Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
календарные песни / Орловская область / музыкально-стилевые особенности / исполнительская деятельность / calendar songs / Oryol region / musical and stylistic features / performing activity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чабан Светлана Николаевна, Тищенкова Татьяна Владимировна, Якушкина Галина Владиславовна

Проанализированы музыкально-стилевые черты календарных песен, музыкальная строфика, характер развития мелодики, тип многоголосной фактуры, ладовые образования, структура песенного стиха. Подробно освещены такие аспекты, как характер звукоизвлечения, специфические вокальные приёмы исполнения, особенности варьирования напева. В работе рассмотрены пути актуализации рассматриваемого жанра в современных социокультурных условиях. Важными факторами сохранения традиций народного календаря являются организация твор-ческих мероприятий в регионе и исполнительская деятельность современных орловских фольклорных коллективов – любительских, профессиональных, учебных. Исследование основано на записях песенного фольклора, сделанных кафедрой народного пения Ор-ловского государственного института культуры в 1990-2000-е годы. В качестве фактического материала исследования выступают также народные песни, содержащиеся в нотных изданиях 2005-2017 годов и архивные экспедиционные материалы 1968 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING FEATURES OF CALENDAR SONGS OF THE OREL REGION AND THEIR UPGRADE IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the performing features of the calendar songs of the Oryol region. The musical and stylistic features of calendar songs are also analyzed, the musical stanza, the nature of the development of melodics, the type of polyphonic texture, fret formations, and the structure of the song verse are considered. Such aspects as the nature of sound production, specific vocal techniques of performance, and the peculiarities of the variation of the melody are also analyzed. The paper describes the ways of actualization of the genre in question in modern socio-cultural conditions. Important factors in preserving the traditions of the folk calendar are the organization of creative events in the region and the performing activities of modern Oryol folklore groups – amateur, professional, educational. The research is based on the recordings of song folklore made by the Department of Folk Singing of the Oryol State Institute of Culture in the 1990s-2000s. Folk songs contained in music editions from 2005 to 1917 and archival expedition materials from 1968 also serve as the factual material of the study.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ческая рефлексия, что вообще характерно для версальным социально-психологическим мо-современного театра Германии, то в россий- делям. ских мы наблюдаем скорее тяготение к уни-

Литература:

1. Авраменко Е. Теодорос Терзопулос: «Я ехал в ГДР за Брехтом, а обрёл друга и учителя Хайнера Мюллера» // Сеанс. 30 марта 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://seance.ru/articles/terzopulos-mauser/(дата обращения: 15.09.2022).

2. Волошина А. Есть степень угнетения, принимаемая за свободу // Петербургский театральный журнал. 10 июля 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ptj.spb.ru/blog/est-stepen-ugneteniya-prinimaemaya-za-svobodu/ (дата обращения: 12.10.2022)

3. Колязин В. О сопротивлении тоталитаризму и сопротивляемости человеческой природы. О немецкоязычной драме 2-й половины ХХ столетия // «Мюнхенская свобода» и другие пьесы / Сост., предисл. и перевод с немецкого В.Колязина. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - с. 5-14.

4. Когда бы грек увидел наши игры. Интервью Неи Зоркой с Аллой Демидовой // Искусство кино. №6, июнь 1999. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/1999/06/n6-article11 (дата обращения: 25.05.2022).

5. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. Перевод Н.Исаевой. - М.: Изд. программа Фонда развития искусства драматического театра режиссёра и педагога Анатолия Васильева, 2013. - 311 с.

6. Мюллер Х. Гамлет-машина // «Мюнхенская свобода» и другие пьесы / Сост., предисл. и перевод с немецкого В.Колязина. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - с. 161-170.

7. Мюллер Х. Медея.Материал. Перевод Э.Линецкой. - [Электронный ресурс].- Режим досту-па:https://theatre-library.ru/authors/m/myuller_hayner (дата обращения: 15.02.2023).

В. Хабибуллина Л. «Маузер» в Казани: «Спектакль заставляет подумать» // Казанские истории, 5 апреля 2022. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18018-mauzer-v-kazani-spektakl-zastavlyaet-podumat_(дата обращения: 20.01.2023).

