Научная статья на тему 'Использование блог-технологий в обучении иностранным языкам'

Использование блог-технологий в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ 2.0 / БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Оксана Ильинична

В статье проанализированы основные характеристики и виды блогов, рассматриваются методические возможности их использования в обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование блог-технологий в обучении иностранным языкам»

УДК [811+004.9]:378.016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

THE USE OF BLOG-TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

О. И. Михеева

O. I. Mikheeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье проанализированы основные характеристики и виды блогов, рассматриваются методические возможности их использования в обучении иностранным языкам.

Abstract. The article deals with the main characteristics and types of blogs. The paper considers the methodological potential of blog-technologies in teaching foreign languages.

Ключевые слова: веб 2.0, блог-технологии, обучение иностранным языкам.

Keywords: web 2.0, blog-technologies, teaching foreign languages.

Актуальность исследуемой проблемы. Обучение иностранным языкам в вузе приобретает новое звучание в связи с переходом к открытому информационному обществу, интернационализацией образования и широким использованием информационных технологий во многих сферах человеческой деятельности. Информатизация профессиональной деятельности и науки вызвала необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с информацией, которая представлена на иностранном языке. Обучение иностранному языку в современных условиях должно обеспечивать вхождение в чужую культуру и информатизированную практику деятельности. Это может быть достигнуто с помощью информационных технологий, которые обеспечивают динамичность и мобильность обмена информацией. Современное общество требует от будущих специалистов, помимо общепрофессиональных знаний, еще и знания, овладение которыми осуществляется в условиях иностранного общения с использованием всевозможных источников информации, что немыслимо без обращения к глобальной сети Интернет [1], [2].

Сегодня Интернет проник во все сферы жизнедеятельности общества. По данным Фонда «Общественное мнение», к марту 2009 года количество интернет-пользователей в России достигло 37,5 миллионов человек, что составляет треть (33 %) населения страны. Как показали исследования, наиболее активными пользователями глобальной сети являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет с незаконченным высшим или высшим образованием.

Развитие Интернета за последние годы в значительной степени осуществляется путем активного внедрения Веб 2.0-технологий. С помощью социальных сервисов Веб 2.0 (блоги, социальные сети, медиарепозитории, вики) можно организовать совместный поиск и хранение информации; создание и совместное использование медиаконтента, гипертекста; совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, таблиц, презентаций и других документов; совместное использование карт и схем. Вышесказанное актуализирует проблему изучения теоретических и технологических основ использования блог-технологий в обучении иностранным языкам.

Материал и методика исследований. В процессе разработки исследуемой проблемы были использованы методы анализа психолого-педагогической и методической литературы, синтеза, моделирования путей применения блог-технологий в обучении иностранному языку.

Результаты исследований и их обсуждение. Блог (сетевой дневник) представляет собой веб-пространство, ориентированное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала, позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать информацию различного формата (текстовые сообщения, изображения или мультимедиа) и осуществлять ее поиск во всем массиве данных. Блог ведется усилиями одного или нескольких пользователей [3]. Большинству сетевых дневников свойственны следующие общие черты:

■ обратный хронологический порядок - последние сообщения размещены в начале веб-страницы;

■ наличие архива для доступа к прошлым сообщениям;

■ раздел для читателей, предназначенный для комментариев;

■ ссылки на другие сайты, называемые «blogroll»;

■ синдикация информации, позволяющая пользователям подписаться на блог.

Технические возможности и ограничения блогов определяются общими технологиями сети Интернет. Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи, публиковать их во Всемирной паутине. Такое программное обеспечение называется системой управления блогами и является частным видом системы управления контентом (CMS). Помимо основополагающей функции блога - добавления автором записей - стандартными для систем управления блогами являются также функция вставки мультимедиа, функция добавления читательских комментариев, функция создания автоматически обрабатываемых списков обновлений (RSS, Atom).

Системы управления блогами предполагают организацию в личном вебпространстве пользователя (автономный блог) или в рамках деятельности блог-платформ (блог-хостингов, блог-сервисов), предоставляющих место специально для ведения блогов. Каждый из вариантов имеет свои особенности, которые следует учитывать, проектируя использование блога в образовательном процессе.

Автономный блог - это блог, издаваемый частным лицом, группой лиц или организацией, система управления которым находится в ведении его владельца. К преимуществам автономного блога можно отнести: полный контроль владельца блога за контентом; возможность гибкого технологического развития блога; дизайн блога находится полностью в руках его владельца; лучшая индексация поисковыми системами; ведение подробной статистики посещаемости. Существенными недостатками автономно-

го блога являются высокие требования к уровню технических знаний владельца; необходимость платы за возможность размещения собственных сайтов и техническое обслуживание.

Блог-платформа - веб-сервис, предоставляющий пользователю готовую систему управления блогом, не требующий особых технических навыков. Создание блога на этих сайтах занимает не больше 5 минут, блог можно редактировать в режиме онлайн, создавать открытые и закрытые блоги, использовать дополнительные возможности (например, добавление комментариев), применять различные шаблоны оформления. На большинстве подобных сайтов есть разделы, в которых представлены ответы на типичные вопросы пользователей (FAQ - frequently asked questions - часто задаваемые вопросы) и информация для начинающих блоггеров по проблемам технического плана. Обратная сторона такого удобства -ограничение в свободе самовыражения, в связи с тем что контент пользователя с правовой точки зрения находится под контролем владельца блог-платформы и принадлежит пользователю лишь номинально. Однако неоспоримым достоинством массовых блог-платформ является возможность построения на их основе полноценных социальных сетей.

