Дмитрий ЧЕЧКИН
ИСПАНИЯ: ЗИГЗАГИ БАСКСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ
Истоки конфликта в Стране Басков (на баскском - ЕшкаШ) имеют давние исторические корни. Происхождение басков до конца не исследовано, известно лишь, что в древности покорить их не удалось ни вестготам, ни арабам. Со временем Эускади стала одной из баз Реконкисты, что позволило сохранить культурную идентичность, а также определило привилегированный статус Басконии уже тогда, когда она была интегрирована в Испанское королевство. В ХУ-ХУ11 веках была выработана своеобразная "хартия вольностей" (фуэрос), которая фактически предоставляла статус самоуправления для Страны Басков. Время, когда в конце XIX столетия Мадрид по определённым политическим обстоятельствам решился на полную отмену хартии, ознаменовалось всплеском националистической активности, что также являлось стихийным ответом на насильственную испанизацию.
Рождение националистического движения
Оформление концепции национализма в Стране Басков происходит на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда Сабино Арана Гойри (1865-1903) формулирует идеологическую основу движения, а также разрабатывает атрибуты предполагаемого государства - не только флаг, гимн, герб, праздники, но и национальную мифологию. В качестве политической системы предполагалась конфедерация по формуле 4+3=1, то есть четыре испанские провинции (Гипускоа, Бискайа, Алава, Наварра) и три французские (Лабур, Суль, Нижняя Наварра) должны были образовать одно конфедеративное государство. В тот период подобные требования не сопровождались стремлением к независимости, их суть сводилась к более широкой автономии в составе Испании, а также к упрочению баскской самобытности. Вместе с этим появлялись и другие, более популистские идеи: о баскской исклю-
© Чечкин Дмитрий Александрович - Уральский государственный университет им.
А.М. Горького.
чительности, неприятии всего испанского, ревностном, близком к фанатизму отношении к религии и языку Эускади1.
Баскская националистическая идея развивалась поступательно, довольно чутко реагируя на политику Мадрида. Оригинальность деятельности С. Араны заключалась "не только в осмыслении с новых исторических позиций старых положений традиционного фуэризма, но в том, что... были предложены новые формы борьбы и новые цели"2. Самым главным тому подтверждением является основание Баскской националистической партии (БНП) в июле 1895 года, которая и в наши дни остается в авангарде политической борьбы.
На начальном этапе деятельности БНП происходит поляризация её активистов, размежевание на лагерь радикалов, стоящих на непримиримых позициях, и умеренных, выступающих за парламентский путь борьбы. Наибольшее значение имеет тот факт, что "оба (направления) считают себя наследниками Сабино Ара-ны"3. Возникшая двусмысленность в толкованиях взглядов "отца баскского национализма" является важным моментом в идеологическом понимании деятельности ЭТА в будущем. Бесспорно, главным образом речь идет о так называемой "эспаньолистской" (происпанской) эволюции С. Араны, которая заключается в видоизменении взглядов мыслителя к концу жизни, по сути, в фактическом отказе от прежних радикальных требований и методов. В письме к своему брату от 23 июня 1902 года Арана призывает стать эспаньолистами, что на практике означало окончательное признание испанского суверенитета и нежелание участвовать в дальнейшей националистической кампании. Решение предполагалось закрепить созданием новой, умеренной баскской партии "Происпанская лига басков", которая выступала бы за увеличение полномочий автономии в рамках Испании.
Мотивы столь экстравагантной эволюции до конца не ясны: был ли это просчитанный наперёд политический маневр или своеобразный экспромт Сабино Араны, исследователям ещё предстоит выяснить. Однако точно известно, что подобный шаг ещё больше увеличил пропасть между умеренными и ортодоксальными националистами, которые, без преувеличения, ужаснулись от одного лишь названия будущей партии.
Размытость идеологических основ националистического движения, вызванная двусмысленной позицией лидера и всё большим размежеванием различных течений, окончательно подталкивает радикальных националистов к идее о независимости, которая, правда, оформилась позднее, а также к наиболее жестоким формам борьбы. В дальнейшем, по мнению автора, именно эта размытость и станет причиной многих расколов, сначала в рядах радикальных националистов БНП, а потом и в рядах ЭТА.
30-е годы XX века внесли в деятельность баскских националистов значительные корректировки. С установлением в стране республиканского строя Страна
1 См. подробнее: Волкова Г.И. Испания: демократия У8. терроризм // Космополис. 2003. № 3.
2 Ландобасо Ангуло, Коновалов А. Терроризм и этнополитические конфликты. Книги 1 и 2. М., 2004. С. 48-49.
3 Черкасова Е.Г. Страна Басков: терроризм или борьба за самоопределение. // МЭ и МО. 2002. № 10. С. 78.
Басков добилась желанной автономии, однако франкистский мятеж и последовавшая за ним гражданская война упразднили все прежние достижения. С победой франкистов в марте 1939 года Мадрид для многих превратился в символ авторитаризма: начались широкие гонения на культуру, обычаи и язык басков, повсеместные репрессии против политических оппонентов.
Ответом на политику Франко стала консолидация наиболее активных элементов, что в конечном итоге привело к образованию ЭТА. В 1952 году в Бильбао образуется многочисленная молодёжная группа EGI ("Молодежная Сила Басков"), а спустя некоторое время в том же году была создана другая, правда, меньшая по численности организация EKIN; позднее, в 1956 году, они объединились. Заслуга в этом во многом принадлежала их лидерам, которые смогли "направить течения в одно русло", а также добиться единения своих членов на основе неприятия вооружённой борьбы. Данная цель достигалась исключением из партии наиболее радикальных элементов, которые 31 июля 1959 года и образовали ЭТА.
