Научная статья на тему 'Использование дифферента "трезубец" в монетном деле Боспора i - IV вв. Н. Э. '

Использование дифферента "трезубец" в монетном деле Боспора i - IV вв. Н. Э. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОСПОР / ДИФФЕРЕНТ / ТРЕЗУБЕЦ / МОНЕТНОЕ ДЕЛО / СТАТЕР / BOSPORUS / DIFFERENT / TRIDENT / COINAGE / STATER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панченко В.В.

Статья посвящена дифференту «трезубец», который получил широкое распространение в монетном деле Боспора I - IV вв. н.э. Дан краткий обзор использования этого знака на боспорских монетах различного номинала. Рассмотрены основные концепции, посвященные дифферентам. Отмечено, что трезубец в различных комбинациях периодически присутствует на монетах Боспора с конца III в. до н.э. Вероятно, первоначально он являлся одним из символов правителей царства, причем вне зависимости от их происхождения (Гигиэнонт, Спартокиды, правители I в. до н.э., в т.ч. Асандр). Трезубец имел полную длину. Начиная с конца I в. н.э. «трезубец» уже в качестве дифферента чеканится на монетах практически всех царей Боспора, которые носили типичные для Тибериев Юлиев имена. Вместе с тем он отсутствует у тех правителей, принадлежность которых к этой династии вызывает сомнения (Ининфимей, Фарсанз, Тейран, Радамсад). Этот факт позволяет склониться к суждению о том, что на протяжении I - IV вв. н.э. «трезубец» прежде всего являлся символом правящей династии Тибериев Юлиев, а не правителей Боспора вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE DIFFERENT "TRIDENT" IN THE COINAGE OF THE BOSPORUS OF THE I - IV CENTURIES AD

The article is devoted to the differenttrident”, which was widely used in the coinage of the Bosporus of the 1st - 4th centuries AD. A brief overview of the use of this sign on Bosporus coins of various denominations is given. The basic conceptions of differents are considered. It is noted that the trident in various combinations is periodically present on the coins of the Bosporus from the end of the 3rd century BC. Probably, initially it was one of the symbols of the rulers of the kingdom without depending on their origin (Hygienont, Spartokids, rulers of the 1st century BC, including Asander). The trident had full length. Starting from the end of the 1st century AD, the differenttrident” had been minted on the coins of almost all the Bosporus kings, who bore the names typical of Tiberii Yulii. However, it is absent on coins of those rulers whose membership in this dynasty is in doubt (Ininfimey, Farsanz, Teyran, Radamsad). This fact allows us to incline to the judgment that during the 1st - 4th centuries AD the «trident» was primarily a symbol of the ruling dynasty of Tiberii Yulii, and not the rulers of the Bosporus in general.

Текст научной работы на тему «Использование дифферента "трезубец" в монетном деле Боспора i - IV вв. Н. Э. »

В В. ПАНЧЕНКО V.V. PANCHENKO

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНТА «ТРЕЗУБЕЦ» В МОНЕТНОМ ДЕЛЕ БОСПОРА I - IV ВВ. Н.Э. THE USE OF THE DIFFERENT «TRIDENT» IN THE COINAGE OF THE BOSPORUS OF THE I - IV CENTURIES AD

Вопрос о назначении различных дифферентов (в т.ч. «трезубца») в монетном деле Боспора неоднократно привлекал внимание исследователей, однако на сегодняшний день не существует общепринятого мнения на этот счет. Дискуссия на эту тему продолжается - в течение последних лет были обнародованы несколько развернутых концепций по поводу характера использования дополнительных знаков [Чореф, 2012; Анохин, 2016; Сидоренко (в печати)]. Среди многообразия дифферентов, получивших распространение в монетном деле Боспора, «трезубец» относится к числу наиболее часто встречающихся. В нашей статье предлагается краткий обзор использования этого знака на боспорских монетах различного номинала на протяжении I - IV вв. н.э. Отдельно рассмотрены основные концепции, посвященные дифферентам. В качестве обобщения предложено собственное толкование назначения дополнительного знака «трезубец».

Первоначально дополнительный знак «трезубец» чеканился преимущественно на монетах младших номиналов, что, вероятно, связано с тем, что боспорские власти обладали известной свободой маневра при формировании изображений на такого рода монетах. В свою очередь, внешний облик золотых статеров к определенному времени уже сложился, разного рода отступления от него вряд ли приветствовались римскими властями. Примечательно, что «трезубец» на протяжении почти столетия часто выступал в сочетании с «палицей». Использование «трезубца» впервые засвидетельствовано на монетах Рескупорида I (68/69 - 92/93 гг. н.э.)1, правление которого характеризуется укреплением внешнеполитического статуса Боспора, что нашло отражение в монетном деле царя [Фролова, 1997, ч. 1, с. 103-104]. На лицевой стороне сестерциев, относящихся к последним годам правления, справа от бюста царя помещен «трезубец», слева - «палица» (рис. 1) [Анохин, 1986, с. 154; Фролова, 1997, ч.1, с. 106-107; 232-233]. Преемник Рескупорида Савромат I (93/94 - 123/124 гг.) продолжил использование этих символов, и оно по-прежнему носило скорее эпизодический, нежели регулярный характер. Так «трезубец» изображен перед бюстом царя на аверсе статера 405 г. б.э. (108/109 г. н.э.) (рис. 2) [Фролова, 1997, ч. 1, с. 236-237;

1 Нумерация царей Боспора с именем Рескупорид здесь и далее дана в соответствии со статьей Н.В. Завойкиной [Завойкина, 2016, с. 160-166].

Анохин, 2016, с. 171, таб. V]. При всем многообразии монетных типов Савромата I «трезубец» встречается лишь на нескольких типах сестерциев последних лет правления. По аналогии с монетами Рескупорида «трезубец» фигурирует в сочетании с «палицей», знаки размещены на аверсе по сторонам бюста царя (рис. 3) [Анохин, 1986, с. 105-106, 157; Фролова, 1997, ч. 1, с. 132-133, 262-263]. При сыне Савромата Котисе II (123/124 - 132/133 гг.) чеканились сестерции с изображением бюста царя на аверсе нескольких типов: 1) без дополнительных знаков, 2) с «трезубцем» справа, 3) с «трезубцем» справа и «палицей» слева (рис. 4) [Фролова, 1997, ч. 1, с. 268-275]. Статеры Котиса II, как правило, лишены дифферентов на аверсе, однако эпизодически встречается «палица»; также зафиксированы «оружейные» дифференты - «меч» и «копье», «трезубец» отсутствует [Анохин, 1986, с. 108-109, 158-159; Фролова, 1997, ч. 1, с. 265-268; Анохин, 2016, с. 172, таб. VI].