References:

1. Avramenko E. Teodoros Terzopulos: «Ya exal v GDR za Brextom, a obryol druga i uchitelya Xajnera Myullera» // Seans. 30 marta 2020. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://seance.ru/articles/terzopulos-mauser/(data obrashheniya: 15.09.2022).

2. Voloshina A. Est' stepen' ugneteniya, prinimaemaya za svobodu // Peterburgskij teatral'ny'j zhurnal. 10 iyulya 2011. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://ptj.spb.ru/blog/est-stepen-ugneteniya-prinimaemaya-za-svobodu/(data obrashheniya: 12.10.2022)

3. Kolyazin V. O soprotivlenii totalitarizmu i soprotivlyaemosti chelovecheskoj prirody'. O nemeczko-yazy'chnoj drame 2-j poloviny' XX stoletiya // «Myunxenskaya svoboda» i drugie p'esy' / Sost., predisl. i perevod s nemeczkogo V.Kolyazina. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004. - s. 5-14.

4. Kogda by' grek uvidel nashi igry'. Interv'yu Nei Zorkoj s Alloj Demidovoj // Iskusstvo kino. №6, iyun' 1999. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://old.kinoart.ru/archive/1999/06/n6-article11(data obrash-heniya: 25.05.2022).

5. Leman X.-T. Postdramaticheskij teatr. Perevod N.Isaevoj. - M.: Izd. programma Fonda razvitiya iskusstva dramaticheskogo teatra rezhissyora i pedagoga Anatoliya Vasil'eva, 2013. - 311 s.

6. Myuller X. Gamlet-mashina // «Myunxenskaya svoboda» i drugie p'esy' / Sost., predisl. i perevod s nemeczkogo V.Kolyazina. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004. - s. 161-170.

7. Myuller X. Medeya.Material. Perevod E'.Lineczkoj. - [E'lektronny'j resurs].- Rezhim dostu-pa:https://theatre-library.ru/authors/m/myuller_hayner (data obrashheniya: 15.02.2023).

B. Xabibullina L. «Mauzer» v Kazani: «Spektakl' zastavlyaet podumat'» // Kazanskie istorii, 5 aprelya 2022. . -[E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/1B01B-mauzer-v-kazani-spektakl-zastavlyaet-podumat(data obrashheniya: 20.01.2023).

УДК 398.8

С.Н. Чабан, Т.В. Тищенкова, Г.В. Якушкина

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье охарактеризованы исполнительские особенности календарных песен Орловской области. Проанализированы музыкально-стилевые черты календарных песен, музыкальная строфика, характер развития мелодики, тип многоголосной фактуры, ладовые образования, структура песенного стиха. Подробно освещены такие аспекты, как характер звукоизвлечения, специфические вокальные приёмы исполнения, особенности варьирования напева.

В работе рассмотрены пути актуализации рассматриваемого жанра в современных социокультурных условиях. Важными факторами сохранения традиций народного календаря являются организация творческих мероприятий в регионе и исполнительская деятельность современных орловских фольклорных коллективов - любительских, профессиональных, учебных.

Исследование основано на записях песенного фольклора, сделанных кафедрой народного пения Орловского государственного института культуры в 1990-2000-е годы. В качестве фактического материала исследования выступают также народные песни, содержащиеся в нотных изданиях 2005-2017 годов и архивные экспедиционные материалы 1968 года.

Ключевые слова: календарные песни, Орловская область, музыкально-стилевые особенности, исполнительская деятельность

Svetlana N. Chaban, Tatyana V. Tishenkova, Galina V. Yakushkina PERFORMING FEATURES OF CALENDAR SONGS OF THE OREL REGION AND THEIR UPGRADE IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the performing features of the calendar songs of the Oryol region. The musical and stylistic features of calendar songs are also analyzed, the musical stanza, the nature of the development of melodics, the type of polyphonic texture, fret formations, and the structure of the song verse are considered. Such aspects as the nature of sound production, specific vocal techniques of performance, and the peculiarities of the variation of the melody are also analyzed.

The paper describes the ways of actualization of the genre in question in modern socio-cultural conditions. Important factors in preserving the traditions of the folk calendar are the organization of creative events in the region and the performing activities of modern Oryol folklore groups - amateur, professional, educational.

The research is based on the recordings of song folklore made by the Department of Folk Singing of the Oryol State Institute of Culture in the 1990s-2000s. Folk songs contained in music editions from 2005 to 1917 and archival expedition materials from 1968 also serve as the factual material of the study.