Новая организация определялась как патриотическая, неполитическая и даже демократическая. Члены ЭТА начинали активную деятельность с распространения печатных брошюр, плакатов, настенных рисунков Gora Euskadi (Да здравствует Страна Басков!), вывешиванием запрещённого баскского флага и т.п. Однако после I ассамблеи ЭТА, состоявшейся весной 1962 года, они переходят к вооружённым методам борьбы. На принятие решения повлияли различные обстоятельства как внутри Испании, так и за её пределами. К примеру, усиление накала освободительных войн в Азии, Африке и Латинской Америке привело к тому, что руководство ЭТА попросту позаимствовало методы и форму противостояния. Кроме того, сама ситуация в Испании, которая в тот момент была ещё далека от демократии, располагала к борьбе по схеме "акция - репрессия - акция"1, где насилие двух сторон развивалось поступательно. "Эта своеобразная спираль насилия должна была, по мысли членов ЭТА, завершиться революцией"2.
Характеризуя основные положения, которыми руководствовалась организация, можно выделить следующие: защита баскского языка, антииспанизм и даже испанофобия, а также независимость Эускади. Примечательно, что идеологи ЭТА смогли объединить абсолютно противоречащие друг другу идеи: социалистические взгляды вполне уживались с фанатичной преданностью католицизму, коренным образом отличая данный конфликт, к примеру, от Ольстера.
Уже тогда в организации существовала жёсткая иерархическая структура. Все боевики разделялись на отряды, состоявшие из нескольких десятков человек. Соблюдение конспирации было на самом высоком уровне3. Отчасти это и стало одной из причин возможности совершения многочисленных терактов, к тому же с большим количеством жертв.
1 Володин А.Г., Коновалов В.Н.. Международная безопасность и проблемы терроризма. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/v 13/a13_
34.htm.
2 Там же.
3 См. подробнее: Carmen Gurruchaga. Les jefes de ETA. Madrid. 2001.
По данным Министерства внутренних дел Испании, начиная с 1960 года и вплоть до смерти Ф. Франко в 1975 году члены ЭТА совершили 45 убийств1, из них 56% преступлений на территории Страны Басков, остальные - в других частях Испании и отчасти Франции. Увеличение количества жертв баскских сепаратистов в период диктатуры свидетельствует о стремлении ЭТА каждый раз совершать всё более кровавые преступления. Кроме этого, рост числа жертв является показателем радикализации рядов ЭТА, связанной с постоянным исключением неблагонадёжных элементов, склонных к умеренной позиции. От рук её членов погибали не только представители власти: служащие Гражданской гвардии и полиции, военные, чиновники, но также и обычные граждане. Громкий общественный резонанс вызвало убийство премьер-министра Испании адмирала Карреро Бланко, и постоянно тиражировались слухи, что боевики ЭТА готовят покушение на Ф. Франко.
С 1970 года ЭТА начинает практиковать похищения политиков, предпринимателей и дипломатов. Главная цель таких акций состояла не только в том, чтобы запугать общество, но и получить за заложников выкуп. Позднее террористы своими действиями неоднократно подтверждали это.
Антитеррористическая тактика Мадрида была выстроена на концепции адекватного ответа. Когда члены ЭТА ограничивались лишь пропагандисткой борьбой: изображением настенных рисунков, вывеской баскского флага и т.д., для подавления движения привлекались полицейские силы. Однако после того как они начали убивать и похищать людей, центральная власть стала использовать военную силу, а также всю мощь государственного аппарата. В 1968 году выходит новый закон против терроризма, только в соответствии с ним уже в следующем году были задержаны около 2000 подозреваемых: не только активистов, но и многих сочувствующих организации. Тогда же состоялся широко освещаемый журналистами судебный процесс, когда за убийство офицера полиции на скамье подсудимых оказались 19 предполагаемых террористов, шестерых из которых приговорили к смертной казни. Правда, в дальнейшем все они были помилованы и получили длительные сроки заключения.
Демократизация: отношения власти и ЭТА
С началом демократических преобразований после смерти Ф. Франко в ноябре 1975 года центральное правительство, возглавляемое сначала ставленником каудильо К. Ариасом Наварро (1973-1976), а затем политиками новой формации А. Суаресом (1976-1981) и Л. Кальво Сотело (1981 - октябрь 1982), оказалось в довольно сложной ситуации. С одной стороны, позиции франкистов были ещё чрезвычайно сильны, с другой - ветер перемен в обществе и осознание невозможности решения проблемы исключительно военными методами вынуждали Мадрид изменить прежнюю позицию, действовать осторожно, лавируя между различными политическими силами. По мнению английского историка Пола
Сайт МВД Испании. Жертвы ЭТА. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mir.es/DGRIS/Terrorismo_de_ETA/ultimas_yictimas/p12b-esp.htm.
Престона: "полная амнистия и легализация баскского флага 1кштпа были единственными уступками, которые бункер1 мог допустить"2.
Центральное правительство первым сделало шаг на встречу ЭТА, стремясь достичь главную цель - положить конец насилию, при этом, не совершая принципиальных уступок террористам. Кроме того, многочисленные уличные демонстрации в поддержку амнистии, прошедшие во многих городах Страны Басков, показали мадридским политикам, что без такого шага убедить ЭТА отказаться от насилия будет довольно сложно. В конечном итоге в июле 1976 года была осуществлена широкая амнистия, однако, как заметил уже упоминавшийся Престон, этого "было недостаточно, чтобы нормализовать баскскую ситуацию"3.
Позднее в действиях Мадрида прослеживается некий дуализм. Главной задачей в тот момент было убедить членов ЭТА объявить краткосрочное перемирие для того, чтобы выработать возможные меры для решения конфликта. И несмотря даже на то, что с октября 1976 года ЭТА возобновляет активную террористическую деятельность, правительство Испании выступает за проведение серии переговоров с организацией, которые и состоялись в Женеве в ноябре и декабре 1976 года. На эти встречи многие в столице возлагали большие надежды, поэтому были предприняты меры, чтобы скрыть факт их проведения от общественности, а в сущности от профранкистских сил. К сожалению, встречи закончились безрезультатно. В чём заключались причины неудач?
