Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СВЕТЕ НОВЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕАЛИЙ'

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СВЕТЕ НОВЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1208
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
поправки в Конституцию / публичная власть / исполнительная власть / Правительство / функции / полномочия / конституционные новеллы / amendments to the Constitution / public power / executive power / Government / functions / powers / constitutional novelties

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. В. Виноградова, М. Н. Кобзарь-Фролова

важным событием, произошедшим в политической и социальной жизни нашей страны в 2020 г., было внесение поправок в Конституцию РФ. Впервые в результате публично проведенного обсуждения и общероссийского голосования в Конституцию РФ были внесены важные изменения. Принятие Закона о поправке к Конституции РФ обусловило активность государственно-правовых исследований. Проведение научных мероприятий (конференций, круглых столов и др.) способствует развитию академической науки. Без апробации, дискуссии, обмена опытом нивелируются цель и значение научного исследования. Одно из научных мероприятий, проводимых в Институте государства и права, позволившее осуществить обмен мнениями по актуальным вопросам реформирования отечественного политико-правового пространства, было посвящено анализу места исполнительной власти в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий. Его целью было обсуждение конституционных новелл в части правового статуса и нового функционального предназначения исполнительной власти, а также связанных с указанными новеллами тенденций. В статье представлен краткий обзор наиболее интересных выступлений участников, которые поднимали проблемы правоприменения в связи с обновлением Конституции РФ 1993 г. и выносили на обсуждение свои предложения, направленные на совершенствование законодательства, правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Executive power in the system of public power in the light of new constitutional realities

an important event in the political and social life of our country in 2020 was the introduction of amendments to the Constitution of the Russian Federation. For the first time, as a result of a public discussion and a nationwide vote, important changes were made to the Constitution of the Russian Federation. The adoption of the Law on the amendment of the Constitution of the Russian Federation led to the activity of state legal research. The holding of scientific events (conferences, round tables and others) is one of the most important tasks contributing to the development of academic science. Without approbation, discussion, exchange of experience, the purpose and significance of scientific research is leveled. One of the scientific events held at the Institute of State and Law, which made it possible to exchange views on topical issues of reforming the domestic political and legal space, was devoted to the analysis of the place of executive power in the public power system in the light of new constitutional realities. Its purpose was to discuss constitutional novelties, in terms of legal status and new functional purpose of the executive branch, as well as the trends associated with the above-mentioned novelties. The article presents a brief overview of the most interesting speeches of the participants who raised the problems of law enforcement in connection with the updating of the Constitution of the Russian Federation in 1993 and put forward for discussion their proposals aimed at improving the legislation and law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СВЕТЕ НОВЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕАЛИЙ»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

£

о

В

Os

2

0

CQ

1

I

С

Os §

0

CQ

1

250

cv о «V

Е.В. Виноградова,

доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института государства и права РАН

М.Н. Кобзарь-Фролова,

доктор юридических наук, профессор, заведующая сектором административного права и процесса, главный научный сотрудник сектора административного права и процесса Института государства и права РАН

E. V. Vinogradova,

Doctor of Law, Professor, First Deputy Director Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences humanrights@igpran.ru

M.N. Kobzar-Frolova,

Doctor of legal Sciences, Professor, Head of sector of administrative law and process, senior researcher of the sector of administrative law and process, Institute of .state and law ofRAS humanrights@igpran.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СВЕТЕ НОВЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕАЛИЙ

