Научная статья на тему 'Исламская цивилизация: взгляд изнутри (по мотивам произведений С. Кутба)'

Исламская цивилизация: взгляд изнутри (по мотивам произведений С. Кутба) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ / POLITICAL ISLAM / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / FUNDAMENTALISM / РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / МУСУЛЬМАНСКАЯ УММА / MUSLIM UMMAH / ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ISLAMIC CIVILIZATION / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ISLAMIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Андрей Сергеевич

В статье отражена концепция исламской цивилизации египетского ученого Сейида Кутба, ее фундаментальные звенья и взаимодействие разных этнических обществ, с целью объединения мусульманских государств для создания единой жизнеспособной цивилизации, а также глобализации цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC CIVILIZATION: A VIEW FROM THE INSIDE (BASED ON THE WORKS OF S.QUTB)

The article reflects the concept of Islamic civilization Egyptian academic Sayyid Qutb, its fundamental units and interaction with members of different ethnic communities, with the aim of uniting the Muslim States to create a single viable civilization, as well as the globalization of civilization.

Текст научной работы на тему «Исламская цивилизация: взгляд изнутри (по мотивам произведений С. Кутба)»

УДК 94(5):28

Иванов Андрей Сергеевич

Студент I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

e-mail: andreyivanov1997@bk.ru

ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. КУТБА)

Andrey S. Ivanov

The student of 1 course the faculty of history.

Perm State Humanitarian Pedagogical University, e-mail: andreyivanov1997@bk.ru

ISLAMIC CIVILIZATION: A VIEW FROM THE INSIDE

(BASED ON THE WORKS OF S. QUTB)

Аннотация. В статье отражена концепция исламской цивилизации египетского ученого - Сейида Кутба, ее фундаментальные звенья и взаимодействие разных этнических обществ, с целью объединения мусульманских государств для создания единой жизнеспособной цивилизации, а также глобализации цивилизации.

Ключевые слова: политический ислам, фундаментализм, радикализм, мусульманская умма, исламская цивилизация, исламизация.

Abstract. The article reflects the concept of Islamic civilization Egyptian academic Sayyid Qutb, its fundamental units and interaction with members of different ethnic communities, with the aim of uniting the Muslim States to create a single viable civilization, as well as the globalization of civilization.

Key words: political Islam, fundamentalism, radicalism, the Muslim Ummah, Islamic civilization, Islamization.

В последние годы мы все чаще слышим о политической и социально-экономической деятельности различного рода на Ближнем Востоке. Шумиха вокруг данного региона связана с идеей создания единого исламского государства, которую пытаются воплотить в жизнь небезызвестные организации, а также сами государства данного региона. Идеи создания исламской цивилизации отнюдь не новы, в пример можно привести различные халифаты, но последним из таких экспериментов, безусловно, была ОАР. В нашей работе мы рассмотрим теорию построения Исламской цивилизации Сейида Кутба и ее цементирующие понятия.

© Иванов А.С., 2016

Сейид Кутб является одним из основоположников партии «Братья-мусульмане», в связи с этим нельзя не обратить внимания на такое движение, как политический ислам.

«Политический ислам — это разнообразные движения, в той или иной форме выражающие устремления различных социальных групп в разных странах исламского мира. Этим движениям должна быть предоставлена возможность выразить свои взгляды, сформулировать программы, а также воплотить свои идеи на практике. При условии, что эти идеи не противоречат современным нормам международного сообщества» [1].

Другими словами, политический ислам - это конфессиональное идейно-политическое движение, направленное на реализацию глобального социально-политического проекта возрождения исламской цивилизации.

Следует добавить, что политический ислам сам по себе подразделяется на классический, традиционный, модернистский и радикальный [2].

Классические фундаменталисты, к которым относится и С. Кутб, стремятся очистить ислам, призывают к созданию идеального мусульманского общества.

Традиционалисты выступают за сохранение ислама таким, каким он сложился в период докапиталистических социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений.

Модернисты стремятся реформировать, приспособить мусульманскую догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие.

Современный радикальный исламизм, апеллируя к идеологическим ценностям Средних веков, использует технические достижения и финансовые механизмы современной цивилизации, т.е. глобализацию, для ее же уничтожения.