В правление следующего царя Боспора Реметалка (131/132 - 153/154 гг.) преобладают статеры без дифферентов или со знаком «палица» на аверсе, значительно реже встречается «меч». «Трезубец» был изображен на аверсе только в 143/144 -145/146 гг. Наиболее массовым типом медных монет Реметалка являлись сестерции с бюстом царя и «трезубцем» справа (рис. 5). Известен тип монет с изображением «трезубца» справа и «палицы» слева (рис. 6) [Анохин, 1986, с. 110-112, 159-160; Фролова, 1997, ч. 1, с. 141-145; Анохин, 2016, с. 173, таб. VII]. На статерах Евпатора (154/155 - 170/171 гг.) дифферент «трезубец» отсутствует полностью. Подобно монетному делу предшественника основным типом статеров являются монеты без дифферентов либо со знаком «палица» на аверсе. Вместе с тем в начальный период правления (154/155 - 160/161 гг.) Евпатор чеканил медные монеты с «трезубцем» на аверсе (рис. 7) [Анохин, 1986, с. 112-113, 160-162; Фролова, 1997, ч. 1, с. 145-147; Анохин, 2016, с. 174, таб. VIII].

На протяжении своего длительного правления Савромат II, сын Реметалка (174/175 - 210/211 гг.), чеканил статеры с изображением различных дифферентов. На аверсе чаще других знаков наблюдается «палица». В первой половине правления Савромата II «трезубец» не изображался, затем он вопреки традиции в течение нескольких выпусков был размещен на реверсе статеров, возле бюста императора/ императоров (рис. 8). В 197/198 г. были выпущены статеры с «палицей» на аверсе и «трезубцем» на реверсе [Анохин, 1986, с. 114, 162-164; Фролова, 1997, ч. 1, с. 300314; Анохин, 2016, с. 175-176, таб. ГХ]. Савромат II предпринял монетную реформу и ввел в обращение ряд новых типов медных монет неизвестных ранее номиналов (денарий, двойной денарий, два и три сестерция). Медная чеканка отличалась богатым разнообразием сюжетов, но дифференты «трезубец» и «палица» возле бюста царя отсутствовали. Вместе с тем на двойных денариях был изображен Савромат в полный рост с палицей и трезубцем в руках, венчаемый Никой (рис. 9). Достойна упоминания серия двойных денариев с изображением подвигов Геракла на реверсе. В большинстве сюжетов Геракл изображен со своей неизменной спутницей - палицей [Анохин, 1986, с. 115-117, 165; Фролова, 1997, ч. 1, с. 150-151, 319-321].

Подобно своему отцу и предшественнику Рескупорид II (211/212 - 226/227 гг.) размещал дифференты на статерах в разных комбинациях. В первые годы правления (211/212 - 215/216 гг.) Рескупорид II продолжил практику Савромата II и чеканил статеры с изображением «трезубца» на реверсе рядом с бюстом императора (наряду с другими знаками) (рис. 10). В дальнейшем (216/217 - 225/226 гг.) изображение «трезубца» вернулось на свое «традиционное» место на аверсе ста-теров и располагалось справа от бюста царя. Помимо этого, на аверсе встречается дифферент «палица». Рескупорид II чеканил несколько разновидностей медных денариев, которые отличались по типу реверсов. На реверсе одного из типов был изображен царь с палицей и трезубцем в рост (рис. 11) [Анохин, 1986, с. 118-120, 166-168; Фролова, 1997, ч. 2, с. 14-15].

Правление сына Рескупорида Котиса III (227/228 - 234/235 гг.)2 было ознаменовано наличием нескольких соправителей. В первую половину своего недолгого царствования Котис III регулярно размещал «трезубец» на аверсе статеров (рис. 12), при этом «палица» на его монетах отсутствует [Анохин, 1986, с. 120-121, 168; Фролова, 1997, ч. 2, с. 20, 215-219; Анохин, 2016, с. 178, таб. XI]. Соправители Котиса Савромат III (229/230 - 231/232 гг.) и Рескупорид III (233/234 - 234/235 гг.) чеканили статеры как с различными дифферентами, так и без оных, однако ни «трезубца», ни «палицы» на них не зафиксировано [Анохин, 1986, с. 120-121, 168-169; Фролова, 1997, ч. 2, с. 222-225; Анохин, 2016, с. 179, таб. XII]. Что помешало им использовать эти присутствующие у всех царей на протяжении полутора веков атрибуты? Возможно, краткосрочность правления. Другой вариант - «трезубец» являлся признаком «старшего» царя, каковым в данном случае, очевидно, являлся Котис III, поэтому его соправители не имели права на использование знака. Следующий царь Боспора имел нетипичное для династии Тибериев Юлиев имя Ининфимей (233/234 - 238/239 гг.). На его статерах «трезубец» отсутствует, однако присутствует «палица» (на реверсе) (рис. 13). На оборотной стороне двойного денария изображен Геракл в кресле с продолговатым предметом, похожим на палицу [Анохин, 1986, с. 121-122, 169; Фролова, 1997, ч. 2, с. 32-35, 226-228; Анохин, 2016, с. 180, таб. XIV].

На протяжении продолжительного и насыщенного бурными событиями правления Рескупорид IV (242/243 - 276/277 гг.) применял при эмиссии статеров несколько дифферентов в разных комбинациях. В первые годы широкое распространение на реверсе статеров получил знак «палица»: 242/243 - 252/253 гг. [Анохин, 2016, с. 181, таб. XV]. С 250/251 по 257/258 г. Рескупорид выпускает статеры с «трезубцем» на реверсе, где он помещен справа от бюста императора (рис. 14). На аверсе наблюдается «меч» или отсутствие дифферента. Одновременно чеканятся статеры с другими дифферентами. С 263/264 г. «трезубец» «перемещается» на аверс и неизменно находится здесь до конца правления (рис. 15). Характерно, что другие дифференты

2 Годы правления Котиса III, Савромата III, Рескупорида III и Ининфимея приведены по Анохину, 1986 и Фроловой, 1997 с учетом поправок, внесенных С.И. Безугловым [Безуглов, 2015, с. 22-25].

