ИСЛАМ В РОССИИ
УДК 322. 22
А.А. Саидов
Ислам в системе национальных интересов России
Дагестанский государственный университет; [email protected]
В статье анализируются современные проблемы влияния исламского фактора на формирование и обеспечение системы национальных интересов России. Предпринята попытка осмысления негативного воздействия исламофобии на внутреннюю и внешнюю политику российского государства по обеспечению национальных интересов и безопасности.
Ключевые слова: национальные интересы, система, исламофобия, межконфессиональный диалог, геоэкономический интерес.
In this article the modern problems of the influence of Islamic factor over the formation and ensuring of the national interests system of Russia are analysed. An attempt to comprehend the negative impact of islamophobia on the Russian State internal and foreign policy of the ensuring of national interests and security is made.
Keywordsnational interests, system, islamophobia, interconfessional dialogue, geo-economic interest.
«Национальный интерес» - важнейшая категория современной политической науки, вошедшая в начале 90-х годов прошлого века в российский политологический дискурс и с тех пор задающая определённый тонус развитию российской политологии. Однако в политических исследованиях, в силу идеологических расхождений до сих пор не сложились единое понимание её многогранного содержания, общие исследовательские подходы, формы и методы реализации в общественной жизни [2, с. 12]. Вместе с тем у подавляющего большинства исследователей научная актуальность и практическая полезность этой категории не вызывает сомнений. С принятием соответствующих законов, концепций, посланий, указов, в т. ч. главы государства, категория «национальный интерес» получила нормативное закрепление и признание. Она выражает содержательную сторону, направленность действий, главные ориентиры развития социальнополитических институтов, органов государственной власти как во внутренней, так и во внешней политике.
Основанная на национальных интересах политика, при любых её трансформациях, направлена на защиту прав и свобод, повышение благосостояния всех граждан страны, усиление мощи, международного авторитета и стабильности государства. Национальные интересы стали совокупным выражением осознанных основополагающих потребностей и интересов нации как социально-экономической, политико-культурной общности в устойчивом развитии, процветании и самосохранении. Они создают определённый образ субъекта исторического процесса, определяют место страны в мировом сообществе. Национальные интересы любой страны, органически с ней связанные, развиваются и видоизменяются вместе с обществом в соответствии с социально-экономической, политико-культурной ситуацией в стране и в мире.
Система национальных интересов складывается из совокупности интересов всех без исключения субъектов социальных отношений, реализующихся во всех сферах жизнедеятельности общества. Многообразие национальных интересов, направлений деятельности и приоритетов по их обеспечению, привело к формированию их типологии, где они классифицируются: по степени общности, значимости, по субъектам, сфере дея-
тельности и другим критериям. Анализ имеющейся литературы, раскрывающей содержательный аспект национальных интересов, позволяет констатировать такие важнейшие их характеристики, как историчность, осознанность, системность и др., определяющие сущность данной категории. Органичная взаимосвязь иерархичных элементов, направлений и программ деятельности субъектов, реализующих национальные интересы, находящихся в постоянном, неразрывном взаимодействии между собой, позволяет говорить о национальных интересах как системе. Научное их исследование раскрывает сложносоставную, функционирующую по общим правилам и законам, многоуровневую систему, элементы которой находятся в тесных взаимоотношениях структурно-функциональной определённости, координации и субординации, в процессе которых происходит определение приоритетов национальной политики, согласование разнонаправленных интересов и ценностей различных субъектов. По мнению С.А. Проскурина, «основной системообразующий признак национальных интересов состоит в строгой иерархии, предполагающей достижение главной цели. На её основе строятся все остальные элементы системы национальных интересов» [3, с. 52].