Key words: calendar songs, Oryol region, musical and stylistic features, performing activity

Введение

Календарный песенный фольклор распространён далеко не повсеместно, он концентрируется в регионах с развитым земледелием и скотоводством, а также там, где люди жили испокон веков, т.е. со времени образования племенной общности (например, в Смоленской и Брянской областях). Территориально-географическое положение Орловской области благотворно повлияло на жанровое многообразие календарных песен. Однако в силу историко-географических условий орловская песенная культура складывалась под влиянием традиций граничащих с ней регионов с их стилистическими и жанровыми особенностями. Это подтверждается исследованиями экспедиционного материала, где мы находим тому массу примеров. Так, влияние с запада отразилось в древнем гете-рофонном складе многоголосия и характерной зычной манере исполнения календарных песен на улице, на природе. Воздействие с юга (Курская область) обусловило наличие на Ор-ловщине песен с «алилешными» припевами. Влияние с севера (Тульская область) среднерусской певческой традиции сказалось на жанровых чертах и стилистике необрядовых песен, со временем пополнивших музыкальный комплекс традиций народного календаря.

Рассмотрим более подробно музыкально-стилевые и исполнительские черты наиболее распространённых в Орловской области ка-

лендарных песен, методологически исходя из общерегиональных и локальных особенностей формирования и бытования песенных жанров и опираясь на их сезонную приуроченность.

Материалы и методы

Теоретическое исследование опирается на научные работы преподавателей кафедры народного пения Орловского государственного института культуры. Начиная с середины 1990-х годов, регулярная фольклорно-экспедиционная деятельность помогла сформировать архив аудио и видеозаписей орловского песенного фольклора, которые стали, в свою очередь, предметом исследования в курсовых и дипломных работах обучающихся, в учебных и научных трудах профессорско-преподавательского состава.

Литературный обзор

Существенный вклад в собирание и изучение календарных песен внесли филологи и фольклористы Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (Антонова М.В., Бутримова И.В., Кургузова Н.В. и др.). Однако их работы выполнены в русле филологических исследований, в то время как данная статья рассматривает этот предмет с музыковедческих позиций [2, 6, 9].

Результаты

Сравнительный музыкально-

теоретический анализ показал, что для календарных песен зимнего периода характерны короткие мелодические строфы, попевоч-

ный тип мелодики, преобладание секундовых и квартовых интонаций, ангемитонные ладовые образования. К примеру, в колядке «Что в

луге, в луге» используется неполная диатоника со следующей структурой: квартовая основа мажорного наклонения с субквартой [3]:

Нотный пример 1

Что(й) в лу

-ь J J и

Рай, ко - не - чень - ка, сам ка - ва - ле - ром И - вань - ка.

Характеризуя поэтическую композицию орловских колядок, И.В. Бутримова отмечает: «...для Орловского края характерен обобщенный тип колядования. Далеко не все колядные песни сохранили трехчастную композицию, в основном была утрачена основная часть - величание» [2]. Говоря о состоянии этого жанра в наше время, исследователь делает выводы о том, что «наряду с относительной сохранностью в регионе величально-поздравительной поэзии зимнего цикла в отдельных произведениях в связи с постепенной утратой их первоначального смысла наблюдаются: 1) утрата олицетворенного образа Коляды и других традиционных образов; 2) появление образов христианских святых, не характерных для обрядовых песен мотивов

(одиночества); 3) свёртывание сюжета до уровня описания отдельных деталей; 4) замена иносказательного величания конкретными пожеланиями, исконных эпитетов современными, метафоры более поздним приемом сравнения, разрушение традиционной формулы, когда составные части одной метафоры начинают существовать самостоятельно; 5) отсутствие гиперболизированного описания благополучия» [2].

