studying professional terminology in the Latin language classes for medical students are analyzed. The
paper analyzes programs for creating terminological cards that allow you to quickly memorize the necessary lexical minimum. The classification of convenient mobile applications is given. The methods of mastering the Latin language among Russian-speaking and foreign students are revealed. Examples of cards of some programs that help intensive memorization of Latin vocabulary are presented. Examples of methods for mastering Latin terminology adapted for distance learning are also given. Emphasis is placed on the creation of a new format for conducting classes remotely. The development perspective of the research topic is outlined, based on the principles of creating educational content for medical students. The process of introducing a complex of remote programs and applications in the discipline "Latin language and the basics of pharmaceutical terminology" into the educational process of 1 year students of the specialty "Medicine" is described.
Key words: digital technologies, digitalization of education, distance learning, speech skills, communicative competence, medical school, Latin language.
Введение. Процесс обучения посредством средств цифровизации является актуальным в настоящее время. Цель государственной программы РФ «Развитие образования» в 2018-2025 гг. заключается в реализации доступности образования на основе применения дистанционных технологий. Задачи данной программы заключаются в развитии онлайн-обучения и в повышении знаний, умений, навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.
Процесс внедрения цифровых технологий в систему образования оказался повсеместным в период пандемии. Развитие цифровизации в сфере образования отвечает не только за процесс обучения и воспитания, но и за развитие новых цифровых систем в образовании. «Именно образование является начальной ступенью в становлении личности, дальнейшем развитии человека» [4, С. 115]. Особое внимание в образовательной деятельности при внедрении в учебный процесс информационных технологий уделяется методам активного обучения и запоминания новой терминологии. Цель педагога -научиться определять учебные ресурсы для каждого этапа занятия, обеспечивающие целостность процесса обучения в информационной образовательной среде. «Для овладения иностранным языком недостаточно механического заучивания традиционных компонентов языковой системы» [8, С. 74].
Изложение основного материала статьи. Дистанционная форма изучения латинской медицинской терминологии строится на управлении самостоятельной познавательной деятельности студентов. Именно поэтому для качественного обучения необходимо реализовать применение различных методов изучения и систематизации латинской медицинской терминологии. К тому же, «студент, обучающийся дистанционно, должен уметь распределять время и количество материала для результативного освоения материала» [2, С. 50].
Как показал опыт, ведение занятий дистанционно определяется необходимостью выбора определённых методов и форм подачи учебного материала. Средства «компьютерных и телекоммуникационных технологий инициирует появление новых форм организации обучения» [5, С. 8]. Чтобы облегчить работу студентов, были предложены следующие методы изучения латинской терминологии, адаптированные под дистанционную форму обучения: ассоциации, использование флеш-карточек, аудио-лингвальный, стикеры, интервальное повторение, учебные видеозаписи, онлайн - самотестирование, электронные интеллект-карты, мобильные приложения.
Ассоциативный метод предполагает «запоминание слов благодаря зрительной и слуховой памяти» [9, С. 454]. Между двумя словами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое. Обучающийся может ассоциировать слово, необходимое для запоминания с созвучным или подходящим по смыслу с помощью сети «интернет». С его помощью можно избежать механического заучивания и сократить количество времени, а также он позволяет развивать образное и творческое мышление студента. Суть упражнения на запоминание терминологии заключалась в следующем: на экран выводится латинское слово в полной словарной форме, даётся русский перевод, затем студентам в группе предложено назвать слова, которые ассоциируются с данным термином, чем больше, через образы закрепляется связь названных слов с исходным термином. Н-р: oculus, i m - глаз - студенты чаще всего называют окулист и окуляры. Обучающиеся понимают связь слов и их значение. Правильный выбор терминов позволяет «ускорить общение, оперативно и лаконично выразить мысль, что способствует достижению наибольшего эффекта ...в процессе коммуникации» [10, С. 136].