Формирование и реализация системы национальных интересов представляют собой сложный многоуровневый, многоэтапный процесс взаимосвязанных отношений и взаимодействий социально-политических субъектов, множества факторов, обеспечивающих национальные интересы страны, в которой ведущую роль играют социальнополитические институты, государство и гражданское общество. Каждая страна имеет свои специфические, определяемые её материальной и духовной культурой, системой ценностей, традициями социально-политические механизмы артикуляции и реализации национальных интересов, формирующиеся в ходе длительного исторического процесса. Система национальных интересов Российской Федерации, обусловленная потребностями выживания, развития и безопасности страны, сформировавшаяся на протяжении её многовековой истории, вобравшая в себя потребности, интересы, духовные ценности, образ жизни, верования многих народов Евразии как носителей суверенитета и единственного источника власти РФ, служит защите прав и свобод российских граждан, повышению их благосостояния, усилению мощи, международного авторитета нашей страны.
Концептуализация этой политики может явиться идейной основой, толчком к объединению нации, выработке национальной идеологии, способствовать сохранению социокультурной идентичности. Роль национальных интересов для судеб нашей страны настолько велика, что любые угрозы в деле их обеспечения рассматриваются как проблемы национальной безопасности. Национальные интересы и национальная безопасность тесно переплетаются, органично взаимосвязаны. По проблемам соотношения этих двух основополагающих понятий современной политики написано много, в частности американский политолог У. Липпман по этому поводу отметил, что «нация обеспечивает свою безопасность, когда она не жертвует своими законными интересами для избежания войны»[4, с. 8].
Очевидно, что система национальных интересов Российской Федерации, их историческое содержание, политические, социокультурные механизмы формирования и обеспечения не обходятся без учёта исламского фактора, представленного многомиллионной мусульманской уммой, автохтонными народами России, много веков проповедующими умеренный, традиционный для нашей страны ислам. Российская умма, наши и международные мусульманские организации и движения, исламские страны ближнего и дальнего зарубежьязанимают важное место в системе национальных интересов России. Мусульмане нашей страны, создавая общественные движения и организации, активно артикулируют свои интересы, согласовывая свою деятельность с органами государственной власти, социально-политическими институтами и гражданским общест-
вом, пытаются гармонично вписаться в систему национальных интересов Российской Федерации.
Мусульманские организации совместно с РПЦ и другими религиозными учреждениями РФ участвуют в духовно-нравственном и патриотическом воспитании наших граждан, уделяя особое внимание молодому поколению, поскольку наши традиционные религии уже стали основополагающими факторами формирования нравственности в нашей стране. Российский Межрелигиозный совет, религиозные организации на местах могут стать незаменимым подспорьем Российского государства в деле обеспечения государственной и гражданской безопасности, в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Они всегда поддерживают усилия органов государственной власти, направленные на наведение общественного порядка, повышение социальной защищённости, благосостояния населения, т. е. все те действия демократического, правового, социального государства, которые служат обеспечению национальных интересов страны.
Оценивая религиозно-политический экстремизм и терроризм как серьёзную преграду в обеспечении национальных интересов России, мы исходим из того, что силы, стоящие за этими уродливыми явлениями, имеют далеко идущие планы. В первую очередь их деятельность направлена на геоэкономический передел мира через очернение в глазах мировой общественности мусульманской религии как таковой. Средствами достижения цели они выбрали раздуваемое антимусульманским империалистическим лобби «столкновение цивилизаций», внесение в мусульманскую умму внутреннего кровавого раскола, прямые военные интервенции, которые, по мысли разработчи-ков,приведут мусульманские страны, если не к уничтожению, то, по крайней мере, к значительному ослаблению и послушанию. Очевидно, что такого рода сценарии содержат самые пагубные последствия для Российской Федерации, служат ослаблению её как глобального геополитического, геоэкономического конкурента Запада и партнёра мусульманских стран. Антиисламская кампания, направленная на организацию тотального межрелигиозного конфликта, размывание российской национальногосударственной идентичности, рассматривается этими подрывными силами как ключевой фактор дестабилизации России. Поэтому обеспокоенность руководства нашей страны противодействием этому явлению вполне обоснована.