Аннотация: важным событием, произошедшим в политической и социальной жизни нашей страны в 2020 г., было внесение поправок в Конституцию РФ. Впервые в результате публично проведенного обсуждения и общероссийского голосования в Конституцию РФ были внесены важные изменения. Принятие Закона о поправке к Конституции РФ обусловило активность государственно-правовых исследований. Проведение научных мероприятий (конференций, круглых столов и др.) способствует развитию академической науки. Без апробации, дискуссии, обмена опытом нивелируются цель и значение научного исследования. Одно из научных мероприятий, проводимых в Институте государства и права, позволившее осуществить обмен мнениями по актуальным вопросам реформирования отечественного политико-правового пространства, было посвящено анализу места исполнительной власти в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий. Его целью было обсуждение конституционных новелл в части правового статуса и нового функционального предназначения исполнительной власти, а также связанных с указанными новеллами тенденций. В статье представлен краткий обзор наиболее интересных выступлений участников, которые поднимали проблемы правоприменения в связи с обновлением Конституции РФ 1993 г. и выносили на обсуждение свои предложения, направленные на совершенствование законодательства, правоприменительной практики.

Ключевые слова: поправки в Конституцию, публичная власть, исполнительная власть, Правительство, функции, полномочия, конституционные новеллы.

Executive power in the system of public power in the light of new constitutional realities

Abstract: an important event in the political and .social life of our country in 2020 was the introduction of amendments to the Constitution of the Russian Federation. For

the first time, as a result of a public discussion and a nationwide vote, important changes were made to the Constitution of the Russian Federation. The adoption of the Law on the amendment of the Constitution of the Russian Federation led to the activity of .state legal research. The holding of scientific events (conferences, round tables and others) is one of

the most important tasks contributing to the development of academic science. Without o

approbation, discussion, exchange of experience, the purpose and significance of scientific g

research is leveled. One of the scientific events held at the Institute of State and Law, which |

made it possible to exchange views on topical issues of reforming the domestic political and g

legal space, was devoted to the analysis of the place of executive power in the public power ? system in the light of new constitutional realities. Its purpose was to discuss constitutional

novelties, in terms of legal status and new functional purpose of the executive branch, as |

well as the trends associated with the above-mentioned novelties. The article presents a brief 3

overview of the most interesting speeches ofthe participants who raised the problems of law 0

enforcement in connection with the updating of the Constitution of the Russian Federation o

in 1993 and put forward for discussion their proposals aimed at improving the legislation 3

and law enforcement practice. M

(D

Keywords: amendments to the Constitution, public power, executive power, Government,

functions, powers, constitutional novelties.

В июле 2020 г. в политической и социальной жизни на- §

о

шей страны произошло важное историческое событие. Впервые в ре- 3 зультате публично проведенного обсуждения и общероссийского голосования в Конституцию РФ [1] были внесены важные изменения,

которые, по мнению Президента РФ, помогут зафиксировать фун- ^

даментальные основы развития страны на десятилетия вперед [2]. |

Воля народа нашла законодательное выражение в Законе РФ о по- £

правке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N° 1-ФКЗ «О совершен- | ствовании регулирования отдельных вопросов организации и функ-

а

S

ционирования публичной власти», который вступил в силу 4 июля ^

5

2020 г. [3]. Принятие Закона о поправке к Конституции РФ опосре- |

довало правотворческую активность. Так, Президент РФ, как субъ- 3

ект законодательной инициативы, внес в Государственную Думу §

несколько проектов федеральных законов. Некоторые из них уже | одобрены Государственной Думой, подписаны Президентом РФ

и опубликованы. 251

Среди новелл законодательства определяющее значение имеет ^ Ь

принятый в развитие принципов и норм Конституции РФ Федеральный 3 Ь

конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве 5 ^

Российской Федерации» [4], который раскрывает и детализирует § |

нормы российской Конституции в части организационно-правового ^ 01

. За

положения Правительства РФ и органов исполнительной власти РФ, § полномочий и функционального предназначения Правительства как З органа публичной власти и др.

Член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Савенков Александр Николаевич, оценивая научную важность и прикладное значение исследований темы влияния конституционных поправок на российскую политико-правовую реальность, подчеркнул, что эта тема бесконечно важна. Однако за пределами заявленной темы обсуждения оказались вопросы эффективности работы Правительства в целом и его Председателя в частности. Интересен вопрос о соотношении полномочий и функций заместителей Председателя Правительства и их количестве, насколько такое количество заместителей Председателя Правительства оптимально и соответствует принципам правового государства и цифровой экономики.

