УДК 372.857
Исаева Е.А.
преподаватель Колледж Петербургской моды (г. Санкт-Петербург, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВИРУСЫ»
Аннотация: в статье рассматривается применение активных методов обучения на уроке биологии. Показан пример использования мозгового штурма и элементов ролевой игры на разных этапах урока.
Ключевые слова: активные методы обучения, мозговой шторм, ролевая игра.
Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения, например, методы активного обучения — в отличие от традиционной пассивной модели, обучающийся не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу, что ведет к большому вовлечению в образовательный процесс и усвоению материала.
Согласно А. М. Смолкину (1991), активные методы обучения (АМО) - это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен как учитель, так и ученики [3].
Активные методы обучения включают в себя большую разновидность методов, такие как кейс-метод, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, метод интеллект-карт и т.д. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи. Это требует применения не только индивидуальных, но и групповых форм работы с
применением творческих заданий и использованием различных дидактических средств [1].
Например, на уроке биологии по теме «Вирусы» для активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, я использовала такой метод активного обучения, как метод мозгового штурма «Вирусы живая или неживая природа?».
Для этого метода группа была поделена на 2 подгруппы. В подгруппы входили обучающиеся с разным уровнем знаний, где сильные студенты, помогали более слабым. 1 группа доказывала, что вирусы - живая природа, 2ая же наоборот - неживая. Время на подготовку 5 мин. Далее участники группы выбрали представителя, также можно чтобы преподаватель сам назначил студента. Представители подгрупп собираются в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от группы указаниями. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками. Также разрешается брать тайм-аут. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.
Данный метод позволяет стимулировать самостоятельную деятельность, формировать положительную учебную мотивацию, позволяет высказывать свою точку зрения, работать в коллективе, принимая совместные решения [2].
На одном уроке можно использовать несколько АМО, например, следующий этап урока проводился с элементами ролевой игры, потому что обычно ролевые игры объемные и занимают большое количество времени, также не стоит забывать о масштабах подготовки к уроку.
Студент, получивший опережающее задание, выступает в роли приглашённого вирусолога, который еще раз подчеркивает особенности строения и жизнедеятельности вирусов, а также рассказывает о вирусах ВИЧ и СПИД, о мифах, связанных с этими вирусами. Другие студенты внимательно слушали и в конце задавали вопросы.
Ролевая игра помогает активизировать внимание обучающихся, развивает навыки критического мышления, коммуникативные навыки, имитирует реализацию знаний на практике и т.д.
В сравнение с прошлогодним уроком, который был проведен с помощью традиционных методов обучения, обучающиеся показали более высокий уровень усвоения знаний, средняя оценка за самостоятельную работу по данной теме была выше.
В настоящее время спектр активных методов обучения достаточно широк и все они находят свое применение в различных видах учебной деятельности, что позволяет обучающимся не просто получать готовые знания, а способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате обучающиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие -СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с;
2. Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения // Проблемы науки. - 2019. - № 8 (44). - С. 42-43;
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 176.
Isaeva E.A.
St. Petersburg Fashion College (St. Petersburg, Russia)
USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN BIOLOGY LESSON ON TOPIC "VIRUSES"
Abstract: the article discusses the use of active teaching methods in a biology lesson. An example of using brainstorming and role-playing elements at different stages of the lesson is shown.
Keywords: active learning methods, brainstorming, role-playing.