Напевы ещё одного календарного жанра зимнего периода - подблюдных гаданий - характеризуются попевочным типом мелодики, короткой фразой, изложением простейшего гетерофонного типа, иногда с использованием бурдона [8]:

Нотный пример 2

¡ = 72

1$ »д * 1.3а ди - жей си - ^ ^ 0 жу, пи-тир- ней ва - жу 9 5 У -ще п а- си- жу ф , е -щс ПС —✓ У ва

т * -9 1-' л 1' -4 • V • ■в •

л /О« /С\

6 1

- жу 0 г ш а \ • - ли - ■4 лей Г. я ■ф-ду м: - ю ка У М] вы-нет -9 ■ СЯ пр » ав- р Г* а с 5у- т дет-

щ Ш=\

—. 9 -О ■ы ■ы -л Р • 9 о 0 I"' 1' « •

0 1 ,

ся а - ли Ф лей.

1Н • ^ ^

Эти напевы отличает переменная метрика, а также произвольное затягивание отдельных длительностей. Тексты иносказательно выражают различные жизненные изменения,

ожидающие адресата - девушку, чьё кольцо будет выбрано. Завершает каждую строфу припевное слово «алилей» (в соседних областях это «Свят вечор!»).

Главной музыкальной особенностью песен весеннего цикла (веснянок, закличек) является их призыв и направленность в окружающее пространство, вдаль. Они представляют собой в некотором роде «клич», «зов». Это проявляется в их звонкой и зычной манере исполнения. Многие веснянки заканчиваются высоким по регистру возгласом. В Орловской области, как и в других регионах страны, это

называется «гуканьем». Но встречаются за-клички, которые исполняются без «гуканья» в конце. Длинная конечная нота протягивается в хоровом унисоне. Встречаются и короткие веснянки с лаконичным фразовым напевом, выразительной чертой которых является выкрикивание фрагментов текста в высокой тесситуре [3]:

Нотный пример 3

J J J|J J J J Ш^Лги ^

Вес-на-крас-на, на чём при-шла? На со-хе, на бо-ро-не, на кри-вой ло-ша-де. Ку-лик, чи-бис,

На со - хе, на бо - ро - не,

на кри - вой

ло - ша - де.

Наиболее часто на Орловщине встречаются веснянки с малообъёмными квартовыми напевами, попевочным типом мелодики, по-ступенным мелодическим движением от верхнего тона к нижнему. В их текстах преобладает силлабический тип стиха со слоговой структурой 4+4. Однако в календарных песнях активного характера, как и в народных песнях с движением, традиционный силлабический стих может содержать как одинаковые, так и разные по величине слоговые группы. Соединяясь с напевом, данный стих также может иметь разную протяженность своих полу-

стиший. Именно потому слогонотная группа определяется не только количеством слогов, но и суммой соответствующих ей музыкальных времен [5].

В орловских весенних песнях, как и в других регионах, распространённым сюжетом является обращение к весне и птицам. С призывом обращались к жаворонкам, грачикам, куликам и уже через них - к весне. Обращение к ним, как правило, сопровождалось в обряде определёнными ритуальными действиями с птицами, которых делали из подручного материала или пекли из теста [8].

Нотный пример 4

т

Чу - ви - лич - ка,

ш * щ

жа - во - ро

при - ле - те

ли к нам,

JO.fr.hj) I > ^ > > .М «И ^ II

Из - за дон - ка у о - вес

I - ры - ню у - вез.

Среди песен весеннего календарного цикла особое место отводится волочебным (воло-чёбным) песням, которые приурочены к празднованию Пасхи. В Орловской области они встречаются в сёлах пограничных районов со стороны западнорусского региона (в частности, Брянской области). Волочебные песни исполнялись при обходе дворов и по своему композиционному строению были похожи на колядки, но пелись они, как правило, под инструментальное сопровождение.

Главное содержание песен - это благопо-желание хозяину дома, у которого останови-

лись волочебники. Поскольку в волочебных песнях применялся простой аккомпанемент, где воспроизводились аккорды-функции, музыкальный стиль и слоговая ритмика не сохранили черты архаичности. За время своего развития волочебные песни приобрели гомо-фонно-гармоническую природу в строении и фактуре.

Важной стилевой чертой календарных весенне-летних песен Орловской области (луговых, семицких, троицких, петровских, покосных и др.) является то, что в них практически отсутствуют развитые мелодические образо-

вания. Мы согласны с Чернобаевой О.В., что основу большинства песенных образцов образует попевочный тип мелодического строения. Напевы имеют ограниченный звуковой объём и незначительный внутрислоговой распев. В попевке сопряжено нескольких тонов, которые рождают 2-3 интонации. Объ-

единение простейших попевок в целый напев становится мелодией песни [6].

