Научная статья на тему 'Использование арт-методов в психокоррекционной работе с осужденными женщинами, состоящими на профилактическом учете как "склонные к совершению суицида и членовредительству"'

Использование арт-методов в психокоррекционной работе с осужденными женщинами, состоящими на профилактическом учете как "склонные к совершению суицида и членовредительству" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солуянова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование арт-методов в психокоррекционной работе с осужденными женщинами, состоящими на профилактическом учете как "склонные к совершению суицида и членовредительству"»

С. А. СОЛУЯНОВА начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-4

УФСИН России по Калининградской области, майор внутренней службы

Использование арт-методов в психокоррекционной работе с осужденными женщинами, состоящими на профилактическом учете как «склонные к совершению суицида и членовредительству»

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года перед психологическими лабораториями как структурными подразделениями УИС стоят следующие задачи: повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы, разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы. Психологи должны оказывать помощь в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовке к жизни на свободе.

Именно психологическая служба позволяет поднять процесс исполнения наказания на более высокий профессиональный уровень и реализовать на практике принцип гуманизации, индивидуализации и дифференцированного подхода к осужденным.

Использование арт-методов психологами ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области

Практически ежедневно психологи пенитенциарных учреждений сталкиваются с задачами получения качественной информации об

индивидуальных и групповых особенностях осужденных, чтобы выработать оптимальные рекомендации по изменению их нежелательного поведения. Именно поэтому выполнение диагностических и психокоррекционных процедур может рассматриваться как единый вид деятельности пенитенциарного психолога. Кроме того, не секрет, что перед пенитенциарными психологами наиболее остро встает вопрос достоверности и полноты информации, получаемой о человеке на этапе его психодиагностики. Поэтому целесообразно наряду со стандартизированными методиками использовать проективные методы психодиагностики, что существенно повышает качество психологической информации о личности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, необходимой для составления психологических характеристик и разработки адекватных способов коррекции поведения.

В течение семи лет психологи ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области используют в своей деятельности ряд методик арт-терапии.

На данном этапе штат психологической лаборатории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области - два человека: начальник психологической лаборатории и психолог. В колонии отбывают наказание осужденные женщины. Лимит наполнения учреждения составляет 639 человек, фактическая численность колеблется около 300 человек.

организация служебной деятельности

В процессе работы выявилась масса положительных сторон арт-направления психокоррекции. Имеется широкий спектр показаний для проведения данной терапии, актуальных для работы с осужденными с высоким риском суицидального поведения:

- негативная я-концепция, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

- трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

- переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

- неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

Все это ярко проявляется у осужденных женщин в местах лишения свободы, способствуя появлению и в дальнейшем усугублению деза-даптивных нарушений, которые характерны для осужденных с высоким суицидальным риском.

Арт-терапевтический подход является наиболее экологичным, мягким, гуманным, встречающим наименьшее сопротивление со стороны клиента - осужденной.

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между осужденной, самой художественной работой и психологом. Хотя арт-терапия так же, как и любой иной вид психокоррекции, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в данном случае этому способствует богатство художественных символов и метафор.

Различные формы групповой арт-терапии широко используются в практике психологической коррекции, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со значительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов.

Групповая арт-терапия позволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы в слиянии с ней и сохранении групповой идентичности, а с другой - удовлетворить их потребность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям.

В настоящее время в работе с осужденными, состоящими на профилактическом учете учреждения как «склонные к совершению су-

ицида и членовредительству», нами апробируется программа с использованием трех методов арт-терапии: «Акватипий», «Кругов манда-лы» и «Песочной терапии».

Актуальность данной программы определяется тем, что сочетание этих арт-методов позволяет объединить в себе диагностический и психокоррекционный этапы работы с данной категорией осужденных и сделать этот процесс единым и стройным.

Новизна данной программы заключается в том, что в уголовно-исполнительной системе арт-методы «Акватипия», «Круги мандалы» и «Песочная терапия», основанные на самостоятельном создании осужденными сначала диагностического, а затем, в случае необходимости, коррекционного рисунка-композиции, ранее не использовались.

Цель использования данных арт-методов -коррекция тревожности, страхов, принятие себя, развитие творческого воображения, снятие психоэмоционального напряжения, установление доверительных отношений осужденных и психологов, повышение достоверности результатов психодиагностики, гармонизация общего эмоционального состояния, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, повышение уровня адаптивных возможностей.

С помощью арт-методов возможно частичное решение задач, стоящих перед психологическими лабораториями как структурными подразделениями УИС на настоящем этапе реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, - разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, оптимизации диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрения инновационных технологий.

Краткое описание данных методов позволяет оценить высокий уровень их эффективности.

