Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
калипер динамометры / гониометры / стопомеры / тонометр / антропометрия / фактор / caliper dynamometers / goniometers / stopometers / tonometer / anthropometry / factor

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Реймбаева Ф.К., Раджапов Ш.Э.

В статье рассматриваются использование антропометрических методов исследования для определения физического развития детей младшего школьного возраста. Физическое развитие - это показатель динамики возрастных изменений школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Реймбаева Ф.К., Раджапов Ш.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ANTHROPOMETRIC METHODS RESEARCH FOR DETERMINING PHYSICAL DEVELOPMENT CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

The article discusses the use of anthropometric research methods to determine the physical development of primary school children. Physical development is an indicator of the dynamics of age-related changes in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 612

Реймбаева Ф. К. ассистент

кафедра «Фармакологии и нормальной физиологии»

Раджапов Ш. Э. студент

232 группа по направлению бакалавриата «Стоматология» Нукусский филиал Ташкентского педиатрического медицинского института г. Нукус, Республика Узбекистан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются использование антропометрических методов исследования для определения физического развития детей младшего школьного возраста. Физическое развитие - это показатель динамики возрастных изменений школьников.

Ключевые слова: калипер динамометры, гониометры, стопомеры, тонометр, антропометрия, фактор.

Reimbaeva F. K. assistant

department of Pharmacology and Normal Physiology

Rajapov S. E. student

232 group in the direction of undergraduate "Dentistry" Nukus branch of Tashkent pediatric medical institute Nukus, Republic of Uzbekistan USE OF ANTHROPOMETRIC METHODS RESEARCH FOR DETERMINING PHYSICAL DEVELOPMENT

CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE Abstract: The article discusses the use of anthropometric research methods to determine the physical development of primary school children. Physical development is an indicator of the dynamics of age-related changes in schoolchildren.

Key words: caliper dynamometers, goniometers, stopometers, tonometer, anthropometry, factor.

Научное и практическое решение проблем охраны и укрепления здоровья школьников является одной из актуальных государственных задач на современном этапе. Рост и развитие детей, состояние их физического

здоровья имеют огромное социальное и медицинское значение. На рост и развитие детей оказывает влияние комплекс многих факторов - генетических, биологических, бытовых, алиментарных и социально-экономических [6].

Физическое развитие - это показатель динамики возрастных изменений школьников. Основными показателями физического развития детей является рост и масса тела.

У детей младшего школьного возраста происходит первое изменение пропорций тела. У них к 7-8 годам значительно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы и туловища становится почти таким же, как у взрослых. Это свидетельствует об определенном этапе созревания организма. Также интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы: скелета, суставно -связочного аппарата и мускулатуры. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования систем дыхания и эндокринной системы

[5].

Оценка физического развития, как правило, базируется на оценке простейших антропометрических показателей - массы тела, роста, окружности грудной клетки [4].

Антропометрия (от греч. Anthropos - человек, те^ео - мерю) - это метод изучения человека, основанный на измерении морфологических и функциональных признаков его тела [1,2,3].

При проведении антропометрических исследований детей младшего школьного возраста необходимо соблюдать определенные требования, которые обеспечивают не только точность результатов, но и возможность их сравнения. Нужно соблюдать нижеследующие правила:

- исследования должны проводиться в одно и то же время суток -желательно в первую половину дня;

- участки тела, на которых проводятся измерения, должны быть полностью обнажены;

- испытуемый стоит на жесткой ровной площадке босиком или в тонких носках;

- температура в помещении, где проводятся исследования, должна быть не ниже 18-20о [1].

Необходимо обеспечить на весь период исследования постоянство позы исследуемого школьника: стоя, туловище выпрямлено, руки свободно

опущены, колени выпрямлены, пятки сближены, носки слегка разведены в

стороны, живот несколько подобран, голова в положении глазнично-ушной горизонтали [1].

Необходимо соблюдать точность измерений. Пределы допустимых различий для большинства размеров не должны превышать 2-3 мм при двукратных или трехкратных измерениях (для длины тела допускается различие между двумя измерениями в 4 мм). В протокол исследования

заносится средняя величина из наиболее близких результатов измерения [1,2,3].

К началу проведения исследования должны быть разработаны программа измерений и форма протокольных записей, куда заносятся результаты обследования. Ведение протокола помощником, который быстро и грамотно заполняет его, ускоряет проведение массовых обследований антропометрических измерений и анализ состава тела [1,2,3].

Исследования необходимо проводить стандартным выверенным инструментарием. К инструментарию антропометрического исследования относятся:

- металлический штанговый антропометр системы Мартина;

- деревянный станковый ростомер;

- большой и малый толстотные циркули;

- скользящий циркуль;

- миллиметровые (металлические, полотняные или прорезиненные)

ленты длиной до 1,5-2 м;

- весы медицинские с точностью измерения до 50 г;

- калипер - для определения толщины кожно-жировой складки

- динамометры - кистевой, становой;

- гониометры - измерения подвижности суставов для выявления

возможных

двигательных проблем и выбора методов восстановительной терапии

- стопомеры- антропометрический прибор для измерения стопы

- тонометр - для измерения артериального давления [1,2,3].

На основании сделанных замеров нужно вычислять индексы массы тела Кетле, индекс Пинье, индекс пропорциональности, экскурсию грудной клетки, индекс упитанности, индекс Эрисмана и индекс Бругша [1,2,3].

На основе полученных результатов исследования можно определить уровень физического развития школьников. Если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, то физическое развитие считается гармоничным. Если допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля, то такая большая разница свидетельствует о не гармоничном физическом развитии детей [1,2,3].

Таким образом, антропометрические методы исследования дают возможность определить физическое развитие и здоровье детей младшего школьного возраста. Данный метод имеет свои преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста.

Использованные источники:

1. Антропометрические методы исследования // https://studfile.net

2. Антропометрия — измерение основных физических показателей человека //https://mmostar.ru/medikamentoznoe-lechenie-pecheni/antropometricheskie-

izmeremya-i-anaHz-sostava-tela

3. Антропометрия. Функциональные пробы и тесты. Антропометрические измерения Антропометрические данные как изме-рять//https://www.medilo.ra^nt-diseases

4. Валетов В. В., Гуминская Е. Ю., Богатк В. Г. Антропометрические показа -тели развития школьников г. Мозыря // Весшк мазырскага дзяржаунага педа -гапчнага ушверсггэта iмя i. П. Шамякiна.- 2014//

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pokazateley-fizicheskogo-razvitiya-detey-podrostkovogo-vozrasta-nachala-hh-i-hhi-vekov.

5. Младший школьный возраст. Ребенок 7-8 лет. Физическое развитие. http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view

6. Худайбергенова М.В., Сухинин М.В. Физическое развитие детей младшего

школьного возраста как показатель здоровья Электронный сборник научных трудов "Здоровье и образование в XXI Веке" N06, 2010г. (Т.12). - с. 317-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.