УДК 378.147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Ревина
Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматривается необходимость повышения эффективности обучения, продиктованная требованиями современного общества. Подчеркивается культурная и экономическая потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением. Прослеживается целесообразность использования интенсивных методов, позволяющих объединить учебную ситуацию с реальной коммуникацией. Особое внимание автор уделяет при этом высокой мотивации учащихся. Обосновывается идея о том, что акцент следует делать на непроизвольном запоминании, которому способствует использование выразительных средств, а также атмосфера эмоционального подъема на занятиях. Целью статьи является решение проблемы поиска методов и средств интенсификации процесса обучения. Одним из способов решения данной проблемы автор видит использование современных аудиовизуальных средств. Опираясь на анализ взглядов исследователей на проблему интенсификации процесса обучения, автор подчеркивает, что усвоение учебного материала зависит и от индивидуальных особенностей обучаемых (тип памяти, темперамент, уровень интеллекта и культуры, жизненного опыта). В связи с этим автор предлагает использовать разные методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами в соответствии с разными типами памяти и мышления. В качестве исследовательской задачи автором предпринята попытка оценить используемые методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. На основании исследования эффективности использования аудиовизуальных средств с привлечением диагностики ведущей репрезентативной системы автор приходит к выводу, что эффективно внедрение тех аудиовизуальных средств, которые сочетают в себе разные виды памяти (аудитивную и визуальную; аудитивную, визуальную и моторную). Проблема рационального использования аутентичных видеоматериалов представлена в разработке программы использования аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка.
Ключевые слова: интенсификация обучения, интенсивный метод, аудиовизуальные средства.
Тенденция гуманизации образования является на сегодняшний день приоритетной, т. к. ее реализация затрагивает личностные факторы обучения. Практическое воплощение названной тенденции требует поиска новых подходов к решению проблемы интенсификации обучения. Проблема поиска методов и средств интенсификации процесса обучения продолжает оставаться одной из ведущих проблем педагогики высшей школы уже на протяжении многих лет.
В условиях информационного взрыва перед педагогом стоит нелегкая задача -передача большего объема учебной информации при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Особенно остро в последнее время ощущается необходимость повышения эффективности обучения иностранным языкам. Знания иностранных языков в условиях глобальной интернационализации - сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Быстрое и эффективное овладение иноязычным общением может быть достигнуто путем
Елена Владимировна Ревина, старший преподаватель кафедры иностранных языков.
совершенствования методов обучения. Интенсивный метод обучения, возникший еще в 60-70 гг. ХХ века, может стать ответом на социальный заказ современного общества. Акцент при использовании интенсивных методов делается на непроизвольное запоминание (которому способствует на занятиях атмосфера эмоционального подъема). В центре внимания учащихся находится общение, в то время как для педагога каждое занятие направлено на достижение конкретных учебных целей. Иными словами, учащиеся не осознают, что они учатся, в силу того, что создается иллюзия реальной коммуникации [11]. Кроме того использование интенсивных методов позволяет объединить учебную ситуацию с реальной коммуникацией, обеспечив тем самым высокую мотивацию.
Одним из эффективных источников интенсификации обучения являются сегодня современные аудиовизуальные средства. Благодаря яркости, выразительности и информативной ценности воссоздаются ситуации общения и окружающая действительность. Так, при использовании видео в процессе обучения достигается синтез таких выразительных возможностей, как изображение, звук, текст, музыка, шумы и пр., т. е. реализуется принцип дидактической наглядности и повышается мотивация. Использование выразительных средств (голоса диктора, музыки и т. п.) наиболее интенсивно способствует непроизвольному вниманию учащихся, содействуя таким образом непроизвольному запоминанию материала (наиболее надежному).
Анализ научно-педагогической литературы (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Г.Г. Городилова, В.В. Давыдов, Г.А. Китайгородская, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, Л.В. Щерба и др.) позволил нам установить, что учебный материал намного лучше усваивается учащимися, если он предъявляется аудитивно, визуально и моторно (с интервалами для записывния услышанного) [10].