Акватипия как один из методов арт-терапии

Акватипия (от латинского aqua - вода и греческого typos - отпечаток) - это печатание рисунков водяными красками (акварель, гуашь). Звучит сложно, на деле же это увлекательное занятие (даже для тех, кто не умеет рисовать) одинаково хорошо подходит для работы с клиентами различного уровня образованности, интеллекта, индивидуальных личностных особенностей вне зависимости от творческих навыков и возраста.

Осужденной предлагается самой создать для себя неповторимое, единственное в мире, только ее личное произведение. Технология выполнения работ в акватипии достаточно простая. Для этого желательна любая гладкая ровная поверхность - стекло, пластик, клеенка или просто крепкая качественная полировка стола. На эту поверхность осужденной негусто и не очень жидко, но достаточно влажно наносятся акварель, гуашь или любые другие краски, разбавляемые водой. Нанесение красок, как и выбор их цвета, сугубо индивидуальны.

На покрытую краской плоскость накладывается лист бумаги, прижимается и разглаживается рукой. Затем лист переворачивается и оставляется для высыхания. Если осужденной не понравилось то, что получилось, не вдохновило ее, то ей предлагается сделать другой оттиск, добавив другие цвета и т. д. Далее осужденной предлагается внимательно рассмотреть просохший оттиск и обвести увиденные существа, растения, архитектуру карандашом, ручкой, фломастером или тушью, добавляя при желании необходимые детали. Если она чувствует необходимость, то может немного подправить рисунок подходящей, по ее мнению, краской.

Таким образом, занятия акватипией (самостоятельное создание осужденной оригинального, практически неповторимого оттиска на листе бумаги, состоящего из случайного сочетания форм, цветов, ритма, обладающего сложной графической фактурой) - аналог «Пятен Рорша-ха», используемых в психологии для выявления особенностей восприятия человека.

Задание интересно своим внутренним потенциалом, оно привлекательно для людей любого возраста, поскольку предполагает:

- создание сложного изображения при посильной простоте изготовления;

- рассматривание необычного узора, при котором происходит естественная концентрация внимания;

- включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное похожестью того или иного силуэта, пятна на определенный объект действительности;

- создание эмоционального состояния радости, переживаемого в процессе узнавания;

- выделение увиденного обводкой карандашом, фломастерами, подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями (если это животное, то нужно проследить глаза, ноги, хвост и т. д.), что требует и точного следования контуру пятна, и активизации памяти;

- высвобождение образов сознания и подсознания, создающее терапевтический эффект;

- переживание чувства удовольствия от непременно успешно выполненной работы.

В то же время это задание обеспечивает психологу возможность проследить фильтры восприятия клиента, психоэмоциональное состояние и скорректировать дальнейшую индивидуальную работу с ним.

Метод акватипии дает нам более полную картину психоэмоционального состояния осужденной, поскольку в данном случае прослеживается взаимосвязь между цветом и психикой. В оттиске-рисунке информацию об осужденной несет не только цвет, но и возникшие у нее ассоциации, высвобождающиеся образы сознания и подсознания. Здесь речь идет о символике цветных форм.

Арт-метод «Круги мандалы»

Создание мандал также может использоваться как с психодиагностической, так и с психокоррекционной целью.

Принципиальное отличие мандалы в том, что изображение создается в очертании круга. Понятие «мандала» было введено Юнгом, связывавшим ее с циркулярными образами (сновидениями, визуализациями). Мандала отражает процесс, направленный на формирование психической целостности. Процесс усиливается при переживании человеком психологического кризиса. В этом случае создаваемая мандала отражает формирование новой психической сущности вслед за утратой старой. В раннем детстве в психической жизни человека преобладает бессознательное, и лишь во второй половине жизни происходит сближение сознательного и бессознательного, что ведет к состоянию большей целостности.

Работа с мандалами может способствовать сознательному достижению более целостного состояния психики в разные возрастные периоды, в том числе и при наличии таких серьезных проблем, как заведомо неизлечимое заболевание.

Создание медитативной, созерцательной атмосферы повышает эффективность метода. Регулярное рисование мандал в группе создает условие для проявления самоисцеляющих возможностей психики.

Вербальная инструкция по технике создания мандал в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Впрочем, если клиент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая

организация служебной деятельности

инструкция будет им проигнорирована. В арт-терапии считается приемлемой любая созданная клиентом композиция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

Создание мандалы, как правило, успокаивает осужденных, они на время погружаются в состояние созерцания.

Когда клиенты делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие. В том, что раньше казалось им безобразным, они видят красоту.

Занятие продолжается до тех пор, пока участники не разместят свои законченные работы на стене. Большинство клиентов охотно вывешивают свои рисунки. Особенно после объяснения, что таким образом создается групповое «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

На первый взгляд может показаться, что никакой психокоррекции не происходит, но это не так. Дело в том, что в арт-терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно вербализировать. Эта работа включает утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

Благодаря глубокому сосредоточению участников, которое достигается в процессе создания мандал, у них могут развиться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. При этом велика вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в процессе обсуждения, может быть подвергнут сознательной оценке.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики, и проявляются те ее качества, которые обычно не выражены.