на аверсе более не использовались. Во второй половине правления Рескупорид IV чеканил медные монеты с «трезубцем» на лицевой стороне (рис. 16) [Анохин, 1986, с. 122-126, 170-171; Фролова, 1997, ч. 2, с. 41-51, 67; Анохин, 2016, с. 181-182, таб. XV]. Изображение «трезубца» на монетах младших номиналов наблюдается впервые после столетнего перерыва. Статеры Фарсанза, который, судя по всему, на короткий период стал соправителем Рескупорида (253/4 - 254/255 гг.), не имеют никаких дифферентов на аверсе, на реверсе изображены «точка», «две точки», «звезда» [Анохин, 1986, с. 123, 171; Фролова, 1997, ч. 2, с. 51-52, 279-280]. Статеры Савромата IV (275/276 г.), соправителя Рескупорида, несмотря на краткосрочное правление, распределяются по нескольким типам. Среди них присутствуют статеры с «трезубцем» на аверсе. На реверсе - бюст императора с орлом на сфере (рис. 17) или без дифферентов [Анохин, 1986, с. 124, 171; Фролова, 1997, ч. 2, с. 71-72, 281-283]. Статеры Тейрана, датированные как 266/267 г., так и 275/276 -278/279 гг., лишены всяческих дополнительных знаков [Анохин, 1986, с. 124, 171172; Фролова, 1997, ч. 2, с. 73-74, 284-287]. Относительно чеканки Рескупорида IV следует отметить, что «трезубец» преобладал на монетах в наиболее беспокойные периоды его царствования в 250, 260 и 270 гг., насыщенные походами варваров через территорию Боспора и совместными правлениями3. Соправители Фарсанз и Тейран, имевшие нехарактерные для правящей династии имена, не чеканили «трезубец» на своих монетах. Использование Савроматом этого знака на двух типах статеров, возможно, свидетельствует о его принадлежности к Тибериям Юлиям.

Монетное дело Фофорса (285/286 - 309/310 (?) гг.) резко отличается от чеканки предыдущих правителей Боспора. При нем статеры становятся чисто медной монетой. Отныне чеканка разменной медной монеты становится излишней. В первые годы правления Фофорс подобно Тейрану выпускал статеры без каких-либо дифферентов. Впоследствии на лицевой стороне монет эпизодически появляется «трезубец»: с 294/295 по 296/297 г. (рис. 18). Дифферент «палица» отсутствует. На реверсе практически неизменно присутствует знак царской тамги [Анохин, 1986, с. 126-128, 172-173; Фролова, 1997, ч. 2, с. 75-83; Анохин, 2016, с. 183-184, таб. ХШ]. Все статеры Радамсада (309/310 - 319/320 (?) гг.) имеют обычный дофофорсовский тип монет. Впервые после почти 60-летнего перерыва на реверс статеров возвращается «палица». Этот дифферент присутствует на всех монетах Радамсада. Вместе с тем «трезубец» отсутствует [Анохин, 1986, с. 128, 173; Фролова, 1997, ч. 2, с. 112-117, 313-322; Анохин, 2016, с. 160]. Общая картина употребления дополнительных знаков царем Боспора Рескупоридом V (318/319 (?) - 336/337 (?) гг.) представляется весьма сложной и запутанной. Многочисленные дифференты использовались в самых разнообразных комбинациях. При этом в случае наличия «трезубец» фигурировал исключительно на аверсе, «палица» периодически изображалась на реверсе.

3 О событиях царствования Рескупорида IV смотрите, например, [Болгов, 1996, с. 26-32; Шаров, 2009, с. 251-281].

В 327/328 г. была совершена эмиссия статеров с «трезубцем» на аверсе и «палицей» на реверсе (рис. 19) [Анохин, 1986, с. 129-133,173-174; Фролова, 1997, ч. 2, с. 117134; Анохин, 2016, с. 185-186, таб. ХVII].

Первую развернутую классификацию дифферентов разработал А.Л. Бертье-Делагард. Он выделил три группы дополнительных знаков. Исследователь отнес изображения оружия (трезубец, палица, копье) к первой группе и считал, что они символизировали могущество царей Боспора, считавших себя потомками Геракла и Посейдона [Бертье-Делагард, 1911, с. 305-329]. А.Н. Зограф посвятил часть своего обобщающего труда «Античные монеты» изучению буквенных дифферентов прежде всего на медных монетах. Эти знаки, по его мнению, обозначали номиналы монет [Зограф, 1951, с. 205-212]. К. В. Голенко и Н. И. Сокольский отметили обильное присутствие дифферентов на позднебоспорских статерах, в том числе «трезубца» и «палицы». Они считали, что в появлении новых дифферентов и добавочных изображений на этих статерах сказалось влияние типологии римских монет [Голенко, Сокольский, 1968. с. 76-126]. К.В. Голенко исследовал значение различных дифферентов, однако на определенном этапе отказался решать этот вопрос. «Сейчас нельзя сказать применительно к каждой конкретной группе монет, выступают ли на них дифференты в качестве эмблемы, которая не связана с монетным производством, или они служат обозначением серии, мастерской или знаком монетного мастера» [Голенко, 1978, с. 19].

В.А. Анохин не считает возможным отнести трезубец, палицу или наконечник копья к атрибутам царской власти на том основании, что в этом случае они в обязательном порядке должны присутствовать возле изображения царя, чего не наблюдается [Анохин, 1986, с. 107]. В целом, дополнительные знаки всех типов, по мнению исследователя, «представляют собой обычные дифференты, назначением которых было различать отдельные или особые эмиссии в пределах выпусков одного года, а необходимость различения эмиссий вызывалась различным финансированием чеканки» [Анохин, 1986, с. 107]. В частности, дифферентом «точка» помечались статеры, чеканившиеся за счет римских субсидий. Присутствие «трезубца» на монетах Савромата I В.А. Анохин вначале связывает с храмом Посейдона в качестве источника финансирования эмиссии золота [Анохин, 1986, с. 107-108]. В работе «История Боспора Киммерийского» исследователь связывает появление «палицы» и «трезубца» на монетах Рескупорида I с представлением о божественном происхождении правящей династии от Посейдона и Геракла [Анохин, 1999, с. 146]. В своей недавней работе В.А. Анохин утверждает, что знаки на лицевой стороне монет обозначали лиц, которые получали выплаты из царской казны, в том числе царей, их наследников и внуков, а знаки на оборотной стороне обозначали эмитентов, которые вносили деньги либо в казну, либо отдавали лицу из царской семьи. Знаки представителей царских династий, встречающиеся на реверсах, принадлежали лицам, утратившим по разным причинам статус наследника [Анохин, 2016, с. 161-162]. При этом исследователь интерпретирует изображенный на статерах «трезубец» в качестве 90

родового знака сына Савромата I Котиса II и его прямых потомков. «Палица» и «меч» являются родовыми знаками ветвей династии, происходящих от других сыновей Савромата I: Реметалка и Евпатора соответственно [Анохин, 2016, с. 151; 162-164].

