Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения на уроках ОБЖ'

Использование активных методов обучения на уроках ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
572
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Храмов В. Ю., Храмова Т. Б.

Активные методы обучения обладают по сравнению с традиционными методами многочисленными особенностям. При использовании активных методов обучения в курсе ОБЖ необходимо выделять неимитационные и имитационные активные методы обучения, которые определяют соответственно и вид занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Храмов В. Ю., Храмова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE METHODS OF LEARNING THE LESSONS OF LIFE SAFETY

Active learning methods have in comparison with traditional methods numerous features. When using active learning methods in the course of life safety is necessary to allocate naimisharanya and simulation active learning methods, which determine, respectively, and view classes.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения на уроках ОБЖ»

Таблица 4 - Значения термодинамических и кинетических параметров реакции ацилирования лигнина ароматическими

аминокислотами

Наименование ароматической аминокислоты Константа скорости реакции, К104 , с'1 Термодинамические параметры активированного комплекса

АН, кДж/моль AS, Дж/(моль-К) AG, кДж/моль

25 35 45 55 65

пАБК 1,88 4,01 4,57 4,97 5,34 - 38, 7 - 449,7 120,3

мАБК - 8,13 8,34 13,07 22,91 - 12, 7 - 366,0 114,5

оАБК - 3,96 7,22 26,59 168,87 - 60,5 - 506,9 160,6

Анализ ацилированного лигнина методом ИК - спектроскопии (рисунок 1) показал наличие полос поглощения в области 36003400 см-1 характерных для полос поглощения валентных колебаний NH2 и OH - групп, при этом данные полосы поглощения смещаются в более высокочастотную область, относительно полос поглощения чистого лигнина, что говорит о преобладании аминогрупп введенных кислот. Полоса поглощения в области 1730 - 1750 см-1 характерна для валентных колебаний СО - групп в сложных эфирах, и подтверждает образование аминобензоатов лигнина с высоким содержанием в связанном виде о- , м- или п-аминобензойной кислоты, при этом её интенсивность возрастает при увеличении температуры и продолжительности синтеза. Присутствие полос поглощения в областях 1610 - 1450 см-1, ответственных за колебания ароматического кольца, обосновывается присутствием структурных единиц лигнина, увеличивают свою интенсивность в связи с введением ароматической кислоты.

В ходе проведенных экспериментов показана возможность получения химически модифицированных продуктов лигнина, содержащих в своём составе связанные ароматические аминокислоты с применением ацилирующей смеси «ААК - толуол -тионилхлорид», с увеличением температуры и продолжительности синтеза увеличивается степень превращения в полученных продуктах реакции ацилирования. Степень превращения по пАБК составляет от 0,04 до 0,27, по оАБК от 0,15 до 0,70, по мАБК от 0,004 до 0,38. Анализируя полученные данные, можно расположить ароматические аминокислоты в ряд по возрастанию реакционной способности: мАБК - пАБК - оАБК.

Литература

1. Кузнецов Б.Н., Кузнецова С.А., Тарабанько В.Е. Новые методы получения химических продуктов из биомассы деревьев сибирских пород// Российский химический журнал. 2004. Т. 48. №3.

2. А.В. Протопопов, Я.В. Фролова, О.В. Радкина. Ацилирование сульфатного лигнина о-аминобензойной кислотой // Ползуновский вестник. - Барнаул: Изд-во Алт ГТУ, 2013, № 1.- С. 222-224

3. А.В. Протопопов, В.В. Коньшин, М.М. Чемерис. Изучение кинетических закономерностей реакции ацилирования древесины // Ползуновский вестник. - Барнаул: Изд-во Алт ГТУ, 2006, № 2 Т.1.- С. 129-131.

References

1. Kuznetcov B.N., Kuznetcova S.A., Taraban'ko V.E. Novy'e metody' polucheniia himicheskikh produktov iz biomassy' derev'ev sibirskikh porod// Rossii'skii' himicheskii' zhurnal. 2004. T. 48. №3.

2. A.V. Protopopov, Ia.V. Frolova, O.V. Radkina. Atcilirovanie sul'fatnogo lignina o-aminobenzoi'noi' kislotoi' // Polzunovskii' vestneyk. - Barnaul: Izd-vo Alt GTU, 2013, № 1.- S. 222-224

3. A.V. Protopopov, V.V. Kon'shin, M.M. Chemeris. Izuchenie kineticheskikh zakonomernostei' reaktcii atcilirovaniia drevesiny' // Polzunovskii' vestneyk. - Barnaul: Izd-vo Alt GTU, 2006, № 2 T.1.- S. 129-131.