Многочисленных расколы в рядах ЭТА, самый значительный из которых произошел в середине 70-х годов, привели к одновременному существованию в организации различных фракций: радикальной ЕТА-Мййаг (ЭТА-военная), выступавшей за использование исключительно вооружённых методов, и умеренно-радикальной ЕТА-РоНйсо-М1Шаг (ЭТА-политико-военная), сочетавшей политические и военные способы борьбы.
В Женеве представители ЭТА-В и ЭТА-П-В выдвинули различные требования. Первые заявили, что диалог может начаться исключительно после принятия предварительных условий: полная амнистия членов бандитских нападений и введение гражданских свобод. Позднее предполагалось предъявить следующие требования: "легализация всех без исключения партий, находящихся в подполье...; эффективный контроль и руководство Временным правительством Страны Басков; предоставление ей национального суверенитета"4. Вторые выступали за постепенную амнистию политическим заключенным франкистского режима, а также постепенную легализацию баскских националистических партий. В первом случае обращает на себя внимание бескомпромиссность подхода, в последнем - более осторожное выдвижение условий участия фракции в мирном процессе.
1 Образное название лагеря крайне радикальных франкистов.
2 Preston Paul. The triumph of democracy in Spain. L., 1986. P. 105.
3 Ibid.
4 Ibarra Guell Pedro. La evolucion estrategica de ETA. Kruseli. San Sebastian, 1989. P. 100. Цит. по: Ландобасо Ангуло, Коновалов А. Указ. соч. С. 139.
Частые расколы во многом могут объяснить, почему ЭТА "из романтической организации" превратилась в "секту фанатиков"1, несмотря на смену авторитарного режима и установление демократии. Ультрарадикальные элементы с помощью постоянных размежеваний добились не только исключения тех инакомыслящих, которые стояли на умеренных позициях (причина самых ранних расколов), но также консолидации радикалов и своеобразной монополии на методы борьбы.
В октябре 1975 года националистические партии Эускади образуют общий фронт КЛ8 (Координационный совет социалистических патриотов), который, являясь своеобразным форумом, принимает чуть позже общую программу действий: полная амнистия, роспуск подконтрольной правительству армии, скорейшая разработка статута автономии, а также признание национально суверенитета Эу-скади. Принятая программа почти полностью отражала позицию ЭТА-В, то есть фактически ультрарадикальных националистов.
Позднее, когда в КЛ8 начинаются дебаты по вопросу об участии в выборах, образуются своеобразные коалиции. ЭТЛ-военная и её союзники призывали не участвовать в выборном процессе, тогда как ЭТА-политико-военная, напротив, считала приемлемым парламентский способ противостояния.
Незадолго до выборов 1977 года некоторые члены ЭТА-П-В окончательно уходят из вооружённой борьбы, принимая активное участие в создании политической партии левого толка - Эускадино Эскерра, получившей впоследствии определённое количество мест в парламенте. Успех фракции способствовал окончательному разрыву с ЭТА-В, которая рассматривалась теперь как "предатель дела независимости Эускади".
Активизация террористической деятельности ЭТА вынудила правительсто Адольфо Суареса отказаться от переговоров. Но чтобы держать ситуацию в Стране Басков под контролем, постоянно возникала необходимость "выпускать пар". Полная амнистия, проведённая 20 марта 1977 года, по замыслу авторов, должна была выступить в качестве такого клапана, однако де-факто это ещё больше усугубило положение, вызывая столкновения между аЬегеа1е8 (баскскими радикал-националистическими партиями) и ультраправыми силами.
4 января 1978 года Эускади получила временный автономный статут, который снимал все ограничения "для развития языка, культуры, восстанавливал элементы национальной государственности Страны Басков"2. Позднее, когда в Испании начинается проект выработки новой конституции, окрепшие ультрарадикальные националисты автоматически переносят формы борьбы против авторитарного франкистского режима на новое демократическое государство. Их цель заключалась в срыве общенационального референдума по принятию конституции; когда же основной закон был окончательно принят 29 декабря 1978 года, ЭТА берёт на вооружение концепцию "легитимной самозащиты"3, что на практике "развязало организации руки", привело к более ужасным терактам.
1 Черкасова Е.Г. Страна Басков: терроризм или борьба за самоопределение. // МЭ и МО. № 10. 2002. С. 79.
2 Испания: анфас и профиль. Под ред. В.Л. Верникова. М., 2007. С. 348.
3 Preston Paul. Op. Cit. L., 1986. P. 143.
По информации МВД Испании в сравнении с франкистским периодом количество людей, убитых ЭТА, увеличилось к 1980 году в семь раз. Помимо уничтожения сотрудников сил безопасности, члены организации начинают террор против интеллигенции: преподавателей, юристов, журналистов, стремясь подавить наиболее активные идеологические очаги сопротивления. Ещё одной тенденцией стало увеличение числа жертв среди военных (причём не только действующих, но и бывших) - по подсчётам автора, около 12% от общего числа жертв за переходный период, что привело к недовольству в военных кругах и распространению среди них мнения о недееспособности испанского правительства. Позднее отголоски этого проявятся в феврале 1981 года, когда военные (как это бывало не раз в испанской истории) попытались совершить государственный переворот.
С начала 80-х годов ЭТА начинает проводить в жизнь новую тактику - похищения людей, которая основывалась на стремлении испортить образ Испании как "райского места" на земле. Названная журналистами "войной в отпуске", она продолжалась все лето (1980 г.) и охватила обширный район вдоль Средиземноморского побережья Испании"1.
Об интенсификации деятельности ЭТА свидетельствует и динамика роста числа похищений. В переходный период незаконно удерживалось около 60 человек, что резко контрастирует с франкистским периодом, когда подобная участь постигла всего троих. Многократное увеличение числа похищенных говорит прежде всего о налаженном бизнесе, основанном на получении выкупа с заложников.
