Научная статья на тему 'Исполнительное производство — эволюция законодательства'

Исполнительное производство — эволюция законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1327
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ / ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / THE LAW ON ENFORCEMENT PROCEEDINGS / THE EVOLUTION OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брой Мария Андреевна

Основные этапы становления законодательства об исполнительном производстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Executive production the evolution of the law

The main stages of the legislation on enforcement proceedings.

Текст научной работы на тему «Исполнительное производство — эволюция законодательства»

Executive production - the evolution of the law Broy M. (Russian Federation) Исполнительное производство - эволюция законодательства Брой М. А. (Российская Федерация)

Брой Мария Андреевна / Broy Maria - студент магистратуры, кафедра административного и финансового права, юридический факультет, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: основные этапы становления законодательства об исполнительном производстве. Abstract: the main stages of the legislation on enforcement proceedings.

Ключевые слова: закон об исполнительном производстве, эволюция законодательства. Keywords: the law on enforcement proceedings, the evolution of legislation.

Порядок исполнительного исполнения был впервые регламентирован еще в советское время в 1923 г. Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Практически до конца ХХ столетия в отношении исполнительского производства действовали Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР в 1964 г.), а также инструкции Минюста СССР - «О порядке исполнения судебных решений» (от 24.04.1973 № 7) и «Об исполнительском производстве» (от 15.11.1985 № 22).

Судебные исполнители состояли при районных судах и находились в двойном подчинении: они назначались на должность руководителями органов юстиции субъектов Российской Федерации, а организовывал их работу председатель районного суда и Министерство юстиции РФ. Контроль же за работой судебных исполнителей осуществляли судьи районных судов.

Кроме того, исполнительное производство было составной частью гражданского процесса: в ходе исполнительного производства защищалась преимущественно государственная собственность; отсутствовали принципы исполнительного производства, закрепленные отраслевыми источниками права; существовала ярко выраженная незащищенность прав взыскателя и должника при совершении исполнительских действий. Неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения способствовала принятию нового законодательства об исполнительском производстве.

Выделение Службы судебных приставов в самостоятельную структуру в составе Министерства юстиции Российской Федерации было связано с общим реформированием судебной системы, начавшимся в 1991 г. в связи с Концепцией судебной реформы (одобрена Верховным Советом РФ 24.10.1991), существенным изменениям подвергся и институт принудительного исполнения судебных решений. Действовавший в период с 1991 по 1997 гг. порядок принудительного исполнения судебных решений не отвечал потребностям развития страны, когда развитие рыночных отношений требовало не только нормативного регулирования, но и эффективной их защиты от нарушений. Низкий уровень исполнения судебных решений на протяжении многих лет являлся тревожным симптомом несовершенства сферы исполнительного производства.

Принятию решения об упразднении института судебных исполнителей и учреждению в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах - Службы судебных приставов - способствовал ряд объективных причин: изменения в политическом и государственном устройстве России; консолидирование юридических норм, регулирующих исполнительное производство; формирование новой идеологии исполнения исполнительских документов.

Федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»» и № 119-ФЗ «Об исполнительском производстве» полностью изменили систему исполнения решений судов в нашей стране и послужили основанием для выделения Службы судебных приставов в организационном плане из судебной системы. Принятие двух данных взаимосвязанных законов также обеспечило создание организационных основ деятельности Службы и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» до 2007 г. являлся основным нормативным актом, регламентировавшим отношения, возникающие при принудительном исполнение судебных актов. Вместе с тем, несмотря на позитивные изменения законодательства об исполнительском производстве, вышеназванный закон уже в первые годы его работы показал свою оторванность от реалий правоприменительной практики.

Новая редакция Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» начала действовать с 01.02.2008. К основным новеллам данного закона можно отнести следующие: разграничение компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции в исполнительском производстве; уточнения сроков оспаривания решений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя; законодательное закрепление понятия исполнительского сбора; уточнение норм об ответственности кредитной организации за неисполнение судебного акта; введение статей, регулирующих вопросы ведения исполнительного производства в отношении должника, находящегося в какой-либо стадии

банкротства. Отдельные изменения произошли также и по некоторым другим аспектам законодательства об исполнительском производстве.

Закон определил органы принудительного исполнения - Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. Достаточно четко прописаны положения, касающиеся обязательности требований судебного пристава-исполнителя; органов и организаций, исполняющих требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.

