УДК 616.33-002.44 (001.8)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОЦЕНКЕ ТЕЧЕНИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ О. И. Удовикова
Смоленская государственная медицинская академия
Прослежены суточные колебания показателей функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем у больных язвенной болезнью в период обострения, в стадию морфологической ремиссии и в течение последующего времени после стационарного лечения больных. Показано, что в оценке течения заболевания более существенное значение имеет не расстройство биоритмов в период обострения заболевания, а динамика нарушений их в ходе и после лечения больных. Расстройство функций непищеварительных органов представлено как еще одно проявление язвенной болезни и как критерий оценки эффективности лечения больных.
В настоящее время накоплено немало сведений о ритмичности всех процессов, происходящих в организме человека, и об изменении ритма их при различных заболеваниях, в том числе и при язвенной болезни. Учет особенностей временной организации различных физиологических функций позволяет полнее оценить состояние больного, особенности течения заболевания, прогнозировать стойкость ремиссии и сроки возможного очередного обострения.
Проведено исследование суточных колебаний отдельных показателей функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем у больных язвенной болезнью с дуоденальной локализацией язвы (ЯБД) в период обострения заболевания (п=78), в стадию морфологической ремиссии (п=90), у некоторых больных (п=27) динамика прослежена после рубцевания язвы в течение 1,5 лет (ежеквартально). Обследовались только мужчины 20-45 лет по возрастным подгруппам: 20-29, 30-39 и 40-45 лет, учитывался также тип индивидуальной биологической активности. Полученные данные сопоставлены с показателями 25 здоровых того же возраста, проживающих в аналогичных с больными условиях. Изучены суточные колебания (при измерении или записи каждые 3 часа) систолического (АДс в мм Б^), диастолического (АДд) и пульсового (АДп) артериального давления, частоты сердечных сокращений (ЧСС в мин) атриовентрикулярной проводимости (продолжительности Рр в с), электрической систолы сердца (продолжительности рЯ8Т в с), скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного (СРПВ по См в см/с) и эластического (СРПВ по Сэ) типов, частоты дыхания (ЧД в мин), величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и отношения ее к должной величине (ЖЕЛ/ДЖЕЛ в %). Для каждого показателя определялись среднесуточный уровень, величина суточных колебаний, среднее значение для каждого часа исследования с учетом акрофазы и батифазы (времени регистрации максимального и минимального значений). Проводился также клинический и эндоскопический контроль.
Исследования показали, что у больных ЯБД в период обострения заболевания существенно расстроена суточная динамика ряда показателей функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это дает основание полагать, что обострение заболевания сопровождается появлением или углублением внутреннего де-синхроноза. Выраженность его часто связана с возрастом больных и принадлежностью их к тому или иному типу биологической активности. У больных выявлено смещение акрофаз и батифаз АДс, батифаз АДд, а также акрофаз и батифаз СРПВ по См и Сэ типов, ЧД, величины ЖЕЛ и отношения ЖЕЛ/ДЖЕЛ на более поздние часы суток.
Нарушение суточной ритмики проявилось существенным преобладанием или, напротив, уменьшением значений изученных показателей в определенные часы суток, по сравнению с теми же показателями у здоровых. Так, величины АДс и АДп у 40-45-летних больных были ниже контрольных во все часы суток, что обусловило достоверное уменьшение среднесуточных величин их (р<0,001). Среднесуточная величина ЧСС у больных, независимо от возраста их, оказалась существенно ниже, чем у аналогичных здоровых (р<0,05 и р<0,001). Полученные данные можно связать с преобладающим влиянием на автоматизм синусового узла вагуса, что является следствием изменения регуляции функций и одной из причин развития внутреннего десинхроноза. В период обострения ЯБД у 30-39-летних больных зарегистрировано достоверное укорочение интервала Рр в утренние, дневные и вечерние часы, а у 40-45-летних - почти во все часы суток, что привело к достоверному уменьшению, по сравнению с контролем, среднесуточной величины Рр у наблюдавшихся больных (р<0,05). Полученные данные как бы противоречат существующим представлениям о ваготонии у больных ЯБД в период обострения. Однако противоречие это кажущееся и объяснимо тем, что у здоровых и, несколько отчетливее, у больных старше 30 лет, возможно, как элемент компенсаторных реакций, более выражены симпатические влияния, что, как известно, улучшает проводимость проводящей системы сердца.
Во время обострения у больных всех возрастных подгрупп найдено существенное преобладание над контрольными среднесуточных величин СРПВ по См (р<0,05; р<0,001; р<0,01). Если учесть, что СРПВ подвла-
стна центральной и вегетативной нервной регуляции, то найденные изменения ее можно связать с нарушением этой регуляции, что может служить основой развития внутреннего десинхроноза.