По количеству голосов песни весенне-летнего периода могут быть одноголосные, двухголосные в редких случаях трехголосные. Например, в покосной песне «Вы луга мои» голоса расположены в терцовом и секундовом соотношении [8].

Нотный пример 5

// ^

\\1 2 Г- 4 И ] 1 1

а % г- Я, - \ . лу л - га мс - и зи » я лё - нь ш - 1 « (э),

0 а а • у а

■I' Г~1

I

би ря - жоч - ки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кру - ты

N

//

ч

В исследовании Кошелевой Е.В. показано, что песни, приуроченные к осеннему периоду, в музыкальном отношении подобны предшествующим им календарным образцам. Для их напевов характерны неширокие диапазоны и ограниченные звукоряды, малая распевность слогов. В многоголосном плане песни осеннего календаря имеют гетерофонный тип фактуры или с применением бурдона, что также выявляет скромность средств многоголосия, свойственную орловским календарным песням в целом [5].

Таким образом, можно определить отличительные признаки календарных песен Орлов-щины, имеющих приуроченность к разному времени года и событиям народного календаря. Большинству из них свойствен гетерофонный склад, представляющий собой простейший многоголосный распев, строящийся на одновременном сочетании вариантов одной мелодии, весьма близких друг другу. При этом унисонные построения сочетаются с двухголосными (изредка трёхголосными) в диапазоне квинты. У певцов голоса двигаются свободно, в процессе исполнения меняются местами, как бы переплетаясь. В некоторых песнях встречается противоположное друг другу движение голосов, а также перекрещивание голосов. Всё это указывает на достаточную

самостоятельность и творческую свободу поющих.

Структура народного стиха в календарных песнях сохраняется, начиная от самых ранних традиционных образцов. Она имеет чёткую постоянную цезуру, которая делит строку в пропорции, строго определённой по количеству слогов, и тем самым организует музыкальное время напева.

Взаимосвязь с действием, движением и игровой характер исполнения календарных песен (например, «стенка на стенку») обусловили широкое применение диалоговых изложений текстов и развёрнутость композиций. Содержание таких песен выражается в форме вопросов-ответов («А мы пашню пахали», «А мы танки водили» и др.), через которые часто описывается цикл (или его часть) каких-либо земледельческих работ, семейно-бытовых традиций.

Отличительной особенностью исполнения орловских календарных песен выступает резко очерченная, как правило, короткая общая пауза в конце строфы, что придаёт завершению напева отрывистый характер. Обратим внимание на то, что этот приём встречается на Орловщине и в песнях других семейно-бытовых жанров. Приведём в качестве примера троицкую песню, записанную В.М. Щуро-вым, «Я не верила подружки» [11]:

.1=69

Нотный пример 6

1' ЛЗ м

1.Я

ри

ла под - руж - ш

•с

ш

&

т

жи - вут

без

друж

Варьирование основного напева - важнейший признак орловских календарных песен. Выше отмеченная мелодическая ограниченность сполна компенсируется большой ритмической подвижностью и даже «узорчато-

стью» ритмического рисунка во внутрислого-вых распевах. Это характерно и для довольно спокойных и плавных напевов песен, например, как в масленичной песне «Ель моя, ель зеленая» [11]:

Нотный пример 7

да ты ночь,

ночь тем - на

Комплексный анализ исполнительской манеры пения разных аутентичных певцов на Орловщине позволил увидеть, что в различных районах определяется свой характерный способ звукоизвлечения, который аккумулирует певческие традиции, сформировавшиеся на локальном уровне. При этом можно зафиксировать и общие для региона исполнительские особенности календарных песен. Они обусловлены, в первую очередь, воздействием историко-географических факторов, спецификой бытования песенных жанров народ-

ного календаря, особенностями диалекта, преобладающего в Орловской области.

Как результат - особая зычная окраска звука, которая характерна большинству орловских календарных песен, и производные от неё нюансы исполнения. Слушая песни различной календарной приуроченности, обращает на себя внимание их резкое и звонкое звучание. В южных районах области многие песни исполняются в высокой тесситуре грудного регистра певиц, как, например, в покосной песне «И шёл Ванюшка лужочком» [8]:

.1 = 72

ВЁ

Нотный пример 8

Ъ Г р ^ ^ ^ ^

щ

ш

1.И-шел Ва-ню-ш(и)-ка лу-жоч-ком, и-шел Ва-нюш- ка лу-жоч-ком,

/ 1/14+2- т : мчч

-

э о-х(ы) ён лу- жо-ч(и)-ка - м(ы), э о*(ы)ён лу- ж»ч(и)-кам.

