Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАТ-БОТ / ПРОГРАММА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ЭТАПЫ РАБОТЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Нина Владимировна

В настоящее время обучение иностранному языку тесно связано с использованием современных методов обучения, способствующих подготовке учащихся к межкультурной коммуникации. Учащийся должен с пассивного объекта обучения стать его активным субъектом, который самостоятельно владеет знаниями и решает познавательные проблемы. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Актуальность данной темы заключается в том, что чат-боты могут значительно улучшить эффективность обучения, предоставляя возможность практиковать язык в любое время и в любом месте. Цель данной статьи состояла в том, чтобы посредством теоретического обзора обратить внимание на преимущества внедрения чат-ботов при изучении иностранного. Особое внимание автор уделяет этапам работы с чат-ботами, преимуществам использования их в учебном процессе, а также недостаткам. В заключении автор приходит к выводу, использование чат-ботов в учебном процессе является актуальным и перспективным направлением развития образования. Они позволяют сделать учебный процесс более доступным, интересным и эффективным для студентов. Использование чат-ботов при изучении иностранных языков может значительно ускорить процесс обучения, сделать его более интерактивным и увлекательным, а также помочь студентам в решении задач, объяснении теории и проверке знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING CHATBOTS WHEN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Currently, teaching a foreign language is closely connected with the use of modern teaching methods that help prepare students for intercultural communication. A student should become an active subject from a passive object of learning, who independently possesses knowledge and solves cognitive problems. The solution of these problems is impossible without the variability of educational processes, in connection with this, various innovative pedagogical technologies appear that require deep scientific and practical understanding. The relevance of this topic lies in the fact that chatbots can significantly improve the effectiveness of learning by providing the opportunity to practice the language at any time and anywhere. The purpose of this article was to draw attention through a theoretical review to the advantages of introducing chatbots when learning a foreign language. The author pays special attention to the stages of working with chatbots, the advantages of using them in the educational process, as well as disadvantages. In conclusion, the author comes to the conclusion that the use of chatbots in the educational process is an urgent and promising direction for the development of education. They make the learning process more accessible, interesting and effective for students. The use of chatbots when learning foreign languages can significantly speed up the learning process, make it more interactive and exciting, as well as help students solve problems, explain theory and test knowledge.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

5. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.А. Стерхова // Generaland Professional Education. - 2012. - №1. - С. 8-14

6. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5.

- С. 44-49

7. Пикалова, Е.А. Овладение студентами вуза средствами автодидактики профессионального имиджпроектирования / Е.А. Пикалова, Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. - № 4. - С. 64-69

8. Шахмаева, К.Е. Введение педагогической диагностики, как условие организации командной работы студентов вуза / К.Е. Шахмаева, Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.С. Щанкин // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. -№ 4. - С. 87-90

9. Gasanenko E.A. The problems of forming tolerant communicative behavior in higher education / E.A. Gasanenko // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы 80-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск. - 2022. - С. 356.

10. Shakhmaeva, K.E. Construction specialties students' readiness to work in a team as a professional image basic component / K.E. Shakhmaeva, E.A. Gasanenko, A.V. Barabash // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4.

- С. 322-324

Педагогика

УДК 37.09

ассистент Шилова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В настоящее время обучение иностранному языку тесно связано с использованием современных методов обучения, способствующих подготовке учащихся к межкультурной коммуникации. Учащийся должен с пассивного объекта обучения стать его активным субъектом, который самостоятельно владеет знаниями и решает познавательные проблемы. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Актуальность данной темы заключается в том, что чат-боты могут значительно улучшить эффективность обучения, предоставляя возможность практиковать язык в любое время и в любом месте. Цель данной статьи состояла в том, чтобы посредством теоретического обзора обратить внимание на преимущества внедрения чат-ботов при изучении иностранного. Особое внимание автор уделяет этапам работы с чат-ботами, преимуществам использования их в учебном процессе, а также недостаткам. В заключении автор приходит к выводу, использование чат-ботов в учебном процессе является актуальным и перспективным направлением развития образования. Они позволяют сделать учебный процесс более доступным, интересным и эффективным для студентов. Использование чат-ботов при изучении иностранных языков может значительно ускорить процесс обучения, сделать его более интерактивным и увлекательным, а также помочь студентам в решении задач, объяснении теории и проверке знаний.

