Научная статья на тему 'Использование CALS-методологии в системе менеджмента качества конкретного предприятия'

Использование CALS-методологии в системе менеджмента качества конкретного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА TECHNOLOGICS / CALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов А. Ю.

В настоящее время CALS-методология получила широкое распространение в наукоёмких отраслях промышленности в связи с ужесточением конкуренции на рынке и резким возрастанием сложности выпускаемых изделий. При этом в научно-технической литературе недостаточно широко освещены вопросы практического применения конкретных программных продуктов, в том числе для информационной поддержки систем менеджмента качества. Рассмотрению указанной проблемы и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование CALS-методологии в системе менеджмента качества конкретного предприятия»

МЕТОДОЛОГИЯ

и ч

ва

ваа

ваа

аа

в

CALS-ТЕХНОЛОГИИ

Использование СМБ-методологии в системе менеджмента качества конкретного предприятия

В настоящее время САЬБ-методология получила широкое распространение в наукоёмких отраслях промышленности в связи с ужесточением конкуренции на рынке и резким возрастанием сложности выпускаемых изделий. При этом в научно-технической литературе недостаточно широко освещены вопросы практического применения конкретных программных продуктов, в том числе для информационной поддержки систем менеджмента качества. Рассмотрению указанной проблемы и посвящена данная статья.

А.Ю. ЕФРЕМОВ,

аспирант БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

и Ч

□□

НПЗ

□□□

□□

Ключевые слова:

CALS, система менеджмента качества, информационная поддержка систем менеджмента качества, автоматизированная система Technologies.

Задача автоматизации управления предприятием стала актуальной в связи со значительным увеличением объёма информации, требующей учёта и оперативной обработки, а также с появлением соответствующих компьютерных технологий, начиная с 1950-х гг. [1, с. 26]. Сначала в силу ограниченного количества и громоздкости первых поколений ЭВМ обработка управленческой информации была сосредоточена в отделах автоматизации системы управления предприятием. Затем с появлением персональных компьютеров автоматизация отдельных функциональных задач стала перемещаться в структурные подразделения. «Лоскутная» автоматизация деятельности отдельных подразделений или процессов способна давать результаты только в ограниченных пределах, при этом она имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, работникам разных подразделений приходится регистрировать одну и ту же информацию. Например, данные об отказах у потребителя учитывают служба качества и подразделение, ответственное за организацию и проведение ремонта, а данные о технологическом оборудовании ведут технологический отдел, отдел главного механика и бухгалтерия.

Во-вторых, при автономном хранении данных возникают сложности при необходимости внесения в них изменений (например, в организационную структуру, наименования должностей и подразделений, телефонных номеров, номенклатуры продукции, применяемой нормативно-технической документации). В-третьих, довольно длительное

время уходит на обработку имеющейся и получение недостающей информации от других подразделений.

Необходимость устранения перечисленных и других недостатков снова привела к централизации, только уже не физической, а информационной. Это выразилось в оформлении методологии CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла) и её реализации в виде набора взаимоувязанных классов систем информационной поддержки жизненного цикла изделий (ЖЦИ). Разработка таких систем была включена в состав критических технологий в соответствии с утверждёнными в 2002 г. «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

В настоящее время на повестке дня стоит не разработка отдельных систем, а уже внедрение CALS-методологии на отечественных предприятиях, что отображено в федеральных целевых программах по развитию многих наукоёмких отраслей промышленности, в том числе электронной компонентной базы и радиоэлектроники, гражданской морской техники, судостроительной промышленности и др.

Соблюдение принципов CALS-методологии [2, с. 8] гарантирует информационную целостность и взаимосвязь процессов проектнопроизводственного цикла при условии функционального взаимодействия автоматизированных систем, применяемых на всех этапах создания изделия.

Однако не всегда удаётся успешно осуществить выполнение этих очевидных условий на конкретном предприятии, так как находящиеся в эксплуатации автоматизированные системы, как правило, разработаны с использованием разнородных программных средств и внедрены в разное время, из-за чего они часто несовместимы по структурам используемых баз данных, а также входных и выходных параметров.

В методологию CALS заложена идея процессного подхода, который в то же время является основой создания систем менеджмента качества (СМК) [3, с. 4]. Поэтому применение данной методологии для информационной поддержки СМК является целесообразным и обоснованным [4, с. 37]. Среди разнообразных классов систем наибольший интерес представляют PLM - (Product Lifecycle Management - управление жизненным циклом изделий) и PDM-системы (Product Data Management - управление данными об изделии), как наиболее полно охватывающие жизненный цикл изделий. Данный факт особенно важен, если СМК предприятия охватывает стадии не только производства, но и проектирования, разработки, эксплуатации и ремонта (такими являются СМК предприятий с наукоёмкой продукцией, в том числе предприятий обороннопромышленного комплекса).

Результаты практической реализации принципов CALS-методологии на конкретном предприятии рассматриваются с позиции организации информационной поддержки СМК. В качестве используемого инструмента была выбрана автоматизированная система

за

ВеК КАЧЕСТВА № 4 • 2011

TechnologiCS. Критериями выбора данной системы на ФГУП «НПП «Сигнал» послужили сравнительно небольшая стоимость, полный учёт российской нормативной базы и возможность интеграции с удалёнными подразделениями по каналам сети Интернет. Последний факт является особо важным для предприятий, входящих в состав концернов и холдингов, а также виртуальных предприятий.

Кроме того, в 2011 г. система получила сертификат ФСТЭК, позволяющий использовать её в программноаппаратных комплексах, аттестованных по классу «1Г» в соответствии с РД «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации».