Биоритмологические расстройства, сопровождающие обострение ЯБД, отразились на характере суточных колебаний у больных ЧД. Среднесуточная величина ее существенно преобладала над контрольной величиной у 20-29 - (р<0,001) и 40-45-летних (р<0,05) больных. Можно полагать, что найденные изменения связаны с неадекватными рефлекторными влияниями из ульцерозной зоны на регуляцию дыхания, благодаря чему обеспечивается необходимый уровень метаболических процессов в тканях. Расстройство внутренней регуляции функций у больных сказалось и на величине ЖЕЛ. Она в период обострения достоверно (р<0,05 -<0,001) увеличена в ночные и ранние утренние часы, особенно у 30-39-летних (р<0,001). Следствием или проявлением десинхроноза допустимо считать снижение у больных отношения ЖЕЛ/ДЖЕЛ в утренние (р<0,05 - <0,001) и дневные (р<0,05 - <0,01) часы.
Успешное лечение больных и достижение морфологической ремиссии (рубцевание язвы) сопровождалось уменьшением явлений внутреннего десинхроноза, что выражалось в частичном или полном восстановлении нарушенных в период обострения заболевания суточных колебаний ряда показателей физиологических функций. После лечения нормализовалось положение батифаз ряда видов артериального давления. У большинства больных увеличилось число сердечных сокращений, а акрофазы ЧСС сместились на позиции, свойственные здоровым или близкие к ним. Прослежены позитивные изменения колебаний СРПВ по См и Сэ типов. Суточная динамика их у больных после рубцевания язвы стала соответствовать диапазону контрольных величин, акрофазы и батифазы сместились на часы, близкие или свойственные расположению их у здоровых. Суточная динамика ЖЕЛ установилась в границах контрольного диапазона, акрофазы ее у большинства больных приблизились к положению акрофаз здоровых, а у 40-45-летних - заняли контрольную позицию. Батифазы ЖЕЛ у всех больных после рубцевания язвы регистрировались в контрольные часы, у части больных, несмотря на клиническое благополучие и эндоскопически подтвержденное рубцевание язвы, расстройство биоритмов сохранилось, свидетельствуя о глубоких нарушениях регуляции функций. Это позволяет предположить, что рубцевание язвы у немалого числа больных ЯБД - только начало, но не завершение ремиссии заболевания. Дальнейшее динамическое наблюдение за леченными больными показало, что, если после рубцевания у больных сохранялись изменения, выявляемые в период обострения, в ближайшие месяцы возникло очередное обострение ЯБД (ремиссия продолжалась 3-6 месяцев). У некоторых больных, несмотря на ремиссию, происходило постепенное нарушение суточной регуляции изученных показателей, то есть отмечалось нарастание признаков десинхроноза. Оно опережало на несколько месяцев появление клинических симптомов обострения ЯБД (ремиссия продолжалась 9-12 месяцев). У больных со стойкой ремиссией (не менее 1,5 лет) после лечения биоритмологические показатели, измененные в период обострения заболевания, нормализовались. Они оставались таковыми в течение всего последующего наблюдения за больными. Правда, во время отдельных контрольных исследований регистрировались небольшие смещения акрофаз и батифаз некоторых показателей, но они были кратковременными.
Таким образом, динамическое наблюдение за характером изменений суточных колебаний отдельных показателей функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем позволяет полнее оценить особенности течения язвенной болезни, выявить дополнительные (биоритмологические) характеристики обострения и ремиссии заболевания, критерии прогнозирования очередного обострения, что может быть использовано для оптимизации лечения больных.
Выводы. 1. Период обострения язвенной болезни характеризуется существенными нарушениями суточных колебаний основных показателей функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 2. При успешном лечении больных и достижении у них морфологической ремиссии наблюдается восстановление биоритмологических показателей или изменения их становятся минимальными. 3. Стойкое расстройство биоритмов, несмотря на рубцевание язвы, является показателем недостаточной эффективности проводимой терапии, незавершенности ремиссии. 4. Длительность достигнутой ремиссии, следовательно, и сроки очередного обострения язвенной болезни находятся в обратной зависимости от степени выраженности и стойкости внутреннего десинхроноза. 5. Расстройство биоритмов предшествует развитию обострения язвенной болезни, восстановление их служит прогностически благоприятным критерием.
Литература
1. Зайцева Е.И., Балуцкий В.В. Центральные (общие) и частные (ульцерогенные) механизмы в патогенезе язвенной болезни /В кн.: Современные аспекты патогенеза, перспективы диагностики и лечения в гастроэнтерологии.- Смоленск, 2002.- С.26-34.
2. Комаров Ф.И., Рапопорт С.И. Хронобиология и хрономедицина.- М.: Триада-Х, 2000. - 488 с.
3. Физиология и патофизиология сердца: Пер. с англ. /Под ред. Н.Сперелакиса: в 2-х т. - М., Медицина, 1988. - Т.2. -623 с.