Р.А. и Е.Р. Исанчурины относят палицу и трезубец, наряду с жезлом, к числу связанных с персоной царя символов, атрибутов царской власти. Эти символы отражали представление о божественном происхождении царя и его власти. Исследователи возводят их к палице Геракла и трезубцу Евмолпа. Отмечается, что палица появляется на оболах боспорского царя на рубеже нашей эры, а палица вместе с трезубцем - на ассах Митридата III. Наиболее полно эта эмблематика выражена на двойных денариях Савромата II, где Ника венчает царя, изображенного в образе героя

- покровителя земли и моря с палицей Геракла и трезубцем Евмолпа. Эта символика монет была ориентирована на греческую часть населения или, во всяком случае, на людей, знакомых с греческой мифологией. Появление палицы на золотых монетах и исчезновение ее с медных номиналов во второй четверти II в. н.э. объясняется широким распространением при Антонинах официального культа Геракла как покровителя императора. Перемещение палицы с аверса на реверс при Ининфимее (от изображения царя к изображению императора) исследователи связывают с тем, что отражение традиционной греческой генеалогии боспорских царей, восходящей к Гераклу и Евмолпу, потеряло актуальность. Вместо символа царской власти палица стала символом императорской доблести и могущества [Исанчурин, Исанчурин, 1989, с. 71-73].

Н.А. Фролова в своей фундаментальной работе «Монетное дело Боспора» не обошла вниманием вопрос о дифферентах [Фролова, 1997, ч. 2, с. 37-39; 156166]. Исследователь подробно рассмотрела разные типы дополнительных знаков, проследила историю их использования. В различных дифферентах Н.А.Фролова видела символы мифических предков и покровителей боспорских царей греческого и иранского круга, знаки царской власти, обозначения денежных номиналов. Согласно ее мнению изображения палицы и трезубца были призваны символизировать могущество царской власти и связаны с почитанием на Боспоре культа Геракла и Посейдона, потомками которых считали себя боспорские цари [Фролова, 1997, ч. 2, с. 157-158]. Такие дифференты, как копье, скипетр/меч и венок, являлись символами царской власти [Фролова, 1997, ч. 2, с. 158-159]. Изображение шара или сферы и его производных нумизмат связывает с культом Афродиты Урании, которая являлась основной официальной богиней Боспорского царства, дающей власть царям, и с распространенным в иранском мире культом Митры [ Фролова, 1997, ч. 2, с. 159-163]. Помимо этого, Н.А. Фролова отметила, что «символы власти - скипетр, трезубец, кадуцей, копье, меч, лук, орел с венком в клюве, сидящий на алтаре или держащий в когтях земной шар, встречающийся в типологии боспорских монет середины II

- до 30-х гг. IV в. н.э., присутствуют и в памятниках изобразительного искусства, связанных с культом бога Митры» [Фролова, 1997, ч. 2, с. 163-164].

М.М. Чореф считает дифференты метками различных эмиссионных центров

Боспора. В частности, согласно гипотезе исследователя монеты с дифферентом «звезда» были отчеканены на монетном дворе Пантикапея [Чореф, 2012, с. 174-177]. Знаки «палица» и «трезубец» М.М. Чореф атрибутировал как эмиссионные символы монетных дворов эллинских поселений, богами-покровителями которых являлись Посейдон и Геракл. Поскольку в качестве эмблем этих поселений не были использованы буквенные монограммы, они не являлись полисами. Центры, использовавшие «палицу» и «трезубец», представляли собой царские крепости - центры стратегий, служившие опорными пунктами Митридатидов на землях царства, которые находились за пределами Таврики [Чореф, 2012, с. 180-181].

О.Н. Мельников в одной из работ подверг критике устоявшуюся в историографии версию о совместных правлениях на Боспоре римского времени, которая порождает «лишние сущности - сомнительные предположения о «соправлениях» и частые отсюда выводы о «разделении царства»». Наиболее адекватным объяснением синхронных монет с именем более раннего династа он считает версию «о личностной коммеморативности, т.е. посмертной в его честь чеканке, пропагандирующей легитимность и династическую преемственность нового царя» [Мельников, 2014, с. 59]. В этой связи он рассматривает отдельные дифференты. Впрочем, символов «трезубец» и «палица» анализ исследователя не коснулся [Мельников, 2014, с. 5973].

В 2018 г. В. А. Сидоренко провел тщательный анализ применения различных дифферентов и выступил с идеей об их принадлежности мастерам, ответственным за конкретные эмиссии монет4.

Не только нумизматы, но и исследователи сарматских знаков-тамг обращали внимание на изображение трезубца. Э.И. Соломоник отметила присутствие небольшого знака в виде трезубца около портрета на монетах ряда боспорских царей II - IV вв. н.э. Вместе с тем этот знак исследователь отнесла к тем изображениям на монетах, которые не могут считаться именными знаками боспорских царей, так как они совершенно не соответствуют знакам этих царей на каменных плитах и повторяются на монетах различных царей. «По своим очертаниям они отличаются от известных нам причерноморских знаков и скорее представляют собой какие-то специальные значки» [Соломоник, 1959, с. 43].

В.С. Драчук в работе, посвященной знакам Северного Причерноморья, прослеживает историю использования «трезубца» на Боспоре. Он отмечает, что триденс -символ бога Посейдона, известный на Боспоре еще со времен Спартокидов, - являлся символом боспорских правящих династий. Использование триденса в качестве своеобразного царского герба объясняется легендарной генеалогией царей Боспора, якобы происходивших от Геракла и Евмолпа, сына Посейдона. На ранних образцах триденс встречается иногда с дельфином, иногда с палицей Геракла и шкурой льва.

4 Доклад был представлен на конференции «XIX Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период Античности и Средневековья. Традиции и инновации».