Для формирования и концентрации необходимого звука исполнители направляют его жёстко и прямо через неширокую щель между зубами. Эффект резкого звучания усиливает тесное расположение голосов гетерофонной фактуры, а также сочетание 2-х и 3-х секундо-

вых созвучий. Всё свидетельствует о бытовании традиции исполнения большинства календарных песен на открытом пространстве -на улице, на лугу, в лесу, у реки. Приведём в пример хороводную песню из рукописи В.М. Щурова «Крапивушка да жгучая» [11]:

Нотный пример 9

¿•ПА

1. К(а) -ра - пи - вуш - ка да ж(и) -ту ча - я.

ш

ГН

Ля - ль льё

ля-ль льё да ж(и) - гу- ча - я.

Разнообразная интервалика в попевках, самблевому и сольному исполнению кален-

использование синкоп и неприготовленных дарных песен Орловской области (масленская

задержаний, применение форшлагов и испол- беседная песня «Высоко, высоко, что клено-

нение глиссандо в окончаниях строк дина- вый лист» [11]): мизм, активный и творческий характер ан-

Нотный пример 10

} = 100

Вы - со-ко, вы - со - ко, что к(ы)-ле - но - вы - й лист, о - ),

лё... я - лн лё - ли, что к(а)-ле - но - вый лист.

Самобытные традиции календарного фольклора Орловщины можно

непосредственно увидеть и в наши дни. В настоящее время в некоторых крупных сёлах и районных центрах Орловской области всё ещё существуют песенные ансамбли, участники которых являются знатоками певческих традиций своей местности. Они участвуют в различных творческих мероприятиях по приглашению односельчан и жителей соседних районов, выступая и хранителями, и популяризаторами песенного фольклора в современных условиях.

В певческом искусстве сельских жителей проявляются стилевые черты, характерные для орловской песенной традиции в целом, в частности преобладание женской

ансамблевой традиции исполнения песен разных жанров. Яркие ансамбли существуют сегодня в Хотынецком, Дмитровском, Новосильском, Болховском районах Орловской области. Важно, что данные певческие коллективы возникают

естественным путём, по инициативе самих певиц. Ансамбли функционируют как автономно (вне сферы учреждений культуры), так и при домах культуры и сельских клубах. Для таких ансамблей характерен немногочисленный состав — от трёх-четырёх человек, однако количество их

участников может варьироваться и пополняться (или наоборот уменьшаться) в зависимости от субъективных причин. В их жизнеспособности большую роль играет «костяк» из певиц старшего возраста, хорошо знающих местные праздничные и обрядовые традиции. В освоении песенного репертуара основное значение в бытовых ансамблях имеет практика припевания. В основном женщины поют в средней тесситуре, хорошо владеют сильным и густым грудным звуком, не утратили навыка распевать песню на голоса. Часто участники певческих артелей ведут тетради, куда записывают слова исполняемых песен. Данные ансамбли являются репродуцирующими коллективами по отношению к песенной традиции своей местности.

Обсуждение

Вопросы сохранения традиций народной культуры в настоящее время подлежат активному обсуждению в рамках научных мероприятий, ежегодно проводимых в России и в странах ближнего зарубежья. [1, 7] Одной из ключевых тем научных изысканий на базе Орловского государственного института культуры является актуализация

традиционных жанров народной музыки, в частности, произведений календарного фольклора Орловского края. В ходе научных

конференций и семинаров выявлен особый областной центр народного творчества. В интерес исследователей и хормейстеров- области регулярно проводятся тематические практиков, реализующих народные песни мероприятия, творческие и просветительские этого жанра в современных сценических проекты для школьников и студентов, условиях. жителей города: Международный