Демократическое правительство Испании пришло к необходимости изменения тактики в отношении ЭТА. Старая франкистская парадигма, основанная на стремлении побороть терроризм исключительно силой, сменилась на новую концепцию, объединившую меры "кнута и пряника". Например, Статут Басконии от 18 декабря 1979 года, привёл к созданию автономной полиции, будущий состав членов которой набирался в Стране Басков, а также согласовывался с националистическими силами. Одновременно правительство откровенно потакает значительному увеличению праворадикальных группировок, способных на активные антитеррористические действия. С 1977-1978 годов начинают действовать испанские отряды специального назначения (и в Испании, и во Франции), которые уничтожили, по некоторым данным, около десяти предполагаемых террористов.
Борьба с ЭТА в период правления ИСРП
После победы на выборах ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия), правившая в стране с октября 1982 до марта 1996 года, продолжает проводить политику, схожую с позициями предыдущего правительства, но одновременно начинает воплощать многие новаторские идеи. Ещё на этапе предвыборной борьбы функционеры ИСРП высказались за политику "изоляции баскских экстремистов"2, но решалась эта задача по-разному в зависимости от политической конъюнктуры, а также других обстоятельств развития испанского общества. Единственно неизменной осталась антитеррористическая тактика социалистов,
1 Красиков А. Испанский репортаж. М., 1981. С. 190.
2 Волкова Г.И. Деменътъев А.В. Политическая история Испании. М., 2005. С. 122.
которая сводилась к стремлению наступать против деятельности ЭТА "по всем фронтам".
Первостепенное значение придавалось ограничению или полной ликвидации связей ЭТА за пределами Испании. Большое количество подпольных баз, тренировочных лагерей, а также тайников с оружием организации находилось на юге Франции. Кроме того, Мадрид был озабочен "прозрачностью" испанско-французской границы, а также бездействием Парижа в поимке террористов. Бесспорно, подобное отношение к ЭТА сформировалось ещё при франкизме, поэтому возможность разрешения противоречий зависела как от уровня внешнеполитических отношений между двумя государствами, так и от общей концепции Франции в сфере безопасности. Долгое время испанскому правительству не удавалось направить диалог в нужное русло даже с идеологически близким, социалистическим правительством Ф. Миттерана. Лишь в 1984 году Испания добилась подписания соглашения о невозможности предоставления статуса политических беженцев для членов ЭТА. Подобный шаг значительно повлиял на её возможность совершать теракты, значительно ослабив финансовые поступления организации.
Второе важное направление деятельности заключалось в продолжении политики социальной реабилитации в отношении членов партии, которые отказались от террористических актов. Против тех, кто остался сторонником насилия, центральное правительство действовало решительно, значительно усиливая антитеррористическое законодательство, а также эффективность действий сил охраны правопорядка.
Наконец, социалисты не забывают так называемую политику длинного рукава, сущность которой сводилась к привлечению БНП, Эускадино Эскерра, а также других умеренных организаций в русло демократических ценностей и законных парламентских форм противостояния. В ноябре 1987 года был заключен Мадридский пакт - манифест, содержащий антиЭТАвскую декларацию умеренных политических сил, причём не только баскских, но и общеиспанских. Документ не включал никаких практических шагов, нацеленных на подавление ЭТА. Заполнить эту брешь должно было подписание пакта Ахуриа Энеа 12 января 1988 года, который в преамбуле определялся как соглашение для нормализации и пацификации Эускади. Задачей всех участвующих сторон становилось полное искоренение баскского радикального национализма цивилизованными действиями, подкрепленными практическими положениями Статута Басконии. Однако ещё на этапе разработки документа возникли противоречия, касающиеся практического достижения поставленных целей. Политическая партия Эуско Алькартасуна согласилась ратифицировать документ с оговорками, связанными с некоторыми аспектами деятельности полицейских сил в Стране Басков. Это привело к тому, что подходы многих партий "были весьма неоднородными, а в ряде случаев взаимоисключаю-щими"1, что в конечном итоге и стало одной из главных причин развала пакта.
Параллельно с этим центральное правительство использовало другие способы, чтобы нанести членам ЭТА поражение. Речь идёт о "грязной войне", истоки которой можно обнаружить в конце 70-х годов. Однако стоит признать, что самая
:Там же. С. 123.
активная её фаза началась в 1983 году с создания GAL (Grupos Antiterroristas de Liberación), или Антитеррористических групп освобождения.
Группы занимались незаконным розыском и ликвидацией предполагаемых террористов как в Испании, так и за её пределами, главным образом во Франции. О деятельности ГАЛ известно немного, несмотря на то, что позднее экс-министр обороны Хосе Баррионуэво, а также некоторые другие "силовые" чиновники были привлечены к суду за организацию подобной структуры. Суд доказал причастность галовцев к 27 убийствам, однако существуют мнения, что список их жертв гораздо значительнее (около 60 человек).
Такое решение проблемы имело для отношений центрального правительства и ЭТА двоякие последствия. Организации действительно был нанесён большой урон, так как многие из её активистов были убиты, но подобные действия "продлили в самом максималистском секторе баскской националистической молодежи ощущение, что борьба осуществляется в тех же условиях, что во времена франкизма"1. На практике это привело к ещё большей радикализации многочисленных подгрупп ЭТА как в Стране Басков, так и во Франции.
Антитеррористические действия правительства вызвали очередной кризис внутри организации. Его отголоском стал самороспуск ЭТА-П-В в 1981 году, а также некоторых других подразделений ЭТА в середине 80-х. В 1986 году происходит ещё одно знаменательное событие - политическая партия Эрри Батасуна, созданная в 1978 году, становится легальным политическим крылом организации, а фактически - радикал-националистов из ЭТА-В. Таким образом, в середине 80-х годов умереннорадикальное крыло организации окончательно сходит на "нет", а ультрарадикальное течение остаётся единственным продолжателем "борьбы за свободу Басконии".
В связи с нейтрализацией властями многих террористических групп ЭТА стремится выработать новую тактику, фактически отказываясь от предыдущей, то есть действий по формуле "акция - репрессия - акция". Нельзя не согласиться с исследователем Хенкиным С.М., который причисляет период правления социалистов к новой тактической парадигме, определяемой ЭТА как "война на истощение", когда "организация выживала благодаря способности убивать"2.