В.С. Драчук согласен с Д.Б. Шеловым в том, что главный смысл выпуска золотых спартокидовских статеров с триденсом - «подтверждение права чеканки монет, которым обладали все эллинистические династии и реализация которого была необходима боспорским правителям для утверждения своего царского достоинства». С тех пор всегда, когда цари Боспора желали указать на принадлежность чего-либо правящим боспорским династиям, на их приоритет и т.п., они ставили традиционную эмблему - триденс. Так, например, сделали Митридат III, объявив себя царем вопреки решению Рима, Реметалк, Евпатор во времена ослабления римского влияния и Савромат II, уничтожив все следы зависимости от Рима [Драчук, 1975, с. 62-63]. Согласно мнению исследователя триденсы Боспор использовал для противопоставления Риму [Драчук, 1975, с. 64].

Согласно предположению исследователя сарматизация многих сфер жизни Боспора привела к изменению царской эмблематики - появились новые сложные знаки, которые употреблялись только внутри страны. Эти знаки состояли из двух частей. Нижняя часть знаков (триденс) символизировала правящую династию и являлась общей на всех знаках, а верхняя часть была именным символом, который менялся с переходом по наследству. Не исключено, что сложные царские знаки соединили в один компонент два символа разного происхождения и принадлежности: издавна употреблявшийся символ боспорских династий - триденс и знак сарматского населения Боспора - именную тамгу. На предметах, имеющих международный характер, какими были монеты, цари правящей династии по-прежнему ставили триденс, а не новые именные знаки, «ущемившие» древний герб боспорских правителей [Драчук, 1975, с. 62-63].

Наличие на монетах отдельных царей (Фофорса, Ининфимея и других выходцев из сарматской этнической среды) иных знаков исследователь трактует следующим образом: как только к власти приходили цари, для которых была чужда боспорская символика, забывались триденсы и сложные знаки боспорских царей, по-видимому представляющие собой предполагаемое соединение. Новые цари имели свою родословную и свои эмблемы. [Драчук, 1975, с. 63-64].

Анализ использования трезубца, предпринятый В.С. Драчуком, представляется логичным. При этом необходимо учитывать один нюанс - трезубец никогда не изображался на монетах древком вниз, как он размещен на таблицах [Драчук, 1975, табл. XIII. Рис. 2, 1-16]. На этот факт в свое время обратили внимание другие исследователи [Масленников, 1990, с. 129; Фролова, 1997, ч. 2, с. 158; Яценко, 2001, с. 50].

С.А. Яценко отметил, что при внимательном рассмотрении нижнюю часть упомянутых сложных «царских» знаков невозможно свести к простому искажению трезубца. Так, «боковые отроги» «триденсов» трудно считать лишь результатом длительной и поздней стилизации изображений трезубца. К тому же, по мнению исследователя, В.С. Драчук игнорирует в своей монографии хорошо известные к тому времени аналогии «триденсам» на крайнем востоке иранского мира - в Монголии. Самая большая серия сходных «триденсов» найдена в Юго-Западной

Монголии, в скоплениях на р. Цаган-гол на фоне «сакских» петроглифов. При этом в других регионах подобные аналогии практически отсутствуют [Яценко, 2001, с. 50-51].

В свою очередь С.В. Ярцев называет нижнюю часть царских знаков позднесарматским «триденсом» и связывает ее с сармато-иранской династией на Боспоре [Ярцев, 2016, с. 33-34]. Дифференты «трезубец» и «палица» исследователь ассоциирует с мифическими предками боспорских царей - Посейдоном и Гераклом. Принципиальное размещение «трезубца» на аверсе статеров Рескупорида V свидетельствует о том, что в данное время этот знак Посейдона превратился в главный символ царской власти и ее сакральной поддержки [Ярцев, 2016, с. 35-38].

Таким образом, не касаясь сложного и запутанного вопроса о предназначении дифферентов в целом, представляется возможным констатировать, что дополнительные знаки «трезубец» и «палица» так или иначе связаны с культами Посейдона и Геракла. Действительно, на Боспоре издавна чтили обоих персонажей. К эллинистическому периоду относятся надписи, посвященные Гераклу [КБН, 16, 973, 1036]. Со времен Спартокидов, видимо, существовала традиция, возводившая происхождение боспорских царей к Гераклу и сыну Посейдона Евмолпу. Об этом косвенно свидетельствует выпускавшаяся царскими эргастериями в III в. до н.э. кровельная черепица, которая иногда снабжалась клеймами, содержащими эмблемы в виде трезубца и дельфина [Гайдукевич, 1949, с. 55-56]. Культ Посейдона зафиксирован в надписях времени правления Асандра (ок. 49-21 гг. до н.э.) [КБН, 30], а также времени правления Савромата II [КБН, 1134]. Савромат I, сын Рескупорида I, при котором трезубец впервые появился на монетах в качестве дифферента, являлся потомком Посейдона и Геракла [КБН, 1048; Сапрыкин, 2005]. Другие представители династии Тибериев Юлиев также упоминали о своем происхождении от этих богов в ряде эпиграфических памятников [КБН, 53, 980].

В свою очередь традиция использования атрибутов Посейдона и Геракла на монетах правителей Боспора имеет глубокие корни. Трезубец фигурирует на золотом статере архонта Гигиэнонта (ок. 215-205 гг. до н.э.). Он размещен на оборотной стороне под изображением сидящей Афины в сопровождении двух дельфинов (рис. 20) [Шелов, 1956, с. 184; Анохин, 1999, с. 89-90]. Во II в. до н.э аналогичные изображения зафиксированы на реверсах статеров царей династии Спартокидов, носивших имя Перисад (рис. 21) [Шелов, 1956, с. 187-189; Анохин, 1999, с. 94-99]. Трезубец изображен горизонтально под вертикально стоящим горитом на реверсе серебряной дидрахмы Спартока V (ок. 205 - 185 гг. до н.э.) (рис. 22) [Анохин, 1999, с. 93]. Трезубец присутствует на серебряной монете Перисада IV (ок. 155 - 125 гг. до н.э.) [Анохин, 1999, с. 96-97] и на медном дихалке Перисада V (ок. 125 - 109 гг. до н.э.) (рис. 23). На медных оболах Пантикапея и Фанагории времен Митридата Евпатора на аверсе изображена голова Посейдона вправо, слева трезубец. Предположительно монеты относятся к 109-95 гг. до н.э. (рис. 24). На реверсе обола Асандра трезубец изображен справа от проры (рис. 25). Судя по титулу архонта, который размещен 94

над пророй, скорее всего, эта монета относится к первым годам правления Асандра [Анохин, 1986, с. 79; Анохин, 2011, с. 188].

