УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1 -84-86
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Некоторые теоретические и практические аспекты
Кирилл Сергеевич НАЗАРОВ,
Генеральный директор ООО «Независимая экспертная оценка Вега»
info@neo-wega.ru
Аннотация. В статье представлены некоторые аспекты осуществления, охраны и защиты прав исполнителя произведений науки в цифровой среде.
Проанализировав гражданское законодательство, доктрину, судебную практику, автор заключил, что исполнение произведений науки как объектов смежных прав и их правовой режим не получили специального правового регулирования и научного осмысления, а в судебной практике представлены лишь в общем аспекте исполнений в целом. В статье представлена позиция автора о специфике исполнения произведений науки, общем и различном между ними и другими исполнениями в условиях цифровизации. Сделаны предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: исполнение, произведения науки, автор, правовой режим, правовой статус, оратор.
Annotation. The article presents some aspects of the protection and protection of the rights of the performer of works of science in the digital environment.
After analyzing the civil legislation, doctrine, and judicial practice, the author concluded that performances of works of science as objects of related rights and their legal regime have not received special legal regulation and scientific understanding, and in judicial practice are presented only in the General aspect of performances as a whole. The article presents the author's position on the specifics of performances of works of science, common and different between them and other performances in the conditions of digitalization. Proposals were made to improve the legislation.
Keywords: performance, works of science, author, legal regime, legal status, speaker.
Проблемы, связанные с исполнением произведений науки в условиях цифрови-зации социально-экономической сферы в РФ, относятся к числу актуальных, а их решение представляет теоретический и практический интерес.
В научной литературе некоторые аспекты проблем исполнения в целом представлены в трудах Е.А. Флейшиц1, В.Я. Ионас2, И.А. Зе-нина3, В.А. Дозорцева4, Е.В. Якубовой5 и некоторых других авторов.
Ученые исследовали понятие «исполнение», правовую охрану исполнения, права исполнителя произведений искусства, права режиссера-постановщика и некоторые другие проблемы.
М.П. Хоменко посвятила кандидатскую диссертацию охране авторских прав при публичном исполнении произведений, в которой распространяет исполнение и на произведения на-
уки, однако не рассматривает в работе такой вид исполнения6.
Вместе с тем полно и всесторонне проблема осуществления, охраны и защиты прав исполнителя произведений науки в условиях цифро-визации в научных трудах не представлена.
Мы исследуем некоторые аспекты исполнения произведений науки в современных условиях.
Исполнителем произведений науки чаще всего выступает автор произведения науки, творческим трудом которого создано такое произведение. Кроме того, не исключается исполнение произведений науки и иными лицами. В обоих случаях действуют специальные правила, имеющие общее и различное как относительно правового статуса автора произведения науки и исполнителя произведения науки, так и правового режима объектов авторских и смежных прав.
№ 1/2021
Это одно из важнейших обстоятельств, требующих научного осмысления.
Существо проблемы определяется и недостатками действующего законодательства, характеризующегося пробелами, неопределенностью отдельных его положений, правовой связью прав исполнителя и автора, правового режима произведений науки и исполнения произведений науки; отставанием правового сопровождения осуществления, охраны и защиты прав исполнителя собственного произведения науки в условиях цифровизации и внедрения иных передовых технологий и их объектов в гражданский оборот.
Переход к цифровым технологиям создания и использования произведений науки и их исполнений влечет необходимость внесения существенных поправок в действующие гражданско-правовые в целом и интеллектуально-правовые механизмы, в частности.
Отметим, что согласно положениям гл. 71 ГК РФ исполнителем является гражданин, творческим трудом которого создано исполнение: артист; исполнитель; дирижер; режиссер-постановщик спектакля (ст. 1313 ГК РФ). Анализируемое положение не регламентирует исполнение произведений науки, ограничивается исполнением произведений литературы и искусства.
Правила, изложенные в ст. 1304 ГК РФ, к числу объектов смежных прав относят произведения науки, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикатора.
Таким образом, можно констатировать не только пробел в законодательном регулировании, но и усеченность регламентации исполнения произведений науки.
Между тем исполнение возможно и произведений науки как собственных самим автором такого произведения, так и чужих, с соблюдением условий использования, предусмотренных ГК РФ и иными нормативными правовыми актами в исполнительской сфере.
Речь идет об исполнении таких произведений науки, как научные доклады и сообщения на научных форумах, аудиторных занятиях, а также иных произведений науки в научных публично исполняемых обзорах, в публичных презентациях, в том числе при распространении в сети Интернет, а также в форме передач эфирного и кабельного вещания и других возможных формах.
Обнародуя свой научный доклад, новые положения, изложенные в монографии или статье путем исполнения, автор такого произве-
дения науки одновременно представляет собственное исполнение, которое также создается творческим путем и имеет объективную форму выражения, способную воспроизводить и распространять исполнение в том числе в цифровой среде.