Эффективность борьбы, по нашему мнению, в значительной степени зависит от скорейшего создания много лет декларируемой, социально ориентированной рыночной экономики, способной обуздать безработицу, обеспечить стабильность, достойный уровень жизни населения. Не менее важной проблемой сегодня стало соответствующее информационное обеспечение этой борьбы, на которое способно только государство. Ситуация требует защиты религиозных интересов многомиллионной российской уммы, создающей цивилизационный облик нашей страны, фактора её стратегической стабильности и исторической перспективы. К сожалению, наши СМИ, поражённые негативными стереотипами, сформировали искусственный, во многом негативный, образ ислама как религии дикарей, угрожающей цивилизованному человечеству.
Изощренно сконструированная исламофобия как негативная реакция немусульманского населения на лживые образы, созданные провокаторами от СМИ, наносит непоправимый урон общероссийской идентичности, социально-политической стабильности, национальным интересам нашей страны. Такое положение дел сегодня вызывает возмущение у людей доброй воли, становится нетерпимым. Поэтому необходимы срочные меры по изменению информационной политики в стране. И первыми шагами в исправлении сложившегося положения могут быть раскрытие широкой аудитории подлинного социально-гуманистического содержания ислама и пропаганда истинного духа этой религии, объяснение общественности, что ислам не един, в нём, как и во всякой рели-
гии, есть определённые течения, секты, в т. ч. террористические, с которыми и надо вести решительную борьбу.
Параллельно с этим очень важно активизировать консолидацию усилий всех религиозных конфессий страны, органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, институтов гражданского общества в противодействии этому общероссийскому злу. Необходимо наладить постоянный мониторинг складывающейся на местах социально-экономической обстановки, разработать и реализовать специальные программы по оперативному разрешению возникающих проблем.
Террористической деятельностью заняты преступники, часто с патологическими отклонениями, для которых не существует никаких норм человеческого поведения и морали. Мотивация их поступков определяется не ценностями веры, аргументированными идеями, а исключительно конкретными установками и действиями, направленными на совершение преступления. Следовательно, объективный подход к осмыслению этого феномена не может ассоциировать его с какой-либо нацией, религией, политической идеологией.
В соответствии с основополагающими канонами ислама для мусульман является богоугодным делом защита государственных интересов и безопасности страны, в которой они проживают, следование морально-этическим нормам веры. Исламские организации России в условиях новых вызовов и угроз, социально-экономической нестабильности, отсутствия развитых институтов гражданского общества, стремятся помочь своим приверженцам гармонично интегрироваться в современное российское общество. Эти организации призывают жить в согласии с представителями различных конфессий и народов, выступают стабилизирующим общественно-политическую ситуацию фактором, активно участвуют в деле концептуального определения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.
Особенно полезно, по нашему мнению, в сложившихся условиях налаживание постоянного взаимодействия государственных органов власти и мусульманских организаций в решении не только социально-экономических проблем верующих, но и вопросов формирования духовности, интеграционного гуманистического мировоззрения всех российских граждан. Примечательны в этом плане данные, полученные при опросе экспертов по поводу гуманистической социокультурной природы российского ислама, согласно которым более 80 % экспертов высказались утвердительно [1, с. 29-30].
Р. Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, связывает процессы и мотивацию участия мусульман в формировании и обеспечении национальных интересов и безопасности страны с содержательным аспектом и характером их социализации. Этот процесс отвергает зло, социальное противостояние, пороки общества, провозглашает трудолюбие, гражданскую ответственность, стремление к добрым делам, взаимопомощи во благо всего общества, государства, земли, где живёшь. В этой связи он отмечает: «образцовый мусульманин - это тот, кто является праведным и полезным членом всего общества, от него исходит благо и безопасность» [1, с. 30].
Этот позитивный потенциал высокой гражданственности и субсидарности этой религии сегодня просто незаменим в важнейшем для обеспечения национальных интересов нашей страны деле формирования духовности, социализации подрастающих поколений, преодоления широко сейчас распространившейся деградации и иждивенчества в молодежной среде. Успех процесса во многом будет зависеть от совместного слаженного сотрудничества с РПЦ, другими религиозными и социально-политическими институтами российского общества.