Ключевые слова: чат-бот, программа, иностранный язык, мотивация, этапы работы, преимущества, недостатки.

Annotation. Currently, teaching a foreign language is closely connected with the use of modern teaching methods that help prepare students for intercultural communication. A student should become an active subject from a passive object of learning, who independently possesses knowledge and solves cognitive problems. The solution of these problems is impossible without the variability of educational processes, in connection with this, various innovative pedagogical technologies appear that require deep scientific and practical understanding. The relevance of this topic lies in the fact that chatbots can significantly improve the effectiveness of learning by providing the opportunity to practice the language at any time and anywhere. The purpose of this article was to draw attention through a theoretical review to the advantages of introducing chatbots when learning a foreign language. The author pays special attention to the stages of working with chatbots, the advantages of using them in the educational process, as well as disadvantages. In conclusion, the author comes to the conclusion that the use of chatbots in the educational process is an urgent and promising direction for the development of education. They make the learning process more accessible, interesting and effective for students. The use of chatbots when learning foreign languages can significantly speed up the learning process, make it more interactive and exciting, as well as help students solve problems, explain theory and test knowledge.

Key words: Chatbot, program, foreign language, motivation, stages of work, advantages, disadvantages.

Введение. В настоящее время обучение иностранному языку тесно связано с использованием современных методов обучения, способствующих подготовке учащихся к межкультурной коммуникации. Учащийся должен с пассивного объекта обучения стать его активным субъектом, который самостоятельно владеет знаниями и решает познавательные проблемы. Использование проектного метода обучения на занятиях по иностранному языку в учреждениях образования получает все большее распространение [10, С. 274-275].

Изложение основного материала статьи. Чат-бот - это программа, которая имитирует разговор с человеком через текстовые сообщения. Она может быть написана на любом языке программирования и использоваться для различных целей, включая коммуникацию с клиентами, автоматизацию бизнес-процессов и обучение пользователей.

История введения чат-ботов в учебный процесс началась несколько лет назад, когда технологии искусственного интеллекта стали достаточно развитыми для создания умных программ, которые могли бы помочь студентам в изучении иностранных языков [6].

Одним из первых университетов, который начал использовать чат-ботов в учебном процессе, был Массачусетский технологический институт (MIT) в США. В 2015 году они запустили проект под названием «Jill Watson», который представлял собой чат-бота, способного отвечать на вопросы студентов и помогать им в выполнении заданий.

В России чат-боты начали появляться в учебном процессе немного позже. Один из первых проектов был запущен в 2017 году на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Это был чат-бот «Миша», который помогал студентам в изучении английского языка. Он предлагал различные упражнения и задания, а также мог корректировать ошибки и давать обратную связь [7].

С тех пор чат-боты стали все более популярными в учебном процессе. Сегодня они используются не только в университетах, но и в школах и онлайн-курсах. Каждый год появляются новые проекты и разработки, которые помогают студентам в изучении иностранных языков и делают учебный процесс более интересным и эффективным.

Цели использования чат-ботов в учебном процессе при изучении иностранных языков могут быть различными. Они могут помочь студентам:

- ускорить процесс обучения и повысить его эффективность;

- сделать изучение языка более интерактивным и увлекательным;

- снизить затраты на дополнительные курсы и уроки;

- учить новые слова, фразы, грамматические конструкции и правила;

- подготовиться к экзаменам по иностранным языкам;

- понимать культуру и историю стран, говорящих на иностранных языках;

- изучать иностранный язык индивидуально, настроенные на их уровень и потребности;

- повысить уровень знаний и навыков студентов в области иностранных языков;

- улучшить навыки общения на иностранном языке и повысить уверенность в себе при общении с носителями языка.