Исполнение произведения науки возможно путем устного рассказа, цитирования, декламации, иллюстраций, презентаций, интерпретации, выраженных совокупностью действий и жестов. При этом возможно одновременное выражение эмоций, чувств, мимики и т.д.
Лектор, иной оратор, излагая перед слушателями, в том числе студентами, лицами, повышающими квалификацию в рамках осуществления рабочих или дополнительных образовательных программ, собственное произведение науки, также действует в качестве исполнителя.
Особенности исполнения собственных произведений науки наглядно просматриваются при демонстрации исполнений в сети Интернет, других мультимедийных сетях.
Во всех случаях докладчик, лектор, оратор, иной исполнитель произведения науки демонстрирует творческий подход к исполнению, в том числе при помощи электронной и цифровой техники.
Возможно исполнение и чужого произведения науки с неукоснительным соблюдением прав автора данного произведения. Нередко лектор, иной оратор в ходе выступления демонстрирует в форме цитат произведения науки, созданные другими лицами.
Исполнение произведения науки — процесс творческий, который характеризуется индивидуальным подходом оратора (лектора, докладчика, презентатора) к интерпретации, декламации исполнения. Исполнению в данном случае характерна новизна положений произведения науки, оригинальность собственно исполнения.
Исполнение имеет объективную форму, способную воспроизводить, использовать и распространять его.
Исполнение собственного произведения науки характеризуется признаками, позволяющими определить его как объект смежных прав, когда автор произведения науки одновременно выступает в качестве автора исполнения. Исполнение в таких ситуациях возможно в виде обнародования путем исполнения произведений науки впервые (ст. 1268 ГК РФ).
Исполнение произведения науки может быть неоднократным, однако в каждом случае оно может иметь специфику, определяемую замыс-
№ 1/2021
лом исполнителя, потребностями потребителей, государственными и общественными интересами, интересами группы слушателей, объединившихся в рамках, например, повышения квалификации по дополнительным образовательным программам.
Публичное исполнение есть живое исполнение, либо одновременно и при помощи цифровых, электронных технологий (презентация, сообщение в эфир, онлайн-занятия и т.д.).
Исполнение собственного произведения влечет возникновение прав исполнителя, которые действуют одновременно с правами автора, которые должны быть соблюдены, как и при исполнении чужого произведения науки.
Общее между автором и исполнителем касается:
1) обладания личными неимущественными правами в виде авторства, права на имя, права на неприкосновенность объекта авторских и объекта смежных прав;
2) обладания исключительным правом в способах, установленных главами 70, 71 ГК РФ;
3) соблюдения исполнителем прав автора произведения науки;
4) действия правового режима использования произведения науки и правового режима исполнения;
5) гармоничного сочетания частного и публичного интересов в содержании произведения науки и содержании исполнения произведения науки.
Различное может состоять в особенностях правового статуса автора произведения, автора исполнения и правового режима использования произведения науки и правового режима исполнения.
Различное определяется и некоторой зависимостью исполнения от прав автора произведения, а также целями созданного произведения науки и исполнения.
Специфика исполнения произведений науки не определена в судейских усмотрениях. Имеются лишь общие разъяснения относительно исполнения в целом (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»7).
Изложенное позволяет заключить следующее.
Статьи 1304, 1313 ГК РФ необходимо дополнить положениями об исполнении произведений науки собственно автором таких произ-
ведений и иными лицами с соблюдением прав автора произведения науки, прав иных исполнителей.
Исполнение произведений науки приобретает правовую охрану, если оно создано творческим трудом исполнителя, имеет объективную форму выражения, оригинально, уникально, обладает ценностью для человеческого развития.
1 Антимонов Б.С., Флейшиц ЕА. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957.
2 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юрид. лит., 1963.
3 Зенин И.А Право интеллектуальной собственности: В 2-х ч. Ч. 1: Учебник для академического. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.
4 Дозорцев В.А Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации // Сб. ст. Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2005.
5 Якубова Е.В. Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
6 Хоменко М.П. Охрана авторских прав при публичном исполнении произведений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
7 Рос. газ. 2019. № 96. 6 мая.
Библиографический список
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Рос. газ. 2019. № 96. 6 мая.
2. Антимонов Б.С., Флейшиц ЕА Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. 278 с.
3. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации // Сб. ст. Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2005. 416 с.
4. Зенин ИА Право интеллектуальной собственности: В 2-х ч. Ч. 1: Учебник для академического. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 318 с.
5. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юрид. лит., 1963. 138 с.
6. Хоменко М.П. Охрана авторских прав при публичном исполнении произведений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.
7. Якубова Е.В. Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 27 с.
№ 1/2021