Вот что написал по этому поводу Р. Гайнутдин: «С другими религиями мы активно и успешно ведём диалог в рамках Межрелигиозного совета, при этом всегда руководствуемся положениями Священного Корана. Одно из них гласит «Воистину Аллах не
изменит положения людей, пока они не изменятся внутри себя». По исламу, человек ответственен перед Творцом за свою земную жизнь, поэтому не имеет права не трудиться, зависеть материально от других. Все тексты Корана и Сунны проникнуты заботой о сиротах, стариках и бедняках. В этих источниках много положений, руководство которыми может стать основой здорового образа жизни, послужит созданию физически и морально здоровой семьи, препятствием для разводов» [1, с. 34].
Руководители РПЦ также отмечают важность развития православно-мусульманского диалога и связывают с ним большие надежды. В своём ответном письме от 14.04.2007 г. мусульманским богословам Предстоятель РПЦ Алексий II выразил им благодарность за проявленную инициативу по активизации диалога христиан и мусульман. Он продемонстрировал согласие с тем, что у обеих конфессий есть немало схожих целей, для достижения которых они могут объединить усилия. «Сегодня христианство и ислам совершают весьма важное дело в мире. Они напоминают человечеству о существовании Бога, о духовном измерении человека и мира. Последователей наших религий в первую очередь сближают заповеди о любви к Богу и любви к ближнему. В рамках существующего уже десять лет Межрелигиозного совета России мы стремимся совместно противостоять различным вызовам современности, а также демонстрировать всему миру положительный опыт мирного сосуществования и взаимодействия православных и мусульман. Уверен, что сегодня именно христиане и мусульмане должны быть инициаторами межрелигиозных диалогов на региональном и общемировом уровнях» [6].
Патриарх Кирилл неоднократно в своих выступлениях отмечал, что русские православные люди на протяжении тысячи лет живут в одном государстве со своими мусульманскими собратьями. Несмотря на разные вероучения, разную религиозную практику, есть много общего в нравственных основах уклада жизни православных и мусульман, и сегодня эта общность особенно остро ощущается. И это очень дорогого стоит, и потому мы должны беречь, как зеницу ока, добрые межрелигиозные отношения в нашей стране и понимать, что у верующих людей сегодня очень широкая общая платформа для взаимодействия, в т. ч. в общественном пространстве [5].
Однако очевидно, что в современной России не в полной мере используется гуманистический потенциал, социокультурные политико-интегративные возможности ислама. Сплошь и рядом встречается неуважительное, враждебное отношение к исламу, его представителям гражданам России как со стороны властно-управленческих, правоохранительных структур, так и руководителей разного уровня, работодателей. Набирает силу разновидность исламофобии, связанная с оценкой этой религии, исламской культуры как второсортной, примитивной, не способной на адаптацию к современным условиям жизни. Более того, многочисленные провокаторы, щедро финансируемые иностранными спецслужбами, ангажированные псевдоучёные, не утруждающие себя изучением многогранного содержания этой религии, прочно осевшие в центральных СМИ, ведут подрывную работу по дискредитации ислама, встраиванию России в глобальные процессы борьбы с исламом, расколу российского общества по религиозному признаку, превращению российских мусульман в изгоев. Много сил они тратят для создания обстановки религиозной нетерпимости, враждебности, социально-психологического напряжения, раздувают безосновательную тему исламских угроз для Российской Федерации.
В этих условиях жизненно необходимо людям доброй воли, понимающим суть происходящих в России и в мире событий, их связь с национальными интересами нашей страны, всемерно укреплять союз РПЦ, ислама и других, традиционных для нашей страны конфессий. «Мы часто становимся свидетелями обсуждения, - пишет по этому поводу Р. Гайнутдин, - в самых широких кругах проблемы, есть ли «исламская угроза». Считаю, что ни для Российской Федерации, ни для её многонационального и много-
конфессионального народа такой угрозы не было, нет и быть не может. Проблемы порождаются совсем другими обстоятельствами: сложностями переходного периода, который сейчас переживает наша страна; кризисными явлениями в российской экономике, отсутствием истинных знаний об исламе; деятельностью ряда СМИ, продолжающих «штамповать» несправедливое представление об этой мировой религии и пытающихся связать с ней вооружённые конфликты в России и на постсоветском пространстве; организационной, кадровой, материально-технической слабостью российских духовных управлений мусульман» [1, с. 30-31].