В целом, использование чат-ботов при изучении иностранных языков может быть очень полезным для студентов, помогая им достичь своих учебных целей более быстро и эффективно.

Функциональность чат-ботов при изучении иностранных языков может быть разнообразной. Они могут предоставлять студентам возможность:

- получать персонализированные уроки и задания на основе их уровня знаний и потребностей;

- общаться с носителями языка для практики устной речи и улучшения произношения;

- получать обратную связь и корректировку ошибок;

- использовать игры и викторины для запоминания новых слов и фраз;

- изучать культуру и историю стран, говорящих на иностранных языках, через интерактивные задания и игры;

- подготавливаться к экзаменам по иностранным языкам через тесты и упражнения.

Чат-боты для изучения иностранных языков могут быть разделены на несколько типов и видов в зависимости от их функциональности и целей использования. Некоторые из них:

Чат-боты для изучения грамматики и лексики. Эти боты помогают студентам учить новые слова, фразы, грамматические конструкции и правила. Они могут предлагать упражнения на запоминание и практику, а также давать обратную связь на ошибки.

Чат-боты для разговорной практики. Эти боты помогают студентам улучшить свои навыки общения на иностранном языке. Они могут имитировать разговор с носителем языка, задавать вопросы, предлагать темы для обсуждения и давать обратную связь на произношение и грамматику.

Чат-боты для подготовки к экзаменам. Эти боты помогают студентам подготовиться к экзаменам по иностранным языкам. Они могут предлагать тесты и упражнения, а также давать обратную связь на ошибки и слабые места.

Чат-боты для изучения культуры и истории. Эти боты помогают студентам понимать культуру и историю стран, говорящих на иностранных языках. Они могут предлагать интересные факты, видео и аудио материалы, а также задавать вопросы для проверки знаний.

Чат-боты для индивидуального обучения. Эти боты помогают студентам изучать иностранный язык индивидуально, настроенные на их уровень и потребности. Они могут предлагать персональные упражнения, задания и обратную связь на прогресс.

Таким образом, чат-боты для изучения иностранных языков могут быть различными по своей функциональности и целям использования, но все они помогают студентам учиться более эффективно и интересно [8; 9].

Существует множество чат-ботов, которые можно использовать при изучении иностранных языков, включая Duolingo, ВаЬЬе1, Lingvist, Memrise и другие. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Duolingo - это один из самых популярных чат-ботов для изучения иностранных языков. Он предлагает различные уровни сложности и упражнения, включая чтение, письмо, говорение и понимание речи. Преимущества Duolingo включают доступность, персонализацию и эффективность. Однако, недостатки включают ограниченный выбор языков и некоторые ошибки в переводах.

Babbel - это еще один популярный чат-бот для изучения иностранных языков. Он предлагает упражнения на грамматику, лексику, чтение и говорение. Преимущества ВаЬЬе1 включают широкий выбор языков и персонализацию. Однако, недостатки включают ограниченную бесплатную версию и ограниченное количество упражнений.

Lingvist - это чат-бот, который использует искусственный интеллект для адаптации к уровню знаний пользователя. Он предлагает упражнения на грамматику, лексику и чтение. Преимущества Lingvist включают персонализацию и эффективность. Однако, недостатки включают ограниченный выбор языков и ограниченное количество упражнений.

Memrise - это чат-бот, который использует метод запоминания слов и фраз через повторение. Он предлагает упражнения на лексику и чтение. Преимущества Memrise включают доступность и эффективность. Однако, недостатки включают ограниченный выбор языков и ограниченное количество упражнений на грамматику.

Этапы работы в чат-ботах при изучении иностранных языков могут быть различными в зависимости от конкретного бота и его функционала. Однако, в целом, можно выделить несколько этапов:

1. Регистрация и выбор языка. Первым шагом необходимо зарегистрироваться в чат-боте и выбрать язык, который вы хотите изучать.