В работе «Вехи на пути Аллаха» С. Кутб развивает уникальную и неповторимую концепцию «истинного исламского общества» и теории построения исламской цивилизации как воплощения высшей власти Аллаха.

220

Данная работа является одним из интереснейших источников политического ислама и продолжает быть объектом для дискуссии в мусульманском мире.

Таким образом, цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать идею С. Кутба о цивилизации и попытаться дать политическую оценку идеям известного исламского политика.

Сейид Кутб родился в Египте в знатной, но обедневшей семье, получил хорошее образование. Работал в министерстве образования.

В 1949-1951 гг. получил опыт организации школьного образования в США. Там он увидел ужасающие западные обычаи. По возвращении С. Кутб начал свою политическую деятельность, выступая за обособление ислама от западных экспансионистов.

Был приговорен к смертной казни через повешение по обвинению в руководстве заговором с целью убийства президента Египта Насера и других высших должностных лиц. Приговор был приведен в исполнение.

Говоря о становлении цивилизации, С. Кутб сразу же дает понять, что построить цивилизацию можно только в том случае, если ислам воплотится в мусульманской Умме. Он говорит следующее: «Однако Ислам в состоянии выполнить свою роль лишь в том случае, если он воплотится в Джамаате, то есть если он воплотится в мусульманской Умме. Человечество, и особенно в наше время, не признает пустой идеологии, в которой оно не видит реального подтверждения ее истинности в повседневной жизни. Существование мусульманской Уммы считается завершенным уже много веков назад. Мусульманская Умма — это не земля, на которой когда-то существовал Ислам, и не народ, предки которого жили в одну из исторических эпох под сенью исламской системы. Мусульманская Умма — это общность людей, жизнь, идеология, положение, порядки, ценности и критерии, которые полностью вытекают из исламской системы, и эта Умма с такими признаками прекратила свое существование с тех пор, как исчезло правление по закону Аллаха со всей земли. Восстановление бытия этой Уммы совершенно необходимо для того, чтобы Ислам вновь стал играть свою долгожданную роль в руководстве человечеством» [3, с.4].

Таким образом, С. Кутб выдвигает в качестве первого звена становления цивилизации исламизацию.

Под исламизацией подразумевается объединение всех мусульман под знамя фундаментального течения ислама, вернувшись к изначальным законам, исповедуя единую религию без каких-либо ответвлений. Хотя ответвления ислама носят условный характер: официально никто ничего не делит, но везде есть свои нюансы, от которых, по мнению С. Кутба, следует отречься.

В своей работе С. Кутб утверждает, что изначальной целью ислама является объединение всех людей для упорядочения и регулирования жизни как мирской, так и жизни вселенской: «Призыв имел своей целью "покорность" (Ислам), то есть, покорность рабов господину рабов, увод их от поклонения рабам к поклонению Аллаху, и только Ему, освобождение их от власти рабов, от их владычества, законов, ценностей и традиций и переход их под власть Аллаха, под сень Его владычества и законов, Его и никого другого, по всем жизненным вопросам. С проповедью такого Ислама выступил Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подобно тому, как до него выступали благородные посланники (мир над ними). Он выступил с исламским призывом, с тем, чтобы возвратить людей под сень владычества Аллаха, как впрочем, и всю Вселенную, в окружении которой живут люди» [3, с. 21].

Следующим цементирующим звеном, как мы видим из работы С. Кутба, является просветительская деятельность, направленная на исламизацию других культур, дабы они стали частью одного целого. Говоря о просветительской деятельности, следующий тезис, который явно отличается от современных понятий исламизации: «Не война, но просвещение» [3, с. 28]. По глубокому убеждению С. Кутба, к агрессивным мерам следует обращаться в самую последнюю очередь. Что же касается тактики глобализации Ислама, то здесь автор считает, что нужно показать «истинное Божество», «истинную культуру» и «истинные ценности», важнее которых нет в этом мире, и, подразумевая, все

эти ценности люди сами придут к «истинному Богу» [3, с. 56].

222

Затем идет такой элемент, как следствие просветительской деятельности Исламской цивилизации, — это иное мировоззрение народов, подвергшихся исламизации. Исламизация подразумевает отказ просвещенных народов от их культуры, традиций и прошлых ценностей для вхождения в истинную культуру, дарующую духовность и стабильное существование

В конечном итоге, по мнению Кутба, Исламская цивилизация поглощает освобожденные от «ереси» культуры и они становятся частью жизнеспособной цивилизации, готовой противостоять всем тяготам мирской жизни благодаря подсказкам свыше.

