2. Анахасяи РЛ. Виды инкорпорации нормативно-правовых актов // Новая правовая мысль. 2008. № 6.
3. Буланов О.Н. Законодательная техника и законодательный процесс в Российской Федерации: (правила конструирования закона). М., 2002.
4. Карташов В.Н. Законодательная технология: понятие, основные элементы, методика преподавания // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. ст.: в 2 т. / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1.
5. Власенко Н.А. Законодательная технология: Теория. Опыт. Правила. Иркутск, 2001.
6. Мещеряков Д.Д. К вопросу о понятии юридической техники // Проблемы теории современного российского права: сб. науч. тр. РАЕН / под ред. Н.В. Щербаковой. М.; Ярославль, 2005. (Сер.: Право. Вып. 2).
7. Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. Волгоград, 2009.
8. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: (научно-аналитический обзор). М., 1999.
S.A. Zatonsky
Execution of a Court Decision beyond the Border of the Russian Federation and the Restrictions on Debtors' Traveling Abroad
The execution of court decisions taken beyond the border of the Russian Federation and temporary restrictions on debtors' traveling abroad in the executive proceedings is studied. It is proposed to solve the problems arising in the execution of court decisions on the territory of foreign states and in restrictions on debtors' traveling abroad at the legislative level.
Key words and word-combinatbns: the debtor, the court decision, the restriction on travel, the judicial police officer-executor.
Исследуются исполнение решения суда за пределами Российской Федерации и временные ограничения на выезд должника за границу в исполнительном производстве. Предложено на законодательном уровне решить проблемы, возникающие при исполнении решения суда на территории зарубежных государств и ограничении выезда должника за границу
Ключевые слова и словосочетания: должник, решение суда, ограничение на выезд, судебный пристав-исполнитель.
УДК 347.91/.95 ББК 67.410.1
С.А. Затонский
ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЫЕЗД ДОЛЖНИКА ЗА ГРАНИЦУ
В,
’ настоящее время в Российской Федерации процесс принудительного исполнения судебных актов, а также полномочия судебных приставов-исполнителей, как и в целом Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и их структурных подразделений, регулируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 1 февраля 2008 г. Основанием для возбуждения исполнительного производства является предъявление в одно из подразделений службы судебных приставов исполнительного документа, то есть документа, на основании которого судебный пристав-испол-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС
7 3
нитель осуществляет принудительное исполнение возлагаемых на граждан и организаций обязанностей по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
По общему правилу принудительное исполнение обязательств в отношении юридических лиц осуществляется по их юридическому адресу, адресу их представительств или филиалов либо по местонахождению их имущества; в отношении физических лиц - по их месту жительства, месту пребывания или местонахождению имущества.
В качестве общего принципа исполнительного производства с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, законодатель устанавливает принцип национального правового режима. Это означает, что при исполнении судебных актов, актов иных органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на данных лиц распространяются положения Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В процессе исполнения возникают ситуации, когда должник, не исполнивший свои обязательства, изменяет свое место жительства. Рассмотрим порядок исполнения решения суда при выезде должника за пределы Российской Федерации. В соответствии с нормами международного права каждое государство обладает суверенитетом. Именно принцип суверенности отличает государство от иных публичных образований и предполагает недопустимость вмешательства одного государства в деятельность другого государства. В соблюдение принципа суверенитета по общему правилу, российские юрисдикционные акты не могут непосредственно исполняться на территории иностранных государств. Они должны сначала пройти процедуру признания и получения разрешения на приведение их в исполнение (процедуру экзекватуры).
В Италии для исполнения судебного решения требуется формальная проверка его правильности и соответствия акта публичному порядку страны суда, а также выполнение некоторых иных формальных условий. В Бельгии для осуществления принудительного исполнения необходимо проведение экзекватуры. В этих странах суд после рассмотрения соответствующего ходатайства выносит специальное постановление о разрешении исполнения. Французское законодательство допускает проверку решения иностранного суда по существу в суде Франции в том случае, если оно вынесено против французского гражданина.