Заключение фольклорный праздник «Троицкие хороводы

На базе учреждений культуры города Орла в Орловском Полесье»; Орловский Pull-folk; и области (центров, домов, музеев и конкурсы народного творчества: «Обрядовая библиотек) в течение года организуется культура моего села», хоровые поединки. проведение праздников и событий народного Календарные песни Орловской области в календаря. Наиболее распространено подлинной записи, а также в современной празднование Рождества, Святок, аранжировке входят в репертуар

Масленичной недели, встречи весны профессионального фольклорного ансамбля (Сороки), Красной горки, Троицы. В ряде «Каравай» Орловской государственной районов можно увидеть сохранившиеся филармонии, исполняются учебными традиции наших предков, среди которых народно-певческими коллективами кафедры Похороны кукушки, Пожинки, Капустные народного пения Орловского

посиделки и др. Важно, что к участию в государственного института культуры, традиционных действах активно Орловского музыкального колледжа,

привлекаются дети и молодёжь. Орловского областного колледжа культуры и

Основную роль в качестве организатора и искусств, детских школ искусств города и координатора сохранения традиций области. народной культуры выполняет Орловский

Литература:

1. Алимгазина Ж.Н., Хамитова М.А. Проблемы изучения нематериального культурного наследия // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-1; Электронный ресурс. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12783 (дата обращения: 07.02.2023).

2. Бутримова И.В. Календарная обрядовая поэзия Орловского края: Жанры. Поэтика. Современное бытование: дис. ... кандидата филол. наук (10.00.09). -Орёл: ОГУ, 2002. - 208 с.

3. Городчанина О.В. Фольклорное сольфеджио на народно-песенном материале Орловской области: учебное пособие. - Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2013. - 96 с.

4. Девятов В. С. Русская народная песня в сценических условиях и пути ее сохранности / Научный журнал «Человек и культура» № 4 2019. - Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/russkaya-narodnaya-pesnya-v-stsenicheskih-usloviyah-i-puti-ee-sohrannosti (дата обращения 07.02.2023).

5. Кошелева Е.В. Музыкальная стилистика хороводных и плясовых песен Орловской области // Проблемы этнокультурного развития личности в процессе многоуровневого народно-певческого образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орёл, 16-17 мая 2019 г.). - Орёл: ОГИК, 2019. - С. 144-147.

6. Кургузова Н.В. Некоторые итоги собирания и исследования фольклора Орловского края // Ученые записки Орловского государственного университета. No3 (72), 2016 г. - С. 167-178

7. Пуртова Т. В. Сохранение нематериального культурного наследия народов России как приоритет культурной политики Российской Федерации / Журнал Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов» - Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii-kak-prioritet-kulturnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 07.02.2023).

8. Традиционная культура Орловщины: экспедиционные, архивные, аналитические материалы: в 3 т. / Автор проекта и сост. А.С. Каргин. - Том 2. - М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2012. - С. 68-96.

9. Фольклор земли Орловской: монография /Авт.-сост. В.И. Костин, О.В. Бережнова, И.В. Бутримова, Э.В. Сальникова. - Орел: ОРАГС, 2004. - 405 с.

10.Чернобаева О.В. Мелодико-интонационный склад свадебных песен Орловской области // Научно-методический электронный журнал Концепт. - Киров: АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2017. № Т31. - С. 81-85.

11. Щуров В.М. Научный отчёт об экспедиции Московской государственной консерватории 1968 года: рукопись. 52 с. (из архива кафедры народного пения ОГИК).

References:

1. Alimgazina Zh.N., Xamitova M.A. Problemy izucheniya nematerialnogo kulturnogo naslediya // Mezhdu-narodnyj studencheskij nauchny'j vestnik. - 2015. - № 5-1; E'lektronny'j resurs. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12783 (data obrashheniya: 07.02.2023).

2. Butrimova I.V. Kalendarnaya obryadovaya poeziya Orlovskogo kraya: Zhanry. Poetika. Sovremennoe bytovanie: dis. ... kandidata filol. nauk (10.00.09). -Oryol: OGU, 2002. - 208 s.

3. Gorodchanina O.V. Folklornoe solfedzhio na narodno-pesennom materiale Orlovskoj oblasti: uchebnoe posobie. - Oryol: Orlovskij gosudarstvenny'j institut iskusstv i kuFtury\ 2013. - 96 s.