2. Ознакомление с функционалом бота. Некоторые чат-боты могут предлагать упражнения на грамматику, лексику, чтение, письмо, аудирование и даже разговорную практику. Необходимо ознакомиться с возможностями бота и выбрать те, которые соответствуют вашим потребностям.

3. Выполнение упражнений. Следующим шагом является выполнение упражнений, которые предлагает чат-бот. Это может быть написание предложений, ответы на вопросы, перевод текста и т.д.

4. Получение обратной связи. Некоторые чат-боты могут предоставлять обратную связь по результатам выполнения упражнений. Это может быть корректировка ошибок, оценка правильности выполнения задания и т.д.

5. Повторение и закрепление материала. Для эффективного изучения языка необходимо повторять и закреплять материал. Некоторые чат-боты могут предлагать повторение упражнений или дополнительные задания для закрепления материала.

6. Общение с ботом на разговорном языке. Некоторые чат-боты могут предоставлять возможность общения на разговорном языке с использованием голосового ввода. Это может помочь улучшить навыки устной речи и понимания на слух.

7. Оценка прогресса. Некоторые чат-боты могут предоставлять отчеты о прогрессе в изучении языка, например, количество выполненных упражнений, количество ошибок и т.д. Это может помочь оценить свой прогресс и определить, какие навыки нужно улучшать.

Конечно, каждый чат-бот может иметь свои особенности и этапы работы могут отличаться. Однако, в целом, эти шаги могут помочь эффективно использовать чат-боты при изучении иностранных

языков [4, С. 388-390; 5, С. 122-124; 8, С. 341-344].

Преимущества использования чат-ботов при изучении иностранных языков включают:

Доступность. Чат-боты могут быть использованы в любое время и в любом месте, что делает их удобными для изучения иностранного языка. Это означает, что пользователи могут использовать чат-боты для изучения языка на своем собственном расписании, без необходимости присутствия на уроках или занятиях.

Персонализация. Чат-боты могут адаптироваться к уровню знаний пользователя и предлагать соответствующие задания и упражнения. Это означает, что пользователи могут получать индивидуальную помощь и поддержку в изучении языка, а также учиться в своем собственном темпе.

Эффективность. Чат-боты могут предоставлять быструю обратную связь и помогать пользователю улучшить свои навыки в режиме реального времени. Это означает, что пользователи могут получать немедленную обратную связь на свои ошибки и улучшать свои навыки в реальном времени.

Мотивация. Чат-боты могут помочь пользователю оставаться мотивированным и заинтересованным в изучении языка. Это может быть достигнуто путем предоставления интересных и разнообразных заданий и упражнений, а также поощрением пользователя за достижение определенных целей.

В целом, использование чат-ботов при изучении иностранных языков может быть очень полезным для пользователей, которые хотят улучшить свои навыки в языке. Однако, для достижения наилучших результатов, необходимо использовать чат-боты в сочетании с другими методами обучения, такими как чтение, прослушивание аудиозаписей и общение с носителями языка [1, С. 86-92; 2, С. 28-31; 3, С. 269-273].

Несмотря на то, что использование чат-ботов при изучении иностранных языков имеет свои преимущества, оно также имеет свои недостатки. Во-первых, ограниченный выбор языков может быть проблемой для тех, кто хочет изучать редкие или малоизвестные языки. Некоторые чат-боты могут предлагать только наиболее популярные языки, такие как английский, немецкий или французский.

Во-вторых, ограниченное количество упражнений на определенные навыки, такие как говорение или понимание речи, может быть недостатком. Некоторые чат-боты могут предлагать только упражнения на чтение и письмо, что не поможет улучшить устную речь и понимание на слух.

Кроме того, использование чат-ботов не заменяет полноценных занятий с преподавателем или общения с носителями языка. Хотя чат-боты могут помочь улучшить некоторые навыки, такие как лексика и грамматика, они не могут заменить реального общения с носителями языка и получения обратной связи от преподавателя. Таким образом, при использовании чат-ботов при изучении иностранных языков необходимо учитывать их ограничения и использовать их в сочетании с другими методами изучения языка.