Таким образом, С. Кутб выдвигает идею исламского универсализма:

1. Не война, но просвещение. В виде джихада мусульман.

2. Поглощение культур: под поглощением мы понимаем просветительскую деятельность ислама, направленную на отказ от джахилии.

3. Иное мировоззрение: отказ от прошлых культурных традиций, дабы принять «истинные традиции» «истинного общества».

4. Следование законам Шариата: то есть наш герой говорит о том, что общество с коллективными законами и многовластием, как и многобожием, не имеет право на жизнь: оно самоуничтожится со временем, по мнению С. Кутба, общество способно жить лишь под законами единого творца, трактуемых и изложенных пророками, через которых до людей дошли призывы Аллаха.

Вместе с тем С. Кутб доказывает, что только Исламская цивилизация в ее традиционной форме способна пережить все кризисы, он проводит аналогию с исторически сложившимся языческим миром: «Это — органическое общество, между членами которого существует взаимодействие, взаимодополняемость, координированность, преданность и органическое сотрудничество, что делает это общество способным к движению, сознательно или бессознательно, с целью сохранения своего бытия, с целью защиты и ликвидации элементов опасности, которые угрожают этому бытию. Такое общество, так или иначе, всегда находится под угрозой» [3, с. 23].

223

То есть наш герой говорит о том, что общество с коллективными законами и многовластием, как и многобожием не имеет права на жизнь: оно самоуничтожится со временем, в целом так оно в действительности и произошло. По мнению С. Кутба, общество способно жить лишь по законам единого творца, изложенным и трактуемым пророками, через которых до людей дошли призывы Аллаха.

Точка зрения автора действительно спорная, но наша задача заключается в том, чтобы показать, как видят свою цивилизацию сами мусульмане, только субъективный взгляд авторов, которые ведут свои исследования внутри самой цивилизации, помогут нам увидеть и познать цели и задачи Исламской цивилизации, ее структуру и ее видение своего прошлого и будущего.

Что же касается самой структуры общества, то здесь наш исследователь пишет следующее: «Теоретическая база, на которой зиждется и Ислам, на протяжении всей человеческой истории сводилась к свидетельству исповедания исламской веры: "нет божества, кроме Аллаха", только то есть, к выделению Аллаха, хвала Ему, в качестве божественного начала, источника владычества, опеки, власти и господства. Выделение Его в таком качестве должно происходить через убеждение в глубине души, через поклонение во время обрядов и соблюдение шариата в реальной жизни. Свидетельство, что "нет божества, кроме Аллаха", фактически существует и считается законно существующим в таком совершенном виде, который придает этой фразе подлинное, серьезное бытие, на основе которого уже делается заключение относительно того, кто произнес эту фразу, является он мусульманином или нет.

Смысл утверждения этой базы в теоретическом плане сводится к тому, что вся жизнь человечества принадлежит Аллаху и что люди ни по какому вопросу и ни по какому аспекту в этой жизни не действуют на основании собственного суждения. Они должны обратиться к Аллаху по этим вопросам, с тем, чтобы затем следовать Его суждениям. Суждения Аллаха они должны узнавать из одного источника, через который они поступают к ним, а именно -

у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это обстоятельство нашло свое отражение во второй половине шахады: "Свидетельствую, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - посланник Аллаха".

Такова теоретическая база, в которой воплощается Ислам и на которой он основывается. Эта база полностью формулирует закон жизни и претворяет его в реальность по всем вопросам жизни. Мусульманин, вооружившись этим законом, подходит к решению буквально всех вопросов личной и общественной жизни внутри исламского мира и за его пределами, в своих взаимоотношениях с мусульманским обществом и взаимоотношениях мусульманского общества с другими обществами иного вероисповедания» [3, с. 19].

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что структура общества в Исламской цивилизации зиждется на равноправии между населением и управленцами - лучшими людьми ислама, а возвышается над всеми людьми творец - Аллах, дарующий закон и пути жизненные. Исламская цивилизация - это общество, стремящееся к коллективизму, которое возвышается над другими цивилизациями за счет того, что истинный Бог подсказывает путь и вместе с тем, дает и право пути для всей цивилизации. Коран является источником всех правовых, социальных и духовных норм, исламское общество - общество саморегулируемое, но, к сожалению, и автор, безусловно, это учитывает, общество не может прийти к этому спонтанно, оно должно прийти к этому само. Этот процесс может занять столетия и тысячелетия.