Храмов В. Ю.1, Храмова Т.Б.2

'Заместитель директора МОУ Лицей г. Истры по безопасности, кандидат педагогических наук; 2учитель истории МОУ Лицей

г. Истры

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Аннотация

Активные методы обучения обладают по сравнению с традиционными методами многочисленными особенностям. При использовании активных методов обучения в курсе ОБЖ необходимо выделять неимитационные и имитационные активные методы обучения, которые определяют соответственно и вид занятия.

30

Ключевые слова: Методы обучения. Активные методы обучения. Неимитационные методы обучения. Имитационные методы обучения.

Khramov V.Y.1, Khramova T.B.2

'Deputy director of the municipal educational institution Lyceum, Istra security, candidate of pedagogical Sciences; 2teacher of history

MOU Lyceum, Istra

THE USE OF ACTIVE METHODS OF LEARNING THE LESSONS OF LIFE SAFETY

Abstract

Active learning methods have in comparison with traditional methods numerous features. When using active learning methods in the course of life safety is necessary to allocate naimisharanya and simulation active learning methods, which determine, respectively, and view classes.

Keywords: teaching Methods. Active learning methods. Naimisharanya teaching methods. Simulation teaching methods.

В настоящее время различными авторами достаточно много подготовлено многообразной научно-практической и методической литературы раскрывающей технологии, формы и методы преподавания курса ОБЖ. Причем стремление некоторых педагогов является не анализ используемого методического материала или разработка нового, а простое перефразирование достаточно известных работ или их компиляция. Вместе с тем необходимость в поиске и формирование методического сопровождения учебников ОБЖ в связи с принятием новых стандартов является важнейшей задачей всех учителей.

В педагогической науке понятия метод и методика имеют достаточно много разнообразных определений. Метод обучения -путь к чему-либо, обозначающий способ деятельности учителя и обучаемого, направленный на достижение цели занятия или урока. Множество определений метода обучения не изменяют существа данного понятия, которое характеризуется общими признаками: соотнесённость в методах обучения деятельности преподавателя и обучаемого, связь с целями обучения, результативность в применении. Как любой сложный системный объект метод обучения многоуровневый.

В предмете основы безопасности жизнедеятельности под методом обучения понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение знаний, формирование умений и навыков, а также достигаются рациональные коллективные и индивидуальные действия в различных ситуациях. Каждый метод состоит из множества приёмов, органически связанных между собой. Вместе с этим метод не сумма отдельных приемов, а единая стройная система.

В учебно-познавательной деятельности, наряду с использованием традиционных методов обучения широко применяются методы, которые по своему содержанию и способам применения невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Некоторые авторы, выделяя такие методы в особую группу, называют их активными. Вместе с тем необходимо отметить, что не активных методов быть не может. Любой педагогический метод обязан нести новые знания или умения обучаемым. Вот здесь и лежит главный вопрос применяемой методики - если при применении традиционных методов педагог доносит необходимые знания или умения до обучающихся, то при использовании активных методов обучаемые их добывают самостоятельно с помощью педагога.

Под активными методами обучения основам безопасности жизнедеятельности понимаются способы учебнопознавательной деятельности преподавателя, позволяющие ученикам самостоятельно и инициативно приобретать знания, развивать творческое мышление и формировать необходимые умения, связанные с безопасностью жизнедеятельности в ходе решения различных практических заданий в коллективе.

Активные методы обучения обладают по сравнению с традиционными следующими особенностями:

- «принудительной» активностью мышления, т.е. каждый обучаемый непрерывно побуждается к активной, творческой деятельности;

- вовлечением всех в активное обучение, т.е. заинтересованность учеников в ходе обучения за результат;

- сопоставимостью активности обучаемых с активностью учителя;

- наличием предпосылок поэтапной оценки деятельности обучаемых и полноты усвоения материала;

- повышением степени мотивации и эмоциональности;

- сравнимость результатов и алгоритма учебной деятельности с действиями во время реальных событий.

- постоянным взаимодействием преподавателя и обучаемого.

При использовании АМО в курсе ОБЖ необходимо выделять неимитационные и имитационные активные методы

обучения, которые определяют соответственно и вид занятия: неимитационное или имитационное. Характерной чертой неимитационных методов является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Здесь главным становится правильный подбор приёмов для осуществления цели занятия и адекватность оценки преподавателем знаний и умений учащихся. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных методов является наличие модели (примера) изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной деятельности). Использование этих методов позволяет приблизить учебный процесс по курсу безопасности жизнедеятельности, к экстремальным событиям используя всё их многообразие.

