Научная статья на тему 'Исламский фактор в социодинамике башкирской культуры'

Исламский фактор в социодинамике башкирской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
324
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСЛАМ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ МИРА / ТРАДИЦИЯ / ЭТИКА / СИНКРЕТИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаева Гузаль Зайнагиевна

Предлагаемая статья посвящена проблеме влияния ислама на башкирскую культуру, сложности, многообразности и противоречивости этого процесса. Подробно рассматривается вопрос формирования мировоззрения башкирского народа, его психического склада, образа жизни, традиции и т. д. под воздействием исламского фактора, раскрывается в целом значение этого фактора в жизни башкирского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский фактор в социодинамике башкирской культуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 12. С. 26-29.

Г. З. Макаева

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В СОЦИОДИНАМИКЕ БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Предлагаемая статья посвящена проблеме влияния ислама на башкирскую культуру, сложности, многообразности и противоречивости этого процесса. Подробно рассматривается вопрос формирования мировоззрения башкирского народа, его психического склада, образа жизни, традиции и т. д. под воздействием исламского фактора, раскрывается в целом значение этого фактора в жизни башкирского народа.

Ключевые слова: культура, ислам, мировоззрение, ментальность, модель мира, традиция, этика, синкретизм, культурное своеобразие.

Культура народа является частью его истории. Это всё, что создано умом, талантом, трудом народа, всё, что выражает его духовную сущность, взгляды на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. И. А. Ильин писал: «Кто хочет понять народ, увидеть его в истинном свете и справедливо судить о нём..., - он должен заглянуть в его историю, попытаться понять способ организации его труда и хозяйствования, изучить склад характера и дарований его души, вдуматься в его культуру, уяснить себе его религию и благочестие, открыть для себя его искусство, проникнуться его правосознанием в быту и политике, прислушаться к его поэзии - и понять»1.

Башкирская культура - многогранное и своеобразное явление. Это целостная, динамично развивающаяся, открытая, полифунк-циональная, сложноорганизованная система, элементы которой множественны, тесно переплетены и взаимосвязаны; совокупность духовных и материальных ценностей, созданных народом в ходе его преобразовательной деятельности, его достижения, «сложное взаимодействие и переплетение природных факторов, культурно-исторических заимствований, общечеловеческих и ментальных особенностей племён и народностей, принявших участие в формировании единого башкирского этноса»2. Это определённые нормы, опыт, накопленные народом в ходе его исторического развития, набор стереотипов, приобретённых в результате воспитания, условий окружающей среды, места его обитания. Это уровень развития народа, совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций.

Одним из главных факторов формирования башкирской культуры стал ислам. Установле-

ние новой религии на территории Башкирии в определённой мере повлияло на особенности мировоззрения народа, его психический склад, быт, образ жизни, верование, традиции, обычаи, нравы, и т.д. Ислам стал не только господствующей религиозной идеологией, но и образом жизни башкир, «сунной» организации религиозно-нравственного, семейнобрачного и межличностного быта башкирского народа3.

Исламизация Башкортостана не единичное событие, для которого можно назвать определённую дату. Это был сложный и очень многообразный процесс, растягивающийся на века (Х-ХУ1 века). Установление ислама в крае - это не начало, а определённый итог общественного развития, переход в новое качество, которому предшествовал продолжительный подготовительный период, длительный процесс постепенного накапливания количественных и качественных изменений в общественной жизни башкирского края. Одновременно это был процесс, представляющий собой часть процесса формирования общего пространства исламского мира в ходе межцивилизационного воздействия. Имеющийся фактический материал даёт возможность говорить не только об особенностях процесса исламизации, но и проследить место и роль мусульманской общности на всех этапах проникновения и утверждения её на периферии исламского мира.

Успешному распространению ислама на территории Башкирии способствовало сходство языческих обрядов и ценностных ориентаций арабского и башкирского народов. Возникнув у кочевых племён Аравии, ислам нашёл понимание и поддержку у башкир: сознание, миропонимание и философия

кочевника-араба была во многом близка и понятна кочевнику-башкиру, потому что определённый этнос принимает ту религию, которая выражает его фундаментальные представления, заложенные в этнической психологии. Проникнув в среду башкир, ислам, в свою очередь, подвергся воздействию местных исторических, геополитических, этнических факторов и принял под этим воздействием определённый облик. Безусловно, «каждая культура по-своему прочитывает и впитывает новую доктрину»4. Для южно-уральского региона существенными в этом прочтении были, прежде всего, духовные традиции коренного населения и его культуры, с которыми оказались созвучны духовные смыслы новой религии.

Многие исследователи XIX века отмечали, что «башкиры были не строгие магометане и в старину»5, знание Корана не считалось обязательным, признавались не все запреты ислама. Среди народа не получили массового распространения политическая система в виде халифата, исламские экономические принципы, хадж, пятикратная молитва, газават и т.д. Башкиры усвоили в основном лишь внешнюю, формальную сторону ислама, т.е. обрядовую. Формально-ритуальная форма распространения ислама в нашем крае объясняется незнанием элементарных идей исламской онтологии и гносеологии, ограниченной интерпретацией основ вероучения, что привело к тому, что «новая религия захватила все слои общества, но не всего человека»6.