Мандала-терапия может быть использована как самостоятельный метод арт-терапевтического воздействия, когда в течение ряда встреч с группой рисуются мандалы на разные, заданные ведущим темы. Можно посвящать мандала-терапии отдельные занятия, а также использовать манда-лы в начале работы вновь созданной группы и на завершающем этапе с целью психодиагностики.

Песочная терапия

Сегодня песочная терапия становится все более популярной. Для тех, кто уже использует ее

в своей профессиональной практике, очевидна эффективность подобных песочных сеансов. Играя с песком и миниатюрными фигурками, клиент независимо от возраста приближает к себе свой внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. А научившись находить гармонию в песочных картинах, он получает опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

Как и в художественной терапии, здесь визуальная форма минует вербальный канал взаимодействия и таким образом обходит защиту клиента, тем самым создавая комфортные условия для самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и внутренних изменений.

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Эти изображения использовались в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание магических мандал из разноцветного песка для достижения совершенства и духовной гармонии, так как песок обладает сильными медитативными свойствами.

Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. В начале ХХ века Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса использовались также в работах Анны Фрейд, Эрика Эриксона, Шарлотты Бюлер.

Долгое время Бап4р1ау существовала исключительно в юнгианской парадигме. Но в настоящее время в России песочная терапия носит выраженный сказкотерапевтический, ге-штальтисткий и психодраматический оттенок.

При проведении занятий с использованием данных арт-методик с осужденными, состоящими на профилактическом учете учреждения как «склонные к совершению суицида и членовредительству», наблюдались позитивные феномены, возникающие при применении арт-терапевтического подхода:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- положительный эмоциональный настрой в группе;

- благоприятная общая атмосфера, способствующая созданию в группе отношений взаимного принятия, эмпатии;

- выявление реальных проблем, внутренних конфликтов, которые по каким-либо причинам сложно вербализовать;

- проработка подавляемых негативных чувств, эмоций и раскрытие возможностей выражать их в социально приемлемой форме;

- снятие нервно-психического напряжения, разрушительных и саморазрушительных тенденций безопасным способом;

- повышение чувства внутреннего самоконтроля;

- раскрытие творческого самовыражения, развитие воображения, эстетического опыта;

- повышение адаптационных способностей;

- активизация здорового потенциала личности, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Опыт внедрения арт-методов психологами ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области в работу с осужденными, состоящими на профилактическом учете

На первоначальном этапе внедрения данных арт-методов в нашу деятельность они использовались только в индивидуальной психокоррек-ционной работе. Затем началось их постепенное введение в групповые формы работы, что привело к объединению индивидуальной и групповой форм в одну психокоррекционную программу работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете учреждения. Данная программа включает в себя организационный этап тренинга, куда входят знакомство, диагностика, подбор участников группы, и шесть встреч, рассчитанных на 18 часов, направленных на профилактику деструктивных форм поведения.

Занятия с осужденными проводятся один раз в неделю по три часа в течение двух месяцев. Оптимальная численность группы - восемь человек. Каждая из встреч имеет свое назначение, описание наиболее важных моментов, на которые стоит обратить внимание. В некоторые встречи включено «информирование» (инструктирование), проводимое тренером-психологом.

В основе программы лежит принцип поэтапного понимания развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником своей роли. Каждая встреча

вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Основным направлением коррекционной тренинго-вой программы является арт-терапия.

Проектируемые этапы тренинга:

1. Организационный

Ориентация в специфике тренинга, первичная диагностика, выявление и коррекция мотивации участников.

2. 1-я и 2-я встречи

Создание группы и определение группой своей работы, создание в группе атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению.

3. 3-я и 4-я встречи

Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе.

4. 5-я и 6-я встречи

Рефлексия изменений, произошедших в участниках, и прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Подводя итоги результатов использования арт-методов, следует отметить эффективность в снижении уровня тревожности, уменьшении депрессии и формировании психологической готовности к преодолению трудностей. Кроме того, использование арт-методов способствует установлению доверительных отношений осужденных женщин и психологов, повышает достоверность результатов психодиагностики, снижает утомляемость осужденных, способствует восстановлению работоспособности, повышает культурный уровень женщин. Во время использования данных арт-методов у осужденных, склонных к совершению суицида и членовредительству, при повторной психодиагностике наблюдаются динамические изменения показателей суицидального риска: снижение аф-фективности, демонстративности в поведении, уникальности, повышение антисуицидального фактора. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, облегчает кор-рекционный процесс, помогает при интерпретации символов и при диагностике психических заболеваний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки участников и их способности осознавать свои ощущения и чувства, а также развивает художественные способности.

Таким образом, можно сделать вывод, что арт-методы являются достаточно эффективными как диагностическими, так и терапевтическими инструментами работы психолога. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.