Научная статья на тему 'Исламское или мусульманское право? (к вопросу о правовых аспектах исламских финансов)'

Исламское или мусульманское право? (к вопросу о правовых аспектах исламских финансов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4227
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИКХ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / FIQF / MUSLIM LAW / ISLAMIC LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беккин Ренат Ирикович

В научной литературе часто встречаются термины «мусульманское право» и «исламское право». При этом авторы, предпочитающие использовать один из указанных терминов или оба в качестве синонимов, зачастую не задумываются о различиях между ними. Между тем, прояснение этих различий важно для понимания роли и значения фикха в наши дни — как в мусульманских, так и немусульманских странах. Особое значение это имеет для изучения правового регулирования институтов исламской экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic or Muslim law? (To the issue of legal aspects of Islamic finances) (Russia, Moscow)

One often comes across the terms “Muslim law” and “Islamic law” in scholarly literature; even though some authors prefer one term over the other, both are used synonymously. However, the difference is important for the understanding of the present-day role of fiqf, both in Muslim and non-Muslim countries. This also has a special significance for the study of legal regulation of Islamic economic institutions

Текст научной работы на тему «Исламское или мусульманское право? (к вопросу о правовых аспектах исламских финансов)»

ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ

ИСЛАМСКОЕ ИЛИ МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО?

(К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ)

Р.И. Беккин,

ведущий научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва),

доктор экономических наук bekkin@mail.ru

В научной литературе часто встречаются термины «мусульманское право» и «исламское право». При этом авторы, предпочитающие использовать один из указанных терминов или оба в качестве синонимов, зачастую не задумываются о различиях между ними. Между тем, прояснение этих различий важно для понимания роли и значения фикха в наши дни — как в мусульманских, так и немусульманских странах. Особое значение это имеет для изучения правового регулирования институтов исламской экономики.

Ключевые слова: фикх, мусульманское право, исламское право

УДК 348:297 ББК 67.4+Х2(0)416

Одной из распространенных ошибок, встречающихся в научных исследованиях, является полное отождествление шариата и мусульманского права. Авторы, опирающиеся на тезис о синонимичности шариата и мусульманского права, зачастую приходят к ложным выводам о значении мусульманско-правовой культуры в наши дни.

Вместе с тем, проблема соотношения между понятиями «шариат» и «фикх» достаточно подробно рассмотрена в научной литературе1. Поэтому мы сосредоточим наше внимание на другом вопросе, представляющим не только теоретический, но и практический интерес. Есть ли различия между понятиями «мусульманское право» и «исламское право», и если есть, то к чему они сводятся?

В данном случае мы в первую очередь имеем в виду русскоязычные работы. В исследованиях российских авторов, опирающихся по преимуществу на англоязычные и русскоязычные источники, как правило, встречаются оба термина2. При этом «мусульманское право» можно встретить чаще, чем «исламское право».

Нет единства и среди авторов, обращавшихся к трудам на арабском языке. Употребление обоих понятий можно встретить у одного и того же автора. Классический труд ведущего отечественного специалиста по фикху Л.Р Сюкияйнена называется «Мусульманское право: Вопросы теории и практики3. Однако в последующих работах Сюкияйнен употребляет термин: «исламское право», когда говорит о фикхе в целом или о его отдельных аспектах, в т.ч. о правовой культуре4.

Обратимся к справочной литературе. В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой прилагательное «мусульманский» имеет три значения: 1) соотносящийся по знач. с сущ.: мусульманство, мусульмане, связанный с ними; 2) свойственный мусульманству, мусульманам, характерный для них; 3) принадлежащий мусульманам5.

В том же словаре даются следующие значения прилагательного «исламский»: 1) соотносящийся по знач. с сущ.: ислам, связанный с ним. 2) свойственный исламу, характерный для него6.

Таким образом, если мы говорим: «мусульманское право», мы подразумеваем, что это право тесным образом регулирует жизнь мусульман и практически не затрагивает немусульман. Если же мы употребляем прилагательное «исламский», то тем

© ПСЭ, 2013

самым мы в первую очередь указываем на происхождение и связь данной правовой системы с исламом. При этом, нормы исламского права могут в равной степени регулировать отношения как среди мусульман, так и немусульман.

Используя термин «мусульманское право», мы должны вместе с тем не впадать в крайность и не рассматривать, как это делают некоторые этнографы, в качестве такового любую правовую практику мусульманских народов. Об этом в свое время писал египетский юрист-цивилист Субхи Махмасани: «Мусульманское право следует изучать, исходя из содержания его книг, источников и корней, давших ему жизнь, а не наблюдая поведение мусульман»7. Иными словами, речь идет о том, что недопустимо смешивать некий идеал с тем, что происходит в действительности. Так, благодаря укорененности некоторых обычаев среди мусульманских народов, они зачастую стали ошибочно считаться нормами мусульманского права8.