Параллельно с этим идеологи ЭТА прибегают к тактике краткосрочных перемирий. В рассматриваемый период они трижды - в 1988, 1989 и 1992 годах объявляли о краткосрочном прекращении огня сроком на два месяца.
В период нахождения кабинета Ф. Гонсалеса у власти сохраняется высокий процент терактов со смертельным исходом (см. таб.1), но акцент (за некоторыми исключениями) переносится с терактов среди гражданского населения на индивидуальный террор при тщательно выборе будущих жертв, для того чтобы произвести наибольший резонанс в обществе.
1 Tusell Javier. Dictadura franquista y democracia. 1939-2004. Barcelona. Crítica, 2005. Р. 353.
2 Современный терроризм: угрозы и формы противодействия "круглый стол" в ИЛА//Латинская Америка. 2005. № 2. С. 32.
Таблица 1
Количество жертв ЭТА
198 2 198 3 198 4 198 5 198 6 198 7 198 8 198 9 199 0 199 1 199 2 199 3 199 4 199 5 199 6
337 332 332 337 443 552 221 119 225 446 226 114 112 115 55
Источник: http://www.mir.es/DGRIS/Terrorismo_de_ETA/ultimas_victimas/p12b-esp.htl.
Стоит отметить, что некоторые исследователи не разделяют такую точку зрения, считая, что первостепенной целью ЭТА во второй половине 80-х годов были как раз гражданские жители. Однако общественный статус убитых свидетельствует об обратном. Так, в период 1982-1996 годов только 35%1 жертв баскских сепаратистов относились к гражданскому населению - таксисты, водители других категорий, официанты и т.д. (напомним, что при франкизме данный показатель доходил до 51%). Это ещё раз говорит о непреднамеренном характере их смертей. Главной мишенью оставались силы охраны правопорядка и военные.
Новшеством в деятельности ЭТА на протяжении 80-х, а также начала 90-х годов является увеличение количества жертв среди политических деятелей, сотрудников баскской полиции а также бывших членов ЭТА. В первой половине 90-х годов новые теракты прогремели на всю страну. В феврале 1995 года был убит председатель Народной партии в Гипускоа Г. Ордоньес. В апреле того же года боевики организуют покушение (к счастью, неудачное) на лидера НП Х.М. Аснара. Позднее произошло покушение (неудавшееся) на короля Испании Хуана Карлоса I.
Часть экспертов считают, что в начале 90-х годов важнейшим источником поступления денежных средств в кассу ЭТА стало похищение людей с целью выкупа. Конечно, результатом политики социалистов стало ограничение финансовых потоков с территории Франции, поэтому возникла необходимость искать источники дохода внутри страны. Активисты ЭТА обладали возможностями и опытом для совершения подобных акций. Однако данные по количеству похищенных отображают своеобразную картину, в частности, в первой половине 90-х гг. было похищено всего два человека. Оба являлись предпринимателями и были отпущены на свободу членами организации. Итак, говорить о том, что в рассматриваемый период главным источником доходов становится получение выкупа можно с большими оговорками.
Народная партия: новая парадигма отношений с ЭТА
С победой на мартовских выборах 1996 года, Народная партия (НП) стала правящей на время двух легислатур: 1996 - 2000 и 2000 - 2004 годов. В первом случае "народники" не набрали абсолютного большинства и поэтому были вынуждены образовать союз с националистическими силами: "Конвергенция и Союз" в Каталонии и БНП в Стране Басков и др. Каталонские националисты реши-
1 По подсчётам автора. Источник: http://www.interpopular.com/treguadeeta/victimas.htm.
ли не входить в правительство Аснара, но в обмен на парламентскую поддержку, добились от правительства некоторых послаблений в налоговой сфере1. Относительно Басконии центральное правительство "несмотря на ряд проблем и трудностей в отношениях с БНП, постоянно подчеркивало важность этой поддержки"2. В течение второй легислатуры "народники "получили абсолютное большинство в парламенте, что позволило партии значительно упрочить свои позиции, когда "националистические силы лишались даже возможности диктовать условия"3. В то же время всегда "кабинет Х.М. Аснара в борьбе с терроризмом отдавал предпочтение действиям в рамках правового поля" , тем самым также контрастируя с позицией предыдущего испанского правительства.
Народная партия поддерживает жёсткую линию ослабления позиций идеологически близких ЭТА политических и общественных организаций. В 1998 году было вынесено судебное решение о закрытии еженедельника "Эгин", традиционно близкого баскским радикал-националистам. Спустя два года суд постановил ликвидировать многие структурные подразделения ЭТА, отвечающие за поступление и распределение финансовых средств (Экин), внешнюю политику организации (Хаки), подготовку новых кадров (Айка) и др. Кульминацией подобной политики должно было стать объявление партии Эрри Батасуна вне закона, что, в конце концов, было осуществлено в 2002 году. Важно, что запрет политической партии был выполнен в соответствии с испанскими законами. Кроме того, мера нашла поддержку у оппозиционной Социалистической партии.
В декабре 2000 года Народная партия и ИСРП подписали в Мадриде соглашение (компромиссного характера) "за свободы и против терроризма" - таков был лейтмотив в преамбуле документа. Его авторы считали, что стратегия БНП и Эуско Алькартасуна потерпела поражение: главная их ошибка заключалась в стремлении наладить диалог с ЭТА, то есть в фактическом выходе из пакта Аху-риа Энеа. Социалисты и "народники" согласились, что баскская проблема должна решаться исключительно в правовом поле принятых в конце 70-х годов Конституции страны и Статута Басконии.
По Уголовному кодексу от 1995 года силы охраны правопорядка имели право задерживать подозреваемых на 72 часа без предъявления обвинения. По истечении этого срока принималось решении либо об освобождении, либо передаче дела в суд. Подозреваемый имел право получать информацию, при каких обстоятельствах он был задержан, он мог не отвечать на вопросы следствия, а также имел право не давать признательные показания. В отличие от классического случая ему запрещалось ставить в известность родственников о своем задержании, поддерживать любыми способами связь с окружающим миром, защищать подозреваемого мог только адвокат, назначаемый государством.