Использование флеш-карточек удобно тем, что на одной стороне пишется латинское слово, на другой - перевод. Данный способ позволяет учить лексику в условиях дистанционного обучения, не выходя из дома. Для этого используются: - Quizlet - приложение, которое можно установить на смартфоне или открыть в браузере. Плюсы - русская версия, созданными карточками можно делиться в группе. На рисунках приведены примеры создания карточек в данном приложении. Удобство применения заключается ещё и в использовании картинок, что позволяет использовать карточки для иностранных студентов, плохо владеющих русским языком (рис. 1).
Л quizlet.com/ru/72 37Ю237/Латиискан-ан атом и ческая-терминология-f fash-cards/
Латинская анатомическая терминология
■Иг Выбрать 5
Вы начали изучать эти термины Продолжайте!
3¡nsiva, ае f десна ш -* 1t> у
órbita, ае f глазница ЪЁ Ч ★ ча
amina, ае f Пластина, пластинка i - ★
:oncha, ае f раковина AttÜ ★ i¡> ✓
Рисунок 1
На рисунке 2 показан пример применения карточек для самопроверки. Приложение позволяет перемешать термины и определения.
Рисунок 2
- Lexilize Flashcards - приложение позволяет работать без подключения к интернету, карточки можно структурировать по тематике.
- Rolandos Flashcards - удобное приложение, позволяет творчески подходить к созданию карточек, что, в свою очередь, позволяет вовлекать в учебный процесс слабо ориентированных на учебу студентов.
Следующий метод - аудио-лингвальный. Он основан на записывании на диктофон слов, необходимых для запоминания вместе с переводом, и их прослушивании в любое удобное время. Диктофоны встроены в каждый телефон, что делает процесс обучения повсеместным.
Одним из старых способов запоминания слов является наклеивание стикеров с записанными на них латинскими словами на такие приметные места, как стена, стол или шкаф. В дистанционных условиях предполагается сделать виртуальные стикеры, поможет в этом приложение Sticky Notes - заметки для Windows рабочего стола. Минусы данного приложения - возможность использования только на больших экранах.
Уже известный нам метод интервального повторения позволяет запомнить термины надолго благодаря множеству программ и онлайн-сервисов. Пользователям предоставляется возможность занесения новых слов в персональный словарь, а также подобрать слова по различным тематикам. Например, самая популярная программа для этого метода - Anki. Программа, позволяющая создать карточки определённой тематики, с которыми можно работать онлайн. Запоминание терминов происходит через методику интервального повторения. Карточки можно визуализировать [1], прикрепив картинки.
Онлайн-сервисы являются достаточно разнообразными. В дистанционном обучении все более активно используются такие образовательные ресурсы, как учебные видеоматериалы. Их спектр достаточно широк: от записей аудиторных лекций и демонстраций лабораторных опытов до многочасовых учебных фильмов. Суть данного метода в том, что в одну и ту же единицу времени, задействовав мультимедийные средства, можно передать студентам значительно больше информации, чем во время стандартной лекции.
Метод онлайн - самотестирования заключается в том, что обучающиеся сами оценивают свой уровень знания латинской терминологии на просторах сети интернет. Информация из временной памяти переходит в долговременную, предварительное самотестирование знаний и способностей может результативно помочь преодолеть трудности, связанные с учёбой. Метод самооценки позволяет каждому учиться в своём ритме и действовать ответственно.
Также для успешного запоминания слов предлагается использовать электронные интеллект - карты, обеспечивающие простое сохранение информации в памяти человека для последующего эффективного извлечения. Составление карт подразумевает классификацию ключевых слов на основные и производные понятия. Преимущество электронных интеллект-карт в дистанционном обучении в том, что они допускают повторное редактирование информации. Для их создания используются онлайн-сервисы, например, MindMeister (рис. 3).
Тема 1.1.2. Имя существ ител ьное {грамматические категории). Существительные I. II, IV, V склонений. Парадигма склонений в единственном и множественном числе. Образование терминов с несогласованной связью.