Различия между исламским и мусульманским правом можно проиллюстрировать на одном ярком примере. Специалистам хорошо известны термины «исламская экономика» и «исламские финансы». Никому в голову не придет говорить о «мусульманской экономике» или «мусульманских финансах». Мусульманская экономика будет означать экономическую модель, адресованную исключительно мусульманам, а под «мусульманскими финансами» можно понять финансовые средства, принадлежащие мусульманам. На самом же деле исламская экономика — эта универсальная экономическая модель, получившая распространение не только в мусульманской среде. Прилагательное «исламский» указывает здесь на происхождение указанной модели, чьи положения были сформулированы мусульманскими учеными для всего человечества, а не только для правоверных. То же самое касается исламских финансов, представляющих собой совокупность институтов и инструментов, структурируемых в соответствии с требованиями шариата, но применимых как в мусульманской, так и не мусульманской среде9.

Говоря о правовой системе, мы должны в первую очередь ответить на вопрос: кому адресованы нормы фикха: мусульманам или также представителям других конфессий и атеистам?

Хорошо известно, что мусульманское право зародилось в Медине и было призвано регулировать отношения среди мусульман. Однако с самого начала мусульмане жили в окру-

429

71 ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ______________________________

жении последователей других вер, и формировавшееся право не могло не учитывать этого. По мере расширения границ мусульманского государства число немусульман в халифате увеличилось. Им было позволено руководствоваться при решении ряда вопросов правовыми нормами, учитывающими их религиозную принадлежность. Это касалось преимущественно брачно-семейных и наследственных отношений, обычаев делового оборота. Иными словами, в понятие «фикх» могут входить как группы норм (разделы), регулирующие отношения по преимуществу среди мусульман, так и те нормы, которые затрагивают статус последователей разных религий.

Поэтому, на наш взгляд, говоря о фикхе-праве в целом можно использовать оба прилагательных (мусульманское и исламское). Когда же речь заходит о конкретных разделах, то здесь необходимо учитывать особенности правового регулирования. Так, например, если рассматриваются брачно-семейные или наследственные отношения, то здесь уместным будет говорить о мусульманском праве (то есть, относящемся к мусульманам). В истории мусульманского мира были известны случаи, когда нормы уголовного права распространялись лишь на мусульман.

Применительно же к такому разделу, как «финансовое право»1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, целесообразнее будет использовать прилагательное «исламский», как минимум, по двум причинам: 1) данный раздел в ходе своего формирования испытал и продолжает испытывать сильное влияние других правовых систем, 2) нормы, входящие в раздел, регулируют отношения всех участников финансовых отношений, — независимо от их религиозной принадлежности. При этом второе органично проистекает из первого: восприятие достижений иной системы права оказалось возможным в результате поиска компромиссных решений представителей различных правовых культур.

Не станем давать здесь оценку результатам подобного «сотрудничества» мусульманского права и западных правовых систем, — это тема, заслуживающая отдельного исследования. Положительные моменты здесь очевидны, но есть и отрицательная сторона. Нельзя не отметить, что указанное взаимодействие между мусульманской и западной правовыми культурами не всегда строится на паритетных началах. Зачастую западные юристы берут из мусульманского права то, что отвечает их интересам, но оставляют без внимания все то, что не вписывается в их систему координат11.

К примеру, фундаментальный исламский запрет взимания ссудного процента во всех его формах либо игнорируется, либо обходится, либо соблюдается, но частично12. Фактически система исламских финансов сводится к совокупности исламских и традиционных финансовых институтов, использующих в работе одобренные шариатом методы финансирования, или к самим этим методам и контрактам, лежащим в их основе13.

Отмечая взаимовлияние мусульманской и западной правовых культур, мы не должны, вместе с тем, забывать, что схожие процессы происходят и в тех регионах, где велика роль обычного права. Так, в целом ряде стран право личного статуса (мусульманское брачно-семейное право) испытывает уже многие столетия сильное влияние со стороны норм обычного права народов, исповедующих ислам. Иногда эти нормы вступают в противоречие с нормами фикха. Например, когда речь идет о распределении долей наследства между наследниками мужского и женского пола.

Но говорить в этом и подобных ему случаях о слабости мусульманского (или исламского) права будет не вполне корректно. Активно взаимодействуя с другими правовыми системами, обогащая их и обогащаясь само, мусульманское право демонстрирует свою актуальность и жизнеспособность в современных реалиях, а не признаки увядания.