Статья 571 определяла террористов как "тех, кто, предпринимая активные действия или сотрудничая, принадлежит к вооружённым бандам, организациям или группам, чья конечная цель заключается в подрыве конституционного по-
1 Волкова Г.И. Деменътъев А.В. Указ. соч. С. 130.
2 El Pais, 10.03.1998.
3 Волкова Г.И. Деменътъев А.В. Указ. соч. С. 136.
4 Там же. С.150.
рядка или серьёзном нарушении публичного спокойствия"1. Очевидно, что при таком определении довольно широкий спектр незаконной деятельности мог быть классифицирован в Испании как терроризм. (К примеру, в российском Уголовном кодексе дана более узкая формулировка терроризма: "совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий"2).
Уточнить определение был призван законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс, который вступил в силу 22 декабря 2000 года. Изменениям подверглись десять статей, в частности изменением ст. 577 был введен новый термин "городской терроризм", который приравнял уличные хулиганство и вандализм (на баскском - kale borroka) к террористическим актам. Кроме того, терроризмом считалось незаконное задержание, похищение, угрозы против личности, организация поджогов, изготовление и хранение взрывчатых веществ и т.п.
Борясь с терроризмом ЭТА, центральное правительство активизирует не только законодательные рычаги, но и военно-полицейские силы. По данным испанского МВД, число задержанных членов организации в 2000 году составляло 75 чел., а в 2001 увеличилось до 1353. В целом за 2000-2004 годы было задержано 686 подозреваемых, из них 516 предполагаемых членов ЭТА, остальным инкриминировалась причастность к "кале боррока".
Правительство Народной партии продолжило политику ограничения внешних связей ЭТА. Когда Францию возглавил Ж. Ширак, двум странам удалось начать плодотворный диалог, принесший ощутимые результаты в борьбе с теми группами террористов, которые базировались в южной части Франции.
Между тем члены ЭТА не прекращали совершать кровавые теракты. Самое большое количество убийств было совершено в 2000 году - 24. За десятилетие правления кабинета Аснара жертвами ЭТА стали 70 человек, из них 13% принадлежали к функционерам Народной партии.
В июле 1997 года был похищен, а потом (когда правительство отказалось выполнять условия его освобождения) был убит молодой баскский политик, член муниципалитета от НП Мигель Анхель Бланко. Эта расправа вызвала в испанском обществе большой взрыв негодования: около шести миллионов испанцев вышли на улицы с требованиями прекратить насилие. В самой ЭТА теракт, как это уже не раз бывало ранее, вызвал неоднозначные оценки и спровоцировал очередной раскол.
Теряющей имидж организации необходимо было принять решение, чтобы скорректировать существующую политику. 12 сентября 1998 года между представителями Эрри Батасуна и рядом других националистических партий Эускади был подписан документ, который стал известен как соглашение Лизарра-Гарази.
1 Ley Orgánica 10/1995, de 23 de noviembre, del Código Penal. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://noticias.juridicas.eom/base_datos/Penal/lo10-l995.l2t22.html#c5s2.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Гросс - Медия. 2007.
3 Сайт МВД Испании. Борьба против терроризма в Испании. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mir.es/DGRIS/Terrorismo_de_ETA/Operaciones_de_Lucha_ Antiterrorista/cuadrol.html
В первой его части анализируются особенности соглашения в Северной Ирландии, во второй - участвующие стороны стремятся применить ирландский опыт на Пиренеях. Они признают, что решить баскский конфликт можно только политическими методами, которые должны сочетаться с диалогом и "открытыми переговорами", то есть присутствием всех заинтересованных сторон. В ходе переговорного процесса необходимо дать ответы на все вопросы, которые сдерживают разрешение конфликта, а также обратиться к его истокам.
Несмотря на то, что соглашение Лизарра-Гарази, а также пакт НП и ИСРП были подписаны с разницей в два года, оба документа отражали различные, взаимоисключающие подходы к решению конфликта в Стране Басков. Они стали некими программными документами сепаратистов и правительственной стороны.
Спустя четыре дня после подписания пакта Лизарра-Гарази ЭТА объявила о прекращении огня. От большинства ранее объявлявшихся перемирий подобный шаг отличался тем, что, во-первых, не указывался срок окончания перемирия, то есть фактически дальнейшие действия организации зависели от позиции испанского правительства. Во-вторых, решение прекратить огонь не было приурочено к какому-либо событию, например, смене правящей партии. Наконец, ЭТА не стала выдвигать дополнительных условий правительству, к примеру, о переводе заключенных членов ЭТА в баскские тюрьмы.
Таким образом, несмотря на то, что ЭТА не один раз использовала тактику объявления перемирий (всего за период 1981-2006 годы их было 11), прекращение огня, объявленное 16 сентября 1998 года, стоит особняком, отличаясь от других случаев по многим аспектам. Истоки этого явления стоит искать во внутреннем кризисе ЭТА, ослабленной активными антитеррористическими действиями центрального правительства. Если ранее, даже учитывая противостояние различных течений внутри организации, борьба, в частности против франкизма, служила для движения мощным объединяющим импульсом, то теперь он окончательно был утрачен.
В 1997 году в журнале International security была опубликована статья стэнд-фордского профессора С. Стедмана под названием "Проблемы деструктивных элементов в мирном процессе" (Spoiler problems in peace process)1. Деятельность ЭТА, несмотря на то, что во многом противоречит концепции исследователя, может быть причислена к "тотальным спойлерам".