Мусульманские народы РФ, являясь коренными жителями этой страны, объединив свои ресурсы и территории, связав историческую судьбу с русским народом, российским государством, давно стали его органической частью. Подтверждением тому служит их участие во многих судьбоносных для страны исторических событиях: смуте 1612 г., Отечественной войне 1812 г., Первой мировой войне, индустриализации страны, Великой Отечественной войне, послевоенном восстановлении страны и т. д. У этих народов не было интересов, противоположных общероссийским государственным интересам. Они всегда были кровно заинтересованы в стабильности, социальноэкономическом, социокультурном развитии страны. Они хотят быть равноправными участниками общественно-политической, социокультурной жизни, сопричастными ко всему, что происходит в стране. Они стремятся к адекватному представительству в органах государственной власти, консолидации российского общества вокруг его национальных интересов и безопасности, противостоят антироссийским силам внутри страны, хищнически использующим наши ресурсы в целях личного обогащения и вывозящих наши богатства за границу. Подавляющее большинство мусульман России хотят спокойно и достойно жить в родном государстве, иметь гарантированную государственную защиту своих интересов. И в этом нет ничего предосудительного, необычного, противоречащего национальным интересам Российской Федерации.
Важнейшим направлением, служащим обеспечению системы национальных интересов нашей страны, является внешняя политика российского государства, призванная выступать гармоничным продолжением внутренней. Российские мусульмане как часть глобальной уммы объективно соотносят себя, своё положение, интересы с теми событиями, которые происходят в мусульманском мире с их единоверцами, поэтому от характера сотрудничества с исламскими странами будет зависеть самочувствие российских мусульман, социально-политическая стабильность и согласие в нашем обществе. В последние годы произошли значительные подвижки в этом важном, взаимовыгодном направлении российской внешней политики.
В. Путин, несмотря на жёсткое сопротивление ближайшего окружения, привёл нашу страну в ОИК (организация исламскаяконференция), были сделаны масштабные заявления о налаживании взаимодействия, сближении во многих сферах международного сотрудничества с исламским миром и об уважении к исламской умме внутри страны. Знаковым событием стал его исторический визит в Саудовскую Аравию, он стал первым руководителем нашей страны, за её многовековую историю официально признавшим на самом высоком уровне, что Российская Федерация - «и мусульманская страна». Эта религия всегда выступала одним из столпов российской государственности, и российские приверженцы этой религии имеют неоспоримое право участвовать в делах глобальной уммы. Значение российских мусульман как выразителей и проводников финансово-экономических, а по сути национальных интересов России в исламском мире эффективна и исторически оправдана.
Современное руководство нашей страны совместно с подавляющим большинством граждан (не только мусульман) гармонично связывают внутренний исламский фактор обеспечения национальных интересов страны с внешним. В системе приоритетов взаи-
мовыгодного сотрудничества с другими странами на первое место выдвигается экономическое, военно-техническое, которое может стать дополнительным ресурсом для различных отраслей нашей промышленности.
Однако, в силу в основном субъективных причин, многообещающие заявления, проекты взаимовыгодного сотрудничества так и остаются невыполненными. Стратегический диалог нашей страны с исламским миром не получает реального финансовоэкономического, технологического наполнения и развития. Ответственные государственные чиновники, бизнес-элита призванные реализовывать важнейшее для обеспечения национальных интересов страны направление, заражённые разного рода предрассудками, составляют сегодня систему лоббистских структур, препятствующих этому. Низкая для демократического государства представленность мусульман в российском правительстве, высших органах власти яркое тому подтверждение. А мусульмане, заинтересованные в практической реализации выгодного для страны направления внешнеэкономической деятельности, налаживании экономического социокультурного сотрудничества с исламскими странами не имеют ни опыта, ни ресурсов.