В свою очередь, феномен ислама подвергся воздействию местных исторических, геополитических, этнических факторов и принял под этим воздействием определённый облик, потому что иноверческая среда требовала от ислама мобильности, гибкости и приспособляемости к новым условиям. «Сращивание нормативного ислама с местным духовным субстратом разных культур привело к сложению региональных форм его бытования, опиравшихся, однако, на общеисламские принципы»7. Образовался феномен мусульманско-языческого религиозного синкретизма, который родился на сплаве старого с новым и продемонстрировал яркую способность башкирской культуры творчески вбирать в себя новое. Мусульманские ритуалы органически уживались с заклинательными обрядами и суевериями архаики, становясь частью «народного мусульманства». Мусуль-

манство башкирами было воспринято сквозь призму собственной культурно-исторической традиции.

Ислам оказал существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь башкирского народа. Вместе с исламом в социальное бытие и правовую культуру башкир вошли нормы шариата, мусульманского законодательства. В башкирском обществе вплоть до конца ХУШ века одновременно с традиционной системой управления краем (кантонами) существовали и органы самоуправления башкир. Хотя государственное устройство, предписанное Кораном и Сунной, в башкирском обществе не получило своего учреждения, тем не менее способствовало укреплению государственной власти царского правительства и покорению «дикого и необузданного» народа, «привыкшего действовать самопроизвольно», народа «буйного» и «своевольного», превращению его в мирного, терпеливого, покорного (В. М. Черемшанский)8.

Ислам принёс с собой новые исторические реалии, иной уровень осмысления окружающего мира, усвоение норм и ценностей иного («нового») образа жизни. Принятие ислама было цивилизационным выбором, изменившим не только область веры, но и всю духовную и материальную культуру башкир. Шариат наложил табу на всё, что могло угрожать физическому здоровью людей, их умственному и нравственному становлению: на алкоголь, наркотики, табак, азартные игры. Ислам категорически осудил самоубийство, прелюбодеяние, самоотречение и крайний аскетизм в «мире дольнем», приветствуя дух умеренности и правильное (в меру, без излишеств и крайностей) пользование всеми радостями жизни в проживании посюсторонней судьбы9.

Постепенно ислам вошёл в «культурную плоть» башкирского общества, «оседал» в душах людей, превратившись в их ментальность, стал духовной основой жизни башкир. Сложилось единство языка, власти и веры, без чего впоследствии было бы невозможно становление единого народа. Всё это способствовало формированию человека нового типа с новыми ценностями и новыми формами жизни. Наиболее значительным аспектом жизни башкирского народа всё более становится морально-нравственный, потому что связующим звеном и стержнем всего мировосприя-

тия становится этика. Для башкирского народа определяющую роль в жизни стал играть Коран, смысл которого - в рассмотрении всех проблем бытия с морально-этических позиций. Эта линия становится ведущей в мировоззрении башкир к XV веку и противостоит языческому натуралистическому сознанию. На смену консервативному языческому благочестию, суть которого к тому времени во многом сводилась к исполнению привычных обрядов, пришло искание нравственной правды. Вместо круговой поруки рода появляется идея личной ответственности, личного выбора, основанного на моральных убеждениях личности. Социальная и личная жизнь людей, природные и космические процессы, трудовая деятельность и исторический процесс и т. д. рассматривались через призму этики. Эстетическая оценка действительности была неразрывно связана с этической, добро - прекрасно, зло - безобразно. Кроме красоты внешней стали воспевать красоту внутреннего мира человека. Исторический процесс стал выстраиваться в систему, начиная с рассмотрения бытия Бога, творения мира, истории человечества и мира, конечного итога существования мироздания. Мир является в принципе примером порядка (в форме строгой иерархии). Именно установление твёрдых законов, порядка и покоя для всего, созданного Аллахом, определяет нормальную жизнь человека. Человек должен постоянно искать пути к Аллаху, так как даже животные, несмотря на их ограниченность, ищут лучшее и полезное, тем более к лучшему и более полезному должен стремиться человек.

Ислам способствовал укреплению существующих феодально-патриархальных порядков, внедрял в сознание людей идею их божественного происхождения, их незыблемости и неизменности. Одновременно в правовой культуре Башкортостана обычно-правовые нормы (адат) сохранили довольно сильные позиции (принципы «от старшего к младшему, от дяди к племяннику», «от родителей к детям» и т. д.). Нормы шариата действовали не в чистом виде, а видоизменялись и трансформировались под влиянием башкирских народных обычаев и традиций.

Одной из отличительных черт национальной психологии башкир является приверженность к коллективности (братство). Сильно развитое в башкирском характере чувство взаимопомощи и взаимоподдержки являет-

ся закономерным следствием их общинной жизни, уходящей корнями в суровый кочевнический быт. С принятием ислама башкиры-мусульмане общинный образ жизни стали осознавать в рамках исламского понятия «такафуль» (богоугодное сотрудничество в процессе труда, в общем деле), сыгравшего значительную роль в религиозно-сакральной рефлексии совместного, коллективного тру-да10. Ислам способствовал закреплению духовных требований экологических традиций башкир, гармонического единства башкира со средой обитания, осуждал проявление жестокости к животным, истребление их ради удовлетворения тщеславия, травля и т. д.11.