4. Devyatov V. S. Russkaya narodnaya pesnya v scenicheskix usloviyax i puti ee soxrannosti / Nauchnyj zhurnal «Chelovek i kultura» № 4 2019. - E'lektronny'j resurs. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-narodnaya-pesnya-v-stsenicheskih-usloviyah-i-puti-ee-sohrannosti (data obrashheniya 07.02.2023).

5. Kosheleva E.V. Muzykalnaya stilistika xorovodnyx i plyasovyx pesen Orlovskoj oblasti // Problemy etnokulturnogo razvitiya lichnosti v processe mnogourovnevogo narodno-pevcheskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Oryol, 16-17 maya 2019 g.). - Oryol: OGIK, 2019. - S. 144147.

6. Kurguzova N.V. Nekotorye itogi sobiraniya i issledovaniya foFklora Orlovskogo kraya // Ucheny'e zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. No3 (72), 2016 g. - S. 167-178

7. Purtova T. V. Soxranenie nematerialnogo kulturnogo naslediya narodov Rossii kak prioritet kulturnoj poli-tiki Rossijskoj Federacii / Zhurnal Sbornik nauchny'x statej «Vserossijskij kongress forkloristov» - E'lektronnyj resurs. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii-kak-prioritet-kulturnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (data obrashheniya 07.02.2023).

8. Tradicionnaya kultura Orlovshhiny: e'kspedicionnye, arxivnye, analiticheskie materialy: v 3 t. / Avtor proekta i sost. A.S. Kargin. - Tom 2. - M.: Gos. resp. centr russkogo folklora, 2012. - S. 68-96.

9. Folklor zemli Orlovskoj: monografiya /Avt.-sost. V.I. Kostin, O.V. Berezhnova, I.V. Butrimova, EW. Salniko-va. - Orel: ORAGS, 2004. - 405 s.

10. C hernobaeva O.V. Melodiko-intonacionnyj sklad svadebnyx pesen Orlovskoj oblasti // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Koncept. - Kirov: ANO DPO «Mezhregionalnyj centr innovacionnyx texnologij v obrazovanii», 2017. № T31. - S. 81-85.

11. Shhurov V.M. Nauchnyj otchyot ob ekspedicii Moskovskoj gosudarstvennoj konservatorii 1968 goda: rukopis. 52 s. (iz arxiva kafedry narodnogo peniya OGIK).

УДК 747.023

Э.Р. Галиуллина, А.А. Шакирова ИННОВАЦИОННЫЕ ЭКОЛОГИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье обозначена проблема ограниченности эксплуатации природной среды и предложено решение в использовании инновационных (а в некоторых случаях и традиционных) технологий текстильной индустрии. Авторами описан и проанализирован опыт инновационных решений, которые используются в текстильной индустрии. Составлена классификация инновационных экологичных технологий в текстильной промышленности по используемому сырью: использование пищевых отходов; производство из растительных волокон; переработка и вторичное использование материалов.

Ключевые слова: экология, текстильная индустрия, текстильные технологии, сырье

Elmira R. Galiullina, Azaliya A. Shakirova OVERVIEW OF INNOVATIVE SUSTAINABLE SOLUTIONS IN THE TEXTILE INDUSTRY

The article identifies the problem of limited exploitation of the natural environment and proposes a solution in the use of innovative (and in some cases traditional) technologies of the textile industry. The authors describe and analyze the experience of innovative solutions that are used in the textile industry. A classification of innovative environmentally friendly solutions in the textile industry has been compiled according to the raw materials used: the use of food waste; production from plant fibers; processing and recycling of materials.

Key words: ecology, textile industry, textile industry, raw material

Введение

Тема экологии в последнее время становится одной из самых обсуждаемых тем, так как состояние природной среды с каждым годом ухудшается. В связи с этим человечество стало чаще задумываться о своей роли в происходящем, пытаясь исправить ошибки прошлого и предотвратить ухудшение ситуации в будущем. Негативное влияние на природу оказывают различные сферы жизнедеятель-

ности человека, среди которых и текстильное производство. Учитывая тот факт, что производство одежды за последние 15 лет удвоилось, это привело и к увеличению выбросов при производстве. Выбросы СО2 текстильной промышленностью превысили аналогичный показатель у отраслей морских перевозок и международных перелетов вместе взятых. Хлопок и полиэстер занимают 85% сырья в производстве одежды. Их производства по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.