Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 60-63.
Е. А. Артамонова
«ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР»
В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются особенности влияния ислама на общество и государство в России, факторы исламского возрождения и развития ислама на рубеже ХХ-ХХ1 веков, противоречия в развитии религиозной жизни в современных условиях, а также составляющие «исламского» фундаментализма, экстремизма в России.
Ключевые слова: мировые религии, ислам, мусульмане, исламский фундаментализм.
В настоящее время Россия переживает один из наиболее противоречивых и сложных этапов в своей истории. Преобразования, начавшиеся в 90-х годах XX века, внесли серьезные коррективы и изменения во все сферы жизни общества и государства. Одним из проявлений начавшихся изменений в стране стало религиозное возрождение, которое характеризуется увеличением числа верующих, ростом в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в стране, обращением к религиозной культуре, возникновением партий и движений на основе религиозной идеологии.
Изучение сути процесса религиозного возрождения способствует его более глубокому пониманию и выработке правильного вектора дальнейшего развития Российского государства, что имеет не только научное, но и практическое, общественно-политическое значение.
Многие исследователи считают, что роль религии следует рассматривать объективно. исторически, в определенных условиях места и времени, так как это приближает исследование к реальной действительности. Религия, хотя и оказывает влияние на экономические отношения и другие сферы жизнедеятельности общества, не является исходной и определяющей, поэтому в разных обществах ей отводится разное место. Такой подход полностью применим и к изучению роли ислама в России. Следует говорить не столько о возрождении ислама, сколько о возрождении исламизма -политического движения мусульманской интеллигенции, так как сам ислам, как мировая религия, никогда не исчезал и ему не надо возрождаться. Возрождаются, а точнее активизируются, элементы, связанные с ним. Это явление общественное, связанное непосредственно с теми изменениями, которые стали происходить в экономической, политической и духов-
ной жизни современной России. Поэтому если мы хотим понять, что происходит с исламом в наши дни, то должны представить не только его положение сегодня, но и отношение к нему в прошлом. И только на этом фоне можно правильно определить произошедшие с ним изменения, которые стали фактором жизни российского общества.
Возрождение - это обращение к опыту прошлого, опыту эпох. Но в настоящее время этот процесс происходит в других условиях. Хотя существование большого количества течений в исламе позволяет говорить о том, что часть из них действительно стремится к прошлому, стремится возродить так называемый «чистый ислам», прийти к его истокам.
Таким образом, оценивая религиозную ситуацию, следует принять во внимание наличие в стране различных религий, конфессий, религиозных направлений, их количественное соотношение, взаимоотношения между собой, историческую вписанность в данное общество, их взаимоотношения с данным обществом и государством.
Ислам - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством), возникшая в Аравии в VII веке и сформировавшаяся под значительным влиянием христианства и буддизма. На сегодняшний день ислам исповедуют около 1,3 млрд человек, христианство - почти 2 млрд и буддизм - чуть более 300 млн человек. В XX веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди других мировых религий. Этот рост обусловлен в основном высокой рождаемостью у мусульманских народов и небольшим процентом - обращением в ислам немусульман. По имеющимся прогнозам, к 2050 году из 8 млрд человек на земле 3 млрд будут исповедовать ислам. Это дает толчок исследователям для более глубокого и серьезного рассмотрения
религиозного и особенно исламского вопроса уже сегодня для прогнозирования и разработки правильных шагов в целях позитивного развития процесса, называемого религиозным возрождением.
По разным подсчетам, в России проживает от 15 до 30 млн мусульман. Быстро растущее количество приверженцев ислама в стране может превратиться в общественно-политическую силу в стране и при определенных обстоятельствах оказаться в конфронтации с российским государством, православной церковью и с широкими слоями русского населения, которому внешними силами сейчас прививается дух ксенофобии, исламофобии. Следует учитывать, что ислам - религия, которая имеет собственный политический проект. А часть мусульманской интеллигенции в России сегодня активно пытается реализовать проект исламизма, чтобы добиться определенных политических целей в стране.
В России большинство мусульман принадлежат к мирным (ханафитскому и шафиит-скому) мазхабам суннитского направления в исламе. Однако в последнее время стали проникать представители радикальных течений. В стране и во всем мире активизировались так называемые фундаменталисты. Изначально появление этого термина связано с радикально-консервативным течением в американском протестантизме, которое зародилось в конце XIX века и получило название от журнала «The Fundamentals», издаваемого в США в 1910-1912 годах. Сегодня этот термин применяется по большей части именно к исламским течениям.