Не менее актуальна проблема разработки проекта нового Кодекса ;0 Российской Федерации об административных правонарушениях.

На заседании ученого совета Института этой проблеме был по-^ священ доклад заслуженного юриста РФ, советника Председателя 0; Государственной Думы РФ, ведущего научного сотрудника сектора § теории права и государства В.Н. Плигина.

§ Исполняющая обязанности заведующей сектором администра-^ тивного права и административного процесса, главный научный ^ сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор Кобзарь-55 Фролова Маргарита Николаевна, освещая тему «Влияние консти-§ туционных новелл на направления развития науки административного права», подчеркивала, что для науки административного права важное основополагающее значение имеет то обстоятельство, что посред-^ ством принятия поправок [5] в Конституцию РФ и детализации ее норм о- в новом Федеральном конституционном законе от 6 ноября № 4-ФКЗ § «О Правительстве Российской Федерации» было сформулировано О и определено новое функциональное предназначение (основное на-^ правление) деятельности Правительства и органов исполнительной С власти - а именно, - обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, как 252 высший орган публичной власти, совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечивает проведение в Российской СЧ Федерации единой социально ориентированной государственной ® политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, ^ социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды [5].

Основывая свои выводы на нормах главы 6 Конституции нормах статьи 2 нового Федерального конституционного закона

«О Правительстве Российской Федерации» М.Н. Кобзарь-Фролова высказала мнение, что Правительство не является органом, который осуществляет государственное управление в стране. Правительство РФ, не осуществляет, как мы привыкли видеть в российских учеб- д никах, властное управляющее воздействие субъекта управления на | объект управления, не ведает вопросами государственного управле- | ния в стране. Таких функций Правительства Российской Федерации | как «осуществление государственного управления» и «исполнение 3 законодательства» нет ни в Конституции, ни в новом федеральном § конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». 3 С внесением поправок в российскую Конституцию, произошли * не только качественные изменения в государственном устройстве, О но изменилась суть и содержание (направленность) отношений граж- | данина и государства. Отношения из уровня «власти - подчинения» ,а перешли на новый, более высокий уровень - это «баланс интересов». I Конституция Российской Федерации (1993) - закрепила принци- 1 пиально новый вид государственного устройства и общественных в< отношений (демократическое федеративное правовое государство | с республиканской формой правления), при которых государствен- 3 ная власть осуществляется многонациональным народом. В статье 3 * Конституции РФ, без каких либо двусмысленностей четко закреплено о положение о том, что единственным источником власти в России 5 является - многонациональный народ. Конституция 1993 г/ РФ не воз- | ложила обязанности по государственному управлению ни на одну из £ ветвей власти [6]. | Научному сообществу важно понять, осмыслить и научно обо- О сновать, что включает в себя функция «обеспечение исполнения 1 законодательства». Анализ норм Федерального конституционного за- | кона от 6 ноября № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 3 позволил М.Н. Кобзарь-Фроловой сделать вывод о том, что термин § «обеспечение исполнения законодательства» столь емок, что вклю- I чает в себя: и понятие организации деятельности как своей собственной, так и всей исполнительной власти, координацию деятельности 253 на выполнение стоящих задач, принятие решений и обеспечение ^ Ь их исполнения, а главное - несение ответственности за принимаемые 3 Ь решения и действия. И нет в этом термине подмены понятий - это 5 | эволюция в системе отношений между органами публичной вла- § | сти [5]. Из изложенного очевиден вывод: наука административного ? ° права должна быть переориентирована: не теорию государственного § управления отраслями и сферами мы должны исследовать, а вопро- о сы обеспечения исполнения законодательства, теорию обеспечения §

государственных гарантий гражданам страны и учить этому наших аспирантов и студентов.