Опытно-экспериментальные исследования по проверке эффективности использования аудиовизуальных средств при изучении иностранного языка проводились в период 2012-2014 гг. на 2-м курсе нефтетехнологического, инженерно-экономического, химико-технологического факультетов, а также факультета информационных технологий СамГТУ. Предварительная диагностика ведущей репрезентативной системы (тест Ф. Пуселика и Б. Люиса) показала, что большинство студентов данных групп являются визуалами и аудиалами и, следовательно, окажутся в состоянии понять и усвоить информацию с голоса.
Обучаемым было предложено 4 вида заданий одинаковой сложности в разной форме:
- аудирование (прослушивание текста, озвученного носителем языка) - слуховая память;
- чтение (с опорой на печатный текст) - визуальная память;
- видеофрагмент со звуком - аудитивно-визуальная память;
- видеофрагмент со звуком в совокупности с выполнением заданий во время просмотра - аудитивно-визуальная и моторная память.
Оценка эффективности осуществлялась на основе сравнения результатов контрольных работ и тестирования. Если количество правильно выполненных заданий составило более 80 %, то уровень овладения рассматриваемыми умениями считается высоким, в интервале 50-80 % - средним, ниже 50 % - низким. По результатам тестирования были построены гистограммы контроля знаний студентов разных групп (см. рисунок).
□ аудирование
□ чтение
□ видео со звуком
□ видео с заданиями
Гистограммы контроля знаний студентов разных групп
Анализ результатов эксперимента показал более высокий уровень овладения материалом при работе с аудиовизуальными средствами. Таким образом, была выявлена зависимость усвоения учебного материала от наличия аудиовизуальных средств в учебно-методическом комплексе. Сравнительный анализ результатов контрольных и тестовых работ выявил как наиболее эффективные третий и четвертый типы заданий (см. рис. 2), что позволяет сделать вывод об эффективности внедрения тех аудиовизуальных средств, которые сочетают в себе разные виды памяти (аудитивную и визуальную; аудитивную, визуальную и моторную).
Проблема рационального использования аутентичных видеоматериалов явилась основанием для разработки нашей программы использования аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка. Работу с видеоматериалом мы предлагаем разделить на три этапа: подготовительный, просмотр фильма и заключительный.
На первом этапе происходит снятие грамматических, лексических и фонетических трудностей, введение нового языкового материала, содержащегося в фильме, а также других языковых форм, которые могут быть использованы в данной ситуации (визуальная и моторная память). На этом же этапе дается задание, которое будет обсуждаться по окончании фильма (визуальная опора).
Второй этап - просмотр фильма с использованием стоп-кадра. Рекомендуется просмотр фрагмента без изображения (Ton ohne Bild) - восприятие аутентичного материала на слух с целью прогнозирования, где и при каких условиях происходит данная ситуация (слуховая память). Также интересна работа с изображением без звука (Ton ohne Bild) с целью прогнозирования, о чем идет речь (визуальная память). После краткой дискуссии проводится повторный просмотр фрагмента со звуком для обеспечения максимального усвоения информации. Также можно предложить студентам после повторного просмотра задание - озвучить фрагмент фильма (слуховая, визуальная память). В группах с низким уровнем владения языком можно предложить к этому заданию использование текста с пропусками (Lückentext) с целью снятия языковых трудностей (слуховая, визуальная и моторная память).
нтф иэф фаит хтф
Третий этап - этап после просмотра фильма. Контроль понимания речевой информации фильма: ответы на вопросы, составление таблиц (Raster), тесты (студентам с низким уровнем владения языком предлагаются задания Richtig/Falsch), составление плана, заполнение пропусков в тексте, краткий пересказ (в устной и письменной форме), дискуссия, ролевая игра, основанная на неподготовленных выступлениях и умении вести самостоятельный диалог (визуальная и моторная память).
