Научная статья на тему 'Исламские организации в Центральной Азии'

Исламские организации в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олкот Марта

«Второй шанс Центральной Азии», М., 2006 г., с. 357-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские организации в Центральной Азии»

Марта Олкот,

политолог

ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

1. Официальные организации

Духовное управление мусульман Средней Азии

и Казахстана (САДУМ)

Во время Второй мировой войны советское правительство заключило перемирие с духовенством Центральной Азии и сформировало Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана - центральный региональный орган, штаб-квартира которого в советское время располагалась в Ташкенте. Духовное управление представляло собой ядро официального ислама в послевоенный советский период. Его возглавлял муфтий, в обязанности которого входило управление регистрацией мечетей, назначение имамов, руководящих местными общинами и даже определение содержания проповедей и характера «правильного» толкования ислама на практике. Официальное исламское духовенство привлекли к сотрудничеству и заставили играть по правилам, установленным руководством Коммунистической партии. Однако некоторые жители Центральной Азии ухитрялись исповедовать иные формы ислама втайне и за пределами официального вероучения.

В 1992 г. САДУМ было децентрализовано, и в государствах Центральной Азии были созданы отдельные духовные управления с регулятивными функциями. Муфтии центральноазиатских стран, назначаемые государством, контролируют религиозную деятельность так же, как и в советские годы. Предоставив исламу большее пространство для действий, государство по-прежнему испытывает «коммунистическое» недоверие к религии и религиозным фанатикам и удерживает религиозную активность мусульман под строгим контролем через муфтиев. В Центрально-Азиатском регионе были официально зарегистрированы следующие муфтии:

Узбекистан: Ишан Бабахан бин Абдул Мажид-хан (19431957), его сын Зияуддин Бабахан (1952-1982), а затем его сын Шамсуддин-хан Бабахан (1982-1989). Шамсуддин был изгнан со

своего поста, в основном в результате давления со стороны исламской элиты Узбекистана, и заменен Мухаммад-Содык Мухаммад-Юсуфом (1989-1993). За ним пост муфтия занимали Мухтарьян Абдулло аль-Бухари (1993-1995) и Абдурашид Бахромов (с 1995 г.).

Казахстан: Ратбек-кази Нысанбайюлы (февраль 19902000 гг.), Абсаттар Дербисалиев (с 2000 г.).

Киргизия: Садыкджан Камалов (1990-1995), Кимсанбай-хаджи Абдрахманов (1995-2002), Муратали-хаджи Джуман-уулу (с августа 2002 г.).

Туркмения: Насрулла ибн Ибадулла (приговорен к 22 годам лишения свободы в январе 2002 г.), Какагельды Вепаев (с января 2002 г.; снят с поста в августе 2004 г.), Ровшен Аллабердыев (с августа 2004 г.).

Таджикистан: Хаджи Акбар Тураджонзода, Факхуло Ша-риф-зода (с декабря 1992 г.; убит в январе 1996 г.), Амонулло Не-мат-зода (с июня 1996 г.).

2. Неофициальные организации

Исламская партия возрождения (ИПВ)

ИПВ была основана в июне 1990 г. в Астрахани (Россия) в основном татарскими интеллигентами, которые стремились организовать мусульман, проживающих в Советском Союзе, для участия в кампании за введение шариата. Затем ИПВ создала независимые филиалы в центральноазиатских республиках; однако оказалось, что ей нелегко расширить свое влияние после распада СССР. Партия была на легальном положении только в Таджикистане и запрещена во всех остальных республиках Центральной Азии. Сообщалось, что таджикская ИПВ сотрудничает с правящим режимом, что значительно ослабило ее ядро.

«Адолат»

Эта исламистская военизированная группа, возглавляемая Тахиром Юлдашем, была организована в 1991 г. в узбекском городе Намангане в качестве альтернативы ИПВ. «Адолат» рассматривала ИПВ как марионеточную партию в руках узбекского правительства, не желающую требовать исламской революции.

«Адолат» финансировала и поддерживала деятельность многих мечетей и медресе, расположенных в Ферганской долине. Завоевав значительное влияние в Намангане и встревожив этим узбекские власти, в 1992 г. под давлением правительства она распалась, и некоторые члены ее руководства вынуждены были бежать в Таджикистан, Иран и Афганистан. Многие из тех, кто не успел бежать, были арестованы.

Исламское движение Узбекистана (ИДУ)

ИДУ было основано бывшим лидером организации «Адо-лат» Тахиром Юлдашем, на смену которому после ее подавления и заключения под стражу ее членов пришел Джума Намангани. Узбекские исламисты, бежавшие в Таджикистан, сражались вместе с Объединенной таджикской оппозицией. Джума Намангани - военный лидер ИДУ - в прошлом был адъютантом влиятельного таджикского полевого командира Мирзо Зиоева. В 1993 г. узбекские исламисты последовали за бежавшими членами таджикской оппозиции в Афганистан, где ИДУ было официально сформировано. ИДУ организовало базы в Северном Афганистане (в Кундузе), Узбекистане (в Ферганской долине), Таджикистане (в Тавилдаре, гористой местности в Каратегинской долине) и в южной части Киргизии. Летом 1999 г. боевики ИДУ предприняли вооруженное нападение из Каратегина, стремясь прорваться в Узбекистан через территорию Киргизии. Целью ИДУ было свергнуть узбекское правительство, «освободить» Ферганскую долину и образовать там исламское государство. После тяжелых и продолжительных боев с вооруженными силами Узбекистана и Киргизии боевики отошли в таджикские горы. В 2000 г. они вернулись и вторглись в Киргизию и Сурхандарьинскую область Узбекистана. По сообщениям информационных агентств, осенью 2000 г. большинство боевиков ИДУ переместились из Таджикистана в Афганистан, где ИДУ создало базы в районах, контролируемых талибами. ИДУ очень ослабло после того, как Соединенные Штаты сокрушили режим талибов в Афганистане; сообщалось, что остатки боевиков рассеялись по Ирану, Таджикистану и отдаленным районам Пакистана. Сообщалось также, что Тахир Юлдаш стремится возродить даже самые малочисленные из оставшихся отрядов боевиков и в настоящее время скрывается в Пакистане, в районах проживания

горных племен. По мнению некоторых западных дипломатов, в столице Таджикистана Душанбе с возрождением вооруженных отрядов ИДУ, которое Юлдаш сейчас пытается реформировать, эта группа может принять участие в террористических операциях, например, организовывать взрывы в городах, похищения, шантаж и вымогательство и даже вооруженные вторжения на территорию Туркмении.

«Хизб ат-Тахрир»

Организация «Хизб ат-Тахрир» (полное название - «Хизб ат-Тахрир аль-ислямий», т.е. «Исламская партия освобождения»), созданная в 50-х годах в Палестине, укоренилась в Центральной Азии примерно десять лет назад. В отличие от ИДУ «Хизб ат-Тахрир», которая тоже объявила джихад в Центральной Азии, стремится вновь объединить республики Центральной Азии и в конечном счете ненасильственным способом заменить правительства мусульманского мира исламским государством в форме халифата. Несмотря на то, что эта группа проповедует только мирные способы достижения своих целей, правительства республик Центральной Азии уже не раз принимали против нее весьма суровые меры. Узбекские власти подозревают, что эта группа могла стоять за террористическими актами в марте и июле 2004 г., в результате которых погибли люди. По имеющимся оценкам, около 5 тыс. членов «Хизб ат-Тахрир» находятся в узбекских тюрьмах. Другие центральноазиатские правительства также воспринимают эту партию как угрозу их светским конституциям и государственной безопасности. Аналитики предупреждают, что репрессии в отношении членов «Хизб ат-Тахрир» лишь делают ее более радикальной и угрожают посеять семена еще более устрашающего исламского экстремизма.

«Джамаат уль-Муджахеддин» (Центральной Азии)

Отдельная группа ИДУ, образовавшаяся после уничтожения лагерей ИДУ в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г. В то время как Тахир Юлдаш и другие руководители ИДУ объединились с международными бригадами «Аль-Каиды», эта группа по-прежнему ориентируется на террористические акты в Центральной Азии. Не следует путать этот «Джамаат» с «Джамаат

Таблих» - международной исламской миссионерской организацией, деятельность которой в Узбекистане правительство Каримова тоже пытается пресечь.

«Байат»

Подпольная исламская экстремистская группировка «Байат» (в переводе с арабского «завет») действует в Северном Таджикистане. В апреле 2005 г. двое ее членов были осуждены, и еще десять привлечены к суду в ходе национальной кампании по борьбе с экстремизмом. По данным Министерства внутренних дел Таджикистана, с 1991 г. «Байат» начала обучать молодежь в контролируемых ею мечетях в деревне Чоркух. Она также организовала шариатские суды. Во время гражданской войны 1992-1997 гг. члены «Байат» сражались на стороне исламской оппозиции. Позже они стали боевиками «Талибана» в Афганистане, где трое из них были арестованы военнослужащими США и находились под арестом на базе в Гуантанамо. Доктрина «Байат» предполагает борьбу со всеми немусульманскими организациями, а также с чересчур умеренными, по ее мнению, мусульманскими группировками. По сообщениям ИТАР-ТАСС, в 2003 г. они обезобразили и даже сожгли несколько мечетей в Согдийской области за то, что посещавшие их мусульмане были слишком близки к светским властям. Один из членов «Байат» Садулло Мадыеров недавно был приговорен к 24 годам лишения свободы за убийство в 2003 г. главы местной баптистской общины Сергея Бессараби. Спецслужбы Таджикистана полагают, что «Байат» была организована активистами ливийского движения «аль-Байат» и некоторых узбекских группировок.

«Второй шанс Центральной Азии», М., 2006 г., с. 357-361.

Д. Файзуллаев,

кандидат экономических наук

РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ

ПЕРЕГРУППИРОВКА СИЛ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Центральная Азия на протяжении двух последних десятилетий воспринимается как «пояс нестабильности». События, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.