Сообщение ЭТА о прекращении насилия от 16 сентября 1998 года содержит бескомпромиссную риторику. К примеру, единственной дорогой мирного разре-
1 Статья посвящена проблеме разрешения конфликтов гражданских войн. Анализируя деятельность противоборствующих сторон, С. Стедман выделяет три типа деструктивных элементов или спойлеров: первый - "жадные спойлеры" - партии конфликта, которые готовы сложить оружие в том случае, если получат за это определённую цену. Второй - "ограниченные спойлеры". Готовы начать мирные переговоры, если будет удовлетворена часть их требований. Третий - "тотальные спойлеры" - партии конфликта, которые считают компромисс неприемлемым, руководствуются тотальными целями и готовы пойти до конца, чтобы их осуществить. Стоит также отметить, что автор концепции не считает террористические группы спойлерами, так как деструктивные элементы могли проявиться только после подписания мирного договора.
шения конфликта в Басконии признаётся самоопределение территорий с последующим предоставлением независимости. Отмечается резко отрицательная роль "политики пактов" испанского правительства. Умеренным националистическим партиям Страны Басков, принявшим участие в сделке с Мадридом, предлагается сделать выбор - или Испания/Франция или Эускади. Авторы заявления исходили из того, что без независимости раздробленность и зависимость, в которых, по их мнению, живёт Страна Басков, будут ещё сильнее. Кроме того, как считают они, без радикального решения лингвистический, образовательный и социоэкономи-ческий конфликт может оказаться постоянным. В подобном же духе высказывались и баски, идеологически близкие к организации. Например, в интервью журналисту Guardian одна из таких собеседниц сообщила следующее: "Я ничего не жду от Испанского государства. У нас одна цель - независимость. Всё или ничего!" 1
В своей концепции С. Стедман делает акцент также и на том, какую тактику необходимо избрать в борьбе с различными деструктивными элементами. Так, с "тотальным спойлером" необходимо использовать исключительно силу, минуя угрозы, которые будут не эффективны. Стоит ли напоминать, что функционеры как НП, так и ИСРП это отчётливо понимали. По информации испанского МВД, за период действия перемирия 1998 года было задержано 54 предполагаемых террориста, а во время прекращения огня 2006 года количество арестованных увеличилось до 92.
Трагедия 2004 года: конец надежде?
Заявление ЭТА о прекращении насилия породило надежду на реальную возможность решения застарелого конфликта. Но, видимо, судьба преподнесла испанцам ещё не все сюрпризы. Ранним утром 11 марта 2004 года на мадридском вокзале "Аточа", а также на трёх близлежащих станциях с разницей в несколько минут раздались десять взрывов. Бомбы, упакованные в рюкзаки, были заложены в четырёх пригородных поездах. Многие обстоятельства этой трагедии, особенно тот факт, что акция была проведена в утренний час пик, указывают, что первостепенная задача террористов заключалась в нанесении максимального количества человеческих жертв и материального ущерба. В результате взрыва погибло 192 человека, данные по количеству раненых разнились в зависимости от источников. По информации газеты El Pais, в медицинских учреждениях реабилитацию прошли 18002 пострадавших. Политический эффект от акции также учитывался нападавшими, ведь на 14 марта в стране были назначены парламентские выборы.
Вопрос об авторах преступления тут же вышел на первый план. Сразу после взрывов функционеры Народной партии обвинили ЭТА в организации и исполнении взрывов. Однако, несмотря на то, что члены ЭТА уже взрывали мадридский вокзал в июле 1979 года, такая точка зрения позднее была опровергнута
1 Guardian, 21.04.2001.
2 El Pais, 13.03.2008.
фактами полицейского расследования, которое указывало на исламистов из Марокко, долго проживающих в Испании.
Позиция "народников", высказанная поспешно и без какого-либо серьёзного анализа, представлялась логичной с точки зрения политической целесообразности. Но многие специалисты, как в самой Испании, так и за её пределами, проведя тщательное исследование действий преступников, пришли к общим выводам, что взрывы "11 марта не укладываются в "стиль" баскских радикальных националистов"1. Во-первых, не было никаких предупреждений о планируемом теракте, что абсолютно не характерно для ЭТА. Более того, во многих заявлениях, в том числе в главном из них - в газете "Гара" от 13 марта 2004 года представители организации всячески открещивались от причастности к мадридским событиям. Во-вторых, члены ЭТА постоянно придерживались избирательной тактики в выборе своих жертв, что полностью не соответствует действиям террористов в этом случае. И, наконец, организаторы ЭТА последнее время избегали проведения массовых акций, для осуществления которых требуется привлечение больших материальных и человеческих ресурсов.
Мартовские события 2004 года привели к усилению в правоохранительных органах состава квалифицированных специалистов по антитеррористической борьбе. По данным Министерства внутренних дел, число экспертов по исламскому терроризму увеличилось со 100 в 2004 году, до 1200 в 2008. Стало больше и экспертов по терроризму ЭТА: 3849 чел. в 2004 году и 5525 - в 2008-м. О повышенном интересе испанских спецслужб к ЭТА при новом кабинете во главе с Х. Л. Сапатеро свидетельствует также и тот факт, что, несмотря на рекордно малое количество людей, погибших от рук членов ЭТА в 2004-2008 годах -шесть человек, за тот же период было задержано более пятисот предполагаемых её членов.
Начиная с июля 2004 года лидеры ЭТА направили председателю правительства Х. Л. Сапатеро несколько писем, суть которых сводилась к призыву начать переговорный процесс, в ходе которого планировалось обсудить вопросы баскских заключённых, демилитаризации Эускади и ряд других аспектов, не связанных с изменением текущего статуса Басконии.
Правительство ИСРП услышало призыв ЭТА. Социалисты исходили из необходимости прекращения со стороны организации любых вооружённых акций. Оппозиционная Народная партия выступала категорически против подобных инициатив. Когда весной 2005 года в испанском парламенте состоялись слушания относительно начала политического диалога с ЭТА, НП не поддержала это решение. Позднее, 3 февраля 2007 года, "народники" организовали манифестации, в которых, по их данным, приняло участие около миллиона человек с требованием отказаться от каких-либо контактов с организацией2.
Следующим шагом ЭТА стало объявление 24 марта 2006 года о постоянном прекращении огня. В документе идеологи организации главной целью своего решения назвали укрепление демократического процесса в Стране Басков. Сло-
1 Испания: анфас и профиль под ред. В.Л. Верникова М., 2007 С. 356.