Мы отстаём от других стран, имеющих широкие сети пропаганды и лоббирования своих национальных интересов в этих странах, в налаживании системной работы с исламским миром. Великие державы стремятся к поддержке широких слоёв этих обществ, не делают ставки на бесперспективные силы в регионе, пристально следят за сложной динамикой соотношения сил в этих странах, осуществляют мониторинг социально-политическую ситуацию. Россия и многие исламские страны оказались в центре развернувшейся в современном мире глобальной конкуренции сверхдержав за обладание сверхдорогими энергоресурсами. В этих условиях для нашей страны возникла необходимость выбора соответствующих нашим интересам, надёжных стратегических союзников. По мнению экспертов, последовательно отстаивающих национальные интересы нашей страны, таким союзником, разделяющим наши геостратегические устремления, является исламский мир, заинтересованный в мощной самостоятельной России. Создание и эффективное функционирование такого союза позволит нашей стране решить многие социально-экономические проблемы и занять достойное место в новом многополярном мире. Российские мусульмане, как и другие граждане, обладающие доброй волей, хотят, чтобы внешняя политика государства служила обеспечению национальных интересов именно нашей страны, повышению благосостояния российских граждан.
Богатые арабские страны в целях диверсификации своих капиталов, уменьшения финансовой непредсказуемости, зависимости и диктата Запада готовы вкладывать огромные финансовые средства в развитие многих отраслей нашей экономики, они понимают, что Россия - это огромный развивающийся рынок. Однако бюрократические проволочки, отсутствие гарантий, неразработанность механизмов взаимовыгодного сотрудничества с этими странами не позволяют успешно двигаться по намеченному пути. Важным шагом в этом направлении,по нашему мнению, было бы создание под эгидой государства международного российско-арабского консорциума по реализации и финансированию различных взаимовыгодных социально-экономических проектов. У нашей страны есть все шансы стать в этом регионе привилегированным партнёром, а роль связующего звена могут сыграть российские мусульмане.
Социально-политический облик нашей страны, её место и роль в современном мире определены её историей. Она всегда была союзом народов и религий.Созданная нашими предками на просторах Евразии, Россия стала мостом между различными цивилизациями, выдержала многие испытания, поскольку предки, как зеницу ока, берегли и укрепляли дружбу народов, межконфессиональное взаимопонимание и согласие. К сожалению, сегодня, почувствовав свою безнаказанность, разного рода провокаторы, ино-
странные наймиты, широко используя возможности СМИ, в условиях затянувшегося переходного периода, отсутствия чётко определённой государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, усиленно формируют в российском обществе негативные реакции на ислам и всё что с ним связано. Исламо-фобия, сея вражду и недоверие, ведёт нас к расколу, противостоянию и конфликтам, наносит непоправимый урон нашей социокультурной, национально-государственной идентичности. Для людей доброй воли, подлинных граждан, связывающих свою судьбу, судьбу своих детей с нашей страной, очевидно, что построить процветающую, сильную и неделимую Россию, уверенно обеспечивающую свои национальные интересы и безопасность, без использования созидательного потенциала ислама невозможно.
Литература
1. Гайнутдин Р. Россия и мусульманский мир. - 2010. - № 11. -С. 29-30.
2. Капустин Б.Г. «Национальный интерес» как консервативная утопия // Свободная мысль. - 1996. - № 3. -С. 12.
3. Проскурин С.А. Национальные интересы и внешнеполитические приоритеты России // Власть. - 1996.-№8. -С.52.
4. LippmanW.U.S. foreign policy. New York: Mc Grow - Hiie, 1953. - P.8.
5. http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/patriarkh_kirill_poblagodaril_musulman
6. http://www.patriarchia.ru/db/text/391673.html
Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.