Выводы. Таким образом, использование чат-ботов в учебном процессе является актуальным и перспективным направлением развития образования. Они позволяют сделать учебный процесс более доступным, интересным и эффективным для студентов. Использование чат-ботов при изучении иностранных языков может значительно ускорить процесс обучения, сделать его более интерактивным и увлекательным, а также помочь студентам в решении задач, объяснении теории и проверке знаний.

Литература:

1. Бабаян, В.Н. Семантические и коммуникативно-прагматические особенности дискурсивных маркеров в испаноязычном художественном дискурсе / В.Н. Бабаян, А.Е. Купцов, Н.В. Шилова // Верхневолжский филологический вестник. - 2022. - № 4(31). - С. 86-92

2. Кузнецов, А.Н. «Когда б вы знали, из какого сора растут...» (опыт ненаучного исследования) / А.Н. Кузнецов,

A.Б. Тишко, Н. В. Шилова // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ярославль, 27 мая 2022 года / Под научной редакцией

B.А. Мазилова. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. -

C. 28-31

3. Купцов, А.Е. Дискурсивы и синтаксические конструкции как средства формирования прагматического эффекта акта коммуникации в англо- и испаноязычном художественном дискурсе / А.Е. Купцов, Н.В. Шилова // Когнитивные исследования языка. - 2022. - № 3(50). - С. 269-273

4. Купцов, А.Е. Использование сети Интернет на занятиях по иностранному языку в вузе / А.Е. Купцов, Н.В. Шилова // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27-28 октября 2022 г. - Том 4. - Часть 2. - Донецк: ДонНУ, 2022. - С. 388-390

5. Купцов, А.Е. Преимущества и недостатки использования Интернета на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.В. Шилова, А.Е. Купцов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2022 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2022. - С. 122-124

6. Тишко, А.Б. Модели подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования / А.Б. Тишко, Н.В. Шилова // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27-28 октября 2022 года / под общей редакцией С.В. Беспаловой. - Том 6. - Часть 2. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. - С. 279-282

7. Тишко, А.Б. История преподавания иностранных языков в России / А.Б. Тишко, Н.В. Шилова // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20-21 мая 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2022б. - С. 109-113

8. Шилова, Н.В. Игра как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка / Н.В. Шилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 341-344

9. Шилова, Н.В. Интернет-технологии на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.В. Шилова // Язык и общество. Диалог культур и традиций: Сборник материалов научной конференции, Ярославль, 01-31 марта 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. - С. 296-301

10. Шилова, Н.В. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Н.В. Шилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-4. - С. 274-277

Педагогика

УДК 37.013

бакалавр Шушунова Вероника Андреевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы развития изобразительных спорностей у младших школьников с ЗПР на занятиях рисованием. Знания их особенностей позволили определить проблемы, связанные с развитием у данной категории детей умений к самоорганизации и способностей к рисованию. На основе педагогического опыта авторами исследования разработаны и апробированы методики и технологии по нивелированию данных проблем у детей с ЗПР, применимых на занятиях рисованием в общеобразовательных школах. Для развития способностей к самоорганизации и лучшего освоения теоретического и практического материала детьми с ЗПР предлагается применять алгоритмический порядок организации учебной деятельности. В целях построения системы знаний, формирования порядка восприятия и усвоения учебного материала, процесс обучения детей с ЗПР должен строится на дидактических принципах: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от общего к частному». При рисовании сложных форм ребёнка необходимо научить применять метод геометризации (видеть в сложных формах простые геометрические фигуры), что позволит развить у ученика конструктивное мышление, упростить и вместе с тем упорядочить процесс рисования сложных фор предметов и объектов. Для лучшего восприятия материала и подсказки алгоритма выполнения ребенком работы, очень важную роль играет педагогический рисунок, выполняемы с учетом темпа и сниженного внимания детей с ЗПР. Закрепление детьми с ЗПР ранее освоенных навыков и нового знания должно осуществляться путем повторения учебного материала в каждом последующем творческом задании. Знание особенностей детей с ЗПР и комплексный подход к их обучению и воспитанию позволит нивелировать замедленность темпа развития психики ребенка, недостатки общего запаса знаний, незрелость их мышления и быструю утомляемость от интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: умение к самоорганизации, изобразительные способности, методики и технологии нивелирования ЗПР, алгоритмический порядок организации учебной деятельности, дидактические принципы обучения, конструктивное мышление, педагогический рисунок.