Заведующий кафедрой административного права и процесса ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор Зубарев Сергей Михайлович, в своем докладе на тему: «Субъекты исполнительной власти и органы публичной власти: соотношение понятий» поддержал М.Н. Кобзарь-Фролову в том, что научное сообщество должно осмыслить и понять те изменения, которые произошли в законодательстве и как они влияют на ситуацию в стране. Между тем, сказал С.М. Зубарев, нельзя не отметить, что Правительство и иные органы исполнительной власти осуществляют управление в различных сферах общественной жизни. При этом нет закона об исполнительной власти, как нет закона о публичной власти. Р) К сожалению ни Конституция, ни Федеральный конституционный за-^ кон от 6 ноября № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 0; не определяют порядок взаимодействия Правительства и иных органов § публичной власти. На законодательном уровне остается открытым § вопрос о разграничении компетенции в сфере управления делами го-5 сударства и общества между уровнями публичной власти. В этой связи необходимо разработать закон об органах публичной власти, в котором ^ определить не только их компетенцию на всех уровнях, но и ответствен-§ ность за реализацию управленческих полномочий и их результаты.

По мнению С.М. Зубарева, конституционные новеллы требуют тща-с- тельного научного осмысления и поэтому необходим консервативный ^ подход к изменению преподавания курса административного права. ц- Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридиче-§ ских наук, профессор кафедры административного права и процесса О ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет ¡^ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», Борис Вульфович Россинский от-С метил, что при изменении законодательства для исследователя нужно исходить из ситуации, из того как меняются общественные отношения.

254 В данном случае необходимо проводить анализ того, как меняется система исполнительной власти, как меняются ее задачи. Не только (V исполнительная власть осуществляет государственное управление ® в стране. Невозможно, убежден Б.В. Россинский, оптимально управ-^ лять какой-либо системой, если лишь один орган в стране будет осуществлять государственное управление. И не дай Бог, мы упустим управление страной! Государственное управление осуществляет система органов государственной власти. Во главе исполнительной власти однозначно должен быть Президент.

Кроме этого, Б.В. Россинский обозначил свою позицию о том, что ученые должны четко разграничивать предмет науки и предмет учебной дисциплины «административное право». Потому, что наука

в отличии дисциплины изучает объективные закономерности деятель- д

ности исполнительной власти. |

Хазанов Сергей Дмитриевич, заведующий кафедрой админи- |

стративного права ФГБОУ ВО «Уральский государственный юриди- |

ческий университет», кандидат юридических наук, доцент, в докладе: 3

«Проблемы правового регулирования организации деятельности ис- §

полнительной власти», обратил внимание участников на следующие 3

закономерности: *

1) чем ниже уровень исполнительной власти, тем выше уровень О

административного права; |

2) чем выше уровень исполнительной власти, тем меньше адми- ,а стративного права;

3) законодатель решил и конституционно закрепил в нормах прин-

нистративного права; I

£ |

О

цип дуализма исполнительной власти (Президент - Правительство).

-I—г Вэ

Также он отметил, что к вопросам полномочий Правительства, |

а Конституция закрепляет, по его мнению, не полномочия, а функ- 3

ции - следует подойти с научной точки зрения. Тем более, что это не *

исчерпывающий перечень. Правительство имеет множество иных о

функций. К исследованию предлагается подключиться не только |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалистам в области административного права, но и конститу- |

ционного и иных отраслей права. Особое внимание исследователям £

следует сосредоточить на характере этой деятельности. С.Д. Хазанов |

обозначил проблему административной деятельности. О

Соболева Юлия Викторовна, и.о. заведующего кафедрой ад- 1

министративного и муниципального права ФГБОУ ВО «Саратовская |

государственная юридическая академия», доктор юридических наук, 3

доцент, в своем докладе на тему: «Отраслевое регулирование и управ- §

ление как фактор эффективности исполнительной власти», выска- | зала мнение о том, что после внесения соответствующих изменений