Сегодня существуют международные соглашения, предусматривающие возможность принудительного исполнения юрисдикционного акта на территории иного государства. Например, исполнительные документы, выданные арбитражными судами Российской Федерации, не нуждаются в прохождении процедуры признания и подлежат непосредственному исполнению на территории Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь [1], причем взыскатель может направить исполнительный лист как в кредитную организацию должника, так и судебным исполнителям Республики Беларусь.
7 4
2012 • ВЕСТНИК ПАГС
По Соглашению о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности [2], на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) не требуют признания и могут исполняться непосредственно решения хозяйственных судов. Для исполнения решения в рамках данного Соглашения важно правильно подготовить ходатайство об исполнении.
Для рассмотрения ходатайства об экзекватуре необходимо наличие международного договора, ратифицированного государством происхождения судебного решения и государством его будущего исполнения, имеющего нормы, регулирующие возможность и порядок признания и исполнения решений иностранных судов.
В настоящее время Российская Федерация является участником большого количества международных договоров. Среди них имеются соглашения, положения которых затрагивают вопросы принудительного исполнения судебных актов: это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [3], Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений [4], Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [5].
Российская Федерация выступает преемником СССР по ряду двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (международные договоры с Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Греческой Республикой, Королевством Испания и др.). Среди заключенных Российской Федерацией международных договоров по указанным вопросам следует также отметить договоры с Аргентинской Республикой; Республиками Беларусь, Молдова, Польша; Латвийской, Литовской Республиками и другие.
Учитывая особенности исторического развития России, наиболее востребованной сегодня в сфере трансграничного исполнения судебных решений является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в 1993 г. между государствами -участниками СНГ. Для исполнения решения суда на территории государства -участника СНГ необходимо подать ходатайство в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению, приобщив документы, предусмотренные ст. 53 Конвенции. Ходатайство на территорию иностранного государства следует подавать через суд, вынесший решение в первой инстанции. В тех случаях, когда обязанное лицо (должник) выезжает в государство, заключившее с Россией двусторонний договор о правовой помощи по гражданским и семейным делам, никаких дополнительных мер при выезде должника за рубеж не требуется. Истец вправе взыскать долг в судебном порядке на территории Российской Федерации и получить исполнение по вынесенному судебному решению в порядке, предусмотренном договором о правовой помощи или международной конвенцией.
Если взыскание на территории России уже производилось (службой судебных приставов, кредитной или иной организацией), можно продолжить взыс-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 7 5
кание на территории иностранного государства, подав соответствующее ходатайство. Судебный пристав-исполнитель в случае установления выезда должника на постоянное место жительства в иностранное государство обязан окончить исполнительное производство, возвратить исполнительный документ взыскателю с актом о невозможности взыскания, разъяснив при этом право взыскателя ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства
06 исполнении решения российского суда и порядок экзекватуры. Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязан выдать взыскателю заверенный подписью и гербовой печатью документ (справку либо постановление) об имеющейся задолженности на момент окончания исполнительного производства.
На практике чаще всего ходатайства о признании решений на территории иностранного государства касаются взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В статье 118 Семейного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения соглашения об уплате алиментов с лицом, выезжающим на постоянное жительство в иностранное государство, в котором стороны вправе предусмотреть любой способ предоставления содержания лицам, имеющим право на получение алиментов. В частности, алименты могут периодически переводиться лицом, находящимся в иностранном государстве, их получателю; единовременно выплачиваться в твердой денежной сумме в момент выезда. Возможно также предоставление в счет алиментов определенного имущества -например, квартиры, дома, земельного участка, ценных бумаг и т.д.
Соглашение об уплате алиментов может быть заключено между сторонами независимо от того, имеется ли у Российской Федерации с государством, в которое выезжает плательщик алиментов, международный договор о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Если соглашение не достигнуто, суд вправе по иску заинтересованного лица определить размер алиментов в твердой денежной сумме, подлежащей единовременной выплате. Определяя сумму алиментов, а также стоимость имущества, которое может быть передано в счет уплаты алиментов, суд учитывает материальное и семейное положение сторон и другие заслуживающие внимания обстоятельства. При этом сумма алиментов должна быть достаточной, если это позволяет материальное положение плательщика, для обеспечения получателя алиментов средствами к существованию в размере прожиточного минимума. Следует учитывать размер ежемесячного дохода, который может быть получен при помещении единовременно выплаченной суммы в банк или иное кредитное учреждение, а также возможность получения дохода от предоставленного в счет алиментов имущества, от сдачи внаем квартиры или дома. Введение в Семейный кодекс РФ нормы о порядке уплаты алиментов в случае выезда плательщика в другое государство на постоянное жительство обусловлено необходимостью гарантированного материального обеспечения лиц, нуждающихся в получении алиментов.