Трезубец и палица хорошо известны в типологии монет Боспора римского периода. Среди медных монет конца I в. до н.э. - начала I в. н.э. с монограммой ВАЕ существует несколько типов, имеющих отношение к культу обоих богов: 1) дельфин и трезубец на аверсе (рис. 26), 2), голова Геракла на аверсе и палица с наброшенной на нее львиной шкурой на реверсе, 3) бюст Посейдона и трезубец на аверсе (рис. 27) [Фролова, 1997, ч. 1, с. 42-46]. На реверсе ассариев Митридата III (ок. 39/40 - 44/45 гг. н.э.) изображены палица с наброшенной на нее львиной шкурой, лук с колчаном и трезубец (рис. 28) [Анохин, 1986, с. 96-97, с. 151]. Митридат III известен тем, что проводил независимую от Рима политику и включил в свою титулатуру уникальный эпитет «филопатрид» (любящий отечество) [Функ, 1992, с. 87-88]. Представляется характерным, что эти символы напрочь отсутствовали на монетах Котиса I (45/46 - 68/69 (?) гг.), правление которого было пропитано сервилизмом по отношению к Риму. На золотых статерах отсутствует не только изображение царя, но и его полное имя, вместо этого оно зашифровано в монограмму. На некоторых сериях медных монет Котис чеканил собственный портрет, но имя опять-таки скрывал в монограмме [Анохин, 1986, с. 97-99, 151-152]. Впоследствии, как было указано выше, символику обоих богов активно использовали Савромат II и Рескупорид II в своих медных чеканках.

Использование различных атрибутов Евмолпа, сына Посейдона, и Геракла имеет глубокую традицию в монетном деле Боспора. В этом контексте представляется закономерным применение «трезубца» и «палицы» в качестве собственно дополнительных знаков, которое наблюдается на протяжении трехсот лет [Исанчурин, Исанчурин, 1989, с. 72]. С течением времени использование дифферентов претерпело существенные изменения, одни из которых поддаются объяснению, другие нет. Вначале они появились на медных монетах, относительно изображения на которых цари Боспора пользовались большей свободой маневра, нежели относительно изображения на статерах. По истечении некоторого времени дифференты «переместились» на золотые монеты. В первые десятилетия дифференты использовались совместно - по сторонам царского бюста (медные монеты Рескупорида I, Савромата I и Котиса II). Постепенно они «зажили раздельной жизнью». В течение первых ста лет использования, вплоть до правления Евпатора, «трезубец» и «палица» размещались на аверсе статеров и медных монет, в последующем они стали периодически изображаться на реверсе. Начиная с Рескупорида IV и до правления Рескупорида V включительно «трезубец» в случае использования чеканился исключительно на аверсе, «палица» - на реверсе.

Подводя итоги, можно заключить, что трезубец в различных комбинациях периодически присутствует на монетах Боспора с конца III в. до н.э. Вероятно, первоначально он являлся одним из символов правителей царства, причем вне зависимости от их происхождения (Гигиэнонт, Спартокиды, правители I в. до н.э., в т.ч. Асандр).

Трезубец имел полную длину. Начиная с конца I в. н.э. «трезубец» уже в качестве дифферента чеканится на монетах практически всех царей Боспора, которые носили типичные для Тибериев Юлиев имена. Вместе с тем он отсутствует у тех правителей, принадлежность которых к этой династии вызывает сомнения (Ининфимей, Фарсанз, Тейран, Радамсад). В качестве исключения знак эпизодически присутствует на статерах Фофорса, который известен в истории рядом нововведений в монетном деле. Этот факт позволяет склониться к суждению о том, что на протяжении I -IV вв. н.э. «трезубец» прежде всего являлся символом правящей династии Тибериев Юлиев, а не правителей Боспора вообще. Менее однозначная картина наблюдается с «палицей». Изображение этого знака зафиксировано практически у всех представителей законной династии и отсутствует у Фарсанза, Тейрана и Фофорса. Зато «палица» присутствует на регулярной основе на монетах Ининфимея и Радамсада. Дополнительно можно отметить «трезубец» как атрибут Посейдона и «палицу» в качестве атрибута Геракла, могли быть ориентированы на эллинизированное население полисов [Исанчурин, Исанчурин, 1989, с. 72], на которое в значительной мере опирались представители Тибериев Юлиев. Подобное толкование назначения дифферента, впрочем, не исключает наличия у него иных функций на протяжении различных периодов истории Боспора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев: Наукова думка, 1986. 184 с. Анохин В.А. История Боспора Киммерийского. Киев: ООО «Одигитрия», 1999. 250 с. Анохин В.А. Античные монеты Северного Причерноморья: Каталог. Киев: ИД «Стилос», 2011. 328 с. Анохин В.А. Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды. Киев: ИД «Стилос», 2016. 280 с. Безуглов С.И. К династической истории Боспора в III в. н.э. // XVI Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период Античности и Средневековья. Географическая среда и социум. Керчь, 2015. С. 22-25. Бертье-Делагард А.Л. Дифференты на боспорских царских монетах римского времени. Москва: Моск. синод. тип., 1911. 26 с.

Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. Белгород: Издательство Белгородского государственного

университета, 1996. 180 с. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1949. 624 с. Голенко К.В., Сокольский Н.И. Клад 1962 г. из Кеп // Нумизматика и эпиграфика. 1968. Т. 7. С. 72-126. Голенко К.В. Третий Патрэйский клад (1970 г.) и некоторые замечания о боспорской монетной чеканке

III в.н.э. // Нумизматика и эпиграфика. 1978. Т. 12. С. 10-40. ДрачукВ.С. Система знаков Северного Причерноморья. Киев: Наукова думка, 1975. 224 с. Завойкина Н.В. Царь Аспург, он же Рескупорид I, или Реметалк? Источники и гипотезы // XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период Античности и Средневековья. Исследователи и исследования. Керчь, 2016. С. 160-166. ЗографА.Н. Античные монеты. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1951. 264 с.