Annotation. The article presents the results of a study of the problem of the development of visual abilities in younger schoolchildren with mental retardation in drawing classes. Knowledge of the characteristics of children with ASD allowed us to identify problems associated with the development of self-organization skills and drawing abilities in this category of children. Based on pedagogical experience, the authors of the study developed and tested methods and technologies for leveling these problems in children with ASD, applicable in drawing classes in secondary schools. For the development of self-organization abilities and better mastering of theoretical and practical material by children with ASD, it is proposed to apply an algorithmic order of organization of educational activities. In order to build a knowledge system, form the order of perception and assimilation of educational material, the process of teaching children with ASD should be based on didactic principles: "from simple to complex", "from the known to the unknown", "from general to particular". When drawing complex shapes, the child must be taught to apply the method of geometrization (to see simple geometric shapes in complex shapes), which will allow the student to develop constructive thinking, simplify and at the same time streamline the process of drawing complex shapes of objects and objects. For a better perception of the material and hints of the algorithm of the child's work / drawing, a very important role is played by pedagogical drawing, performed taking into account the pace and reduced attention of children with ZPR. The consolidation of previously mastered skills and new knowledge by children with ZPR should be carried out by repeating the educational material in each subsequent creative task. Knowledge of the characteristics of children with ASD and an integrated approach to their education and upbringing will help to neutralize the slowness of the pace of development of the child's psyche, the shortcomings of the general stock of knowledge, the immaturity of their thinking and the rapid satiety of intellectual activity.

Key words: ability to self-organization, visual abilities, methods and technologies, algorithmic order of organization of educational activities, didactic principles of teaching, constructive thinking, pedagogical drawing.

Введение. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 21.12.2012 гарантирует право гражданам на образование, в том числе и детям с задержкой психического развития (далее - ЗПР), предусматривая их обучение в общеобразовательных учреждениях по адаптированным образовательным программам. Для детей с ЗПР характерны нарушения, обусловливающие особенности их восприятия, запоминания, владения операциями мышления, что существенно ограничивает познавательную деятельность и, в целом, негативно влияет на формирование их личности. Согласно педагогическим исследованиям, необучаемых детей не бывает, каждый ребенок имеет способности к обучению, а значит к развитию. ФГОС начального образования конкретизирует требования к условиям и результатам инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития. Для того чтобы раскрыть способности ребенка с ЗПР, его воспитание и образование должны осуществляться с непосредственным участием специалистов, владеющих знаниями из области специальной психологии, педагогики и методики [7].

В младшем школьном возрасте у ребенка проявляется произвольность всех психических процессов. У детей того же возраста, но с ЗПР восприятие носит непроизвольный характер, что ведет к нарушению функции поиска, затруднению узнавания предметов, находящихся в непривычном ракурсе [2]. Таким детям свойственна неустойчивость внимания, как следствие, сбои в процессах запоминания, скудность объема памяти, сниженная прочность усвоения наглядного и особенно словесного материала. Таким детям свойственна слабая регуляция речи, словарный запас ограничен, в речи преобладает примитивизм и шаблонность заготовок, они не могут полноценно словесно выражать свои эмоций [7].

Изложение основного материала статьи. Занятия изобразительной деятельностью оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка посредством активизации его интеллектуальной, двигательной, эмоциональной сфер. Изобразительная деятельность способствует усидчивости, целеустремленности, желанию выполнить свою работу как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.