в Конституцию РФ целесообразно продолжить процесс совершенство- 255

вания правового регулирования статуса федеральных органов испол- § Ь

нительной власти путем принятия закона о них, где обратить особое 3 Ь

внимание на отраслевую основу их деятельности. Представляется, 5 |

что тенденция «разукрупнения» отраслей государственного регули- § |

рования, которая прослеживается на современном этапе, является 1? позитивной. Необходимо закрепить понятие «федерального мини- §

стерства», включающего в качестве признака, осуществление функций 5

по выработке государственной политики и нормативно-правовому §

регулированию в отрасли (смежных отраслях) (а не только в сфере деятельности), а также исчерпывающий перечень таких отраслей (смежных отраслей) и их понятие. Это придаст федеральным органам исполнительной власти устойчивость и, в конечном счете, должно привести к повышению эффективности их деятельности.

Гришковец Алексей Алексеевич, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор выступил с докладом: «Совершенствование государственной гражданской службы как важный фактор повышения эффективности исполнительной власти». Он отметил, что после распада СССР прошло уже без малого тридцать лет. Срок вполне достаточный для проведения всего комплекса социально-экономических реформ и преобразований, необходимых :0 для граждан страны и общества в целом. Однако вплоть до настоящего g времени продолжает оставаться актуальной проблема эффективности ^ государственного управления, которое в решающей степени зависит 0; от четкой и слаженной работы государственного аппарата. Прежде § всего, той его части, которая составляет аппарат федеральных ор-§ ганов исполнительной власти. Очередная попытка решить данную 5 проблему применительно к федеральным органам исполнительной власти была предпринята российским Правительством в 2020 году. ^ А.А. Гришковец аргументировал свое выступление статистическими § данными о численности государственных служащих, в т.ч. занятых i5 в экономике, в центральных, территориальных органах федераль-с- ных органов исполнительной власти. Оптимизацию предполагается § проводить по каждой функции, которую реализуют федеральные ц- органы исполнительной власти, по трудозатратам и иным показате-JJ лям, с учетом совершенствования системы материальной мотивации О гражданских служащих.

g Еще одной проблемой, которую предполагается решить в резуль-С тате оптимизации, это сокращение избыточного количества руководящих должностей, а также должностей гражданской службы кате-256 гории помощники (советники). Необходим жесткий контроль, в том числе ежеквартальный мониторинг с размещением его результатов на CV официальном сайте российского Правительства в информационному телекоммуникационной системе общего пользования «Интернет». ^ Заниматься этим, как представляется, должен аппарат Правительства Российской Федерации. Общие данные о численности федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет российское Правительство, и ее динамике должны быть открытыми, и ежеквартально обновляться и официально публиковаться. Проблема

оптимизации численности гражданских служащих может успешно решиться только в том случае, если создание и упразднение федеральных органов исполнительной власти будет происходить открыто

и гласно, после консультаций с палатами Федерального Собрания. д

Бобров Артем Михайлович, начальник кафедры государственно- |

правовых дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», |

кандидат юридических наук, доцент представил доклад: «Место |

ФСИН России в системе федеральных органов исполнительной вла- 3

сти в условиях оптимизации системы государственного управления» §

Артем Михайлович выступил с резкой критикой недавнего «бухгалтер- 3

ского» предложения Минфина России вновь объединить МВД России *

и ФСИН России в единый федеральный орган исполнительной власти О

в целях оптимизации расходов федерального бюджета. Аргументируя |

свою позицию, он напомнил участникам научной дискуссии, что это ,а

будет противоречить международным обязательствам России. I

В целях оптимизации государственного управления в целом | и контрольно-надзорной деятельности в частности, докладчик обосновал необходимость вывести ФСИН России из подведомственности §

О

Минюста России и напрямую подчинить данную федеральную службу 3

Президенту Российской Федерации. * Васянина Елена Леонидовна, ведущий научный сотрудник О сектора административного права и административного процесса |