Исанчурин Р.А., Исанчурин Е.Р. Монетное дело боспорского царя Радамсада // Нумизматика и

эпиграфика. 1989. Т.15. С. 53-96. Корпус боспорских надписей. М.-Л.: Издательство «Наука», 1965. 952 с. Масленников А.А. Население Боспора в первых веках нашей эры. М.: Наука, 1990. 230 с. Мельников О.Н. Коммеморативность и соправительство в нумизматике Боспора этапа поздней империи

(210 - 341/342 гг.) // Записки отдела нумизматики и торевтики Одесского археологического музея. 2014. Вып. II. С. 59-73.

Сайт «Монеты Боспора». URL: http://bosporan-kingdom.com/ Дата обращения: 03.12.2019.

Сапрыкин С.Ю. Энкомий из Пантикапея и положение Боспорского царства в конце I - начале II вв. н.э. // ВДИ. 2005. № 2. С. 45-81.

Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев: Издательство АН УССР, 1959. 180 с.

Фролова Н.А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.). Часть I. Монетное дело Боспора 49/48 г. до н.э. - 210/211 г. н.э. М.: Эдиториал УРСС, 1997а. 448 с.

Фролова Н.А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.). Часть II. Монетное дело Боспора 211 - 341/342 гг. н.э. М.: Эдиториал УРСС, 19976. 536 с.

Функ Б. Проримская ориентация в титулатуре боспорских царей // Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб, 1992. С. 74-93.

Чореф М.М. «Non multa, sed multum», или дифференты на монетах Боспорского царства периода «скифских войн» как исторический источник // Stratum plus. 2012. № 4. С. 71-200.

Шаров О.В. Боспор и варварский мир Центральной и Восточной Европы в позднеримскую эпоху (середина II - середина IV вв. н.э.). Дисс. док. истор. наук. СПб, 2009. 571 с.

ШеловД.Б. Монетное дело Боспора VI-II вв. до н.э. М.: Издательство АН СССР, 1956. 232 с.

Яценко С.А. Знаки тамги ираноязычных народов древности и раннего Средневековья. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 190 с.

Ярцев С.В. Сармато-иранская династия на Боспоре // Кондаковские чтения - V. Античность - Византия - Древняя Русь: сборник материалов международной научной конференции. Белгород, 2016. С. 26-38.

REFERENCES

Anokhin V. A. Monetnoe delo Bospora. Kiev, Naukova dumka Publ., 1986, 184 р.

Anokhin V.A. Istoriia Bospora Kimmeriiskogo. Kiev, Odigitriia Publ., 1999, 250 р.

Anokhin V.A. Antichnye monety Severnogo Prichernomor 'ia: Katalog. Kiev, Stilos Publ., 2011, 328 р.

Anokhin V.A. Monety Severnogo Prichernomor 'ia i tsarei Kolkhidy. Kiev, Stilos Publ., 2016, 280 р.

Bert'e-Delagard A.L. Differenty na bosporskikh tsarskikh monetakh rimskogo vremeni. Moskva, Mosk. sinod. Publ., 1911, 26 р.

Bezuglov S.I. K dinasticheskoi istorii Bospora v III v. n.e. XVI Bosporskie chteniia. Bospor Kimmeriiskii i varvarskii mir v period antichnosti i srednevekov'ia. Geograficheskaia sreda i sotsium. Kerch', 2015, рр. 22-25.

Bolgov N.N. Zakat antichnogo Bospora. Belgorod, Belgorod State University Publ., 1996. 180 р.

Choref M.M.«Non multa, sed multum», ili differenty na monetakh Bosporskogo tsarstva perioda «skifskikh voin» kak istoricheskii istochnik. Stratum plus, 2012, № 4, pp. 171-200.

Drachuk V.S. Sistema znakov Severnogo Prichernomor 'ia. Kiev, Naukova dumka Publ., 1975, 224 p.

Frolova N.A. Monetnoe delo Bospora (seredina I v. do n.e. - seredina IV v. n.e.). Vol. I. Monetnoe delo Bospora 49/48 g. do n.e. - 210/211 g. n.e. Moscow, Editorial URSS Publ., 1997a. 448 p.

Frolova N.A. Monetnoe delo Bospora (seredina I v. do n.e. - seredina IV v. n.e.). Vol. I. II. Monetnoe delo Bospora 211 - 341/342 gg. n.e. Moscow, Editorial URSS Publ., 536 p.

Funk B. Prorimskaia orientatsiia v titulature bosporskikh tsarei. Etiudypo antichnoi istorii i kul 'ture Severnogo Prichernomor'ia. St. Petersburg, 1992. pp. 74-93.

Gaidukevich V.F. Bosporskoe tsarstvo. Moscow-Leningrad, AN SSSR Publ., 1949, 624 р.

Golenko K. V., Sokol'skii N. I. Klad 1962 g. iz Kep. Numizmatika i epigrafika, 1968, vol. 7, pp. 72-126.

Golenko K.V. Tretii Patreiskii klad (1970 g.) i nekotorye zamechaniia o bosporskoi monetnoi chekanke III v. n.e. Numizmatika i epigrafika, 1978, vol. 12, pp. 10-40.

Iatsenko S.A. Znaki tamgi iranoiazychnykh narodov drevnosti i rannego srednevekov'ia. Moscow, Vostochnaia literatura RAN Publ., 2001, 190 p.

7 БИ-XL

97

Iartsev S.V. Sarmato-iranskaia dinastiia na Bospore. VKondakovskie chteniia. Antichnost'- Vizantiia -Drevniaia Rus': sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Belgorod, 2016, pp. 26-38.

Isanchurin R.A., Isanchurin E.R. Monetnoe delo bosporskogo tsaria Radamsada. Numizmatika i epigrafika,

1989, vol.15, pp. 53-96. Korpus bosporskikh nadpisei. Moscow-Leningrad, Nauka Publ., 1965, 952 p.

Maslennikov A.A. Naselenie Bospora v pervykh vekakh nashei ery. Moscow, Nauka Publ., 1990, 230 p. Mel'nikov O.N. Kommemorativnost' i sopravitel'stvo v numizmatike Bospora etapa pozdnei imperii (210 -341/342 gg.). Zapiski otdela numizmatiki i torevtiki Odesskogo arkheologicheskogo muzeia, 2014, vol. II, pp. 59-73.