Многие важнейшие грани башкирского менталитета определялись мусульманской моделью мира. Немаловажную роль в становлении таких черт характера народа, как щедрость, нестяжательство, скромность, терпение и терпимость, покладистость и др. сыграл дух исламской веры.

Под воздействием ислама, безусловно, претерпела большие изменения семейная жизнь башкир. Принятие ислама в целом не изменило традиционного отношения к башкирской женщине, хотя и сакрализировало многие моменты неравноправного положения женщины по сравнению с мужчиной. В то же время, в отличие от положения мусульманок в странах классического ислама, можно говорить об относительной свободе башкирской женщины в силу ряда объективных исторических причин12.

Мусульманское духовенство Башкирии уделяло большое внимание усвоению идеологии ислама и канонов шариата. С этой целью в населённых пунктах получает широкое распространение мусульманская система образования, а мусульманская школа становится важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего поколения.

Процесс исламизации края сопровождался распространением арабского языка и арабской книжной культуры. Арабский язык, не заменив местных языков в быту, стал вместе с тем основным «орудием» литературы, науки, образования, делопроизводства, частной и официальной переписки, актовых материалов, мемориальных текстов. Более того, арабский алфавит лёг в основу письменности башкирского народа. Башкирский язык заимствовал многие политические, философские, правовые и медицинские термины из арабского и персидского языков.

Широкое распространение у башкир получают рукописные книги, созданные на основе традиций искусства Востока. Постепенно художественное оформление башкирских рукописных книг совершенствовалось. В сочиненных, переписанных и украшенных башкирами-художниками, находит яркое отображение созданное на протяжении нескольких веков художественное искусство народа,

13

его эстетический вкус13.

Ислам внёс свои коррективы в башкирские традиции и обычаи, однако в своей основе каждый из них сохранил свою самобытность. С проникновением ислама для башкирского народа началась новая эпоха - эпоха органичного слияния и взаимопроникновения исконно башкирских и привнесённых извне мусульманских традиций. Произошёл коренной переход от политеизма к монотеистической вере пророка Мухаммеда. Но свои, характерные только для них черты, башкиры не утеряли. Идеи ислама фактически только наложились в качестве верхнего слоя на уже сформировавшуюся к тому времени мировоззренческую систему башкирского менталитета14.

Таким образом, влияние ислама на башкирскую культуру было противоречивым. С одной стороны, этика ислама, элементы социальных гарантий для правоверных, идеи солидарности и взаимопомощи, строгие нравственные требования и т.д. оказались по душе башкиру-язычнику, созвучны его смысложизненным ориентациям. С другой стороны, столкновение с достаточно развитой к 1Х-Х векам башкирской политеистической системой верований существенно преобразовало ислам. Образовался некий синкретизм языческо-исламских верований и культа, который в религиозной и светской литературе обычно называют «двоеверием»15. У ислама было заимствовано то, в чём была социальная и культурная потребность. Общая религиозно-этическая и письменнолитературная культура способствовала консолидации народа, преемственности знаний и хозяйственно-культурного опыта и одновременно способствовало сохранению

национально-религиозной самобытности башкир и их культурного своеобразия.

Примечания

1 Ильин, И. Покой и радость в православном мировоззрении // Ватандаш. 1996. № 12. С. 170.

2 Зайлалов, И. И. Функционирование башкирской культуры в многонациональном обществе : монография. Октябрьский : ГУП РБ «ОГТ». 2007. С. 42-47.

3 См.: Рахматуллина, З. Я. Башкирский национальный дух // Ватандаш. 2002. № 5. С. 45.

4 Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань : Татарстан китап нэшриэте, 2000. С. 8.

5 Аксаков, С. Т. Семейная хроника. Башкирия в русской литературе. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1961. Т. 1. С. 28.

6 Зайлалов, И. И. Функционирование башкирской культуры. С. 67.

7 Шихсаидов, А. Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М. : Восточ. лит. РАН, 2001. С. 5.

8 См.: Валеев, Д. Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа : Китап, 1995.С. 94.

9 См.: Зайлалов, И. И. Функционирование башкирской культуры. С. 64.

10 См.: Андреев, И. Л. Ислам и борьба за социальный прогресс в освободившихся странах // Вопр. науч. атеизма. 1983. Вып. 31. С. 25.

11 См.: Зайлалов, И. И. Функционирование башкирской культуры. С. 65.

12 См.: Асфандияров, А. З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX века). Уфа : Китап, 1997. С. 83-85.

13 См.: Орнаменты рукописных и старопечатных книг Башкортостана. Уфа : Китап, 2001. С.8-9.

14 См.: Шарипов, Р. Г. Менталитет древних

тюрков : философско-мировоззренческий

анализ : дис ... канд. филос. наук. Уфа, 1998. С. 39.

15 Зайлалов, И. И. Функционирование башкирской культуры. С. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.