Согласно статистике, мусульман в мире примерно 18 %, равно как и христиан, только вот число их, в отличие от христиан, неуклонно растет. Это связано, прежде всего, с социально-экономическими условиями, в которых живет современная Исламская цивилизация.

В работе С. Кутба мы видим следующее заявление: «Ислам, устремляясь к миру, не имеет в виду тот дешевый мир, суть которого сводится лишь к тому, чтобы обезопасить территорию, на которой проживает население, воспринявшее

исламское вероучение. Ислам желает такого мира, под сенью которого вся религия полностью бы принадлежала Аллаху, то есть, чтобы люди, все люди под сенью этого мира поклонялись Аллаху, и чтобы в этих условиях люди не брали из своей среды других людей в качестве господ, помимо Аллаха» [3, с. 25].

В действительности же мы видим, что мусульманское общество не готово к переходу под знамя единого ислама, но и отвергать концепцию Кутба, на наш взгляд, тоже не стоит, так как ислам еще не выбрал свой путь развития. Мы видим лишь ортодоксальные попытки изменить что-то внутри Ближнего Востока. Но, как правило, эти попытки являются утопическими или террористическими, в виде социально-экономических проектов. Как социально-экономические такие проекты не смогут реализоваться по причине разногласий в исламском мире и негативной оценки более развитого Запада.

Говорить о том, что ислам является пассионарной религией, на наш взгляд, пока рано: безусловно, к этому есть определенные тенденции, но сам раскол в мусульманском мире не дает нам права так говорить. Если смотреть на проблему с другой стороны, то действительно, ислам имеет наибольшую силу в данном мире и число следующих религии приверженцев, об этом говорят наглядные факты: беженцы в Европе, переход из других религий в ислам и т.д.

Таким образом, мы раскрыли теорию становления единой для ислама цивилизации. В действительности, это поистине уникальная теория для ислама, ведь ее автор — единственный, кто решил разделить религию и политику, сделав религию политическим орудием, что, безусловно, вызывает критику у некоторых мусульманских деятелей.

Сама идея единой исламской цивилизации, на первый взгляд, является

абсурдной в связи с нынешним геополитическим положением, а также

абсурдным является отделение ислама и политики, но если углубиться

в нынешнее состояние Ближнего Востока, то такой путь является более

226

благополучным для самого исламского мира. Как правило, исламский мир ассоциируется с унификацией многообразия единства, но иногда стоит отделять одно от другого, чтобы не возникали переплетающиеся недопонимания.

Все дело, пожалуй, в том, что современный ислам не может найти пути к прогрессу внутри себя, мы не говорим о том, что данная идеология себя исчерпала, ведь она поистине безгранична и разнообразна. Тот путь, по которому идет исламская цивилизация, ведет ее к разрушению исконных ценностей.

Идея Сейида Кутба - это возвращение к корням мусульманского общества для дальнейшей универсальной глобализации и распространения того мира, той идеологии, которые на его взгляд являются наиболее благополучными для человечества. Он желал ввести моральные и культурные ценности, которые все в той же западной цивилизации, а также в исламской были частично разрушены.

Говоря о мотивах С. Кутба, стоит сказать, что в его идеях не было агрессивных начал, он не хотел критиковать джахилийские взгляды и представления, а хотел ознакомить мир с революционной программой, дабы сломать сложившуюся систему взаимоотношений в существующем исламском мире. В своей работе он показал мирный путь развития ислама, цивилизацию, которая была бы открыта миру, цивилизацию с ее уникальными культурными традициями и бесценными взглядами на состояние мира.

Список литературы

1. Грэхем Ф. Будущее политического ислама [Электронный ресурс] // Отечественны записки 2003. № 5. URL: http://www.strana-oz.rU/2003/5/budushchee-politicheskogo-islama (дата обращения: 27.05.2016).

2. Малашенко А.В. Два мнения. Исламизм на все времена // Свободная мысль -XXI век. 2004. № 12.

3. Кутб С. Вехи на пути Аллаха. М., 1964.

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.