1 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и «современное» мусульманское право // Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара «Мусульманское право в мире и в России (Северный Кавказ, Поволжье) / Сост. и ред. И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьева. — М., 2004. — Вып. 2. —

С. 7-22; Беккин Р.И. Мусульманское право как отражение специфики политико-правовой культуры мусульманского мира // Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы: Науч.-метод. комплекс / Под ред. А.Д. Воскресенского. — М., 2011. — С. 178-189; и др.

2 См., например, работы, где употребляется термин «мусульманское право»: Кангезов М.Р., Рассказов Л.П. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. — 2010. — № 1. — С. 24-27; Гаджиев М.М., Ибрагимов А.М. Основные правовые акты и институты прав и свобод человека в мусульманском праве // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Право. — 2012. — Т. 8. — № 1. — С. 140-147; Тория Ж.Н. Брак и развод по мусульманскому праву // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — № 12. — С. 304-308; и др. Работы, где используется термин «исламское право»: Мавед Е.О. путь возникновения иджтихада в исламском праве и его применение // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. — 2013. — № 1. — С. 103-109; Магомедов А.М.А. Права женщин в исламском праве // Евразийский юридический журнал. — 2011. — № 41. — С. 57-62; и др.

3 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право : Вопросы теории и практики. — М., 1986.

4 См., например: Сюкияйнен Л.Р. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал // Ежегодник либертарно-юридической теории. — Вып. 1. — М., 2007. — С. 97-107; Он же. Исламская политико-правовая мысль в поиске ответов на вызовы современности // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. — № 6 (48). — С. 37-50; и др.

5 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный // www.efremova.info/word/musulmanskij.html

6 Там же // www.efremova.info/word/islamskij.html

7 Субхи Махмасани. Мукаддима ила ихйа улум аш-шариа. Бейрут, 1962. — С. 166.

8 См., например: «В уголовном праве мусульманского законодательства сохранился такой вид наказания как кровная месть» (Мовсумо-ва Л.Д. Формы наказаний женщин по отдельным видам уголовных преступлений в мусульманском законодательстве // Право: Теория и практика. — 2003. — № 5 // www.yurclub.ru/docs/pravo/0503/16.html).

9 Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: Дисс. на соиск. учен. степ. д-ра эк. наук: [Автореферат]: Спец. 08.00.14 / Учреждение Российской академии наук Институт Африки РАН. — М., 2009. — С. 3.

10 По поводу названия специального раздела в мусульманском праве, регулирующего отношения в сфере финансов, среди исследователей нет единой точки зрения. Например, Л.Р. Сюкияйнен предлагает не выделять отдельно правовые аспекты исламских финансов, а говорить об правовых аспектах исламской экономики в целом (исламском экономическом праве). Подробнее об этом см.: Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламской экономики: взаимодействие исламской и европейской правовых культур // Pax Islamica. — 2010. — № 1 (4). — С. 163-180.

11 Во многих странах, — прежде всего, немусульманских, — исламским финансовым институтам не оказывалось никаких преимуществ перед традиционными институтами. Законодатель не признавал за ними особого статуса, предоставив им самим искать возможности работать в условиях действующего законодательства.

12 Подобный подход красочно охарактеризован на примере Китая: «Китайцы считают, что легче и безопаснее разрешить отдельные исключения в виде создания неких структур, которые можно держать под полным контролем, чем «тащить исламское право в Китай», радикально меняя внутреннее законодательство. Они считают, что в случае неудачи легче ликвидировать экспериментальные структуры, чем менять свое законодательство обратно. Тем более, что в случае неуспеха «неудачники» погибнут сами» (Нырова Н.Н. Интеграция с исламским правом: активная позиция Китая // Обозреватель-Observer. — 2009. — Т. 237. — № 10. — С. 88-93).

13 См, например: Muhammad Taqi Usmani. An Introduction to Islamic Finance // http://www.muftitaqiusmani.com/images/stories/downloads/pdf/ an%20introduction%20to%20islamic%20finance.pdf; Mohammed Obaidullah. Islamic Financial Services // http://islamiccenter.kau.edu.sa/english/ publications/obaidullah/ifs/intro.pdf См. также работы российских авторов: Гордеева О. Е., Львова Н. А. Исламская финансовая система // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. — 2009. — № 3. — С. 124-133; Ахмадуллин Р.М. Принципы функционирования исламской финансовой системы // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 6. — С. 81-88; Азарян В.К. Перспективы и тенденции исламской финансовой системы // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. — 2012. — № 3-4. — С. 189-193. 430

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.