Для более оперативного устранения нарушений законодательства со стороны судебных приставов-исполнителей Закон «Об исполнительском производстве» предусмотрел не только судебный порядок обжалования их действий (бездействия), но и выполнение законных прав и интересов сторон в исполнительном производстве путем подачи жалобы старшему судебному приставу, а также возможность подать жалобу на их действия (бездействие) главному судебному приставу субъекта Российской Федерации.

Результатом дальнейшего развития законодательства об исполнительном производстве стало закрепление норм, связанных с исполнением исполнительных документов в отношении должников, находящихся на территории иностранных государств.

Начиная с 2009 г. в федеральное законодательство, регламентирующее вопросы деятельности Федеральной службы судебных приставов, были внесены важные изменения, значительно расширяющие как полномочия служебных приставов, так и механизмы принудительного исполнения.

За последние годы были проведены качественные изменения в организации работы Службы судебных приставов.

Федеральный закон от 19.07.2009 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил Закон об исполнительном производстве новой статьей 81, которая предусматривает возможность обращения взыскателя, минуя судебного пристава-исполнителя, непосредственно к эмитенту, держателю реестра или депозитарию с исполнительным листом о списании с лицевого счета (счета депо) и о зачислении на соответствующий счет взыскателя эмиссиционных ценных бумаг.

В целях оптимизации системы принудительного исполнения судебных актов, а также в целях повышения эффективности деятельности ФССП России Федеральным законом от 27.09.2009 № 225-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» был установлен минимальный размер исполнительного сбора, налагаемого на должника в случае неисполнения им требований о добровольном порядке в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 руб. с должника-гражданина и 5 тыс. руб. с должника-организации.

Необходимо отметить, что полномочия должностных лиц ФССП России в сфере административной юрисдикции претерпели ряд эволюционных процессов. Возможность привлечения к ответственности лиц, не выполняющих законные требования судебного пристава и нарушающих нормы законодательства об исполнительном производстве, является важной составляющей мер воздействия на недобросовестного должника, в том числе способствующих пресечению совершения новых правонарушений, а также развитию правовой культуры граждан. На должностных лиц ФССП России возложены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.26, частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 КоАП РФ.

Федеральный закон 03.12.2011 № 389 Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрел передачу ФССП России функций органов внутренних дел по розыску должника-гражданина и розыску ребенка по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребенка.

Отдельно необходимо отметить, что Федеральный закон «О судебных приставах» также претерпел изменения, хотя и менее значительные, чем Закон об исполнительном производстве. В частности, Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» уточнены полномочия главного судебного пристава Российской Федерации, главного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судейского пристава и судебного пристава-исполнителя в сфере исполнительного производства, а также уточнены требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава.

В настоящее время для Федеральной службы судебных приставов вопросы дальнейшего совершенствования законодательства стоят особенно остро. Это связано с тем, что многие проблемные вопросы исполнительного производства так и не получили своего разрешения в ранее принятых федеральных законах, а необходимость дальнейшего совершенствования нормативно правовой основы деятельности судебных приставов, как единственного органа принудительного исполнения, назрела уже давно.

Распоряжением Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция» (2012-2020 гг.), в состав которой включена подпрограмма 4 «Повышения качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечения установленного порядка деятельности судов».

Комплексная реализация мероприятий, предусмотренных данной подпрограммой, позволит создать действенную систему принудительного исполнения, способствующую решению приоритетных задач

социально-экономического развития России, а также обеспечит основу для дальнейшего развития системы правосудия Российской Федерации с учетом мировых стандартов.

Литература

1. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N0 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007 - N0 41 - ст. 4849.

2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 21.07.1997 N0 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997 - N0 30 - ст. 3591.

3. Голубев В. М. Очерки по истории судебных приставов России. - М.: Щит-М, 2007.

4. Гуреев В. А., Гущин В. В. Исполнительное производство. - Москва: Эксмо, 2011.

5. Гуреев В. А. Теоретические и организационно-правовые основы реализации правоохранительной функции государства органами принудительного исполнения в Российской Федерации: монография. -М.: РПА Минюста России, 2012.

6. Захаров В. В. Будет исполнено! Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов в дореволюционной России (1864 - 1917) - Курск: Курск. гос. ун-т., 2007.

7. Захаров В. В. Становление и развитие института судебных приставов в России (вторая половина XIX -начало XX века). - М.: Юрлитинформ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.