Исламский фундаментализм - это стремление к очищению исламской ортодоксии от искажений и чуждых наслоений как в религиозной, так и в социально-политической сферах. Есть мнение, что это скорее политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию. Но в последнее время этот термин приобрел негативный характер и связан с тем, что его постоянно отождествляют с крайней формой проявления фундаментализма - экстремизмом. Исламский экстремизм используется различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти.
В последнее время в России стали актуальны темы исламского фундаментализма и экстремизма. В связи с этим необходимо переосмысление и оценка социально-политических изменений в политическом облике страны. Это особенно важно сделать и для того, чтобы разобраться, какова степень влияния «исламского фактора» и насколько опасны те тенденции в развитии религиозной жизни, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время.
На рубеже XX-XXI веков усилился интерес и научного сообщества к исламскому вопросу. Исследователи стали всё чаще задаваться вопросами о том, насколько в современных условиях после многолетнего атеизма, господствовавшего в стране, необходима религия для становления человека как личности, для формирования его духовной культуры, мировоззренческой и социокультурной составляющей.
Имеет несомненную актуальность научный анализ современного взаимодействия Российского государства и религии, и в частности ислама, поиск направлений его развития в будущем становится общественной потребностью. Учитывая современные международно-политические реалии и опираясь на анализ ситуации в России, важно понять, в каком направлении пойдет развитие ислама в дальнейшем. Следует создавать условия, чтобы мусульмане успешно адаптировались к условиям быстро меняющейся российской действительности, успешно жили и действовали в условиях многоконфессионального общества. Это требует критического осмысления изменений, происшедших в религиозной жизни мусульман за последние годы, поиска путей изменения содержания исламского просвещения.
Сегодня Россия в новых условиях пытается наладить свое развитие как страна многоконфессиональная и многонациональная. Мусульманское сообщество нашей страны состоит в большинстве своем из представителей коренных народов России, живущих на этой территории не менее полутора тысяч лет, принявших ислам много веков назад (некоторые -еще до начала распространения христианства на Руси).
Сообщество российских мусульман - это вторая по численности конфессиональная группа в стране. Реальное же его общественнополитическое влияние в стране выше численности. Мусульмане России обычно более активны во время избирательных кампаний, чем население страны в целом; более 30 % пред-
ставителей среднего и мелкого российского бизнеса относят себя к последователям ислама.
Процесс, получивший название исламского возрождения, то есть новый виток обращения мусульман к своей религии с её многовековыми традициями в поисках духовной опоры, естественен, так как обусловлен глубокими изменениями в общественной жизни страны, особенно на протяжении прошедшего столетия. Возрождение религии как формы общественного сознания очень важно для самоидентификации народов. Анализ общественнополитической ситуации и изучение основных направлений влияния исламского фактора в России показывает, что для определенной части населения ислам является основой национально-религиозной самоидентификации, средством их самосохранения. Эта тенденция сохранится в ближайшем будущем. И, несмотря на тяжелое положение в стране, контртеррористическую операцию в Чечне и неурегулированность многих последствий распада СССР в России созданы стабильные условия для исламского возрождения и его интеграции в социополитическую и социокультурную жизнь страны.
«Исламский фактор» оказывает всё большее влияние на общественно-политическую жизнь России. В политическом пространстве страны осуществляется активное взаимодействие религии и политики. Власть и духовные деятели нуждаются друг в друге и оказывают обоюдное влияние, а иногда и давление. Происходит всё большее приобщение к политике мусульманских духовных лиц, которые так или иначе участвуют в политической жизни страны, высказывая мнения или реакцию по поводу тех или иных событий. Близость к власти позволяет им более успешно влиять на неё1.
Политика и религия - взаимовлияющие явления общественной жизни. Исламское возрождение в России пока не сопровождается противостоянием ислама и светской власти. Противоречия, возникающие между ними, решаются путем переговоров. В основе исламского возрождения лежит и активизация политических движений под религиозными лозунгами, стремление мусульманских этносов отстоять свою идентичность, свои интересы в условиях глобализирующегося мира. Появляется все больше исламских движений, партий, активно лоббирующих свои интересы и участвующих в избирательных кампаниях. Подавляющее большинство российских му-
сульманских движений не выдвигает программы создания исламской государственности. Задачи религиозного, социального и культурного возрождения мусульманских народов они готовы решать в рамках сложившейся светской государственности. Однако вне политики российский ислам фактически не может оставаться, сколько бы ни декларировало свою формальную аполитичность мусульманское духовенство. Уйти от «политического ислама» практически невозможно, так как такова специфика нашей современной этнополитической и этнокультурной ситуации. Даже внутренние вопросы дробления, объединения Духовных управлений мусульман (ДУМ) имеют политическую подоплеку и становятся понятны лишь в контексте определенного политического курса Российской Федерации. Тем более очевидна политизация мусульманских партий, блоков, мусульманской печати.