В Интернете предоставлено большое количество веб-сервисов, позволяющих без особых усилий завести блог. В списке наиболее популярных блог-платформ - Blogger, LiveJournal, WordPress. Среди других ресурсов для создания учебных блогов можно назвать SchoolBlogs, Blogosphere.us и Weblogged. На этих сайтах размещается информация, связанная с современными тенденциями развития блогов и их применением в образовании. Авторы публикаций - преподаватели, использующие блоги в учебном процессе. Ежегодно проводятся конференции для исследователей, участники которых обсуждают социальные аспекты использования информационных технологий: международная конференция в Вене BlogTalk и конференция Гарвардского университета BloggerCon.

С точки зрения использования блога как инструмента преподавателя можно выделить следующие возможности его использования:

■ размещение материалов и ссылок на веб-ресурсы (сетевой блокнот);

■ размещение электронных публикаций (веб-газета);

■ ведение дискуссий на различные темы и организация обратной связи;

■ презентация проектной работы;

■ ведение электронных портфолио (тексты, фотографии, видео);

■ инструмент управления учебным процессом (электронная доска объявлений);

■ инструмент управления студенческими блогами.

В учебном процессе используются следующие виды блогов:

1. Блог преподавателя, в котором может размещаться информация о предмете:

■ программа учебного курса;

■ информация об изученном на конкретном занятии материале;

■ учебные задания;

■ список рекомендуемых источников для дополнительного изучения, в т. ч. ссыл-

ки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам;

■ ссылки на онлайн-тесты для самостоятельной работы.

Студенты при работе с блогом преподавателя будут развивать умения чтения на иностранном языке. В этой связи блог будет выступать в качестве функционального типа текста, на основе которого студенты смогут развивать умения выделять необходимые сведения, извлекать необходимую, интересующую информацию, оценивать важность информации.

2. Индивидуальный учебный блог, в котором студент размещает выполненные задания. По желанию блог может содержать сведения личного характера: информацию о семье, друзьях, увлечениях, своих достижениях; интересные ссылки; фото- и видеоматериалы. Ввиду того, что ресурсы сети Интернет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости владелец блога может ограничивать доступ к личной информации. Индивидуальные учебные блоги могут выступать в качестве электронных портфолио студентов, содержащих коллекцию материалов, демонстрирующих личный прогресс за определенный промежуток времени.

При работе с индивидуальным учебным блогом студенты развивают умения письменной речи:

■ использовать необходимые языковые средства для самопрезентации;

■ использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить свою страну и культуру в иноязычной среде;

■ использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия или несогласия (при комментировании);

■ аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства;

умения чтения:

■ выделять необходимые факты и сведения;

■ извлекать необходимую, интересующую информацию;

■ оценивать важность информации.

3. Коллективный учебный блог, предназначенный для организации внеаудиторной работы в группе. В блоге преподаватель размещает учебные задания, справочную информацию, материалы для комментирования (текстовый, аудио-, видеоформат). В отличие от индивидуальных учебных блогов в коллективном учебном блоге комментарии студентов размещаются последовательно на одной странице, что значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение. Каждый участник может выразить собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу, услышать мнения других и научиться воспринимать плюрализм мнений и культурное разнообразие как норму сосуществования в современном поликультурном мире, развить умения критического мышления. При организации работы в коллективном учебном блоге важно привлечь к дискуссии максимальное число людей. Для повышения мотивации общения на иностранном языке рекомендуется привлечь также к обсуждению участников из других стран.

При работе в коллективном учебном блоге студенты развивают умения письменной речи:

■ излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;

■ использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия или несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;

■ проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;

■ аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства;

умения чтения:

■ выделять необходимые факты и сведения;

■ отделять основную информацию от второстепенной;

■ определять временную и причинно-следственную связи между событиями и явлениями;

■ обобщать описываемые факты и явления;

■ оценивать важность, новизну, достоверность информации.

Необходимо отдельно отметить, что, несмотря на особый акцент в развитии умений письменной речи и чтения, блоги могут быть использованы и при формировании грамматических и лексических навыков [4]. Например, каждому автору блога может быть дано задание использовать наибольшее количество лексических единиц при составлении рассказа о проведенных каникулах, обсуждении просмотренного фильма или прочитанной книги; каждому студенту может быть дано задание написать автору блога (функция комментариев) по два специальных вопроса в прошедшем времени (грамматика) и т. п.

Блоги позволяют создать оптимальные условия для обучения студентов письменной речи на иностранном языке: для развития умений писать личное письмо; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого иностранного языка (автобиография, резюме); расспрашивать о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных событиях своей жизни; выражать свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.

К основным трудностям использования блог-технологий в образовательном процессе можно отнести отсутствие в свободном доступе Интернета и зачастую недостаточный уровень ИКТ-компетенции преподавательского состава. При использовании блог-технологий в работе со студентами рекомендуется оговаривать частоту и объем размещения обязательных сообщений по теме, регулярность комментирования и количество гиперссылок. Особое внимание следует обратить на требования, касающиеся использования языковых норм и соблюдения сетевого этикета, а также правил оформления цитат и ссылок. К преимуществам же можно отнести простоту, бесплатность, доступность, интерактивность и высокий уровень индивидуального взаимодействия обучающего и обучаемого.

Резюме. Блог-технологии способствуют интенсификации коммуникационного процесса, высокой мотивации к саморазвитию и постижению нового, что делает целесообразным их применение в процессе обучения иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-методическое пособие / И. В. Роберт и др. - М. : Дрофа, 2008. - 312 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. По-лат. - М. : Академия, 2000. - 272 с.

3. Патаракин, Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин. - М. : Инту-ит.ру, 2007. - 64 с.

4. Сысоев, П. В. Технологии ШеЪ 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3. -С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.