Saprykin S.Iu. Enkomii iz Pantikapeia i polozhenie Bosporskogo tsarstva v kontse I - nachale II vv. n.e. Vestnik

drevnei istorii, 2005, № 2, pp. 45-81. Sharov O.V. Bospor i varvarskii mir Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy v pozdnerimskuiu epokhu (seredina II -

seredina IVvv. n.e.). Diss. of dok. istor. nauk. St. Petersburg, 2009, 571 p. Shelov D.B. Monetnoe delo Bospora VI-II vv. do n.e. Moscow, AN SSSR Publ., 1956, 232 p. Site «Monety

Bospora». Available at: http://bosporan-kingdom.com/ (accessed: 03.12.2019). Solomonik E.I. Sarmatskie znaki Severnogo Prichernomor'ia. Kiev, AN SSSR Publ., 1959, 180 p. Zavoikina N.V. Tsar' Aspurg, on zhe Reskuporid I ili Remetalk? Istochniki i gipotezy. XVII Bosporskie chteniia. Bospor Kimmeriiskii i varvarskii mir vperiod antichnosti i srednevekov'ia. Issledovateli i issledovaniia. Kerch', 2016, pp. 160-166. Zograf A. N. Antichnye monety. Moscow-Leningrad, AN SSSR Publ., 1951, 264 р.

Резюме

Статья посвящена дифференту «трезубец», который получил широкое распространение в монетном деле Боспора I - IV вв. н.э. Дан краткий обзор использования этого знака на боспорских монетах различного номинала. Рассмотрены основные концепции, посвященные дифферентам.

Отмечено, что трезубец в различных комбинациях периодически присутствует на монетах Боспора с конца III в. до н.э. Вероятно, первоначально он являлся одним из символов правителей царства, причем вне зависимости от их происхождения (Гигиэнонт, Спартокиды, правители I в. до н.э., в т.ч. Асандр). Трезубец имел полную длину. Начиная с конца I в. н.э. «трезубец» уже в качестве дифферента чеканится на монетах практически всех царей Бо-спора, которые носили типичные для Тибериев Юлиев имена. Вместе с тем он отсутствует у тех правителей, принадлежность которых к этой династии вызывает сомнения (Ининфимей, Фарсанз, Тейран, Радамсад). Этот факт позволяет склониться к суждению о том, что на протяжении I - IV вв. н.э. «трезубец» прежде всего являлся символом правящей династии Тибе-риев Юлиев, а не правителей Боспора вообще.

Ключевые слова: Боспор, дифферент, трезубец, монетное дело, статер.

Summary

The article is devoted to the different "trident", which was widely used in the coinage of the Bosporus of the 1st - 4th centuries AD. A brief overview of the use of this sign on Bosporus coins of various denominations is given. The basic conceptions of differents are considered.

It is noted that the trident in various combinations is periodically present on the coins of the Bosporus from the end of the 3rd century BC. Probably, initially it was one of the symbols of the rulers of the kingdom without depending on their origin (Hygienont, Spartokids, rulers of the 1st century BC, including Asander). The trident had full length. Starting from the end of the 1st century

AD, the different "trident" had been minted on the coins of almost all the Bosporus kings, who bore the names typical of Tiberii Yulii. However, it is absent on coins of those rulers whose membership in this dynasty is in doubt (Ininfimey, Farsanz, Teyran, Radamsad). This fact allows us to incline to the judgment that during the 1st - 4th centuries AD the «trident» was primarily a symbol of the ruling dynasty of Tiberii Yulii, and not the rulers of the Bosporus in general.

Key words: Bosporus, different, trident, coinage, stater.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Панченко Вадим Владимирович,

научный сотрудник Отдела междисциплинарных исследований, ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический» (Севастополь). vad_panchenko@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Panchenko Vadim Vladimirovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Researcher at the Department of Interdisciplinary Studies,

State Historical-archeological Museum-reserve «Tauric Chersonesos» (Sebastopol). vad_panchenko@mail.ru

Рис. З. Сестерций Савромата I (https://bosporan-kingdom.com/466-4494/19.html)

Рис. 4. Сестерций Котиса II (https://bosporan-kingdom.com/501-4786/4.html)

Рис. 5. Сестерций Реметалка с трезубцем (https://bosporan-kingdom.com/522-4153/)

Рис. 6. Сестерций Реметалка с трезубцем и палицей (https://bosporan-kingdom.eom/525-4580/1.html)

Рис. 7. Сестерций Евпатора (https://bosporan-kingdom.eom/548-4377/)

Рис. 8. Статер Савромата II с трезубцем, 196/197 г. н.э. (https://bosporan-kingdom.eom/574-4364/5.html)

Рис. 9. Двойной денарий Савромата II (https://bosporan-kingdom.com/604-4025/)

Рис. 10. Статер Рескупорида II, 212/213 г. н.э. (https://bosporan-kingdom.com/629-4284/)

Рис. 11. Денарий Рескупорида II (https://bosporan-kingdom.com/651-4490/3.html)

Рис. 12. Статер Котиса III, 229/230 г. п.э. (https://bosporan-kingdom.com/656-4304/12.html)

Рис. 13. Статер Ининфимея, 237/238 г. п.э. (https://bosporan-kingdom.com/676-4339/)

Рис. 14. Статер Рескупорида IV, 255/256 г. п.э. (https://bosporan-kingdom.com/703-4601/14.html)

Рис. 17. Статер Савромата IV, 275/276 г. н.э. (https://bosporan-kingdom.com/725-4738/1.html)

Рис. 18. Статер Фофорса, 294/295 г н.э. (https://bosporan-kingdom.com/739-4642/1.html)

Рис. 19. Статер Рескупорида V, 327/328 г. н.э. (https://bosporan-kingdom.com/773-4809/1.html)

Рис. 21. Статер Перисада V (https://bosporan-kingdom.com/171-3110/2.html)

Рис. 22. Дидрахма Спартока V (https://bosporan-kingdom.com/152-3106/1.html)

Рис. 23. Дихалк Перисада V (https://bosporan-kingdom.com/184-3036/18.html)

Рис. 24. Обол Фанагории времен Митридата Евпатора (https://bosporan-kingdom.eom/000-3172/1.html).

Рис. 25. Обол архонта Асандра, 50/49-48/47 гг. до н.э. (https://bosporan-kingdom.eom/224-3093/16.html)

Рис. 26. Дельфин и трезубец на аверсе и монограмма ВАЕ на реверсе (https://bosporan-kingdom.eom/258-4016/12.html)

Рис. 27. Посейдон и трезубец на аверсе и монограмма ВАЕ с дельфином на реверсе (https://bosporan-

kingdom.com/279-4022/19.html)

Рис. 28. Ассарий Митридата III (https://bosporan-kingdom.eom/330-4060/19.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.