Сегодня мусульманские духовные лидеры в России разобщены, что является следствием государственной политики. Так, Русская православная церковь структурировалась в вертикальную иерархию и превратилась почти в чиновничий аппарат. Тем самым Русская православная церковь имеет возможность активно влиять на политику в стране и на решения политических лидеров. В отношении ислама российское государство смогло не допустить создания такой сильной структуры внутри себя, поэтому следует говорить о горизонтальной иерархии, внутри которой мусульманские лидеры становятся политиками и активно лоббируют свои интересы. Но в целом по сравнению с Русской православной церковью они имеют гораздо меньше возможностей для этого.
Государство заинтересовано в том, чтобы не допустить перерастания исламской организации в России в чиновничью структуру, которой фактически становится Русская православная церковь. Российскому руководству необходимо в целом уменьшить влияние духовенства на политику и четко сформулировать национальные интересы страны, утвердить равенство перед законом всех религиозных, этнических и социальных групп, чтобы не возникало в их среде ориентаций на силы извне или стремлений к самостоятельному государственному устройству.
Пока нет серьезных межконфессиональных конфликтов с мусульманами, исключением являются лишь вспышки исламофобии после очередного теракта в стране. Социальная на-
пряженность в стране, растущая исламофобия приводят к настороженному вниманию по отношению к исламу, что иногда выливается в агрессивные акции против его носителей. Стереотипы особенно опасны в условиях современной России. Умело создаваемые в стране исламофобские настроения, подогреваемые средствами массовой информации, намеренно создающие угрозу из исламской религии и её последователей, негативно сказываются на отношениях внутри общества, создавая искаженные представления о мусульманах. Ведь традиционный для России ислам, формирующийся в тесном взаимодействии с православием, стал неразрывной составляющей, органичной частью российской государственности. Если бы ислам был враждебен России, он здесь не ужился бы на протяжении многих веков. У граждан России должно быть понимание без-альтернативности совместного проживания мусульман и православных, представителей всех религий как фактора стабильности и мира, национального согласия в стране. При этом главной задачей государства и общественности является недопущение политизации ислама, в особенности его слияния с политикой и национализмом.
Что касается мифа об «исламской угрозе», созданного определенными международными силами при активной поддержке средств массовой информации, то он призван отвлечь внимание мировой общественности от реальных проблем либо оправдать те или иные внешнеполитические акции западных государств. Проблемы, связанные с причастностью ислама к терроризму, очень глубоки и касаются во многом власти мировых правящих элит. За терактами, как правило, стоит «третья сила», лишь использующая исламский фактор, прикрывающаяся им. Экспертное сообщество все больше склоняется к тому, что многие акции большого террора в России связаны вовсе не с исламскими экстремистами, а, скорее, с правящей верхушкой ряда стран, пытающейся таким образом ослабить Россию и добиться доступа к её огромному потенциалу2.
Российское мусульманское сообщество в условиях информационной глобализации не может оставаться в стороне от процессов, волнующих и затрагивающих весь исламский мир.
Сегодня происходит сближение мусульман России с исламским миром и, соответственно, проникновение новых элементов, влияние которых неоднозначно.
Разнородность и насыщенность ислама в переплетении с многообразием этнического состава населения составляет культурное богатство России, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на национальной и религиозной почве. Перед российским обществом стоит непростая и ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий выхода из кризиса, обеспечения национальной безопасности и поступательного движения вперед. Предпосылкой ее достижения в многонациональном и многоконфессиональном обществе является воспитание, утверждение в стране национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. Как отметил бывший полномочный представитель в Чеченской республике при Президенте России и член правления «Фонда поддержки демократии и социального прогресса» Шамиль Бено, «ислам - это не религия мира и не религия насилия. Это просто религия». Государство должно препятствовать насаждению в стране исламофобии, так как это может послужить мощным толчком к религиозной и национальной розни в стране, что для России недопустимо3.
«Исламский фактор» сегодня не является угрозой для России. Российская Федерация -страна преимущественно немусульманская, и у ислама в ближайшем будущем нет перспектив стать государственной или хотя бы доминирующей религией. Россия выработала за многие годы сосуществования религий уже подсознательный опыт мирного взаимодействия представителей традиционных религий.
Примечания
1 См.: Гайнутдин, Р. Ислам в России // Соврем. Россия. 2005. № 1 (21).
2 См.: Фадеев, Р. А. Кавказская война. М. : Экс-мо ; Алгоритм, 2005.
3 См.: Истамулов, А. Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии // Общая тетрадь. 2004. № 4 (31).