Анализ эффективности применения аудиовизуальных средств на занятиях по иностранному языку позволил нам выявить, что учебный материал усваивается намного лучше, если задействовано несколько видов памяти (аудитивная, визуальная и моторная). Однако это не умаляет эффективности и других видов работы с аудиовизуальными средствами, где задействованы лишь отдельные виды памяти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский С.И. Мотивы, установка, интересы и их роль в повышении активности при обучении // Вопросы научной организации обучения в высшем учебном заведении: Сб. трудов. - Вып. 45. - Краснодар, 1973. - 151 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 56 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1973.
5. 3анковЛ.В. Наглядность и активность учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960. - 148 с.
6. Зимняя И.А. Психологическая характеристика студента и ее учет в обучении иностранному языку // Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - № 6. - С. 69-73.
7. Зиндер Л.Р., Маслов Ю.С., Щерба Л.В. Лингвист - теоретик и педагог. - Л.: Наука, 1982. - 104 с.
8. Киселев С.В. Некоторые вопросы обучения иностранному языку суггестокибернетиче-ским интегральным методом / Методы интенсивного обучения иностранным языкам. -Вып. 3. - М.: Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, 1977.
9. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 175 с.
10. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
11. Fuchs/Kroll Audiovisuelle Lehrmittel. Methodik ihrer Anwendung und ihre Gestaltung. Gebundene Ausgabe - 1982, s. 22.
Поступила в редакцию 13.10.2014; в окончательном варианте 13.10.2014
UDC 378.147
THE USE OF AUDIO-VISUAL TEACHING AIDS
AS ONE OF INTENSIFICATION METHODS IN TEACHING PROCESS
E. V. Revina
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article deals with improvement of effectiveness of teaching process wich is necessitated by modern society. It is reported that the cultural and economic necessity to learn foreign languages quickly and efficiently is emphasized. The idea of suitable use of intensification methods is based on. It makes possible to combine educational situation with real communications. The author points out the intense motivation of learners. The author put the accent on involun-
tary memorizing, wich is based on expressive means of language and on emotional upheaval during studies. Searching of intensification methods and educational facilities is the purpose of the article. One way to deal successfully with this problem is using of audio-visual training aids. The author states that learning of teaching material depend on personal characteristics (memory type, temperament, intelligence, life experience). In this connection author proposes some techniques to work with audio-visual training aids depended on memory type and type of thinking. The author tried to appraise used techniques with audio-visual training aids. The effectiveness of using audiovisual training aids was studied by author and the author concludes that implementation of the audio-visual media is efficiently in that case if they combine different types of memory (auditory and visual, auditory, visual and motor). The problem of rational use of authentic video is presented in the program design for the use of authentic video on the lessons for German language.
Key words: intensification methods, effectiveness of teaching process, audio-visual training aids.
Original article submitted 13.10.2014;
revision submitted 13.10.2014
Elena W. Revina, lecturer State Educational Establishment of High Professional Education. УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Е.Н. Рябинова1, А.С. Земсков2, Е.И. Жукова3
1 Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244
E-mail: [email protected]
2 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail:[email protected]
3 Самарский государственный университет путей сообщения 443066, г. Самара, 1-й Безымянный пер., 18
E-mail: [email protected]
Приведены сведения о формировании профессионально важных физических, сенсомо-торных и личностных качеств у студентов транспортного вуза в процессе физического воспитания. Теоретически обоснована и раскрыта структура личности и ее профессионально важные качества, формируемые у студентов в процессе обучения в вузе и обеспечивающие успешную адаптацию к профессии и эффективность труда в дальнейшей профессиональной деятельности. Описаны различия в требованиях к уровню проявления профессионально важных качеств личности в разных специальностях, а также критерии их анализа и оценки у будущих специалистов транспортной сферы. Представлен авторский подход к организации педагогического контроля на занятиях физической культурой в Самарском государственном университете путей сообщения и
Елена Николаевна Рябинова, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики.
Алексей Сергеевич Земсков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания.
Елена Игоревна Жукова, доцент кафедры физического воспитания и спорта.