Система TechnologiCS, в первую очередь, была исследована с точки зрения её возможностей в области технологической подготовки производства [5], в результате чего была решена конкретная задача.

После получения положительных результатов исследования, в центре внимания оказались направления деятельности, которые особенно важны для предприятий с наукоёмкой продукцией в силу их значительного вклада в себестоимость, в частности:

^ управление инфраструктурой, в том числе производственным оборудованием и вычислительной техникой; ^ управление человеческими ресурсами, в том числе их оперативное перераспределение;

^ управление закупками, в том числе осуществление всех видов контроля качества покупных комплектующих изделий (ПКИ), анализ отказавших элементов и выставление рекламаций их поставщикам;

^ управление уведомлениями от потребителей об отказах, в том числе их обработка и систематизация, организация проведения анализа и ремонта отказавших изделий.

В ходе исследования процесса управления инфраструктурой изучались пути его улучшения [6]. Сформулированные в результате требования к функциональным возможностям системы обработки данных об инфраструктуре позволили подтвердить обоснованность выбора в качестве базовой автоматизированной системы TechnologiCS.

В результате анализа системы по определению полноты реализации нормативных требований и её применения для информационной поддержки СМК [7, с. 79] сделан вывод о необходимости доработки системы в части управления организационной структурой. С этой целью

был разработан математический аппарат, алгоритмы и реализующие их программы [8, 9], позволившие в результате своего применения обосновывать или отклонять проведение изменений организационной структуры. Это, в свою очередь, дало возможность оперативно перераспределять имеющиеся человеческие ресурсы.

В рамках управления закупками и уведомлениями от потребителей был разработан алгоритм систематизации и обработки карточек учёта неисправностей об отказах ПКИ на этапах производства и эксплуатации, а также уведомлений об отказах с мест эксплуатации [10] средствами системы TechnologiCS (при помощи компоненты «Документооборот»). Отказы ПКИ вызывают наибольший интерес, поскольку наукоёмкая продукция содержит большую номенклатуру таких комплектующих. Своевременность же реагирования на жалобы потребителей является одним из ключевых факторов, влияющих на их удовлетворённость.

Внедрение указанных выше разработок в производственный (на ФГУП «НПП «Сигнал») и учебный (на кафедре «Инжиниринг и менеджмент качества» БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова) процессы потребовало повышения квалификации персонала. Для этого было подготовлено методическое пособие «Управление данными об отказах с помощью автоматизированной системы TechnologiCS», облегчающее работу пользователей.

По итогам проведения пилотного проекта и дальнейшего исследования системы TechnologiCS были сформулированы особенности адаптации вновь внедряемого программного продукта к уже находящимся в эксплуатации автоматизированным системам [11].

Выводы

1. Для организаций, желающих занять лидирующее положение на рынке товаров и услуг, целесообразно применять CALS-методологию в качестве основы для успешного выпуска наукоёмкой продукции.

2. В связи с большим объёмом информации о качестве продукции и процессов, регистрируемой на различных стадиях жизненного цикла наукоемких изделий, одним из аспектов применения CALS-методологии является информационная поддержка СМК.

3. Результативность внедрения

CALS-методологии определяется степенью удовлетворения потребностей конкретного предприятия при комплексном охвате ключевых аспектов его деятельности, обязательно учитываемых в процессе настройки выбранной системы. ■

5

□ г

CALS-ТЕХНОЛОГИИ QQG

□ С G

Литература

1. Автоматизация управления предприятием / Баронов В.В. и др. М.: ИНФРА-М, 2000. 239 с.

2. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России / НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»; Е.В. Судов, А.И. Левин. М., 2002.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 13.11.2009. М., 2008. 32 с.

4. Зильбербург Л.И., Молочник В.И., Яблочников Е.И. Информационные технологии в проектировании и производстве. СПб: Политехника, 2008. 304 с.

5. Ефремов А.Ю. Исследование возможностей автоматизированной системы TechnologiCS (подсистема «Нормирование») // Системы управления и передачи информации: Материалы межвузовской научн.-техн. конф. (студентов, аспирантов и молодых учёных). СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2009. С. 17-18.

6. Ефремов А.Ю., Невокшенов Г.В. Пути улучшения результативности процесса «Управление инфраструктурой» предприятия // Молодежь. Техника. Космос: Труды II Общероссийской молодёжной научн.-техн. конф. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2010. С. 228-230.

7. Применение ИПИ-технологий в задачах обеспечения качества и конкурентоспособности продукции: Методические рекомендации. М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2004. 104 с.

8. Бабаев С.А., Ефремов А.Ю. Оптимизация информационных потоков промышленного предприятия за счет создания внутренне устойчивых подмножеств подразделений // Молодежь. Техника. Космос: Труды II Общероссийской молодёжной научн.-техн. конф. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2010. С. 195.

9. Ефремов А.Ю. Применение алгоритма Демукрона для обоснованного разбиения подразделений по уровням значимости // Молодежь. Техника. Космос: Труды III Общероссийской молодёжной научн.-техн. конф. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2011. С. 171-173.

10. Ефремов А.Ю. Автоматизация обработки информации об отказах изделий, выявленных в процессе их эксплуатации // Пятые Уткинские чтения: Труды международной научн.-техн. конф. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2011. С. 287-289.

11. Ефремов А.Ю. Особенности адаптации прикладного программного обеспечения в интегрированную информационную среду предприятия // Молодежь. Техника. Космос: Труды III Общероссийской молодёжной научн.-техн. конф. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2011. С. 173-174.

МЕТОДОЛОГИЯ

№ 4 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.