При неисполнении должником в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель, вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Поста-
7 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
новление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
По нашему мнению, необходимо законодательно закрепить в ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» минимальную сумму в 1000 рублей, которую должник не должен превышать при выезде за пределы Российской Федерации. Это необходимо гражданам, чтобы запланированная поездка не сорвалась из-за ограничения права выезда.
Следует отметить, что участниками Конвенции ООН «О взыскании за границей алиментов» [6] являются около 70 государств, однако Россия в ней не участвует. В связи с этим, а также в отсутствие двусторонних договоров России с такими государствами, как ФРГ, Израиль, Франция, Великобритания, Индия, принудительное исполнение решений российских судов на территории указанных государств является невозможным. С нашей точки зрения, Российская Федерация должна участвовать в указанной Конвенции, так как это упростит взыскание алиментов с должников, находящихся в данных странах.
Основным условием для снятия временного ограничения является выполнение гражданином в полном объеме всех своих материальных обязательств. Должник должен предъявить судебному приставу-исполнителю документ, подтверждающий исполнение решения суда. Далее пристав выносит постановление об отмене временного ограничения и направляет его в ФССП, где и оформляется поручение об отмене временного ограничения на выезд, после чего данный документ направляется в Управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России, УФМС конкретного субъекта РФ.
Получить информацию, является ли гражданин должником и не ограничен ли ему выезд, можно в территориальном отделе судебных приставов по месту жительства путем личного обращения с документом, удостоверяющим личность. Федеральным законом № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве” и статью 8 Федерального закона “О судебных приставах”» [7] введены положения, касающиеся наделения ФССП обязанностью создания и ведения банка данных, который содержит сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте ФССП и Управления ФССП по соответствующему субъекту РФ. В некоторых субъектах РФ действуют центры информации и консультаций. Гражданам, планирующим отпуск за рубежом, чтобы намеченная поездка не сорвалась из-за ограничения права выезда, для оплаты суммы долга достаточно с паспортом обратиться в центр, проверить списки должников и при необходимости оплатить долг через терминал, установленный там же.
Еще один способ определить наличие либо отсутствие задолженности по налогам и сборам предоставляет ФНС России. На официальном сайте ФНС существует сервис «Личный кабинет налогоплательщика», на котором предос-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 7 7
тавлена возможность поиска информации о наличии задолженности по земельному налогу, транспортному налогу, а также по налогу на имущество.
Таким образом, в настоящее время уровень развития информационных технологий позволяет гражданину, не выходя из дома, получить интересующую его информацию о задолженности в сети Интернет. Таким образом, реализация желания провести отпуск за пределами Российской Федерации зависит только от предусмотрительности самих граждан.
В контексте необходимости принудительного исполнения решений российских судов на территории ФРГ, Израиля, Франции, Великобритании, Индии Российская Федерация, на наш взгляд, не только должна участвовать в Конвенции ООН «О взыскании за границей алиментов», но и на законодательном уровне проработать и заключить двусторонние договора об оказании правовой помощи по семейным, гражданским, уголовным делам с указанными государствами. Кроме того, следует законодательно закрепить в ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» минимальную сумму в 1000 рублей, которую должник не должен превышать при выезде за пределы Российской Федерации, что закреплено Конституцией РФ в ч. 2 ст. 27 как право на свободу выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
Библиографический список
1. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 янв. 2001 г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2003. № 3.
2. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. Киев // Сб. междунар. договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 53-57.
3. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федер. закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
4. Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. Нью-Йорк // Вестн. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. № 8.
5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 янв. 1993 г. Минск // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
6. Конвенция ООН «О взыскании за границей алиментов» от 20 июня 1956 г. Нью-Йорк [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах»: Федер. закон от 11 июля 2011 г. № 196-ФЗ // Рос. газ. 2011. 15 июля.
7 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС