УДК 297; 336.71.078.3
Г.Н. Хадиуллина
ИСЛАМСКИМ БАНКИНГ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье проанализированы особенности банковской деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами шариата, представлена трактовка категории «рибаа» как ключевого понятия исламского банковского дела, проанализированы проблемы и перспективы использования потенциала исламского банкинга в российской экономике.
Ключевые слова: исламский банкинг, альтернативные теории ссудного процента, инвестиционный договор (продукт), инструменты банковской деятельности, исламские финансы.
В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры особую остроту приобретают вопросы сохранения сбережений населения и разработки эффективных инвестиционных стратегий субъектов предпринимательства, обеспечивающих устойчивый рост личного и национального благосостояния. В связи с этим в российском обществе наблюдается повышенный интерес к альтернативным финансам, к которым относится исламский банкинг, или банковская деятельность, основанная на принципах шариата. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативная правовая база для ведения подобной деятельности. Согласно действующему законодательству, за пользование кредитом предусмотрена обязательная уплата процентов, а также ответственность за неисполнение денежных обязательств в виде процентов от суммы этих обязательств. В статьях 5 и 29 закона «О банках и банковской деятельности» указано, что проценты - это единственно возможный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов [1]. Именно это стало причиной отзыва лицензии и закрытия 1 января 2007 года исламского банка «Бадр-Форте Банк», который был учрежден в России в 1991 году и применял технологии ведения банковского дела, основанные на принципах шариата.
Использование ресурсов или обмен ими противоречит нормам шариата, если при
этом не соблюдается принцип эквивалентности, а также устанавливается обязательное к выплате, априори фиксированное вознаграждение за ресурс - «рибаа» (восходит к корню «ра-ба-ва», обозначающему в глагольных формах такие действия, как «расти», «увеличиваться», «превышать»), ибо эта форма вознаграждения рассматривается как прибыль, полученная без приложения производственных усилий.
Категория «рибаа», являясь центральной категорией, выражающей суть исламского банковского дела, являлась предметом пристального внимания сторонников и противников исламской экономической модели. Исследователи исламских финансов отмечают, что, «поскольку рибаа есть общественно-экономическое явление, объективный ответ на вопрос о дефиниции требует интегрированного подхода по трем направлениям: этимологическому, эпистемологическому и эвристическому. Во-первых, на этимологическом уровне интерпретация рибы должна выводиться из базовых исследований, посвященных арабской лексике. Во-вторых, в эпистемологическом плане нам следует изучить те специфические контексты Корана, в которых используется слово «рибаа» или его производные. В-третьих, на эвристическом уровне все элементы и составляющие, помогающие объяснить категорию «рибаа», должны быть собраны воедино, для того чтобы определить, что та-
кое экономика, свободная от рибы, и как она может развиваться» [2].
Анализ термина «рибаа» на этимологическом уровне, проведенный нами с использованием справочного материала, позволил определить его сущность как «превышение», «прибавка» или «преимущество», которое возникает для одной из договаривающихся сторон за счет другой стороны в конкретной трансакции [3].
В Коране термин «рибаа» и сопряженные слова используются для обозначения «превышения», «прибавки», «преимущества», возникающих в результате реализации неэквивалентного обмена стоимостями, изымаются одной стороной у другой без возмещения или соразмерного уменьшения бремени (Коран, 2:276 - 279; 3: 125; 30: 38).
Применение эвристического подхода к исследованию института «рибаа» позволяет предположить, что свободная от «рибы» экономическая система характеризуется отсутствием стяжательства и искажений принципов эквивалентного обмена. В связи с этим банковский процент может быть отнесен к категории «рибаа» только в том случае, если его значение становится чрезмерным, или «ростовщическим». Таким образом, следует различать процент как естественную цену такого фактора производства, как капитал и ростовщичество, которое определяется как непомерная или эксплуататорская норма процента. И если «рибаа» представляет собой всегда определенное увеличение денежной суммы или объема товарной массы по сравнению с исходным значением, то не всякий прирост рассматривается как «рибаа». Для того, чтобы процент как доход был отнесен к категории «рибаа», должно выполняться несколько условий: его фиксированный характер; срочность и зависимость от срока ссуды; гарантированность выплаты вне зависимости от результата процесса производства (обращения), для реализации которого были заимствованы деньги; обязательность выплат, гарантированная государственным аппаратом принуждения.
Осуждая «рибу» как один из наиболее тяжелых грехов, исламское учение воспроизводит этические нормы доисламских уче-
ний и положения, содержащиеся в Ветхом завете. «Но Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил. Тот, к кому придет это наставление, и он будет воздержан, тому будет за то снисхождение: деятельность его пред Богом. А те, которые обратятся к прежнему, - те будут страдальцами в огне, в нем они останутся вечно» (Коран, 2:276). «...Верующие, бойтесь бога и оставьте то, что достается вам лихвой, если вы верующие» (Коран, 2:278). «... Если не сделаете того, то знайте, что у Бога и посланника Его война с вами» (Коран, 2:279). В одном из хадисов указывается, что Мухаммед считал взимание процента грехом в 36 раз худшим, чем супружеская измена. Отличие социальной доктрины Ислама от соответствующих представлений в христианстве и иудаизме по этому вопросу состоит в том, что она не проводит разграничения между сущностью «рибаа» и ростовщичеством. Это позволяет рассматривать процент и «рибу» как категории, имеющие одинаковое содержание в исламской социальной доктрине.
В силу указанного запрета, во-первых, не допускается обмен неравными суммами денег (кредитная операция); во-вторых, в случае привлечения заемных денег распределение прибыли и убытков осуществляется в соответствии с долей их обладателей в капитале предприятия. Это означает, что банки, выполняющие традиционную роль финансового посредника, получают доход, который зависит от конечного результата деятельности предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности, объема спроса в данном секторе рынка, а также управленческих и предпринимательских способностей партнера-бизнесмена. Главная особенность функционирования кредитной системы исламской экономической модели заключается в отказе от ссудного процента как «цены денег», который подвержен влиянию множества субъективных (прежде всего спекулятивных) факторов, и введение в экономическую практику категории «эффективность капитала». Таким образом, ресурсы, ориентируясь непосредственно на норму доходности, перетекают в те сектора экономики,
которые объективно в них нуждаются.
Profit and loss sharing - («участие в прибыли и убытках», «солидарное разделение прибыли и убытков») (PLS), или мобилизация средств через прямое участие в капитале, - основа исламской системы. Данный принцип характеризует механизм функционирования рынка акций. В экономической литературе высказывается точка зрения, что в противоположность чуждому исламу долговому финансированию (через традиционный банковский кредит), будущее корпоративных финансов всех государств с регулируемой рыночной экономикой находится за принципом Profit and loss sharing [4]. Таким образом, в VII веке в рамках исламской концепции миропорядка был сформулирован принцип, позволяющий успешно функционировать ряду исламских банков на современном этапе развития экономики.
Современная экономическая наука рассматривает ссудный процент как важнейший элемент денежно-кредитной политики, как цену заемных средств, или инвестиции, которые можно потратить на приобретение материальных капитальных благ (станки, оборудование и т.д.) и вернуть, отдав часть прибыли за их использование в будущем. Капитал трактуется как поток нового капитала, который появляется в данный момент на производстве. В силу вышеуказанного понимания содержания данных категорий при анализе рынка капитала имеют в виду рынок денежного капитала. При наличии определенных различий в трактовках сущности денежного обращения и ссудного процента между современными экономическими школами и направлениями (кейнси-анство, монетаризм и др.) следует отметить, что главной особенностью функционирования рынка денежного капитала признается необходимость сопоставления двух потоков - затрат и будущих доходов. При этом величина спроса на денежный капитал снижается с ростом ставки процента. В состоянии равновесия предельная производительность инвестируемого капитала равна предельной норме временных предпочтений, т.е. показателю того, что теряет предельный инвестор, отказываясь от немедленного ис-
пользования своих свободных средств. Таким образом, обеспечивается максимизация отдачи от инвестиций в масштабе общества - объем капиталовложений достигает значения, превышающего альтернативные издержки от их немедленного использования. Полезность доходов, получаемых в будущем, является меньшей, чем сегодняшняя, так как на текущие доходы в будущем можно получить проценты. Следовательно, необходимо пересчитать будущие поступления путем дисконтирования. При этом ставка дисконтирования равна предельной норме временных предпочтений потребителя. Таким образом, для каждого уровня ставки процента потребитель определяет максимизирующий его полезность уровень настоящего и будущего потребления. Различие между рынками капитала по периоду кредитования, степени риска, используемым инструментам отражается в различии уровня процентной ставки.
Как известно, классическая теория связывает спрос на деньги с реальным доходом, тогда как кейнсианская концепция в качестве основного фактора спроса на деньги называет ставку процента. При этом кейнсианская теория спроса на деньги, или теория предпочтения ликвидности, выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности: трансакционный, предосторожности и спекулятивный, основанный на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций.
В рамках исламской экономической модели временной фактор как особенность функционирования рынка денежного капитала не отрицается, но в то же время подчеркивается, что его нельзя рассматривать как источник ссудного процента. В частности, исследователи исламской экономики Х. Дар и Дж. Пресли отмечают: «Вся ... дискуссия о ростовщичестве в итоге переносится на наше отношение к временному фактору. Из оправдания процента, вполне буквально, вытекает, что «время - деньги». Коль скоро просто прошествие времени, как предполагается, автоматически меняет стоимость активов, денег и [степени получаемого] удовлетворения, отказ от
них на время (посредством отдачи в ссуду) автоматически оправдывает процент как компенсацию. Противники процента с этим не согласны. Поскольку ничто в будущем не является предопределенным, мы не должны действовать так, как будто предопределенность существует. Зависящие от конкретного результата контракты участия в прибыли и аренды позволяют в течение определенного срока получать положительную доходность и эксплуатировать полезные свойства товаров длительного пользования. Но они не предусматривают как данность, что прошествие времени само по себе обязательно производит что бы то ни было. Следовательно, не имеет под собой оснований попытка оправдывать дисконтирование через положительное временное предпочтение» [5]. Маль-Гари из Университета им. Короля Абдельазиза в Джидде (Саудовская Аравия), в свою очередь, отмечает, что «процентной ставке нет места в банковской деятельности, и временная ценность денег полностью игнорируется в ссудном деле. Кредит - акт сострадания, вознаграждение дающему обещано в загробной жизни. Верующие поощряются к тому, чтобы одалживать нуждающимся, не ожидая компенсации за временную стоимость денег. На самом деле, ислам обещает, что воздаяние за такие ссуды превзойдет воздаяние за благотворительность... Шариат признает стоимость денег во времени для контрактов купли-продажи, но не для кредитных операций... Компенсировать заимодавца деньгами с учетом временного фактора - нормально, но лишь пока его капитал используется для создания стоимости, равной или большей, чем та, которая компенсируется» [6].
В исламской экономической модели в качестве основного фактора, определяющего динамику сбережений домохозяйств и государства, рассматривается доход. Сторонники исламской модели миропорядка используют положения кейнсианской концепции для доказательства незначительной роли ставки процента при формировании объема сбережений, указывая, что мотивами последних выступают покупки дорогостоящих товаров; обеспечение от старости; стра-
хование о непредвиденных обстоятельств; обеспечение детей в будущем и т.д. В то же время динамика процентных ставок влияет на динамику инвестиций. Как известно, кейнсианская трактовка взаимосвязи нормы процента и инвестиций отличается от классической трактовки, согласно которой объем сбережений находится в прямой зависимости от процентной ставки. Рост сбережений при этом рассматривается как фактор, который в долгосрочном периоде приведет к увеличению объема инвестиций.
Сторонники исламской экономической модели акцентируют внимание не только на экономические факторы, действие которых порождает склонность к сбережению, но и на социальные факторы, в качестве которых они рассматривают благоразумие, скупость, престиж и др. Поскольку процентная ставка фиксируется относительно объема денежного капитала и должна задать степень их прироста за единицу времени, она не может служить мерилом вклада, при котором деньги как капитал вносят в производство конечного продукта. Кроме того, она прямо не связана и с величиной его стоимости, возникающей в результате взаимодействия всех факторов производства. Принцип распределения дохода, являющийся одним из важнейших элементов исламской экономической модели, гласит, что каждый из факторов производства должен получать вознаграждение в соответствие с характером вклада и его результатом. При постоянном значении объема вклада результат не характеризуется постоянством и его значение может существенно отклоняться от прогнозируемого уровня. Имманентный исламской доктрине принцип справедливости требует, чтобы вознаграждение владельца капитала соотносилось с его вкладом, следовательно, он может претендовать только на часть прибыли, размер которой будет определяться конкретными условиями сделки. Средняя доходность капитала в экономике в целом может рассматриваться как результат действия всех трансакций. Ее количественным выражением выступает естественная ставка процента, которая противостоит в данном контексте рыночной ставке, зависящей от действия спроса и пред-
ложения на денежном рынке. Естественная ставка процента, в свою очередь, зависит от прибыльности инвестиций.
В 2014 году Ассоциация российских банков выступила с инициативой принять закон «Об исламских финансах», который должен стать основой для развития исламского банкинга в Российской Федерации. В качестве ключевого инструмента реализации принципов исламского банкинга законопроект рассматривает инвестиционные (договоры) продукты, основанные на исламском контракте «мудараба», в соответствии с которым клиент передает свой капитал в управление кредитной организации на условиях разделения получаемой прибыли и принятия риска убытков в рамках вложенного капитала. Мудараба является классическим инвестиционным договором в Исламе и представляет собой аналог классических банковских депозитных продуктов. Использование подобного инструмента в деятельности коммерческих банков приведет к необходимости отдельного учета средств от осуществления исламских операций, организации отдельных дополнительных схем учета рисков и создания резервов, а также к созданию специализированных инвестиционных сче-
тов на базе банковских институтов без требования о возвратности и платности. В свою очередь, организация выпуска исламских облигаций («сукук») требует внесения изменений в российское законодательство по ценным бумагам, а участие банковских организаций в договорах аренды с последующим выкупом предполагает разрешение действующим по исламским принципам филиалам традиционных банков заниматься лизинговыми операциями.
Использованию потенциала альтернативных финансов препятствует отсутствие единых стандартов, 1Т-платформы и системы подготовки специалистов для данного сегмента банковской системы. Следует также признать, что существует низкая степень информированности населения о сущности исламских финансов и особенностях функционирования исламского банка.
Решение указанных проблем позволит, на наш взгляд, сформировать предпосылки для реализации потенциала исламских финансов, которые могут стать дополнительным источником инвестиционных расходов и фактором преодоления кризисных явлений в российской экономике.
ЛИТЕРАТУРА
1. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 : действующая редакция от 29.12.2014. URL: http://www.consultant.ru/popular/bank/ (дата обращения: 26.01.2015).
2. Цит по: Журавлев А. Ю. Теория и практика исламского банковского дела / А. Ю. Журавлев. - М. : Институт востоковедения, 2002. - С. 44.
3. См., например: Ислам: словарь атеиста / под ред. А. И. Зевельева. - М., 1988. - 254 с.; Энциклопедия Индонезии (от А до Я) (на рус. яз.). - М. : РАН и гр. компаний «Гео Спектрум», 1999.
4. Журавлев А. Ю. Ислам и экономика / А. Ю. Журавлев // НГ-Политэкономия. - 2000. - № 1 (42). - 18 января.
5. Dar H.A. and Presley J.R. Islamic Finance: A Western Perspective / H.A. Dar, J.R. Presley// International Journal of Islamic Financial Services. - Vol. 1. - №2 1. - April-June 1999. - Bhubneswar, India.
6. Elgari M.A. Times is Money. Personal Finance / M.A. Elgari. - Middle East, June 1998.
© Хадиуллина Г.Н., 2015 Статья получена: 18.02.2015