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенин

2. Быков А.К. Методы активного социального психологического обучения: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера

3. СоловцовН.Е., НикандровН.Д., МихайловскийВ.Г., и др. Военная дидактика: Учебное пособие.-ВА РВСН им. Петра Великого, 2002

4. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика. 2008.

5. Тетушкин Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий /авт.- сост. Л. А. Тетушкин. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Смолкин А.М. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. - М.: Знание. 1976.

8. Педагогика и психология высшей школы./под ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие.- Ростов н/ Д: Феникс, 2002.

9. Программа курса и тематическое планирование к учебникам Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, М.В. Мурковой «Основы безопасности жизнедеятельности». 7-9 классы/авт.-сост. Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, Н. В. Тердохлебов, А. Ю. Тараканов.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.

References

1. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; pod red. V.A. Slastenin

2. Bykov A.K. Metody aktivnogo social'nogo psihologicheskogo obuchenija: Uchebnoe posobie.- M.: TC Sfera

31

3. SolovcovN.E., NikandrovN.D., MihajlovskijV.G., i dr. Voennaja didaktika: Uchebnoe posobie.-VA RVSN im. Petra Velikogo, 2002

4. Abramova I.G. Aktivnye metody obuchenija v sisteme vysshego obrazovanija. - M.: Gardarika. 2008.

5. Tetushkin L.A. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: rekomendacii, konspekty urokov, razrabotki meroprijatij /avt.- sost. L. A. Tetushkin. - Volgograd: Uchitel', 2009.

6. Igrovoe modelirovanie v dejatel'nosti pedagoga : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / A. P. Panfilova ; pod obshh. red. V. A. Slastjonina, I. A. Kolesnikovoj. — 2-e izd., ster. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007.

7. Smolkin A.M. Aktivnye metody obuchenija pri jekonomicheskoj podgotovke rukovoditelej proizvodstva. - M.: Znanie. 1976.

8. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly./pod red. M.V. Bulanovoj-Toporkovoj: Uchebnoe posobie.- Rostov n/ D: Feniks, 2002.

9. Programma kursa i tematicheskoe planirovanie k uchebnikam Je.N. Ajubova, D.Z. Prishhepova, M.V. Murkovoj «Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti». 7-9 klassy/avt.-sost. Je.N. Ajubov, D.Z. Prishhepov, M.V. Murkova, N. V. Terdohlebov, A. Ju. Tarakanov.- M.: OOO «Russkoe slovo-uchebnik», 2012.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / BIOLOGY

Керея А.В.1, Большаков М.А.2, Жаркова Л.П.3, Иванов В.В.4, Князева И.Р.5, Кутенков О.П.6, Ростов В.В.7

'Аспирант, 2Доктор биологических наук, профессор, 3Кандидат биологических наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет; ^Кандидат биологических наук, доцент, ^Кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный медицинский университет; 6Ведущий инженер, 7Доктор физико-математических наук, профессор, Институт сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук Работа выполнена при финансовой поддержке проекта АВЦП№ 2.1.1/2777-2.1.1/13778

МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАКЦИИ ЭПИДИДИМАЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ ТКАНИ МЫШЕЙ ПОСЛЕ

ВОЗДЕЙСТВИЯ НАНОСЕКУНДНЫМ ИМПУЛЬСНО-ПЕРИОДИЧЕСКИМ МИКРОВОЛНОВЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ

Аннотация

Исследовано влияние ежедневного в течение 10 дней воздействия 4000 импульсов наносекундного импульсно-периодического микроволнового излучения (ИПМИ) c частотами повторения 8-25 имп./с, пиковой плотностью потока мощности (пППМ) 70, 700 и 1500 Вт/см2 на состояние эпидидимальной жировой ткани лабораторных мышей, оцененное по размерам адипоцитов.

Ключевые слова: импульсное микроволновое излучение, размеры адипоцитов.