ИГП РАН, доктор юридических наук, доцент, в докладе на тему: |

«Проблемы государственного управления бюджетными ресурсами £

и доходами в современных экономических условиях», развивала идею §

о том, что в условиях развития цифровой экономики механизм нало- О

гообложения перестал быть эффективным инструментом фискального 1

регулирования и, как следствие, налоговые органы утратили контроль |

над доходами цифровых компаний. Эффективная модель управления 3

бюджетными ресурсами и доходами должна основываться на следую- §

щих критериях: 1) создание механизма стыковки частных интересов | и общих целей; 2) использование страхового механизма в качестве

ключевого инструмента управления бюджетными ресурсами; 3) за- 257 крепление в законодательстве режима публичной собственности на

доходы, поступающие в публичные денежные фонды, включая доходы 3 Ь

государственных корпораций; 4) разграничения режимов управления 5 |

государственными доходами в зависимости от способов их поступле- § |

ния в бюджетную систему. ?

Редкоус Владимир Михайлович, ведущий научный сотрудник 55 § сектора административного права и административного процесса о

ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор, в докладе на тему: §

«Актуальные вопросы развития административной ответственности в государствах-участниках СНГ» обратил внимание на необходимость расширения методологических рамок научных исследований в области административной ответственности и административно-процессуальной деятельности за счет проведения углубленного анализа юридических доктрин в зарубежных государствах. В выступлении было отмечено, что национальные законодательства государств СНГ и практика их применения продолжают оставаться важнейшими источниками идей, которые могут способствовать совершенствованию российского административного законодательства.

Сморчкова Лариса Николаевна, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН, доктор юридических наук, доцент, в своем докладе: «Отставка :0 Правительства Российской Федерации: конституционные новации» говорила о новеллах статьи 117 Конституции Российской Федерации ^ в отношении перечисленных в ней случаев отставки Правительства. 0; Она отметила, что конституционные новеллы позволяют судить § об усилении роли Президента Российской Федерации в отношении § исполнительной власти и смещении рычагов в системе сдержек 5 и противовесов, поскольку порядок формирования, отставки и выражения недоверия Правительству является критерием, на основании ^ которого осуществляется классификация видов республиканской § формы правления.

Глазунова Инесса Владимировна, старший научный сотрудник с- сектора административного права и административного процесса ^ ИГП РАН, кандидат юридических наук, доцент, выступая с докладом: о- «Делегирование полномочий: тенденция или метод государственного ^^ управления » отметила, что конституционные поправки опосредовали О содержание нового этапа административной реформы. Докладчиком ^ предложено обратиться к опыту отечественной административной С реформы постсоветского периода в части изъятия функций и полномочий у ФОИВ и передача их иным структурам (как государственным, 258 так и частным).

Бачурин Дмитрий Геннадьевич, ведущий научный сотрудник (V сектора административного права и административного процесса ® ИГП РАН, кандидат юридических наук, доцент в докладе: «Опыт ^ законодательства о гражданской ответственности чиновников пореформенной России в контексте развития правового статуса должностных лиц в Российской Федерации», основное внимание уделил особенностям правового положения государственных служащих гражданского ведомства в XIX - начале XX века в контексте