2 См. подробнее: Испания: анфас и профиль под ред. В.Л. Верникова М., 2007. С. 360.
во "демократический" и его производные в довольно небольшом по объёму документе повторяется три раза. ЭТА обращается к Испании и Франции с призывом отказаться от тактики репрессий. Авторы документа избегают резких формулировок, обходят стороной они также вопрос об изменении статуса Эускади.
Постоянное прекращение огня продлилось немногим более 14 месяцев. За это время ЭТА не применяла насилия, испанские же спецслужбы, наоборот, активизировали свою работу, задерживая десятки предполагаемых террористов. Позднее это побудило организацию вернуться к террору. Однако истинные причины такого решения лежат в неспособности ЭТА - "тотального спойлера" принять какие-либо частичные уступки от испанского правительства.
30 декабря 2006 года после взрыва бомбы в одном из терминалов мадридского аэропорта "Барахас" были убиты два человека (граждане Эквадора). Почти сразу, после того как ЭТА взяла на себя ответственность за этот теракт, Х.Л. Сапатеро заявил о прекращении каких-либо переговоров.
В ответном заявлении 9 января 2007 года в газете "Гара" ЭТА обвиняла правительство Испании в невыполнении своих прежних обещаний: нежелании ликвидировать "механизмы войны и репрессии". Далее ЭТА берёт на себя ответственность за взрыв в Барахасе, утверждает, что изначально не планировалось убивать людей, а также выражает самые искренние соболезнования друзьям и родственникам погибших и всему народу Эквадора. Нарушив своими действиями де-факто перемирие, ЭТА, однако, оставляла в силе прекращение огня от 24 марта 2006 года.
Окончательный официальный отказ от перемирия произошел в июне 2007 года. ЭТА обнародовала заявление, в котором деятельность Сапатеро приравнивалась к фашизму, а БНП обвинялась в предательстве интересов Эускади. Право на самоопределение определялось как единственно приемлемое для Басконии. Послание в очередной раз подтвердило стремление двигаться к демократии и свободе, квалифицируя в то же время многие общеиспанские демократические процедуры, например всеобщие выборы, как антидемократические.
После отказа от перемирия и вплоть до текущего момента (июнь 2008 года) ЭТА не меняет прежнюю стратегию. В указанный период было убито четыре человека: один политик и три агента Гражданской гвардии. Боевики организации использовали как стрелковое оружие, так и взрыв бомбы, то есть традиционные, проверенные временем, способы. По информации МВД Испании, после сообщения об отмене перемирия власти задержали 100 предполагаемых террористов, из них 67 (июнь-декабрь 2007 года), остальные 331 в 2008 году. Таким образом, последнее решение ЭТА прекратить насилие не повлияло на действия двух сторон: ЭТА продолжает совершать теракты исходя из своих сил, а правительственная сторона отвечает ей в меру своих возможностей, поэтому в ближайшем будущем подобная динамика сохранится.
'Сайг МВД Испании. Антитеррористическая борьба. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mir.es/DGRIS/Terrorismo_de_ETA/Operaciones_de_Lucha_Antiterrorista/cu adro7.html.
* * *
Очевидно, что найти компромиссное решение с "тотальным спойлером" представляется едва ли возможным. Необходимо использовать различные рычаги воздействия: Е.Г. Черкасова считает, что "решение проблемы... заключается в постепенной изоляции ЭТА от поддержки общественного мнения", а также связано "с углублением процесса европейской интеграции"1. Г.И. Волкова делает акцент на "воздействие прежде всего на. социальные условия"2. Ландобасо Ангуло А.И. и Коновалов А.М. указывают на то, "что развернувшиеся на европейском континенте интеграционные процессы представляют дополнительные рычаги решения эт-нополитических противоречий"3. Нет сомнения, что это действительно важные компоненты антитеррористической борьбы. Авторы учебного пособия "Международная безопасность и проблемы терроризма" считают, что "преодоление "феномена ЭТА" может лежать. в политической воле лидеров ЭТА и испанского правительства, в их обоюдной готовности достичь устойчивого взаимоприемлемого компромисса"4 - признаем, что это довольно поспешное и спорное утверждение.
По мнению автора, противодействие терроризму в Стране Басков должно иметь комплексный подход. Во-первых, различным демократическим силам, как общеиспанским, так и баскским важно выработать единый курс. Во-вторых, необходимо выйти на качественно новый уровень взаимоотношений с умеренными баскскими партиями - БНП, Эуско Альтатасуна и другими, продолжать политику их дальнейшей интеграции в общеиспанские политические процессы, тем самым сводя на "нет" любые контакты с ЭТА. В-третьих, важная задача центрального правительства должна заключаться в стремлении влиять на внутренние процессы в ЭТА. Тенденцией последних лет стала ситуация, когда организация характеризовалась неоднородной внутренней структурой, хотя и с явным преобладанием радикальных элементов. Очевидно, что даже в настоящее время группировки в ЭТА имеют различные, порой взаимоисключающие взгляды на многие ключевые вопросы. Необходимо использовать эту ситуацию, не позволяя организации идти по пути дальнейшей радикализации. Наконец, в борьбе с ЭТА необходимы одновременное использование военно-полицейских и административных мер, улучшение координации между различными силовыми ведомствами, а также совершенствование правовой базы для сотрудничества с другими государствами. Лишь только комплексное воздействие всех факторов может свести на "нет" зигзаги баскских националистов и приблизить решение проблемы.
1 Черкасова Е.Г. Страна Басков: терроризм или борьба за самоопределение. // МЭ и МО. 2002. № 10. С. 86.
2 Волкова Г.И. Испания: демократия У8. терроризм. // Космополис. 2003. № 3.
3 Ландобасо Ангуло, Коновалов А. Терроризм и этнополитические конфликты. Книги 1 и 2. М., 2004. С. 198.
4 Володин А.Г., Коновалов В.Н.. Международная безопасность и проблемы терроризма. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/y13/a13_34.htm.