Лати нская ан___ ^ ^^
Рисунок 3
Данные программы позволяют создавать, редактировать интеллект-карты, а также вставлять в них необходимые изображения.
Для иностранных студентов, тексты с профессиональной терминологий следует адаптировать до уровня В1.
Иностранные студенты, обучающиеся в медицинском вузе, испытывают ряд трудностей в понимании узкопрофессиональной лексики. Опрос показал, что студенты-иностранцы сталкиваются с непониманием текста на русском языке из-за: ограниченности словарного запаса; сложностей с переводом; незнанием основ грамматики русского языка; плохого восприятия речи на слух.
Чтобы научить таких студентов правильно произносить термины и понимать их значение, учебные тексты, содержащие профессиональные термины, следует адаптировать [7, С. 125]. Карточки с терминами латинского языка, созданные в дистанционных приложениях и программах, можно не только визуализировать, но и озвучить, что даст возможность сразу правильно выучить слова.
Выводы. Применение цифровых ресурсов и мобильных приложений для запоминания профессиональной латинской терминологии в условиях дистанционного обучения является наиболее удобной методикой. Если раньше к цифровым образовательным ресурсам относились как к вспомогательным информационным источникам, дополняющим бумажные учебные материалы, то теперь они приобретают характер основных средств обучения и познания.
Методы запоминания латинской терминологии с применением дистанционных технологий являются наиболее эффективным механизмом изучения профессиональной терминологии в дистанционных условиях обучения. Описанные методы приводят к повышению уровня мотивированности студентов к изучению курса латинского языка и развитию языковой компетенции учащихся.
Вследствие того, что понимание и применение профессиональной латинской терминологии обусловлено развитием речевых навыков и умений, предполагается дальнейшее изучение данной темы в системе дистанционного образовательного процесса.
Литература:
1. Бирюкова, Н.Ю. Роль визуализации в обучении иностранному языку: мнемонический метод использования флэш-карт / Н.Ю. Бирюкова // Образование. Карьера. Общество. - 2012. - №2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-mnemonicheskiy-metod-ispolzovaniya-flesh-kart (дата обращения: 16.09.2022).
2. Васюхневич, И.А. Проблемы формирования коммуникативных компетенций в условиях дистанционного образования / И.А. Васюхневич // Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 25 ноября 2020 года. -Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. - С. 49-53.
3. Воробьева, Т.А. Психологические особенности электронного обучения / Т.А. Воробьёва // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 100-104.
4. Гордеева, Е.В. Цифровизация в образовании / Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, А.С. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4- 1(74). - С. 112-115.
5. Девтерова, З.Р. Дидактические основы использования Интернет-технологий в обучении ИЯ студентов неязыкового вуза: диссертация ... канд.пед.наук: 13.00.01 / Девтерова Зурета Руслановна. - Майкоп, 2007. - С. 197.
6. Носкова, М.В. Образовательные траектории для развития гибких навыков (soft skills) у будущих специалистов практического здравоохранения (на примере дисциплины психология и педагогика) / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2020. - 602 с.
7. Петрухина, А.В. Адаптированный учебный текст на занятиях по русскому языку как иностранному // Виноградовские чтения [Электронный ресурс]: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова (г. Тобольск, 12-13 декабря 2019 года) / Электрон. текст. дан. (3,8 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 124-127.
8. Румянцева, М.В. К проблеме формирования поликультурной языковой личности в процессе иноязычного образования в вузе / М.В. Румянцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 1. - С. 74-79.
9. Солопова, А.П. Методы изучения Латинской терминологии с применением дистанционных технологий / А.П. Солопова // Forcipe. - 2021. - Т. 4. - № S1. - С. 454.
10. Хвощ, Р.Н. Коммуникативный аспект употребления профессиональной лексики в речи медиков / Р.Н. Хвощ, О.В. Макарова // Медицинская наука и образование Урала. - 2019. - Т. 20. - № 4(100). - С. 136-139.