гражданско-правовой ответственности государственных служащих за вред, наступающий вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими должностных обязанностей (должностного проступка). Докладчиком отмечено, что познание исторического опыта важно д в целях совершенствования сложной многокомпанентной системы | элементов статуса государственных служащих в современной России. | Неподдельный интерес вызвал доклад Агамагомедовой Саният | Абдулганиевны, доцента кафедры государственно-правовых 3 дисциплин ФГБОУ ВО «Пензенский государственный универси- § тет», кандидат юридических наук, доцент, которая свой доклад: 3 «Конституционные ценности и обеспечение их защиты посредством § государственного контроля и надзора» иллюстрировала слайдами. О На смену состоявшимся ученым приходят молодые исследова- | тели - аспиранты и соискатели сектора административного права ,а и административного процесса ИГП РАН. С докладами выступили: I Дубень Андрей Кириллович, магистрант ФГБОУВО «Российский З государственный университет правосудия»: «Проблемы заочно- * го производства по административным делам»; Рубцов Олег § Игоревич, аспирант 2 курса Института государства и права РАН: 3 «Административно-правовоерегулирование проведения непубличных § массовых мероприятий»; Буланович Татьяна Сергеевна, аспирант О 1 курса Института государства и права РАН: «Административное | правоотношение как элемент науки административного права»; | Самсонов Алексей Игоревич, соискатель ИГП РАН с докладом: £ «Административно-правовое регулирование инвестиционной дея- § тельности на муниципальном уровне»; Минибаев Фарит Асхатович О соискатель ИГП РАН: «Административная ответственность | за правонарушения в сфере оборота табачной продукции»; Алексеев | Артем Геннадьевич, соискатель ИГП РАН «Проблемы предупрежде- 3 ния налоговой деликтности». Научные руководители молодых ученых § отмечают, что их выводы аргументированы, а вносимые предложения | обоснованы и доказаны.

Освещая новеллы Конституции, врио перового заместителя ди- 259

ректора Института государства и права РАН, доктор юридических ^ Ь

наук, профессор Елена Валерьевна Виноградова остановилась Ь Ь

на такой из новелл как «публичная власть». Многоплановость при- 5 |

роды публичной власти делает ее весьма интересной для научного § |

анализа. Законодательство России до внесения в 2020 году поправок ? в Конституцию Российской Федерации не содержало данного по- §

нятия. Термин «публичная власть», по замечаниям А.Н. Савенкова о

и В.Е. Чиркина, часто употребляется в качестве родового, обобща- §

ющего понятия, объединяющего государственную власть в нашей стране, власть ее субъектов и местное самоуправление [7]. По мнению С.А. Авакьяна «политическую власть называют также публичной властью, исходя из того, что она осуществляется в обществе и адресована широким массам членов общества (т.е. публично)» [8].

В ходе обсуждения поправок к Конституции был поддержан аргумент, что отсутствие связи между разными уровнями публичной власти, ведет к размыванию ответственности между федеральной, региональной и муниципальной властью, так как в соответствии с конституционными положениями органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность независимо. Традиционным для российской системы управления считалось, что существуют два отдельных уровня власти - государ-ЗС ственная власть (объединяющая федеральную власть и власть субъ-§ ектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. ^ Основанный на анализе положений статьи 12 Конституции «разрыв» ^ между государственным и муниципальным уровнем власти во многих § сферах жизни российского общества давал повод к противопоставив лению их функций. Вместе с тем, Конституционный Суд, определяя правовую природу местного самоуправления, указал [9], что оно 5- признается как развивающаяся на принципах самоорганизации на-^ селения по месту жительства форма осуществления народом своей 5; власти в рамках единого конституционного механизма управления публичными делами в федеративном государстве. Местное самоуправ-С5 ление определяемое как один из уровней публичной власти, призвано ^ в единой системе народовластия совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов § Российской Федерации обеспечивать признание, соблюдение и за® щиту прав и свобод человека и гражданина, создавать условия для С; достойной жизни и свободного развития человека [10].

Закрепление в Конституции принципа единства системы публич-260 ной власти, по мнению Е.В. Виноградовой, направлено на создание эффективного взаимодействие между государственными органами су и органами местного самоуправления. Этот подход обусловливает одно из важных изменений российской политической жизни-инкор-порирование в конституционный текст института публичной власти. В целях создания условий для повышения качества и уровня жизни граждан поправками в Конституцию Российской Федерации был внесен ряд изменений в порядок организации и функционирования публичной власти.

