туры, способствующей высокой эффективности не только профессиональной деятельности специалиста, но и его самообразования. Этот подход будет содействовать формированию профессионализма и творчески развитой личности.
Для формирования информационной культуры будущих специалистов необходим серьезный цикл соответствующих дисциплин, предусматривающий глубокое овладение ими современными информационными технологиями.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИКУМЕ
И. В. Губарь, методист Новокузнецкого транспортно-технологического техникума
Правительство РФ сегодня огромное внимание уделяет внедрению информационных технологий в образование и информатизации общества в целом. На практике мы наблюдаем интерес со стороны обучающихся преимущественно к хаотичному досу-говому использованию информационных технологий. Задача педагогического сообщества состоит в том, чтобы упорядочить этот процесс, использовать интерес к технологиям в образовательных целях. Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является применение дистанционных образовательных технологий, позволяющих с помощью Интернета организовать обучение студентов. Именно поэтому в техникуме была развернута система дистанционного обучения Moodle, которая представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Изменение деятельности обучающихся и формирование готовности к самореализации в условиях информационного общества невозможно без изменения деятельности педагога. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к необходимым умениям педагога относит использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применение современных технических средств обучения и образователь-
ных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов.
Несмотря на то, что большинство педагогов обладают компьютерной грамотностью, применяют ИКТ в учебном процессе, существует проблема недостаточной осведомленности о возможностях использования дистанционных образовательных технологий, интернет-технологий и интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.
Хотелось бы остановиться на некоторых направлениях методической работы, в ходе которой решаются следующие задачи:
— изучение педагогами возможностей дистанционного обучения, интернет-технологий и применение их в своей деятельности;
— расширение представлений обучающихся о возможностях использования информационно-коммуникационной среды для личностного и профессионального роста, самореализации;
— информирование о способах, позволяющих избежать опасных ситуаций при работе с интернет-ресурсами;
— обеспечение качественного образования в соответствии с запросами работодателя и возможностями обучающихся.
Совместно с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования было организовано обучение педагогических работников техникума, которое позволило повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте. Обучение было направлено на решение задач образовательной организации, изучение интересов и затруднений педагогов и способствовало созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей их саморазвитию и самообразованию.
В настоящее время в техникуме реализуется проект по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс, в который включены такие мероприятия, как тестирование по основам компьютерной грамотности (с выдачей сертификатов компании Microsoft), семинар «Безопасность в Интернете», мастер-класс для творческой группы педагогов в форме веб-квеста «Облачное обучение», обучающий семинар «Создание сайтов», урок-телеконференция по информатике, обучающий семинар «Создание анкет и тестов с помощью приложений Google», обучающий семинар «Создание и использование Облака тегов», мастер-класс для творческой группы педагогов «Использование электронной библиотечной системы «Лань» на занятиях» и др.
В результате педагоги получат новые знания, необходимые для внедрения дистанционных образовательных технологий, интернет-технологий в профессиональную деятельность, для формирования готовности обучающихся к применению
интернет-ресурсов в процессе обучения, для личностного и профессионального роста.
Образование как непрерывный процесс и важнейшая часть жизни человека должно обеспечивать ему возможность ориентироваться в потоке информации, позволить комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к новым тенденциям. Задача техникума — подготовить выпускников для работы в современных условиях производства (высокотехнологическое оборудование, роботизированное производство, активное применение компьютерного моделирования) и помочь им стать конкурентоспособными на рынке труда.
Основной вектор развития среднего профессионального образования на сегодняшний день лежит в области электронных технологий обучения, которые позволяют повысить эффективность традиционных форм обучения и обеспечить доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам образовательного процесса.
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНИКУМА
В. И. деменцова, преподаватель Новокузнецкого строительного техникума А. В. Ионина, кандидат технических наук, преподаватель
Современному человеку необходимо знать информационные технологии, уметь успешно применять данные знания при решении как личных, так и производственных задач. Информатизация образования — это многоплановый процесс, в котором участвуют и обучающийся, и преподаватель, и администрация в целом.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только дать обучающемуся большой объем знаний, но и развить их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении, на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой):
1. Программы-тренажеры — это программы, предназначенные для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определенной теме. Существует два режима его работы: демонстраци-
В. И. деменцова А. В. Ионина
онный (иллюстративный) и тренировочный (или оценочный).
2. Дидактические материалы — это вспомогательные материалы в процессе обучения в учебном заведении, помимо основных учебников, которые создает сам преподаватель (карты, таблицы, карточки с текстами задач или тестами, самостоятельными работами, плакаты и т. д.).
3. Презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помо-