Kereya A.V.1, Bolshakov M.A.2, Zharkova L.P.3, Ivanov V.V.4, Knyazeva I.R.5, Kutenkov O.P.6, Rostov V.V.7

1 Postgraduate student, 2Doctor of Biological Sciences, Professor, 3PhD in Biological Sciences, National Research Tomsk State University; 4 PhD in Biological Sciences, associate professor, 5 PhD in Biological Sciences, associate professor, Siberian State Medical University, 6 Lead Engineer, 7Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Institute of High Current Electronics Siberian

Branch of the Russian Academy of Sciences

MORPHOMETRY OF THE RESPONSE OF MICE EPIDIDYMAL ADIPOSE TISSUE TO NANOSECOND REPETITIVE

PULSED MICROWAVES

Abstract

The purpose was to study the effect of 10-day daily exposure of epididymal adipose tissue of mice to repetitive pulsed microwaves (RPM) with a pulse repetition frequency of 8-25 Hz and peak power density of 70, 700, and 1500 W/cm2. The RPM effect was judged from changes in adipocyte sizes.

Keywords: repetitive pulsed microwaves, adipocyte sizes.

The effect of electromagnetic radiation (EMR) on biological objects is defined in many respects by the degree of radiation penetration into an object. The estimates of EMR energy absorption by Schwan [1] demonstrated that the absorbed radiation passes successively through skin, hypodermic fat layer with a low water content, and deeper tissues with a high water content. Because the electrical properties of skin, subcutaneous adipose tissue, and muscles differ greatly, the pattern of EMR penetration into a body is rather complex. The adipose tissue is thus considered as a passive element which allows penetration of more or less energy into a body depending on the EMR frequency and adipose tissue thickness. In particular, the EMR penetration depth for adipose tissue at a frequency of 10 GHz varies between 2 and 4 cm. The so large, though relatively, radiation penetration depth ensures that the radiation can reach the tissues and organs beneath the adipose tissue and affect their state. In the adipose tissue as such, up to 35% of the electromagnetic energy is thus absorbed and converted to heat [2]. Hence, it is not improbable that this tissue can also experience the action of EMR the result of which can be functionally important for the whole organism.

Adipose tissue is a type of connective tissue which has a complex structure and vital functions [3]. Previously, it was thought that adipose tissue cells (adipocytes) form merely passive tissue for energy storage as fat. However, recent studies show strong evidence that adipocytes can act as endocrine and paracrine secretory cells. According to [3, 4], adipose tissue lies in the center of a network of autocrine, paracrine, and endocrine signal systems which cooperate with neuroendocrine regulators. The paths of signal transduction in adipose tissue are formed on a hierarchical principle and represent an important mechanism allowing an organism to adapt to various adverse conditions: starvation, stress, infections, and large excess of energy delivered with food substrates [4, 5, 6]. Epididymal adipose tissue is one of the much used model objects in studies of various properties of adipose tissue, because it makes up the largest portion (45 ± 3%) of the total adipose tissue of an abdominal cavity [7] and allows more accurate weighing due to easy extraction. The morphology of this fat depot is more homogeneous than, e.g., inguinal fat which contains much brown adipose tissue. The superficial localization of epididymal fat, due to its direct accessibility for irradiation and microwave energy absorption, provides a clear advantage in studying the response of adipose tissue to RPM irradiation.

By now, there have been developed new repetitive pulsed microwave sources based on electron accelerators with a short (several to tens of nanoseconds) pulse duration and high peak pulse power. This type of radiation is capable of producing a variety of biological effects in different cells and tissues. In particular, repetitive pulsed microwaves can change the electrical conductivity of hepatocytes and hepatocyte mitochondria [8], affect the level of reactive oxygen species (ROS) with subsequent oxidative modification of lipids and proteins [9], and change the activity of mitochondrial antioxidant enzymes [10]. The irradiation influences the functional state of mitochondria; in particular, some irradiation modes stimulate respiration against the background of reduced coupling of oxidation and phosphorylation and increased expenditure of oxidation substrates [11]. If these processes are possible in adipocytes, they can cause enhanced utilization of fats with respective volume changes in adipose tissue [12].

In the context of the foregoing, it was worthwhile to investigate the effect of nanosecond RPM on epididymal adipose tissue of mice. The main indicator from which to judge the state of fat cells was chosen to be their linear dimensions. This choice was dictated by the possibility of clear and easy observation of the changes occurring in the cells under the action of external factors [13, 14, 15] and by the functional significance of this indicator. As shown earlier [15], the size of adipocytes is an important factor in the production and secretion of adipokines. Moreover, the fat cell size redistribution is closely associated with a change in adipose tissue mass [25]. Reasoning from the above, the objective of the present study was to examine the morphometric characteristics of adipose tissue irradiated by nanosecond RPM.

Materials and methods

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.