О

«V

Принятыми поправками устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, под общим руководством Президента. Кандидатуры федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, | внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрез- | вычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, | общественной безопасности, согласовываются с верхней палатой, | других министров - с нижней палатой парламента. Уточняется ме- 3 ханизм постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии § Правительству Российской Федерации. Председатель Правительства 3 Российской Федерации несет персональную ответственность перед § Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных о на Правительство Российской Федерации полномочий. |

Изменены полномочия Правительства по обеспечению проведения ,а

в Российской Федерации единой социально ориентированной государ- Ш

ственной политики в области культуры, науки, образования, здравоох- * ранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты

семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, в области §

охраны окружающей среды (п. «в» части 1 статьи 114), по государ- 3

ственной поддержке научно-технологического развития Российской §

Федерации, сохранению и развитию ее научного потенциала (п. «в1» °

части 1 статьи 114), по функционированию системы социальной за- 1

щиты инвалидов (п. «в2» части 1 статьи 114), осуществлению мер по |

поддержке институтов гражданского общества (п. «е1» части 1 статьи ^

114), добровольческой (волонтерской) деятельности (п. «е2» части 1 §

статьи 114), содействию развитию предпринимательства и частной О

инициативы (п. «е3» части 1 статьи 114). Ш

Поправками вносится ряд изменений в порядок назначения и ос- ||

вобождения от должности Председателя Правительства, его замести- 3

телей, руководителей федеральных органов исполнительной власти S

и федеральных государственных органов. |

Список литературы: g Ь

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо- 3 Ь ванием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31, ст. 4398. * ш

2. Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». URL: https:// ^ * www.kp.ru/online/news/4022987/ (дата обращения: 27.11.2020). SS

3. Официальный сайт «Российская газета». URL: https://rg.ru/2020/03/16/ popravka-v-konstituciyu-dok.html (дата обращения: 23.11.2020). "§ 3

4. Режим доступа: СПС Консультант-Плюс со ссылкой на сайт https:// g sozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 06.11.2020.

5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 14.03.2020.

6. Кобзарь-Фролова, М.Н. Обеспечение исполнения законодательства -новое содержание компетенции Правительства Российской Федерации или подмена понятий? // Вестник Пермского института ФСИН России Пермь, № 4 (39), 2020. С. 143-150. nauka-perm@yandex.ru

7. Савенков, А.Н., Чиркин, В.Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2018. № 12. С. 18-29.

8. Авакьян, С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М. 2015 // режим доступа: http://www.consultant. ru/edu/student/download_books/book/avakyan_sa_konstitucionnyj_leksikon/

ЗС 9. Постановление КС РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П. 5: 10. Постановление КС РФ от 18 мая 2011 г. № 9-П.

11. Виноградова, Е.В, Виноградова, П.А. Укрепление конституционных ^ гарантий поправками 2020 года в Конституцию Российской Федерации: § монография. М.: Эдитус, 2020. 200 с. О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ С.Н. Зайкова,

^ кандидат юридических наук, доцент, ^ доцент кафедры административного ^ и муниципального права

с Саратовской государственной

юридической академии

§

¡5 XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

С КОНФЕРЕНЦИЯ «КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

И ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА», 262 ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ Ю.М. КОЗЛОВА,

^ 19 ФЕВРАЛЯ 2021 ГОДА: КРАТКИЙ ОБЗОР

«V

О Аннотация: доктор юридических наук, профессор Юрий Маркович Козлов, рабо-

тая профессором кафедры административного права Московской государственной юридической академии, внес значительный вклад в развитие науки административного права. Его работы (монографии, учебники и учебные пособия) посвящены проблемам теории административного права, вопросам совершенствования государственного управления. В 2021 г. Юрию Марковичу исполнилось бы 96 лет. В память и с уважением к заслугам ученого ежегодно МГЮА проводит научные конференции.

S.N. Zajkova,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Administrative and Municipal Law Department of the Saratov State Law Academy snzaikova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.