Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВИРУСЫ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВИРУСЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
активные методы обучения / мозговой шторм / ролевая игра / active learning methods / brainstorming / role-playing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Е.А.

В статье рассматривается применение активных методов обучения на уроке биологии. Показан пример использования мозгового штурма и элементов ролевой игры на разных этапах урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN BIOLOGY LESSON ON TOPIC "VIRUSES"

The article discusses the use of active teaching methods in a biology lesson. An example of using brainstorming and role-playing elements at different stages of the lesson is shown.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВИРУСЫ»»

УДК 372.857

Исаева Е.А.

преподаватель Колледж Петербургской моды (г. Санкт-Петербург, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ВИРУСЫ»

Аннотация: в статье рассматривается применение активных методов обучения на уроке биологии. Показан пример использования мозгового штурма и элементов ролевой игры на разных этапах урока.

Ключевые слова: активные методы обучения, мозговой шторм, ролевая игра.

Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения, например, методы активного обучения — в отличие от традиционной пассивной модели, обучающийся не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу, что ведет к большому вовлечению в образовательный процесс и усвоению материала.

Согласно А. М. Смолкину (1991), активные методы обучения (АМО) - это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен как учитель, так и ученики [3].

Активные методы обучения включают в себя большую разновидность методов, такие как кейс-метод, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, метод интеллект-карт и т.д. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи. Это требует применения не только индивидуальных, но и групповых форм работы с

применением творческих заданий и использованием различных дидактических средств [1].

Например, на уроке биологии по теме «Вирусы» для активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, я использовала такой метод активного обучения, как метод мозгового штурма «Вирусы живая или неживая природа?».

Для этого метода группа была поделена на 2 подгруппы. В подгруппы входили обучающиеся с разным уровнем знаний, где сильные студенты, помогали более слабым. 1 группа доказывала, что вирусы - живая природа, 2ая же наоборот - неживая. Время на подготовку 5 мин. Далее участники группы выбрали представителя, также можно чтобы преподаватель сам назначил студента. Представители подгрупп собираются в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от группы указаниями. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками. Также разрешается брать тайм-аут. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Данный метод позволяет стимулировать самостоятельную деятельность, формировать положительную учебную мотивацию, позволяет высказывать свою точку зрения, работать в коллективе, принимая совместные решения [2].

На одном уроке можно использовать несколько АМО, например, следующий этап урока проводился с элементами ролевой игры, потому что обычно ролевые игры объемные и занимают большое количество времени, также не стоит забывать о масштабах подготовки к уроку.

Студент, получивший опережающее задание, выступает в роли приглашённого вирусолога, который еще раз подчеркивает особенности строения и жизнедеятельности вирусов, а также рассказывает о вирусах ВИЧ и СПИД, о мифах, связанных с этими вирусами. Другие студенты внимательно слушали и в конце задавали вопросы.

Ролевая игра помогает активизировать внимание обучающихся, развивает навыки критического мышления, коммуникативные навыки, имитирует реализацию знаний на практике и т.д.

В сравнение с прошлогодним уроком, который был проведен с помощью традиционных методов обучения, обучающиеся показали более высокий уровень усвоения знаний, средняя оценка за самостоятельную работу по данной теме была выше.

В настоящее время спектр активных методов обучения достаточно широк и все они находят свое применение в различных видах учебной деятельности, что позволяет обучающимся не просто получать готовые знания, а способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате обучающиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие -СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с;

2. Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения // Проблемы науки. - 2019. - № 8 (44). - С. 42-43;

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 176.

Isaeva E.A.

St. Petersburg Fashion College (St. Petersburg, Russia)

USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN BIOLOGY LESSON ON TOPIC "VIRUSES"

Abstract: the article discusses the use of active teaching methods in a biology lesson. An example of using brainstorming and role-playing elements at different stages of the lesson is shown.

Keywords: active learning methods, brainstorming, role-playing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.